СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по технологии, УМК " Перспективная начальная школа", 3 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 97»
РАССМОТРЕНА РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей на заседании Методического Директор МБОУ «Школа № 97»
начальных классов совета школы _________ И.Н. Загребельная
Протокол № 5 Протокол № 1 Приказ № 249
от 23.05.2016 от 30.06.2016 от 26.08.2016
__________ __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3 класс
количество часов 34
Учитель Сташкова Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы «Технология»
УМК «Перспективная начальная школа» Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л.
Издательство М.: «Академкнига/Учебник» 2012 год
Раздел
«Пояснительная записка»
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 08.12.2011 № 2227-р).
Областного закона «Об образовании в Ростовской области» 14.11.2014 № 26-3С.
Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерной структуре рабочих программ учителя» от 22.08.2016 г. № 24/4.1.1-4846.
Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (Утвержден Приказом № 569от 19.06.2015 г.).
«Положения о рабочей программе» (утверждено Приказом № 274 от 26.08.2016 г.).
В соответствии:
Примерной образовательной программой по технологии УМК «Перспективная начальная школа» М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова.
Основной образовательной программой основного общего образования на 2013-2015 учебный год (Утверждена приказом № 239 от 30.06.2016 г.).
Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (утверждена приказом № 239 от 30.06.2016 г.).
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всѐ необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»; - расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии; - воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;
формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой;
развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает:
ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;
овладение правилами и примерами действий ручными инструментами – изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость;
овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов.
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
Раздел
«Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей)»
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважения к результатам труда других людей;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Планируемые результат ы освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
рассказывать о практическом применении картона и тек-стильных материалов в жизни;
рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-быто-вой среды);
отбирать картон с учетом его свойств;
применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
рассказывать об основных источниках информации и правилах организации труда при работе за компьютером;
называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
включать и выключать компьютер;
использовать приемы работы с дисководом, электронным диском, мышью;
работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
осуществлять проектную деятельность;
создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графического редактора), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Раздел
«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика содержательной линии | Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности | Количество часов |
1 | Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности).
| Виды картона: цветной, коробочный, упаковочный, гофрированный. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги: цвет, прочность, толщина, гибкость, ломкость, фактура поверхности. Подготовка упаковочного картона к работе. Разметка деталей по угольнику. Экономное расходование картона. Краткая характеристика операций обработки бумаги: размечать по угольнику (получить на материале контуры будущей прямоугольной заготовки по эскизу или чертежу); размечать через копировальную бумагу (снять точную копию рисунка для вышивки); надрезать (разрезать немного сверху, не до конца); сделать рицовку; прокалывать (делать сквозное отверстие); выправлять (расправить); подравнивать (делать ровнее край). Инструменты и приспособления: карандаши марки ТМ и 2М, нож- резак, ножницы, линейка, угольник, фальцлинейка, кисточка для клея, клей, подкладная доска, шило, гладилка. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, скобами, гвоздиками, скрепками, проволокой, в «надрез». Ткани животного происхождения, их виды и использование. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, толщина, фактура поверхности. Нити основы и утка. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке парных деталей. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: закреплять конец нитки петелькой; наклеивать ткань и нитки на картонную основу. Способы выполнения ручных швов: стебельчатый, тамбурный. Инструменты и приспособления: ножницы, иглы швейные, иглы для вышивки, булавки с колечками, наперсток, портновский мел, выкройки. Проволока. Фольга, ее применение. Выбор материала по его свойствам: цвет, толщина, жесткость, способность сохранять форму. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов при разметке. Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги: размечать заготовки на глаз, шаблоны по чертежу, резать материалы ножницами, сгибать и скручивать заготовки на оправке, соединять проволокой детали из картона. Инструменты и приспособления: ножницы, оправка, кусачки, подкладная доска. Виды полуфабрикатов: пластмассовые упаковки – капсулы, трубочки, палочки; корковые пробки; банки из жести. Выбор материалов для изделия с учетом их свойств: цвет, прочность, режутся ножницами и ножом, прокалываются шилом, соединяются нитками, проволокой, клеем. Подготовка материала к работе. Экономное использование. Краткая характеристика операций обработки полуфабрикатов: вырезать пластмассовые ячейки, надрезать их ножницами, изгибать на оправке, соединять клеем; прокалывать пластмассовые капсулы шилом, соединять гвоздиком; разрезать корковую пробку ножом, соединять с иглой клейкой лентой; соединять палочки ниткой, детали скотчем. Инструменты и приспособления: ножницы, нож-резак, фломастер, стальная игла, подкладная доска. Понятия: типовая деталь, подвижное и неподвижное соединение деталей. Поиск и применение информации для технических и технологических задач: определять принцип действия и устройства простейших машин по образцу и графическому изображению; определять назначение, количество и способы соединения деталей и узлов. | Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий: из бумаги и картона по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовок с учетом свойств материалов и размеров изделия; экономная разметка заготовок, деталей; резание ножницами по контуру; надрезание ножницами и ножом; прокалывание шилом; подравнивание ножницами; выправление клапанов наружу; соединение деталей клеем, нитками, скотчем, скобами, гвоздем, скрепками, проволокой; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданных. Декоративное оформление изделия аппликацией. Варианты объектов труда: учебные пособия (устройство, демонстрирующее циркуляцию воздуха, змейка для определения движения теплого воздуха, открытка – ландшафт, флюгер из картона), упаковки, подставки для письменных принадлежностей, картонные фигурки для театра с элементами движения, несложный ремонт книг. Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани и ниток с учетом их свойств и размеров изделия; разметка и раскрой ткани; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединения деталей; соединение деталей петлеобразными стежками и ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой. Варианты объектов труда: декоративное оформление изделий вышивкой (обложки для записных книг, открытки), коллажи. Практические работы. Изготовление изделий из фольги: правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправе, соединение деталей из проволоки и фольги. Варианты объектов труда: крепление для подвижного соединения деталей картонных фигурок, украшения из фольги для одежды. Практические работы: Изготовление изделий из полуфабрикатов по рисункам: выбор полуфабрикатов с учетом их поделочных качеств, формы и размера изделия, резание материалов на подкладной доске; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей нитками, клейкой лентой, скотчем, сборка изделия. Варианты объектов труда: игрушки; пособия (самодельный компас, весы для определения веса воздуха). Практические работы. Сборка моделей из деталей конструктора по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии демонтаж изделия. Варианты объектов труда. Модели циферблатов часов. | 22ч 14ч 3ч 1ч 3ч 1ч |
2 | Первоначальные умения проектной деятельности. | Сбор и анализ информации о создаваемом изделии с помощью учителя; поиск и построение плана деятельности; коллективный выбор лучшего варианта с последующей корректировкой учителем; определение последовательности изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи под руководством учителя; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности при участии учителя. | Вариант проекта: модель бумажного змея. | 2 ч |
3 | Практика работы на компьютере.
| Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера. Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера).Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы с помощью мыши. Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. | Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Использование графического редактора для реализации творческого замысла. | 10 ч 2 ч 5 ч 3 ч |
Раздел
«Тематическое планирование»
№ п/п | Наименование раздела программы | Название темы | Характеристика основных видов деятельности ученика | УУД |
1 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка птиц из глины | Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия. | Л.: -развитие эстетических чувств; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия П.: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К.: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); |
2 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка птиц из глины | Анализ образца изделия и способов соединения деталей по вопросам учителя. Создание собственной композиции. Анализ работы. Выставка лучших работ | |
3 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка декоративных пластин | Последовательность и краткая характеристика операций. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия | |
4 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка декоративных пластин | Декоративное оформление и отделка изделий. Анализ работы. Выставка лучших работ | |
5 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Модель шара из бумаги | Овладение основными приемами обработки бумаги. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.: - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К.: - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); |
6 | Изготовление изделий из полуфабрикатов | Самодельный компас | Анализ образца изделия и способов соединения деталей по вопросам учителя. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Соединение деталей клеем | |
7 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Картон | Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам | |
8 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Мера для измерения углов | Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия. Последовательность изготовления изделия | |
9 | Изготовление изделий из природного материала | Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала | Характеристика операции сбора, хранения и обработки природного материала. Трудовая деятельность человека осенью. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; К.: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог)); |
