СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по специальности: 38.02.01 "Менеджмент" , ОП.03

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплине "Менеджмент" по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отрослям)". Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, третьего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по специальности: 38.02.01 "Менеджмент" , ОП.03»

Министерство образования Нижегородской области



Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

















РАБОЧАЯ Программа учебной дисциплины


ОП.03 Менеджмент


для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»












Нижний Новгород

2012 г.


ОДОБРЕНА

ПЦК ОГСЭД

Протокол №______от «___»________2012г.

Председатель ПЦК

____________________ Н.С.Балашов

Заместитель директора

по УР__________________ Г.Н.Малкина


Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»




Разработчик М К Дорогова, преподаватель ГБОУ СПО «НАМТ»,


Рецензенты:______________________










СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Менеджмент»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:

обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;

способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;

способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

анализировать организационные структуры управления;

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

применять эффективные решения, используя систему методов управления;

учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

методы планирования и организации работы подразделения;

принципы построения организационной структуры управления;

основы мотивационной политики организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

систему методов управления;

методику принятия решений;

стили управления, коммуникации, делового общения.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на:

глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодическим изданиям, итогом которой является написание рефератов или выступление с докладами на практических занятиях, научных семинарах и конференциях;

изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка 60 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка - 40 часов;

самостоятельная работа - 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


практические занятия

20

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента


6


Тема 1.1. Понятие менеджмента

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

1

1

Тема 1.2. История развития менеджмента.

Школа научного управления.

Административная (классическая) школа.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

Наука управления или количественный подход.

1

1

Тема 1.3. Сущность, характерные черты современного менеджмента

Современные подходы в менеджменте.

Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта.

Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.

2

1


Практические занятия: Сравнение моделей менеджмента.

2

2

Раздел 2. Организация как система управления


6



Тема 2.1. Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации.

Понятие «Организация». Классификация организаций. Законы организации. Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и внешняя среда Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, действующие на международных рынках

2

1


.Практические занятия: Влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации. Составление организационной структуры управления.

4

1

Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике


10


Тема 3.1. Цикл менеджмента

Характеристика составляющих цикла менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

1

1

Тема 3.2 Планирование и организация.

Виды планирования, его методы. Разновидности планов. Делегирование полномочий и ответственности.

1

1

Тема 3.2. Мотивация и контроль

Содержательные и процессуальные теории мотивации. Поведенческие аспекты контроля.

Характеристики эффективного контроля

2

1


Практические занятия: Упражнения по делегированию полномочий. Мотивация возможностей студента. Составление план-схемы проведения контроля.

6

2

Раздел 4. Методы и стили менеджмента


4


Тема 4.1. Система методов управления.

Понятие методов управления.

Группы методов управления.

Управление и типы характеров.

1

1

Тема 4.2. Стили управления

Стили управления и факторы его формирования.

Классификация стилей управления.

Виды и совместимость стилей.

1

1


Практическое занятие: Определение стиля управления по заданной ситуации

2

2

Раздел 5. Коммуникации и деловое общение


4


Тема 5.1. Коммуникативность и общение в сфере управления.

Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации

1

1

Тема 5.2. Деловое общение.

Деловое общение, его характеристика. Виды и формы делового общения. Этапы и фазы делового общения

1

1


Практические занятия: Составление плана публичного выступления по теме

2

2

Раздел 6. Процесс принятия и реализации управленческих решений


2


Тема 6.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Сущность процесса принятия решений. Типы решений. Классификация решений. Требования, предъявляемые к решениям. Платежная матрица. Дерево решений

1

1

Тема 6.2. Этапы рационального решения проблем.

Диагностика проблемы. Определение альтернатив. Методы оптимизации решений.

1

1

Раздел 7. Управление конфликтами и стрессами


4


Тема 7.1 Сущность и классификация конфликтов.

Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов.

1

2

Тема 7.2 Природа и причины стресса.

Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса..

1

2


Практические занятия: Решение заданной конфликтной ситуации..

2

2

Раздел 8. Руководство: власть и партнерство


4


Тема 8.1 Лидерство, руководство и власть

Власть и влияние. Виды власти. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть.

1

2

Тема 8.2 Стиль руководства.

Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.

1

2


Практические занятия: Имидж менеджмента

2

2


Самостоятельная работа: ответы на контрольные вопросы, подготовка дополнительного материала по темам, учебно-исследовательская деятельность, систематическая проработка конспектов.

