СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии (II вариан т- девочки) для 5-7-х классов при двух уроках в неделю (70 часов в год). По учебнику В.Д. Симоненко "М.:Вентана-Граф". Уровень изучения предмета - базовый.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

протокол №____от_________

Председатель МО

_________Иванова Т.А.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по координации

учебных программ и проектов

__________ Е.С.Хандогина

« 01 » сентября 2017г

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ Школа №1125

_________И.М. Савин

«01» сентября 2017г




Примерная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

(Технологии ведения дома)

в 5,6,7 классах

при 2 уроках в неделю (70 уроков в год)

по учебнику В.Д. Симоненко

«М.: Вентана-Граф»





Уровень изучения предмета: базовый


Учитель: Ильичева В.В.

















2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2007 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна­ния из математики, физики, химии и биологии и показываю­щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека.

Изучение интегративной образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т. е. наиболее распространен­ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор­ческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.



Цель учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — под­готовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I.. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (налад­ка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.




Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучающихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучающимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендует­ся применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обуча­ющийся выполняет 4 проекта (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная ра­бота, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей се­мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес­кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст­рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу­ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.


Охрана здоровья учащихся


На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологиче­ских процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе обучающихся с тепло­выми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользова­ние нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюде­ние учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучающимися правил сани­тарии и гигиены.

Обучающихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудо­ванием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельно­сти. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про­цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучаю­щихся культуру труда и делового общения.


Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» — обеспечить усвоение ими основ политехни­ческих знаний и умений по элементам техники, технологий, матери­аловедения, информационных технологий в их интеграции с декора­тивно-прикладным искусством.

Изучение технологии в основной школе направлено на достиже­ние следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпри­нимательству, необходимых для практической деятельности в ус­ловиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • овладение умениями создавать личностно или общественно зна­чимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских спо­собностей в процессе различных видов технологической деятель­ности;

  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных по­требностей рынка труда;

  • воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответ­ственности за результаты своего труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Решение задач творческого развития личности обучающихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек­тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания обуча­ющихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров­ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова­ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, эко­логическим и эргономическим.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.


Организация образовательного процесса.

Формы : урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • - комбинированный урок;

  • - урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа

  • лабораторно-практическое занятие

  • урок – экскурсия

  • урок – игра

  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.


Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.


Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.


Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Операционно-комплексная система.

  5. Практические методы обучения.

  6. Решение технических и технологических задач.

  7. Учебно-практические или практические работы.

  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  9. Опытно-экспериментальная работа.

  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  12. Кооперативная деятельность обучающихся.

  13. Коллективное творчество.

  14. Игровые тенологии

Учебная программа по технологии в 5 классах (II вариант – девочки)


Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2007г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.

Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучающихся на основе профессионального самоопределения.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели.


Базовыми для программы являются разделы: «Культура дома», Технология обработки ткани и пищевых продуктов», «Проект».

В примерную программу внесены следующие изменения:

  1. Изменена последовательность изучения разделов программы: 1) «Технология обработки пищевых продуктов», 2) «Культура дома», 3) «Технология обработки ткани», 4) «Проект».

  2. В основные разделы программы включены вопросы профессионального самоопределения (12 часов в уч. году)

  3. Программа содержит здоровьесберегающие технологии.


Содержание обучения:

  1. Культура дома

  2. Технология обработки ткани и пищевых продуктов

  3. Профессиональное самоопределение

  4. Художественная обработка материалов

  5. Индивидуальные творческие проекты


Основные разделы:

  1. Введение. Инструктаж по правилам техники безопасности – 1 час

  2. Экология и экономика нашего дома – 1 час

  3. Кулинари 10 часов

  4. Интерьер дома – 2 часа

  5. Рукоделие – 10 часов

  6. Ручные работы – 2 часа

  7. Элементы материаловедения – 4 часа

  8. Элементы машиноведения – 6 часов

  9. Технология проектной деятельности -2 часа

  10. Конструирование и моделирование - 12 часов

  11. Технология изготовления одежды – 18 часов

  12. Уход за одеждой . Ремонт одежды – 2 часа

Итого 70 часов.


Лабораторно-практические работы:

№ 1 – Определение в тканях направления нитей основы и утка.

№ 2 – Изготовление образца полотняного переплетения.

№ 3 – Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.


Учебно-методическое обеспечение программы:

- В.Д.Симоненко, «Технология. 5 класс», М: «Вентана-Граф»,2010г.

- В.Н.Чернякова, «Технология обработки ткани 5кл.», М: «Просвещение», 2000г.

- А.К.Бешенков «Методика обучения технологии. 5-9 классы», Москва: Дрофа, 2004г.

- В.Н.Чернякова. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани» 5-9, Москва: Просвещение, 2003г.

- И.А.Сасова.Сборник проектов. 5 класс. Москва: «Вентага-Граф, 2004г.

- Е.В.Старикова, Г.А.Корчагина «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: Просвещение, 2002

- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000





Тематическое планирование


II вариант (девочки)

70 часов


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма

контроля

всего

теория

практика


1

Вводное

1

1


Проверочн. раб.


