Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ Программа учебной дисциплины
ОП.03 Менеджмент
для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
Нижний Новгород
2012 г.
ОДОБРЕНА ПЦК ОГСЭД Протокол №______от «___»________2012г. Председатель ПЦК ____________________ Н.С.Балашов Заместитель директора по УР__________________ Г.Н.Малкина | Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» |
| |
Разработчик М К Дорогова, преподаватель ГБОУ СПО «НАМТ», Рецензенты:______________________ |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 10 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Менеджмент»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;
способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
анализировать организационные структуры управления;
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
применять эффективные решения, используя систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента (по отраслям).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы построения организационной структуры управления;
основы мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления, коммуникации, делового общения.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на:
глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодическим изданиям, итогом которой является написание рефератов или выступление с докладами на практических занятиях, научных семинарах и конференциях;
изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка 60 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 40 часов;
самостоятельная работа - 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента | | 6 | |
Тема 1.1. Понятие менеджмента | Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. | 1 | 1 |
Тема 1.2. История развития менеджмента. | Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Наука управления или количественный подход. | 1 | 1 |
Тема 1.3. Сущность, характерные черты современного менеджмента | Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки. | 2 | 1 |
| Практические занятия: Сравнение моделей менеджмента. | 2 | 2 |
Раздел 2. Организация как система управления | | 6 | |
Тема 2.1. Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации. | Понятие «Организация». Классификация организаций. Законы организации. Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и внешняя среда Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, действующие на международных рынках | 2 | 1 |
| .Практические занятия: Влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации. Составление организационной структуры управления. | 4 | 1 |
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике | | 10 | |
Тема 3.1. Цикл менеджмента | Характеристика составляющих цикла менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. | 1 | 1 |
Тема 3.2 Планирование и организация. | Виды планирования, его методы. Разновидности планов. Делегирование полномочий и ответственности. | 1 | 1 |
Тема 3.2. Мотивация и контроль | Содержательные и процессуальные теории мотивации. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля | 2 | 1 |
| Практические занятия: Упражнения по делегированию полномочий. Мотивация возможностей студента. Составление план-схемы проведения контроля. | 6 | 2 |
Раздел 4. Методы и стили менеджмента | | 4 | |
Тема 4.1. Система методов управления. | Понятие методов управления. Группы методов управления. Управление и типы характеров. | 1 | 1 |
Тема 4.2. Стили управления | Стили управления и факторы его формирования. Классификация стилей управления. Виды и совместимость стилей. | 1 | 1 |
| Практическое занятие: Определение стиля управления по заданной ситуации | 2 | 2 |
Раздел 5. Коммуникации и деловое общение | | 4 | |
Тема 5.1. Коммуникативность и общение в сфере управления. | Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации | 1 | 1 |
Тема 5.2. Деловое общение. | Деловое общение, его характеристика. Виды и формы делового общения. Этапы и фазы делового общения | 1 | 1 |
| Практические занятия: Составление плана публичного выступления по теме | 2 | 2 |
Раздел 6. Процесс принятия и реализации управленческих решений | | 2 | |
Тема 6.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. | Сущность процесса принятия решений. Типы решений. Классификация решений. Требования, предъявляемые к решениям. Платежная матрица. Дерево решений | 1 | 1 |
Тема 6.2. Этапы рационального решения проблем. | Диагностика проблемы. Определение альтернатив. Методы оптимизации решений. | 1 | 1 |
Раздел 7. Управление конфликтами и стрессами | | 4 | |
Тема 7.1 Сущность и классификация конфликтов. | Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. | 1 | 2 |
Тема 7.2 Природа и причины стресса. | Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса.. | 1 | 2 |
| Практические занятия: Решение заданной конфликтной ситуации.. | 2 | 2 |
Раздел 8. Руководство: власть и партнерство | | 4 | |
Тема 8.1 Лидерство, руководство и власть | Власть и влияние. Виды власти. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. | 1 | 2 |
Тема 8.2 Стиль руководства. | Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. | 1 | 2 |
| Практические занятия: Имидж менеджмента | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: ответы на контрольные вопросы, подготовка дополнительного материала по темам, учебно-исследовательская деятельность, систематическая проработка конспектов. | 20 | |
| Всего | 60 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
- 3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
- 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения.