10 | Изготовление изделий из природного материала | Аппликация из соломенной крошки «Жители леса» | Создание декоративной композиции по собственному замыслу с техникой аппликационных работ. Инструменты и приспособления для обработки природного материала. ТБ при работе с инструментами. Подбор природного материала для деталей композиции. Соблюдение правил личной гигиены | |
11 | Изготовление изделий из природного материала | Аппликация из соломенной крошки «Жители леса» | Овладение основными способами соединения деталей изделия из соломенной крошки. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу | |
12 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Коробка со съемной крышкой | Сборка изделия. Подбор бумаги для оформления изделия. Соотнесение результатов деятельности с образцом | |
13 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Коллаж «Семейные портреты» | Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Овладение основными способами соединения деталей изделия из текстильных материалов. Анализ работы. Выставка лучших работ | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; К.: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог)); |
14 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Упаковка для подарков | Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Декоративное оформление изделия | |
15 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Аппликация из ниток | Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | |
16 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Декоративное оформление изделий вышивкой | Декоративное оформление и отделка изделий вышивкой. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | |
17 | Домашний труд | Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды | Трудовая деятельность в жизни человека. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями) | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р. - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; -проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); П.: - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партером. |
18 | Домашний труд | Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды | Рукотворный мир как результат труда человека. Декоративное оформление предметов быта и жилища. Семейные праздники и традиции | |
19 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Новогодние игрушки | Изготовление по плану. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов | |
20 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Новогодние игрушки | Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | |
21 | Изготовление изделий из проволоки и фольги | Украшение из фольги | Свойства фольги. Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделия по плану. Последовательное выполнение технологической операции под руководством учителя. Соединение деталей изделия из фольги. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; -проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); П.: - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партером. |
22 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Подвески на елку | Разметка с помощью линейки по месту. Указание черточкой точного места на заготовке. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ | |
23 | Изготовление изделий из природного материала | Поздравительные открытки из соломенных лент | Свойства природного материала. Овладение основными приемами работы с соломенными лентами. Анализ плана работы по схеме и рисунку. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.: - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), К.: - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); |
24 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Ремонт книг с заменой обложки | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Несложный ремонт книг. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; К.: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог)); |
25 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Поздравительные открытки из гофрированного картона | Свойства картона. Изготовление объемного изделия из гофрированного картона. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | |
26 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Нитяная графика на картонной основе | Свойства текстильных материалов и нитей. Анализ материалов для изготовления парусника. Изготовление изделия под контролем учителя. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Работа по плану. Анализ работы. Выставка лучших работ. Представление и оценка результатов деятельности | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.: - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К.: - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); |
27 | Сборка моделей и макетов из деталей конструктора | Работа с конструктором. Проект коллективного создания моделей грузовых машин | Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Демонтаж изделий. Основные элементы модели. Сбор и анализ информации о создаваемом изделии. Поиск и построение плана деятельности под руководством учителя. Коллективный выбор лучшего варианта | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.: - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К.: - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); |
28 | Сборка моделей и макетов из деталей конструктора | Проект коллективного создания моделей сельскохозяйственной техники | Основные элементы модели. Сбор и анализ информации о создаваемом изделии. Поиск и построение плана деятельности под руководством учителя. Коллективный выбор лучшего варианта. Демонтаж изделий | |
29 | Практика работы на компьютере | Технические устройства для работы с информацией | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; К.: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог); |