2

Экология и экономика нашего дома

1

1


Опрос

3

Кулинария

10

5

5

Выполнение тестовых заданий, фронтальный опрос, практическая работа.

4


Интерьер кухни, столовой

2

1

1

Практическая зачетная работа. Тестовый контроль.

5

Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка

6

3

3

Творческая работа.

6

Ручные работы

2

1

1

Терминологический диктант. Практическая работа.

7

Элементы материаловедения

4

2

2

Выполнение лабораторно-практических работ. Карточки-задания.

8

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

6

3

3

Терминологический диктант, проверочная работа. Практическая работа.

9

Лоскутная техника

4

2

2

Творческая работа.

10

Технология проектной

деятельности

2

2



11

Проектирование и изготовление рабочей одежды:

- Конструирование и моделирование;

- технология

30


(12)

(18)

15


(6)

(9)

15


(6)

(9)

Терминологический диктант, выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий. Защита творческих работ

12

Уход за одеждой. Ремонт одежды

2

1

1

Тестовые задания


Всего

70

37

33




Содержание программы.


Введение (1 час).


Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда.

Экология и экономика нашего дома (1час)


Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения.


Работа с пищевыми продуктами (Кулинария) - 10


Основные теоретические сведения

Общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей;

правила санитарии и гигиены при санитарной обработки продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей, оформление готовых блюд;

способы определения свежести яиц, использование их в кулинарии;

виды бутербродов и горячих напитков, технология их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

роль запасов в экономном ведении хозяйства, способы заготовки продуктов, условия и сроки хранения .

Практические работы

  1. определение доброкачественности овощей по внешнему виду;

  2. первичная обработка овощей;

  3. приготовление салата из свежих овощей;

  4. приготовление блюда из вареных овощей;

  5. органолептическая оценка готовых блюд;

  6. сервировка стола


Объекты труда

Посуда, столовые приборы. Продукты.


Интерьер кухни, столовой – 2 часа

Основные теоретические сведения

Общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни. Столовой, способы отделки интерьера.

Культура поведения в семье.


Практические работы

Выполнение эскиза интерьера кухни.

Объекты труда

Журналы.


Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Вышивка – 6 часов


Основные теоретические сведения

Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, области, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.

Практические работы

Разработка рисунка, перевод рисунка на ткань, вышивание по рисованному контуру, оформление готовой работы.

Объекты труда.

Образцы изделий. Пяльцы, рабочие коробки.

Технология выполнения ручных швов - 2 часа

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: смёточная, копировальная. Обмёточная строчка. Размер стежков.

Практические работы

Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.

Объекты труда.

Укладка с инструментами. Образцы ручных строчек.

Элементы материаловедения - 4 часа

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Определение в тканях направления нитей основы и утка.

Изготовление образца полотняного переплетения.

Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.

Объекты труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Элементы машиноведения - 6 часов

Основные теоретические сведения

Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Объекты труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.



Лоскутная техника - 4 часа

Основные теоретические сведения

Возможности лоскутной пластики, основные приемы работы и материалы.


Практические работы

Изготовление изделия в лоскутной технике..

Объекты труда.

Образцы работ в лоскутной технике. Швейная машина.


Конструирование и моделирование рабочей одежды -12часов

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды - 18 часов

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Объекты труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор (косынка).



V класс


II вариант (девочки)


Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

I

Вводное

1

1


II

Экология и экономика нашего дома

1

1


III

Кулинария

10

5

5

IV

Интерьер кухни, столовой

2

1

1

V

Технологии традиционных видов рукоделия декоративно-прикладного творчества. Вышивка.

6

3

3

VI

Ручные работы

2

1

1

VII

Элементы материаловедения

4

2

2

VII

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

6

3

3

IX

Лоскутная техника

4

2

2

X

Технология проектной деятельности

2

2


XI

Проектирование и изготовление рабочей одежды:

-Конструирование и моделирование;

- технология

30

(12)

(18)

15

(6)

(9)

15

(6)

(9)

XII

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

2

1

1


Всего за год:

70

37

33















Поурочное планирование

V класс – 70 часов


I триместр

Технология

Профессион.

самоопределение

Здоровье-сберегаю- щие технологии

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов




Всего

Теория

Практ.



1

2

3

4

5

6

7

I

Вводное

1

1




1.

Содержание и задачи курса. Правила внутреннего распорядка.

Охрана труда. Технология в жизни человека и общества.





Охрана здоровья.

II

Экология и экономика нашего дома. НОТ.

1

1



Здоровье– сберегающие технологии.

III

Кулинария

10

5

5



1.

Организация работ. Т.Б. Физиология питания.

2

1

1

Значение профес- сии в жизни челов.

Здоровье и питание.

2.

Значение овощей в питании. Первичная обработка овощей.

Блюда из сырых овощей.

2

1

1

Понятия «профессия, «специальность».

Значение витаминов.

3.