20



Всего

60




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);

  1. 3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
  2. 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения.


  1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ССУЗов - М.: Магистр, 2009.- 285 с.

2. Бухалков, М.И. Управление персоналом. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2008.- 400 с.- (Высшее образование).

3. Полукарлов В.Л. Основы менеджмента – Вильямс 2007 -244 с.

4. Друкер, Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильямс, 2007.- 272 с.

5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х. и др.. - Пер. с англ. - Вильямс, 2007.- 672 с.

6. Стивен П. Роббинс, Мэри Коултер Менеджмент Вильямс, 2007–1056 с.

7. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник / Переверзев М.П. и др. - М.: Инфра-М, 2006.- 288 с.- (Высшее образование)

8. Менеджмент: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Максимцова М.М., Комарова М.А.. - 3-изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 320 с.

9. Управление персоналом организации – под ред. Кабанова А.Я. - Вильямс, 2005.-638 с.

10. Алексеевский, В.С. Введение в специальность ""Менеджмент организации"": Учеб. пособие для ВУЗов / Алексеевский В.С., Коротков Э.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

11. Пудич, В.С. Введение в специальность менеджмент: Учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 319 с.

12. Веснин, В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие - М.: Проспект, 2003.- 176 с.

13. Лапидус, В.А. Менеджмент ошибок (имеют ли люди право на ошибку). - 2 - е изд., доп. - Нижний Новгород: Приоритет, 2002.- 91 с."

14. Уткин, Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, 2001.- 431 с.

15. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ССУЗов - М.: Элит, 2001.- 440 с.

16. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2001.- 501 с.

17. Уорд, Майкл 50 методик менеджмента: Перевод с англ. - М.: Финансы и статистика, 2003.

18. Гладков, И.С. Менеджмент:Учеб.пособие - М.:Дашков и К, 2003.-312 с.

19. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент - М.: Финансы и статистика, 2001.- 768 с.

20. Кастров, А.В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2001.- 336 с."

21. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие - М.: Инфра-М, 2000.- 216 с.- (Высшее образование)

22. Долгоруков, А.М. Менеджмент - мифы и реальность. Рабочая тетрадь - М.: Профобразование, 2000.- 70 с.

23. Менеджмент / Авт.-сост. Казначевская Г.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 352 с.- (Учебники XXI века).

24. Грибов, В.Д. Менеджмент в малом бизнесе - М.: Финансы и статистика, 2000.- 128 с.

25. Русинов, Ф.М. Менеджмент: Учебник для ВУЗов - М.: ФБК пресс, 1999.- 504 с.

26. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании). - [пер. с англ.] - М.: Инфра-М, 1996.- 288 с.- (Менеджмент)

27. Молл, Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 1999.- 160 с.

Дополнительные источники:


28. Гроув, Э.С. Высокоэффективный менеджмент. - [пер. с англ.] - М.: Филинъ, 1996.- 280 с.- (Бизнес: просто о сложном)

29. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е издание - Минск: Новое знание, 2000.- 336 с.

30. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Авт.-сост. Андреев А.Ф. и др. - М.: Юрайт, 1999.- 295 с.

31.Андреев, Н.В. Основы менеджмента для технических специальностей нефтегазовых ВУЗов - М.: Юрайт, 1999.- 295 с.

32. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ВУЗов / Авт.-сост. Зайцева О.А. и др. - М.: Центр, 1998.- 432 с.: ил.

33. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ВУЗов / Авт.-сост. Зайцева О.А. и др. - М.: Центр, 1998.- 432 с.: ил.

34.Веснин, В.Р. Основы менеджмента.-2-е издание-М.:Триада,1997-384 с.

35. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - СПб: Министерство, 1997.- 192 с.: ил.


  1. 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

анализировать организационные структуры управления;

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

применять эффективные решения, используя систему методов управления;

учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

Знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента , историю его развития;

методы планирования и организации работы подразделения;

принципы построения организационной структуры управления;

основы формирования мотивационной политики организации;

особенности менеджмента в

области профессиональной деятельности (по отраслям) ;

внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

систему методов управления;

методику принятия решений;

стили управления, коммуникации, принципы делового общения.



Текущий контроль в виде опроса, экспертной оценки и экспертного наблюдения за выполнением практической работы, тестирование.

Контрольная работа.

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета




12