30 | Практика работы на компьютере | Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере. Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам. Вывод текста на принтер. Бережное отношение к техническим устройствам | |
31 | Практика работы на компьютере | Носители информации. Работа с электронным диском. Компьютерные программы. Как управлять работой программы | Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление | |
32 | Практика работы на компьютере | Как работать с компьютерной мышью | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации | |
33 | Практика работы на компьютере | Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации | Л.: - нравственно-этическая ориентация. - смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Р.: Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. П.: Выбор наиболее эффективных способов решения задачи; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности. |
34-35 | Практика работы на компьютере | Клавиатура компьютера. Графические редакторы. Как выключить компьютер. Контрольные задания по теме Практика работы на компьютере» | Клавиатура, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. |
Раздел
«Календарно - тематическое планирование»
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы и раздела | Название темы контрольной, практической, лабораторной работы | Количество часов | Оборудование | Основные виды деятельности | Требования к результату | Вид контроля | |
1 | 06.09 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка птиц из глины |
| 1 | глина, стеки, подкладная доска. | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Наблюдать связи конструкции технических объектов с моделями этих объектов. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, отделять известное от неизвестного, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). . 1 Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов). Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы, инструменты и приспособления, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) виды материалов (пластилин-глина, виды картона, бумага-картон), их свойства — физические (цвет, размер, фактура поверхности, блеск), механические (пластичность, влагопроницаемость, упругость, плотность, прочность, твердость), технологические (прокалывание шилом, надрезание); приемы обработки пластических материалов (формование деталей, сушка, раскрашивание), картона (разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка), текстильных материалов, проволоки (разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение), пластмасс (прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги); конструктивные особенности используемых инструментов (макетный нож, шило), чертежных инструментов (угольник). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать с помощью учителя наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Создавать под руководством учителя мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско- технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата под руководством учителя. Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке. Оценивать с помощью учителя результаты деятельности | Научиться определять свойства пластилина и глины (цвет, пластичность, отношение к влаге, способность сцепляться, сохранять форму), лепить декоративных птиц из глины; выполнять работу по заданному плану | Беседа, практическая работа |
2 | 13.09 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка птиц из глины |
| 1 | глина, стеки, подкладная доска. | Научиться раскрашивать и оформлять изделие из глины; придумывать и выполнять лепку своей декоративной фигуры из глины | Беседа, практическая работа | |
3 | 20.09 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка декоративных пластин |
| 1 | глина, стеки, подкладная доска. | Формировать понятие «пластина», выполнять декоративную пластину из глины; выбирать материал для работы; выполнять работу по алгоритму; выполнять объемное изображение из шариков-заготовок; лепить из заготовок формы (голову, руки, ноги, волосы, кофточку, юбку, брюки, туфельки); располагать высушенные части изделия на пластине; раскрашивать и декоративно оформлять изделие | Беседа, практическая работа | |
4 | 27.09 | Изготовление изделий из пластичных материалов | Лепка декоративных пластин |
| 1 | глина, стеки, подкладная доска. | Беседа, практическая работа | ||
5 | 04.10 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Модель шара из бумаги |
| 1 | плотная бумага, карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. | Формировать понятия «разметка», «эскиз»,читать чертеж; работать с плотной бумагой; проводить эксперимент с изготовленным изделием (вращать карандаш, держа его между ладонями, и наблюдать, как изменяется форма шара во время вращения) | Беседа, практическая работа | |
6 | 11.10 | Изготовление изделий из полуфабрикатов | Самодельный компас |
| 1 | плотная бумага, карандаш ТМ, кисточка для клея, канцелярский нож, шаблон, подкладной лист. | Закрепить правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, изготавливать самодельный компас; работать в паре с соседом; работать по заданному алгоритму; проверять результат своей работы на уроках по окружающему миру | Беседа, практическая работа | |
7 | 18.10 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Картон |
| 1 | картон, карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. | Изучить свойства картона; где и как используется картон. приводить примеры предметов, сделанных из картона; анализировать информацию, данную на рисунках; выполнять простейшие операции с картоном (разрезание, сгибание и т. д.) | Беседа, практическая работа | |
8 | 25.10 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Мера для измерения углов |