Тепловая обработка овощей. Блюда из вареных овощей.

2

1

1

Рассказы о проф.: повар, кулинар, официант.

Здоровье и питание. Рациональное питание.

4.

Бутерброды. Горячие напитки.

2

1

1



5.

Значение яиц в питании. Блюда из яиц.

Заготовка продуктов

2

1

1





IV

Интерьер кухни, столовой.

2

1

1



V

Технология традиционных видов рукоделия и

декоративно-прикладного творчества.

6

3

3



1.

Вышивка - древний вид декора-тивного искусства. Традиции.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Разметка рисунка и способы перевода его на ткань.

2

1

1

Знакомство с профессия-ми: швея-ручница,

вышивальщица.

Работа и отдых

2.

Технология выполнения простейших ручных стежков и швов.

2

1

1


3.

Окончательная отделка вышитого изделия. Оформление готовой работы.

2

1

1



VI

Ручные работы.

2

1

1



4.

Прямые стежки и строчки (сметочная, заметочная, наметоч-ная, копировальная, строчка для образования сборок).

2

1

1




Итого:

22

12

10




II триместр


Технология

Профессион.

самоопределение

Здоровье-

сберегающие технологии

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов




Всего

Теория

Практ.



1

2

3

4

5

6

7

VII

Элементы материаловедения.

4

2

2



1.

Классификация текстильных волокон. Волокна растительного происхождения и ткани из них.

2

1

1


Гигиенические требования к тканям.

2.

Производство ткани. Основная и уточная нити. Отделка ткани.

2

1

1



VIII

Элементы машиноведеиия.

Работа на швейной машине

6

3

3



1.

Виды и устройство швейных машин. Технические характерис-тики. Организация рабочего места. Т,Б,

2

1

1


Санитарно-ги-гиенические требования при работе на шв. машине.

2.

Подготовка шв. машины к работе. Приемы работы. Машин- ные строчки.

2

1

1


3.

Технология выполнения машинных швов.

2

1

1


IX

Лоскутная техника

4

2

2



1.

Возможности лоскутной пластики. История. Организация работ. Подготовка материалов к работе.

Элементы цветоведения.Раскрой.

2

1

1



2.

Технология соединения деталей. Отделка.

2

1

1



X

Технология проектной деятельности

2

2




XI

Проектирование и изго-товление рабочей одежды (фартука).

30

15

15




Конструирование и мо-делирование фартука.

12

6

6



1.

История одежды. Классификация одежды. Виды рабочей одежды, требования к ней.

Расчетно-графическая система конструирования одежды.

Правила построения и оформления чертежей.

2

1

1



2.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

2

1

1



3.

Расчет конструкции по формулам. Построение чертежа фартука М1:4

2

1

1

Конструктор-модельер


4.

Расчет конструкции по формулам. Построение чертежа фартука М1:1

2

1

1




Итого:

24

12

12







III триместр


Технология

Профессион.

самоопреде-

ление

Здоровье-

сберегающие технологии

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов




Всего

Теория

Практ.



1

2

3

4

5

6

7

5.

Особенности моделирования рабочей одежды. Понятие композиции в одежде. Виды отделки швейных изделий. Приемы моделирования. Разработка модели фартука.

2

1

1

Модельер.



6.

Моделирование фартука выбранного фасона. Изготовление выкройки.

2

1

1




Технология изготовл. фартука

18

9

9



1.

Подготовка к раскрою.

Правила раскроя изделия. Экономный раскрой.

2

1

1

Швейное производство


Профессии швейного производства:

закройщица,

швея-ручница

швея-мотористка, утюжильщица


2.

Подготовка деталей кроя к обработке. Прокладывание

Копировальных и прокладочных стежков.

2

1

1


Здоровье и профессия.

3.

Краевые швы. Обработка деталей фартука швом вподгибку.

2

1

1

4.

Обработка и настрачивание накладных карманов.

2

1

1


5.

Способы обработки бретелей. Обработка бретелей обтачным швом.

2

1

1


Значение правильной осанки.

6.

Соединение бретелей с нагрудником.

2

1

1



7.

Способы обработки пояса.

2

1

1



8.

Монтаж Фартука

2

1

1



9.

Окончательная отделка изделия. Контроль качества. В.Т.О.

Защита учебных проектов.

2

1

1

контролер готовой продукции


XII

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

2

1

1



1.

Способы ремонта одежды. Ремонт одежды заплатами.

2

1

1




Итого:

24

12

12




Итого за год:

70

35

33




Рабочая программа по технологии

6 класса (девочки)

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 6 класса разработана на основе:

Примерной программы по учебным предметам Технология 5-9 классы (Стандарты второго

поколения). - М.: Просвещение, 2010., а так же программы «Технология. Трудовое обучение»

рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования

Российской Федерации, М.: Просвещение, 2007 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко,

Н.В.Синица.

Примерной программы на основе Федерального компонента государственного стандарта

общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» / Министерство

образования и науки Российской Федерации.

Авторской общеобразовательной программы под редакцией В.Д. Симоненко, ( М., 2008г.)

