муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Калитвенская СОШ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
начальное общее образование 3 класс
Количество часов 35 ч
Учитель: Недвига Елена Владимировна
2016 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009г, « Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. (Стандарты второго поколения)» / Издательство Просвещение/, 2011г
Планируемых результатов начального общего образования,
(Стандарты второго поколения) / Издательство Просвещение/, 2011г
Программы общеобразовательных учреждений
Технология: программа 1-4 классы /Н.М.Конышева/
Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011
Основная цель изучения
Углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннее развитие личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение курса способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Основные задачи программы
1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.
3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).
4. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.
5. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения технологии в 3 классе отводится 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов из расчёта 1 час в неделю (35 учебных недель).
Содержание учебного предмета 3 класс
Компьютерные технологии на службе человека
Знакомство с компьютером, работа с информацией, компьютерное письмо.
Формы и образы природы – образец для мастера
Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира. Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи (18 часов)
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передача характера и настроения в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Новые приёмы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приёмы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани. Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей
Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
Планируемые результаты по технологии 3 класс
Обучающиеся будут знать:
- о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
- о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);
- об общих правилах создания предметов рукотворного мира: о соответствии изделия обстановке, удобстве в использовании, эстетической выразительности;
- наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
- правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;
- о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
- о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
- о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;
- об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.
Обучающиеся могут знать:
- о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
- об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
- о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации природных форм в вещах;
- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.
Обучающиеся будут уметь:
- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
- решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
- соблюдать безопасные приёмы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;
выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
- изготавливать изделия из различных пластических материалов;
использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей.
Обучающиеся могут уметь:
- осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учётом некоторых требований и законов механики.
Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс
№ | Тема урока, изделия, страницы учебника и рабочей тетради | Кол-во ч | Дата прове дения | Дата пере носа |
Формы и образы природы – образец для мастера | 11ч | |
1. | Вводный урок. Компьютерные технологии на службе человека. | 1 | 05.09 | |
2. | Образы природы в оригами. Изделия: фигурки курицы, голубя. | 1 | 12.09 | |
3 | Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате. | 1 | 19.09 | |
4 | Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе. | 1 | 26.09 | |
5 | Образы природы в коллаже (из ткани или бумаги). Композиция на плоскости в технике «коллаж». | 1 | 03.10 | |
6 | Отражение природных форм в изделиях человека. Технология изготовления помпона из ниток. | 1 | 10.10 | |
7 | Лепка животных по наблюдениям. | 1 | 17.10 | |
8 | Формы природы в бытовых вещах. Лепка. | 1 | 24.10 | |
9 | Мини-проект: проектирование бытовых (декоративно-прикладных) изделий на основе стилизации природных форм. | 1 | 07.11 | |
10 11 | Образы природы в изделиях из бисера. Цветы и другие изделия из бисера. Цветы и другие изделия из бисера. Работа на компьютере. | 1 1 | 14.11 21.11 | |
Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия | 7ч | |
12 | Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Открытка с окошком. | 1 | 28.11 | |
13 | Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Фигурная открытка. | 1 | 05.12 | |
14 | Построение прямоугольника с помощью угольника. Упаковка для подарка «Домик». | 1 | 12.12 | |
15. | Мини-проект: проектирование упаковки для определенного предмета. | 1 | 19.12 | |
16. | Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка из бумаги. | 1 | 26.12 | |
17 | Разметка деталей с помощью циркуля. Фонарик из кругов. | 1 | 09.01 | |
18. | Разметка деталей с помощью циркуля. Звезда на новогоднюю ёлку. | 1 | 16.01 | |
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля | 10ч | |
19 | Стиль и основные качества бытовых вещей. Кухонная прихватка. | 1 | 23.01 | |
20 | Кухонная прихватка. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани. | 1 | 30.01 | |
21 | Кухонная прихватка. Сборка изделия. . | 1 | 06.02 | |
22 | Кухонная прихватка. Отделка изделия. | 1 | 13.02 | |
23 | Стилевое единство предметов. Мини-проект: проектирование комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник). | 1 | 20.02 | |
24 | Обложка для книги (ткань). Изготовление выкройки. Разметка и раскрой ткани. | 1 | 27.02 | |
25 | Обложка для книги (ткань). Сшивание изделия. | 1 | 06.03 | |
26 | Обложка для книги (ткань). Обработка края изделия. | 1 | 13.03 | |
27 | Стебельчатый шов. Монограмма. | 1 | 20.03 | |
28 | Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт. Записная книжка в мягкой обложке. | 1 | 03.04 | |
От мира природы – к миру вещей | 7ч | |
29 | Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки. | 1 | 10.04 | |
30 | Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Мини-проект: творческое конструирование. | 1 | 17.04 | |
31 32 | Конструирование из разных материалов. Модель ракеты. Конструирование из разных материалов. Модель ракеты. | 1 1 | 24.04 08.05 | |
33 34 35 | Проектные работы. Проектные работы. Проектные работы | 1 1 1 | 15.05 22.05 29.05 | |
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
1. Конышева Н.М. Технология: Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений./ Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
2. Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М. Конышева. 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. Учебник соответствует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки РФ
3. Конышева Н.М. Технология: Рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Н.М. Конышева. 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014