Рабочая программа по предмету «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным),авторской программе Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология» 1-4 классы, - М. : Просвещение, 2014г. (УМК «Школа России»), с учетом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Технология» относится к области «Технология» и на его изучение в 1 классе отводится 33 часа (33 учебных недели), из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии в 1 классе является:
-воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии в 1 классе является:
-освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества.
Предметными результатами изучения технологии в 1 классе является :
-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
-о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
-усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
-приобретение навыков самообслуживания;
-овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
-усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Обучающийся научится:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей)и описывать их особенности
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в практической деятельности;
-планировать и выполнять практическое задание с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.;
-применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными: ( линейка, угольник),режущими( ножницы) и колющимися( игла).
-распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
-ставлять словесный план собственной трудовой деятельности;
-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
-изготавливать изделия из доступны-х материалов (цветной , писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
-соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
-создавать модели несложных объектов из природных материалов;
-осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами;
-понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути её реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт
( изделия, комплексные работы, социальные услуги)..
Содержание курса
В 1 классе темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,разрыва). Чтение условных графических изображений,чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Учебные часы распределены следующим образом:
№ п/п | Содержание программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Природная мастерская | 7ч | 7ч |
2 | Пластилиновая мастерская | 4ч | 4ч |
3 | Бумажная мастерская | 16ч | 16ч |
4 | Текстильная мастерская | 6ч | 6ч |
| Итого: | 33ч | 33ч |
Количество часов по авторской программе соответствует количеству часов в рабочей программе
Согласно САНПиН 2.4.2.2821 -10 (п.10.10) в 1классе в сентябре – октябре проводятся
3 урока в день по 35 минут. Включение адаптационного периода в 1 классе — уроки, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
Поэтому, с целью выполнения учебного плана уроки технологии проводятся с 1 сентября по 31 октября в интегрированной форме.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | |
План | Факт | |
1. | Природная мастерская – 7ч. | |
Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села.Урок-игра. интегрированный с литературным чтением | 07.09 | | |
2. | Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. Урок-игра, интегрированный с литературным чтением | 14.09 | | |
3. | Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. Урок-игра, интегрированный с литературным чтением | 21.09 | | |
4. | Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Урок-игра, интегрированный с литературным чтением | 28.09 | | |
5. | Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Урок-игра, интегрированный с литературным чтением | 05.10 | | |
6. | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Урок-игра, интегрированный с литературным чтением | 19.10 | | |
7. | Природные материалы. Как их соединить? Проверим себя по разделу "Природная мастерская Урок-игра, интегрированный с литературным чтением | 26.10 | | |
| Пластилиновая мастерская -4ч. | |
8. | Материалы для лепки. Что может пластилин. | | |
9. | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | | |
10. | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | | |
11. | Проект "Аквариум" Проверим себя по разделу "Пластилиновая мастерская". | | |
Бумажнаяая мастерская – 16ч. |
12. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | | |
13. | Проект "Скоро Новый год!" | | |
14. | Бумага. Какие у неё секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? | | |
15. | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | | |
16. | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | | |
17. | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | | | |
18. | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | | |
19. | Ножницы. Что ты о них знаешь? | | |
20. | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? | | |
21. | Шаблон. Для чего он нужен? | | |
22 | Шаблон. Для чего он нужен? | | |
23. | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | | | |
24. | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | | | |
25. | Весна. Какие краски у весны? | | |
26. | Настроение весны. Что такое колорит? | | |
27. | Праздник весны и традиции. Какие они? Проверим себя по разделу "Бумажная мастерская". | | |
Текстильная мастерская – 6ч. |
28. | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | | |
29. | Игла - труженица. Что умеет игла? | | |
30. | Вышивка. Для чего она нужна? | | |
31. | Прямая строчка перевивы. Для чего они нужны?Проверим себя по разделу «Текстильная мастерская» | | |
32. | Прямая строчка перевивы. Для чего они нужны? | | |
33. | Что узнали,чему научились? | | |
Приложение
Критерии оценивания
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются: качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом; степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя); уровень творческой деятельности (репродуктивный,
продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Контроль и учёт достижений обучающихся в 1классе ведётся по безотметочной системе и направлено на диагностирование образовательного результата освоения программы. Контрольные работы не предусмотрены.
Список используемой литературы
1. Рабочая программа « Технология» Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. и др. «Технология.1 – 4 классы» ( УМК «Школа России»)
2. Пособие для учителей общеобразовательных организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. и др. «Технология.1 – 4 классы» ( УМК «Школа России»)
Учебные пособия для учащихся: Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. - М.: Просвещение, 2014.
Коллекции электронных образовательных ресурсов:
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
3. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
4. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
5. Школьный портал http://www.portalschool.ru
6. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
7.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
8. Учительская газета www.ug.ru
9. Журнал «Начальная школа» www.open.worldschool.ru
10. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru
11. Сеть творческих учителей www.it-n.ru