Учебного плана образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.

Для реализации программного содержания используется учебник «Технология.

ведения дома» 6 класс, под редакцией Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Учебник включен в

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном

процессе в 2013-2014 учебном году. (ФГОС)

Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения

рабочих программ, учебных курсов предметов.

Цель: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения

учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или

общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и

использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда,

ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих

жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных,

творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,

предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного

отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной

практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение

учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в

семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой

предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Задачи:

образовательные: приобретение элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства; знакомство с наиболее перспективными и распространенными

Технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий; знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.

воспитательные: формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание

трудолюбия; формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим

людям; формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом

экономических и экологических знаний и социальных последствий; формирование

творческого отношения в преобразовании окружающей действительности

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программе «Технология»

предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Формы : урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

урок – беседа

лабораторно-практическое занятие

урок – игра

выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Индуктивные, дедуктивные.

3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Педагогические технологии:

1. Дифференцированное обучение.

2. Операционно-предметная система обучения.

3. Моторно-тренировочная система.

4. Операционно-комплексная система.

5. Практические методы обучения.

6. Решение технических и технологических задач.

7. Учебно-практические или практические работы.

8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

9. Опытно-экспериментальная работа.

10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей

учебного материала.

11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании

школьников).

12. Кооперативная деятельность обучающихся.

13. Коллективное творчество.


Формы контроля:

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1. Устного контроля и самоконтроля.

2. Письменного контроля и самоконтроля.

3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.__

В 6 классе из общего времени 15 % (12 часов) отводится для изучения регионального компонента содержания.

Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Элементы материаловедения и машиноведения», «Проектирование и изготовление одежды». Программа включает в себя также разделы «Культура дома», «Рукоделие».

В примерную программу внесены следующие изменения:

        1. В основные разделы программы включены вопросы профессионального самоопределения.

        2. Программа содержит здоровьесберегающие технологии.


Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.


Содержание обучения по направлению «Технология». Вариант II (девочки) в 6 классе:

  1. Культура дома

  2. Технология обработки ткани и пищевых продуктов

  3. Профессиональное самоопределение

  4. Художественная обработка материалов

  5. Индивидуальные творческие проекты


Основные разделы:

  1. Введение – 2 часа

  2. Кулинария -12 часов

  3. Интерьер жилого дома – 4 часа

  4. Технологии традиционных видов рукоделия декоративно-прикладного творчества. Вышивка. –
    8 часов.

  5. Элементы материаловедения – 2 часа

  6. Элементы машиноведения -4 часа

  7. Проектирование и изготовление юбки , включая проектную деятельность - 34 часа

  8. Уход за одеждой. Ремонт одежды – 4 часа.

Итого 70 часов.


Лабораторно-практические и практические работы:

1. Приготовление блюд из вареного мяса, кисломолочных продуктов, пресного теста, фруктов и ягод.

2. Штопка с применением шв. машины.

3. Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей.

4. Образцы накладного, настрочного , расстрочного швов. Технология выполнения и применение зигзагообразной строчки.

5. Вышивка крестом по канве.

6. Снятие мерок и запись результатов.

7. Расчет конструкции по формулам и построение чертежей юбок.(прямой, клиньевой, конической).

8. Моделирование изделия выбранного фасона.

9. Раскрой и изготовление юбки.


Учебно-методическое обеспечение программы:

-«Технология. 6 класс» В.Д.Симоненко, М: «Просвещение»,2002г.

-«Технология обработки ткани 6кл.» В.Н.Чернякова, М: «Просвещение», 1998г.

-«Методика обучения технологии. 5-9 классы» А.К.Бешенков, Москва: Дрофа, 2004г.

-Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасова. Москва: «Вентага-Граф, 2003г.

- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

- А.В.Марченко. Итоговая аттестация выпускников. Технология. М.: Просвещение, 2002



VI класс

II вариант (девочки)


Тематическое планирование

70 часов


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля.

всего

теория

практика


1

Вводное

2

2


Проверочная работа

2

Кулинария

12

6

6

Тестовый контроль. Практическая работа.

3

Технология проектной деятельности..

2

2



3

Интерьер жилого дома

4

2

2

Тестовый контроль

4


Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка

8

4

4

Практическая работа.

5

Элементы материаловедения

2

1

1

Выполнение заданий по карточкам.

6

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

4

2

2

Терминологический диктант. Практическая работа.

8

Проектирование и изготовление юбки:

- конструирование и моделирование

- технология изготовления юбки

34

(16)

(18)

17

(8)

(9)

17

(8)

(9)

Выполнение заданий по карточкам. Тесты.

Практическая работа.

Защита учебных проектов.

9.

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

2

1

1

Практическая работа


Всего

70

37

33





Содержание программы.


Введение (2 часа).

Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда. Саморегуляция экологических систем.


Кулинария (12 часов)

Основные теоретические сведения

Физиология питания: Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Суточная потребность в солях. Способы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.