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ССУЗов - М.: Магистр, 2009.- 285 с.
2. Бухалков, М.И. Управление персоналом. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2008.- 400 с.- (Высшее образование).
3. Полукарлов В.Л. Основы менеджмента – Вильямс 2007 -244 с.
4. Друкер, Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильямс, 2007.- 272 с.
5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х. и др.. - Пер. с англ. - Вильямс, 2007.- 672 с.
6. Стивен П. Роббинс, Мэри Коултер Менеджмент Вильямс, 2007–1056 с.
7. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник / Переверзев М.П. и др. - М.: Инфра-М, 2006.- 288 с.- (Высшее образование)
8. Менеджмент: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Максимцова М.М., Комарова М.А.. - 3-изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 320 с.
9. Управление персоналом организации – под ред. Кабанова А.Я. - Вильямс, 2005.-638 с.
10. Алексеевский, В.С. Введение в специальность ""Менеджмент организации"": Учеб. пособие для ВУЗов / Алексеевский В.С., Коротков Э.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
11. Пудич, В.С. Введение в специальность менеджмент: Учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 319 с.
12. Веснин, В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие - М.: Проспект, 2003.- 176 с.
13. Лапидус, В.А. Менеджмент ошибок (имеют ли люди право на ошибку). - 2 - е изд., доп. - Нижний Новгород: Приоритет, 2002.- 91 с."
14. Уткин, Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, 2001.- 431 с.
15. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ССУЗов - М.: Элит, 2001.- 440 с.
16. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2001.- 501 с.
17. Уорд, Майкл 50 методик менеджмента: Перевод с англ. - М.: Финансы и статистика, 2003.
18. Гладков, И.С. Менеджмент:Учеб.пособие - М.:Дашков и К, 2003.-312 с.
19. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент - М.: Финансы и статистика, 2001.- 768 с.
20. Кастров, А.В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2001.- 336 с."
21. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие - М.: Инфра-М, 2000.- 216 с.- (Высшее образование)
22. Долгоруков, А.М. Менеджмент - мифы и реальность. Рабочая тетрадь - М.: Профобразование, 2000.- 70 с.
23. Менеджмент / Авт.-сост. Казначевская Г.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 352 с.- (Учебники XXI века).
24. Грибов, В.Д. Менеджмент в малом бизнесе - М.: Финансы и статистика, 2000.- 128 с.
25. Русинов, Ф.М. Менеджмент: Учебник для ВУЗов - М.: ФБК пресс, 1999.- 504 с.
26. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании). - [пер. с англ.] - М.: Инфра-М, 1996.- 288 с.- (Менеджмент)
27. Молл, Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 1999.- 160 с.
Дополнительные источники:
28. Гроув, Э.С. Высокоэффективный менеджмент. - [пер. с англ.] - М.: Филинъ, 1996.- 280 с.- (Бизнес: просто о сложном)
29. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е издание - Минск: Новое знание, 2000.- 336 с.
30. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Авт.-сост. Андреев А.Ф. и др. - М.: Юрайт, 1999.- 295 с.
31.Андреев, Н.В. Основы менеджмента для технических специальностей нефтегазовых ВУЗов - М.: Юрайт, 1999.- 295 с.
32. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ВУЗов / Авт.-сост. Зайцева О.А. и др. - М.: Центр, 1998.- 432 с.: ил.
33. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ВУЗов / Авт.-сост. Зайцева О.А. и др. - М.: Центр, 1998.- 432 с.: ил.
34.Веснин, В.Р. Основы менеджмента.-2-е издание-М.:Триада,1997-384 с.
35. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - СПб: Министерство, 1997.- 192 с.: ил.
- 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; анализировать организационные структуры управления; проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; применять эффективные решения, используя систему методов управления; учитывать особенности менеджмента (по отраслям). Знать: сущность и характерные черты современного менеджмента , историю его развития; методы планирования и организации работы подразделения; принципы построения организационной структуры управления; основы формирования мотивационной политики организации; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям) ; внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента; процесс принятия и реализации управленческих решений; функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; систему методов управления; методику принятия решений; стили управления, коммуникации, принципы делового общения. | Текущий контроль в виде опроса, экспертной оценки и экспертного наблюдения за выполнением практической работы, тестирование. Контрольная работа. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
12