| 1 | картон, карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. | Изучить свойства картона. работать с картоном; выполнять разметку шаблона изделия по эскизу; использовать вырезанный шаблон для разметки нужного количества деталей; использовать изделие на уроках математики и уроках изобразительного искусства | Беседа, практическая работа | |
9 | 08.11 | Изготовление изделий из природного материала | Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала |
| 1 | природный материал, ножницы, кисточка для клея, подкладная доска. | Повторить приметы осени; значение осенних видов работ для человека; природные материалы: их название и использование. правильно заготавливать и сохранять собранный природный материал: собирать цветущие растения в солнечный день; сушить, прокладывая вату, под прессом | Беседа, практическая работа | |
10 | 15.11 | Изготовление изделий из природного материала | Аппликация из соломенной крошки «Жители леса» |
| 1 | природный материал, ножницы, кисточка для клея, подкладная доска. | Исследовать технологические особенности работы с соломенной крошкой. Выполнить коллективную композицию «Жители леса», для чего, переводить рисунок на кальку; продавливать контур рисунка на фон пустым стержнем от шариковой ручки; заготавливать соломенную крошку для работы; вырезать из соломенной полоски целые детали и наклеивать их на место; резать ножницами пучок соломы, правильно выбирать природный материал; создавать декоративные композиции в технике аппликационных работ | Беседа, практическая работа | |
11 | 22.11 | Изготовление изделий из природного материала | Аппликация из соломенной крошки «Жители леса» |
| 1 | природный материал, ножницы, кисточка для клея, подкладная доска. | Беседа, практическая работа | ||
12 | 29.11 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Коробка со съемной крышкой |
| 1 | картон, карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. | Изучить волокна в картоне (неоднородны, намного крупнее и грубее, чем в бумаге), делать коробку из картона для хранения мелких предметов; наблюдать свойства картона; сравнивать свойства картона со свойствами бумаги; выполнять разметку коробки и крышки по чертежу; вырезать размеченные детали; надрезать линии сгиба на вырезанных деталях; делать прорези; размечать и вырезать на крышке коробки окно для узора; декоративно оформлять изделие | Беседа, практическая работа | |
13 | 06.12 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Коллаж «Семейные портреты» |
| 1 | шерстяная и шелковая ткань, проволока, пуговицы, бисер, иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы. | Формировать понятия «коллаж», «портрет», сравнивать шерстяную и шелковую ткани, которые применяются для коллажа, по основным свойствам (цвет, толщина, мягкость, прочность); выполнять коллаж из текстильных материалов, используя для отделки проволоку, пуговицы, бисер; анализировать изготовленное изделие и сравнивать его с образцом; работать по плану | Беседа, практическая работа | |
14 | 13.12 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Упаковка для подарков |
| 1 | упаковочная бумага, карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. | Исследовать какая бумага используется для изготовления упаковки; понятие «декор», изготавливать упаковку для подарков и выполнять декоративное оформление предметов быта и жилища; подбирать бумагу необходимого размера; скручивать и склеивать основу упаковки; выполнять декоративное оформление основы упаковки для подарка; соединять детали изделия степлером | Беседа, практическая работа | |
15 | 20.12 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Аппликация из ниток |
| 1 | нитки, картон, клей, кисточки, иглы, ножницы. | Формировать понятия «панно», «композиция», выполнять декоративное панно из ниток для украшения дома; работать в паре с соседом; подготавливать нитки и инструменты для работы теми приемами, которые показаны на рисунке; выполнять основу для панно из картона; придумывать и рисовать композицию; использовать клей и кисточку; засыпать элементы изображения мелко нарезанными нитками; дополнять композицию накладными деталями | Беседа, практическая работа | |
16 | 27.12 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Декоративное оформление изделий вышивкой |
| 1 | нитки, копировальная бумага, иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы. | Применять технику работы – вышивку; приемы выполнения тамбурного, стебельчатого шва и прием закрепления двойной нити, оформлять изделия с помощью декоративных швов; выбирать вариант изделия для оформления вышивкой изделия; читать чертеж; выполнять детали; переводить выкройку с рисунком на кальку и вырезать ее; размечать ткань для вышивки по выкройке; переносить рисунок на ткань через копировальную бумагу; объяснять приемы выполнения тамбурного, стебельчатого шва и прием закрепления двойной нити; придумывать элементы рисунка; выполнять вышивку; оформлять вышивкой изделие. | Беседа, практическая работа | |
17 | 17.01 | Домашний труд | Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды |
| 1 | пуговицы, иглы, ножницы, наперсток, пяльцы. | Изучить правила ухода за одеждой. выполнять мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов; пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями | Беседа, практическая работа | |
18 | 24.01 | Домашний труд | Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды |
| 1 | пуговицы, иглы, ножницы, наперсток, пяльцы. | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать с помощью учителя основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя с помощью учителя разную художественную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать под руководством учителя соответствующие материалы и инструменты; читать с помощью учителя простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Осуществлять самоконтроль и корректировку под руководством учителя хода работы. Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке. | Беседа, практическая работа | |
19 | 31.01 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Новогодние игрушки |