Товароведение молока. Блюда из молока.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. Первичная обработка рыбы. Приготовление блюд. .

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Блины, оладьи, блинчики. Способы приготовления теста. Пищевые рыхлители теста. Технология выпечки блинов.

Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Виды крахмала и его свойства. Приготовление компота и киселя.

Сервировка стола. Элементы этикета.

Заготовка продуктов.

Практические работы

1. Определение доброкачественности продуктов.

2. Приготовление блюд.

Объекты труда.

Технологические карты, продукты.


Интерьер жилого дома (4 часа)

Основные теоретические сведения

Понятие о композиции в интерьере. Организация зон отдыха. Оформление интерьера. Роль освещения в интерьере.

Практические работы

Выполнение эскиза планировки квартиры.

Изготовление макета оформления окна тканями.

Объекты труда.

Плакаты, журналы.


Рукоделие (8 часов)

Основные теоретические сведения

Традиции обряды, семейные праздники. Отделка изделий вышивкой. Технология выполнения счетных швов. Технология вышивания крестом по канве. Оформление готовой работы.

Практические работы

Вышивка крестом по канве.

Объекты труда.

Образцы готовых работ. Пяльцы, нитки, ткань.

Элементы материаловедения (2 часа).

Основные теоретические сведения

Краткие сведения о тканях из волокон животного происхождения (шерсть, шёлк), отрицательные и положительные качества, физико – механические, гигиенические, эксплуатационные свойства, применение и уход за изделиями из этих тканей.

Практические работы

Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей.

Объекты труда.

Образцы ткани.


Элементы машиноведения (4часа).

Основные теоретические сведения

Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установкой. Регулировка машинной строчки и замена иглы швейной машины. технология выполнения машинных швов: двойной, запошивочный и и области их применения.

Практические работы

Работа на швейной машине.

Изготовление образцов швов.

Объекты труда.

Швейная машина. Инструкционные карты. Лоскуты ткани.


Технология проектной деятельности (2 часа). Конструирование и моделирование юбок ( 12 часов).

Основные теоретические сведения

Виды поясных изделий. Требования к ним. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Правила снятие мерок. Построение чертежей юбок, приемы моделирования , расчёт количества ткани на изделие.

Практические работы

Измерение фигуры человека, расчёт конструкции по формулам. Построение чертежей прямой, клиньевой, конической юбок.

Разработка моделей юбок.

Объекты труда.

Сантиметровая лента, линейка закройщика.

Цветная бумага, клей.

Технология изготовления швейных изделий (18 часов)


Основные теоретические сведения

Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскроя. Технологическая карта изготовления изделия. ВТО. Контроль качества.

Практические работы

Экономный раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Изготовление ночной сорочки. Защита учебных проектов.

Объекты труда.

Чертёж и выкройка н. сорочки. Детали кроя.



Культура дома (4 часа)


Основные теоретические сведения

Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. . Ремонт изделий. Применение универсальной швейной машины для штопки швейных изделий.

Практические работы:

Штопка шв. изделий.

Объект труда.

Рабочая коробка, образцы.


VI класс

II вариант (девочки)

Тематическое планирование

68 часов

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное

2

2


2

Кулинария

12

6

6

3

Технология проектной деятельности

2

2


4

Интерьер кухни, столовой

4

2

2

5

Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка

8

4

4

6

Элементы материаловедения

2

1

1

7

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

4

2

2

8

Проектирование и изготовление юбки

34

17

17

9

Культура дома. Уход за одеждой. Ремонт одежды.

2

1

1


Всего

70

37

33

Поурочное планирование


I триместр


Технология


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Проф. само-определение

Здоровье-сберег. технологии

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

I.

Вводное.

2

2




1.

Содержание и задачи курса. Правила распорядка. Охрана труда.Саморе-гуляция экологических систем.

2

2



Охрана здоровья

II.

Кулинария.

12

6

6



1.

Физиология питания.

Сервировка стола. Элементы этикета.

2

1



1

Предприятия общественного питания.


Значение моло-ка и молочных продуктов в питании человека

2.

Товароведение молока.

Блюда из молока.

2

1

1

3.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

2

1

1

Профессии производства общественного питания.

Роль минеральных веществ в питании

4.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

2

1

1

5.

Блины, оладьи, блинчики.

2

1

1

6.

Сладкие блюда.

Заготовка продуктов.

2

1

1


Безопасные способы консервирования продуктов

III.

Технология проектной деятельн.

2

2




IV

Интерьер жилого дома.

4

2

2



1.

Композиция в интерьере. Оформле-ние интерьера. Роль освещения в квартире. Повседневная и генеральная уборка квартиры.

2

1

1



2.

Проектная работа: « Декоративное оформление помещения» (макет оформления окна тканями)

2

1

1



Значение освещения для зрения.

V.

Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

8

4

4



1

Отделка изделий вышивкой. Традиции и обряды. Вышивка в технике счетных швов. Организация работ. ТБ и санитарно-гигиенические требования. Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Выбор рисунка. Определение места и размера узора на изделии.

2

1

1


Санитарно-гигиеничес-кие требова-ния при выполнении ручных работ.

2

Элементы цветоведения.

2

1

1




Итого:

24

14

10




II триместр

Технология


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Проф. само-определение

Здоровье-сберег. технологии

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

3.

Технология выполнения счетных швов .

2

1

1



4.

Технология вышивания крестом по канве. Окончательная обработка изделия. Оформление готовой работы.

2

1

1



V.

Элементы материаловедения.

2

1

1





1.

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей на их основе. Простые ткацкие переплетения. Ассортимент тканей.

2

1

1

Ткацкое производство.

Профессии: ткачиха,

прядильщица,

продавец тканей.

Гигиенические свойства тка-ней из нату-ральных воло-кон животного происхожден.

VI.

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

4

2

2




1.

Механизмы преобразования движения. Назначение и принципы действия регуляторов универсальной шв. машины. Машинная игла. Неполадки в работе швейной машины и возможность их устранения.

2

1

1


Швейное производство.

Профессия: наладчик шв.машин.


Значение правильной посадки зв швейной машиной. Осанка.

2.

Технология выполнения бельевых швов.

2

1

1

VII.

Проектирование и изготовление ночной сорочки

34

17

17




- Конструирование и моделирование юбок

16

8

8

Процесс проектирования одежды


1.

Требования к одежде поясной группы. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбки Конструкции юбок. Мерки. Прибавки. Правила снятия мерок.

2

1

1

Профессия закройщик

Гигиенические требования к одежде

2.

Расчетно-графическая система построения чертежей одежды.

Построение чертежа прямой юбки М1:4

2

1

1

Профессия инженер-конструктор


3.

Расчет конструкции по формулам. Построение чертежа прямой юбки М1:1. Чтение чертежа.


2

1

1



4.

Последовательность построения чертежей клиньевой юбки.

Чертежи клиньевой юбки М1:4, М1:1

2

1

1



5.

Особенности построения чертежей конических юбок.

Построение чертежей конический юбки М1:4, М 1:1.

2

1

1



6.

Разновидности юбок по силуэту.

Моделирование юбок. Разработка моделей.

4

2

2




Итого:

24

12

12








III триместр


Технология


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Проф. самоопределение

Здоровье-сберег. технологии

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

1

Выбор модели юбки. Разработка модели. Подготовка выкройки к раскрою.

2

1

1




- Технология изготовления юбки

18

8

10



2

1.

Подготовка ткани к раскрою. Технология раскроя.

Экономный раскрой изделия.

2

1

1




Швейное производство.

Профессии: закройщик, швея-мотористка,

технолог, контролер ОТК.




Здоровье и профессия.

2.

Последовательность изготовления юбки. Подготовка деталей кроя к обработке.

2

1

1

3.

Подготовка юбки к примерке. Правила проведения примерки . Примерка юбки. Внесение изменений.

2

1

1

4.

Обработка юбки после примерки: стачивание вытачек, боковых швов, обработка срезов, ВТО.

2

1

1

5.

Способы обработки застежки.

Обработка застежки «молнией».

2

1

1

6.

Способы обработки верхнего среза юбки. Изготовление пояса. Обработка верхнего среза юбки притачным поясом.

2

1

1

7.

Способы обработки нижнего среза изделия.

2

1

1

8.

Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

2

1

1


- Защита учебных проектов.

Подведение итогов.

2


2



IX

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

2

1

1



1.

Уход за бельем

Стирка и ВТО изделий из натуральных и хим. волокон .

Ремонт одежды. Применение универсальной швейной машины для штопки швейных изделий.

2

1

1


Служба быта:

химчистка



Итого:

22

10

12




Итого за год:

70

37

33





















































Учебная программа по технологии в 7 классах.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2007г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.

Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучающихся на основе профессионального самоопределения.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 7 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 35 недели.

Базовыми для программы являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Основы проектирования». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома».

В примерную программу внесены следующие изменения:

Изменена последовательность изучения разделов программы: 1) Технология обработки пищевых продуктов; 2) Интерьер жилого дома, 3) Элементы материаловедения; 4) Технология обработки ткани; 5)“Творческие, проектные работы».

- Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

- Региональный компонент содержания реализуется за счет темы «Рукоделие., которая является неотъемлемой частью учебной программы. Теоретический и практический материал из раздела «Основы проектирования» изучается параллельно с изучаемой темой, сов­падающей с темой проекта в разделе «Создание изделий из текстильных материалов».

- В основные разделы программы включены вопросы профессионального самоопределения (12часов в учебном году).

- Программа содержит здоровьесберегающие технологии.


Содержание обучения:

  1. Культура дома

  2. Технология обработки ткани и пищевых продуктов

  3. Профессиональное самоопределение.