| 1 | карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. | Формировать понятие «развертка куба»; значение условных обозначений на чертеже. выполнять работу по плану; делать новогодние игрушки из разверток куба; анализировать варианты разверток куба; подготавливать и наклеивать детали на основу клеем ПВА | Беседа, практическая работа | |
20 | 14.02 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Новогодние игрушки |
| 1 | Беседа, практическая работа | |||
21 | 21.02 | Изготовление изделий из проволоки и фольги | Украшение из фольги |
| 1 | фольга, шаблон, нитка, ножницы. | Изучить правила работы с фольгой; для чего применяется фольга; свойства фольги (цветная или белая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая)., выполнять украшение из фольги для подарка; выполнять шаблон для изготовления трубочек по размерам, указанным на эскизе; размечать фольгу по шаблонам; скручивать на тонком стержне заготовки в трубочки; нанизывать трубочки на прочную нитку по схеме; связывать концы ниток; собирать по схеме из трубочек-заготовок елочные украшения | Беседа, практическая работа | |
22 | 28.02 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Подвески на елку |
| 1 | соломка, проволока, ножницы. | Изучить свойства соломки, пластика, проволоки (цвет, гибкость, толщина материалов). выполнять подвеску для подарка; называть свойства материалов (соломки, пластика, проволоки); заготавливать трубочки; собирать трубочки-детали в пучок, соединяя с помощью проволоки по одной; расправить пучок и переплести проволокой трубочки; оформлять концы трубочек, срезая их наискосок | Беседа, практическая работа | |
23 | 07.03 | Изготовление изделий из природного материала | Поздравительные открытки из соломенных лент |
| 1 | соломенные ленты, ножницы, кисточка для клея, подкладная доска. | Анализировать открытки-образцы; выбирать готовый вариант или придумывать свой; размечать детали открытки по чертежу; вырезать детали открытки; соединять соломенные ленты крест-накрест тонкой проволочкой; прикреплять к ним еще две или несколько соломенных лент; украшать готовой соломенной звездочкой одну из сторон открытки | Беседа, практическая работа | |
24 | 14.03 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Ремонт книг с заменой обложки |
| 1 | плотная и тонкая бумага, ножницы, клей, нитки, книги. | Проектировать под руководством учителя изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно- художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. | Изучить части книги – «книжный блок», «корешок», «обложка», выполнять ремонт книг из школьной библиотеки: выполнять разметку и изготавливать две обложки из плотной бумаги; изготавливать корешок из тонкой бумаги; выполнять шаблон для проделывания отверстий; выполнять приемы сшивания книги; завязывать концы ниток снаружи крепким узлом; приклеивать корешок | Беседа, практическая работа |
25 | 21.03 | Изготовление изделий из бумаги и картона | Поздравительные открытки из гофрированного картона |
| 1 | гофрированная бумага, карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист.
| Изучить свойства гофрированного картона, соединять гофрированные детали с помощью клея; размечать детали открытки по эскизу; вырезать детали; складывать основу открытки пополам; выполнять декоративное оформление этикетки; делать отверстие и соединять бумажной лентой этикетку с основой открытки | Беседа, практическая работа | |
26 | 04.04 | Изготовление изделий из текстильных материалов | Нитяная графика на картонной основе |
| 1 | шило, нитки, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы. | Применять приемы работы техники «нитяная графика», выполнять изделия, используя нитяную графику: размечать основу паспарту по чертежу; делать проколы шилом для размеченных отверстий; нумеровать проколы на изнаночной стороне; выполнять работу по данному алгоритму; натягивать нитки на основе в данной последовательности по всем углам; концы нитки закреплять на изнаночной стороне основы | Беседа, практическая работа | |
27 | 11.04 | Сборка моделей и макетов из деталей конструктора | Работа с конструктором. Проект коллективного создания моделей грузовых машин |
| 1 | металлический конструктор | | Применять правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора; названия деталей конструктора (планки, пластины, скоба, уголки, диск, колесо, втулки, оси, гайка, шайба, винты), собирать модели из конструктора; собирать детали конструктора с помощью монтажных инструментов (отвертки, гаечного ключа; изучать и выполнять способы соединения деталей конструктора по рисунку (простое соединение, соединение контргайкой, неподвижное соединение двумя винтами, неподвижное соединение двумя гайками, неподвижное соединение втулкой и винтом, подвижное соединение); выполнять модель часов; выбирать детали для корпуса, для подставки, для стрелок часов; проверять модель в действии Знать понятие «модель»; современный грузовой транспорт | Беседа, практическая работа |
28 | 18.04 | Сборка моделей и макетов из деталей конструктора | Проект коллективного создания моделей сельскохозяйственной техники |
| 1 | металлический конструктор | | Формировать понятие «проект»; этапы проектирования; современную сельскохозяйственную технику., анализировать объекты труда; называть основные элементы различных моделей сельскохозяйственной техники; разрабатывать конструкцию модели; подбирать необходимые материалы и инструменты; определять этапы работы; изготавливать модель; защищать свой проект | Беседа, практическая работа |
29 | 25.04 | Практика работы на компьютере | Технические устройства для работы с информацией |