4. Художественная обработка материалов

5. Индивидуальные творческие проекты

Основные разделы:

1. Введение. Инструктаж по правилам техники безопасности – 1 час

2. Кулинария – 13 часов

3. Интерьер жилого дома _ 2 часа

4. Элементы материаловедения _ 2 часа

5. Элементы машиноведения. Работа на швейной машине – 6 часов

6. Уход за одеждой. Ремонт одежды -4 часа

7. Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. – 8 часов

8. Технология проектной деятельности – 2 часа

9. Конструирование и моделирование одежды – 14 часов

10. Технология изготовления ночной сорочки - 18 часов

Итого 70 часов.


Практические и лабораторно-практические работы:

- Подбор понятиям соответствующих определений.

- Приготовление блюд

- Изучение свойств тканей из синтетических волокон.

- Разработка модели ночной сорочки.

- Изготовление швейного изделия

- индивидуальные творческие проекты.


Учебные пособия для учащихся:

-«Технология. 7 класс» В.Д.Симоненко, М: «Вентана-Граф»,2010г.

-«Технология обработки ткани 7-9 кл.» В.Н.Чернякова, М: «Просвещение», 1998г.

- Чернякова В.Н. Рабочая тетрадь 5-9 кл.. Творческий проект по технологии обработки ткани.-М.: Просвещение, 2004

-«Методика обучения технологии. 5-9 классы» А.К.Бешенков, Москва: Дрофа, 2004г.

-Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасова. Москва: «Вентага-Граф, 2003г.

- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

Тематический план

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Вводное

1

1


Проверочная работа

2

Кулинария

13

7

6

Фронтальный опрос, практические работы,

3

Интерьер жилого дома

2

1

1

Практическая зачетная работа

4

Элементы материаловедения

2

1

1

Выполнение лабораторно-практической работы, карточки- задания

5

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

4

2

2

Практическая работа, терминологический диктант. Карточки-задания

6

Уход за одеждой. Ремонт одежды

4

2

2

Тестовые задания

7

Технология традиционных видов рукоделия и декорвтивно-прикладного творчества

8

4

4

Творческая работа

8

Технология проектной деятельности

2

2



9

Проектирование и изготовление ночной сорочки:

- Конструирование и моделирование

- технология


32


(14)

(18)


16


(7)

(9)


16


(7)

(9)

Терминологический диктант, выполнение тестовых заданий, практических заданий, защита творческих работ

10

-Защита учебных проектов

(2)


(2)



Всего:

70

36

34



Содержание программы


Введение (1 час)

Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда.

Саморегуляция экологических систем. Охрана здоровья.


Кулинария (13 часов)

Понятие о микроорганизмах, полезного и вредного их воздействия на пищевые продуктов. .Значение первых блюд в питании. Блюда из мяса . Кисломолочные продукты и блюда из них. Изделия из пресного теста. Сладкие блюда. Сервировка стола и элементы этикета.


Интерьер жилого дома (2 часа)

Роль комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.


Элементы материаловедения (2часа)

Технология производства и свойства химических волокон. Свойства и ассортимент тканей. Основные и производные ткацкие переплетения. Зависимость свойств тканей от вида переплетения.


Элементы машиноведения. Работа на швейной машине (4 часа)

Рабочие органы швейной машины. Принцип образования машинного стежка. Зигзагообразная строчка.

Технология изготовления машинных швов: настрочной, расстрочной, накладной.


Уход за одеждой. Ремонт одежды (4 часа)

Стирка и ВТО изделий . Применение универсальной швейной машины для починки и штопки изделий.


Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства (8часов).

Из истории рукоделия. Технология выполнения работы. Изготовление образцов. Творческая работа.


Технология проектной деятельности (2 часа)


Проектирование и изготовление ночной сорочки (32 часа)

- Конструирование и моделирование (14часов):

Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Требования к ним. Правила снятия мерок. Особенности построения чертежей юбок. Расчет конструкции по формулам. Построение чертежей ночной сорочки. Приемы моделирования. Разработка индивидуальной модели ночной сорочки.

- Технология изготовления ночной сорочки (18) :

Экономная раскладка выкройки на ткани. Правила раскроя и технологические особенности изготовления ночной сорочки.. ВТО. Контроль качества изделия.











Список литературы, пособий и других средств обучения


1. Технология: 5,6,7 класс под редакцией В.Д.Симоненко. М.: Вентана-граф, 2004.

2. Белова Г.И. Кулинария, -М. Ижица, 2003.

3. Кожина О.Н.; Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.. Технология. Обслуживающий труд. Учебник 5 класса –М. Дрофа, 2004.

4. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов, /под редакцией Чистяковой С.И. и Шалавиной Т.И. – М. Просвещение, 2005.

5. Лазарева-Тротт Т.Ф. Технология. Тесты. – М. Ижица, 3003.



















VII класс

II вариант (девочки)


Тематическое планирование

70 часов

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное

1

1


2

Кулинария

13

7

6

3

Интерьер жилого дома

2

1

1

4

Элементы материаловедения

2

1

1

5

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

4

2

2

6

Уход за одеждой. Ремонт одежды

4

2

2

7

Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества

8

4

4

8

Технология проектной деятельности

2

2


9

Проектирование и изготовление ночной сорочки:

- Конструирование и моделирование

- технология

32

(14)

(18)

16

(7)

(18)

16

(7)

(18)

10

-Защита учебных проектов

(2)


(2)


Всего:

70

36

34



Поурочное планирование

I триместр


Технология

Проф. Самоопре-деление

Здоровье-сберега- ющие технологии

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов



Всего

Теория

Практ.