| 1 | компьютер | Использовать различные технические устройства для получения, сохранения и применения информации. Характеризовать, описывать технические устройства, из которых состоит компьютер. Применять правила безопасной работы на компьютере. Осуществлять деятельность с использованием компьютерных программ и электронных дисков. Пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера. Использовать компьютерные программы для создания и показа презентаций. | Формировать понятие «информация»; как можно получить, сохранить информацию, выполнить вычисления (преобразовать) числовую информацию, анализировать технические устройства для работы с информацией | Беседа, практическая работа |
30 | 02.05 | Практика работы на компьютере | Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере. Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру |
| 1 | компьютер | Установить, что компьютер – техническое устройство для получения, передачи, хранения и преобразования информации; понятия «системный блок», «монитор», «клавиатура», «мышь», «наушники», «микрофон»; правила безопасной работы на компьютере, показывать основные устройства, из которых состоит компьютер; рассказывать, зачем нужны эти устройства; выполнять правила работы на компьютере | Беседа, практическая работа | |
31 | 16.05 | Практика работы на компьютере | Носители информации. Работа с электронным диском. Компьютерные программы. Как управлять работой программы |
| 1 | компьютер, винчестер, дискета, диск, USB flash. | Формировать понятия «программа», «носители информации», «винчестер» (жесткий диск), «дискета», «электронные диски», «компактные устройства-брелки USB flash», «дисководы»; правила работы с электронными дисками и дискетами, работать с электронными носителями; открывать дисковод для работы; вкладывать диск в дисковод; закрывать дисковод. | Беседа, практическая работа | |
32 | 23.05 | Практика работы на компьютере | Как работать с компьютерной мышью |
| 1 | компьютер, компьютерная мышь. | Называть основные детали компьютерной мыши (правая и левая кнопки мыши, провод для соединения мыши с компьютером); понятия «указатель мыши», «щелчок», «двойной щелчок», «перетаскивание», выполнять следующие действия: щелчок, двойной щелчок и перетаскивание; работать с компьютерной мышью; выполнять задания для самопроверки | Беседа, практическая работа | |
33 | 30.05 | Практика работы на компьютере | Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью |
| 1 | компьютер, компьютерная мышь. | Формировать понятия «главное меню программы», «окно программы», понимать назначение программы, узнавать, из каких частей она состоит, и выбирать действие, которое должна выполнить программа; называть пункты главного меню программы-тренажера «Сказка о приключениях доброго гнома и звездной коровы»; открывать один из тренажеров программы | Беседа, практическая работа |
Раздел
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Перечень используемых учебников и учебных пособий
Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 3 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Основная литература для учителя:
Гринева А.А., Рагозина Т.М., Мылова И.Б. Технология. 4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Развёрнутое тематическое планирование УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс. Автор-составитель: Н.В. Лободина. – Волгоград. Издательство «Учитель» 2009 г.
Дополнительная литература для учителя:
«Для учителей начальных классов» – www.uroki.net/docnach.htm.
«Открытый мир» – http://www.openworld.ru.
«Открытый урок в начальной школе» – www.4stupeni.ru/video/75-otkrytyjj-urok-v-nachalnojj-shkole.html.
«Практические материалы по начальной школе № 508» – brozer.narod.ru/open_lessons.htm.
Детский портал «Солнышко» – http://www.solnyshko.ee.
Проектная деятельность в начальной школе – http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – festival.1september.ru.
Электронные версии газеты «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября» – http://nsc.1september.ru.
Электронные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2009 г.
Раздел
«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»
Критерии оценивания практических работ по технологии
Отметка «5»
Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место.
Задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии.
Правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа.
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4»
Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места.
Задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления.
В основном правильно выполняются приемы труда.
Работа выполнялась самостоятельно.
Норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %.
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3»
Имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места.
Задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления.
Отдельные приемы труда выполнялись неправильно.
Самостоятельность в работе была низкой.
Норма времени недовыполнена на 15-20 %.
Не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2»
Имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места.
Неправильно выполнялись многие приемы труда.
Самостоятельность в работе почти отсутствовала.
Норма времени недовыполнена на 20-30 %.
Не соблюдались многие правила техники безопасности.
№ п/п | Название раздела | Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные) | Форма и вид контроля |
1 | Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)
| Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Предметные: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
| Практическая работа |
2 | Первоначальные умения проектной деятельности. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, Предметные: усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских, технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | Практическая работа |
3 | Практика работы на компьютере
| Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, Предметные: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды; Метапредметные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий | Практическая работа |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Лебединская М.Я.
_______________
18.08.2016 г.