I

Вводное

1

1




1.

Содержание и задачи курса. Правила внутреннего распорядка и ТБ.

Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства.

1

1


Проф. «эколог»

Охрана здоровья.

II.

Кулинария

13

7

6



1.

Физиология питания.

Понятие о микроорганизмах Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты.

1

1


Здоровье и выбор профессии.

Условия труда на предприятиях общепита.

Хлебопекарное производство.

.Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Профилактика инфекций.

2.

Значение первых блюд в питании. Классификация блюд.

Приготовление заправочных супов.

2

1

1

3.

Блюда из мяса.

2

1

1

4.

Кисломолочные продукты и блюда их них.

2

1

1

5.

Изделия из пресного теста.

2

1

1

6.

Сладкие блюда (муссы, желе)

1


1

7.

Заготовка продуктов.

Сервировка стола.

Элементы этикета.

1

1


Профессии:официант, организатор праздников.

Первая помощь при отравлениях.

8.

Минипроект: «Домашний обед»

2

1

1



III.

Интерьер жилого дома

2

1

1




1.

Роль комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.

2

1

1

«Дизайнер»

Чистый воздух в квартире.

IV.

Элементы материаловедения

2

1

1



1.

Технология производства и свойства химических волокон. Ассортимент тканей.. Зависимость свойств тканей от вида переплетения.

2

1

1

.Производство ис-кусственных тка-ней:

Проф. Химик, материаловед.


V.

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

4

2

2



1.

Рабочие органы швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Бельевые швы. Технология выполнения. Изготовление образцов двойного и запошивочного швов.

2

1

1

Предметы труда.


2.

Назначение и принцип получения простой и сложной зигзаго-образной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

2

1

1




Итого:

22

12

10






II триместр

Технология

Профессион.

Самоопреде- ление

Здоровье-

сберегающие технологии

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов




Всего

Теория

Практ.



VI

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

4

2

2



1

Стирка и ВТО изделий из натуральных и химических волокон.

2

1

1

Служба быта.

Химчистка.

Гигиена одежды.

2

Применение универсальной шв. Машины для починки и штопки швейных изделий

2

1

1



VII.

Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком

8

4

4



1.

Из истории старинного рукоделия. Орг. работ, ТБ. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения на схемах. Приемы работы.

2

1

1

Виды ремесел

Работа и отдых

2.

Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Изготовление образцов.

2

1

1



3.

Рапорт узора и его запись. Изготовление образцов.

2

1

1



4.

Ажурные узоры. Изготовление образцов.

2

1

1



VIII.

Технология проектной деятельности

2

2




IX.

Проектирование и изготовле-ние ночной сорочки

32

16

16




-конструирование и моделиро-вание ночной сорочки

14

7

7

Разделение и специализация труда

.

1.

Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Требования к ним. Ткани и отделка.

Мерки. Прибавки. Правила снятия и записи мерок.

2

1

1



2.

Последовательность построения чертежа ночной сорочки.

Расчет по формулам. Построение чертежа ночной сорочки М1:4.

2

1

1

Профессия «инженер-конструктор»


3.

Расчет конструкции по формулам. Построение чертежа ночной сорочки М1:1. Чтение чертежа.

2

1

1



4.

Особенности моделирования плечевых изделий.

Изменение формы выреза горловины. Выбор ткани и отделки изделия.

2

1

1



5.

Приемы моделирования.

Разработка модели.

2

1

1

Профессия «дизайнер»


6.

Приемы моделирования.

Разработка модели

2

1

1











Итого:

24

12

12






III триместр

Технология

Профессион.

самоопреде- ление

Здоровье-

сберегающие технологии

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов




Всего

Теория

Практ.



1.

Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

2

1

1




- Технология изготовления ночной сорочки

18

9

9



1.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткань. Обмеловка. Раскрой изделия.

2

1

1

Культура труда


2.

Технологическая карта изготовления изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.

2

1

1

«Швея-ручница»

Значение физкультминутки

3.

Способы обработки выреза горловины ночной сорочки. Изготовление подкройной обтачки к горловине.

2

1

1



4.

Обработка выреза горловины подкройной обтачкой.

2

1

1



5.

Способы обработки срезов рукавов. Обработка срезов.

2

1

1

«швея-мотористка»


6.

Способы обработки боковых срезов изделия. Обработка срезов двойным швом.

2

1

1



7.

Способы обработки нижнего среза изделия.

2

1

1



8.

Окончательная отделка и ВТО изделия. Контроль качества.

2

1

1

«Контролер готовой продукции»

Правила ТБ при работе утюгом.

IX.

Защита учебных проектов.

Подведение итогов.

2


2




Итого:

22

10

12




Итого за год:

70

37

33