СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по теории и истории физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ТИФК для специальности 49.02.01 "Физическая культура"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по теории и истории физической культуры»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рыльский социально-педагогический колледж»





Утверждаю:

Директор ____________Т.А. Варфоломеева










рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.10 Теория и история физической культуры





















Рассмотрена на заседании преподавателей ПЦК физической культуры.

Протокол №­­______ от «______» __________________20____г.




Рассмотрена на заседании преподавателей ПЦК физической культуры.

Протокол №­­______ от «______» __________________20____г.







Рассмотрена на заседании преподавателей ПЦК физической культуры.

Протокол №­­______ от «______» __________________20____г.







Рассмотрена на заседании преподавателей ПЦК физической культуры.

Протокол №­­______ от «______» __________________20____г.












Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 «Физическая культура»


Организация-разработчик: ОБПОУ «Рыльский социально - педагогический колледж»



Разработчики: Коверзнева Лариса Владимировна, преподаватель, председатель ПЦК;

Абросимов Сергей Алексеевич, преподаватель










СОДЕРЖАНИЕ


с.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория и история физической культуры


1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 «Физическая культура»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.




1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;

  • использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания школьников, повышения интереса к физической культуре и спорту;

  • правильно использовать терминологию в области физической культуры;

  • оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приёмов, методик, форм физического воспитания;

  • находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;





В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных понятий;

  • историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки;

  • историю международного спортивного движения;

  • современные концепции физического воспитания;

  • средства формирования физической культуры человека;

  • механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания;

  • мотивы занятий физической культурой, условия и способы их формирования и развития;

  • принципы, средства, методы, формы организации физического воспитания в учреждениях основного и дополнительного образования;

  • дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации физического воспитания детей и подростков;

  • основы теории обучения двигательным действиям;

  • теоретические основы развития физических качеств;

  • особенности физического воспитания дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников и обучающихся в образовательных учреждениях довузовского профессионального образования;

  • особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

  • сущность и функции спорта;

  • основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки;

  • основы оздоровительной тренировки;

  • проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в учебных образовательных учреждениях.



1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:


Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Общие компетенции


Профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимую своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.4. Анализировать учебное занятие.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.


ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/ группы и отдельных обучающихся.


ПК 3.2 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.


ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.


ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.



1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 138 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 92 часов;

самостоятельной работы обучающегося 46 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:


теоретические занятия

72

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Теория и история физической культуры

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1

История физической культуры

72


Тема 1.1

Содержание учебного материала

2

2-3

1. Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе.



Практические занятия

1


Составить глоссарий.



Содержание учебного материала

2

2-3

2. Физическая культура в средние века.



Практические занятия

1


Я.А. Коменский и его вклад в развитие современной педагогики.



Содержание учебного материала

2

2-3

3. Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока.



Практические занятия

1


Составить кроссворд по теме: «Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока».



Самостоятельная работа обучающихся

2


Китайская гимнастика – ушу. Японская борьба – дзюдо.



Тема 1.2

Содержание учебного материала

2

2-3

1. Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с 18 века до настоящего времени.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Д. Локк, Ж.Ж. Руссо о физическом воспитании.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Возникновение профессионально-прикладной физической подготовки (1920г.).



Тема 1.3

Содержание учебного материала

2

2-3

1.Физическая культура в России с древнейших времён до второй половины 19 века.



Содержание учебного материала

2

2-3

2. Развитие в России теории и практики государственных форм физического воспитания в 17-второй половине 19 веков.



Практические занятия

1


А.В. Суворов и его военно-физическая подготовка в армии.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Познакомиться с военно-физической подготовкой в армии, на флоте, которую проводили П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков.



Тема 1.4

Содержание учебного материала

2

2-3

1. Создание и развитие в России системы физического воспитания (образования) современных видов спорта во второй половине 19-в - начале 20 века.



Практические занятия

1


Пётр Францевич Лесгафт и его роль в создании системы физического воспитания.



Содержание учебного материала

2

2-3

2. Зарождение и развитие в России современных видов спорта.



Практические занятия

1


Образование Российского олимпийского комитета.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов.



Тема 1.5

Содержание учебного материала

2

2-3

1. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта.



Практические занятия

1


Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО».



Самостоятельная работа обучающихся

2


Современный комплекс ГТО.



Содержание учебного материала

2

2-3

2. Военно-физическая направленность в подготовке населения СССР в годы ВОВ.



Практические занятия

1


Организационные формы советской системы физического воспитания.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Материально-техническое и финансовое обеспечение советской системы физического воспитания.



Тема 1.6

Содержание учебного материала

1

2-3

1. Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе.



Содержание учебного материала

1

2-3

2. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917-1930).



Практические занятия

1


Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы.



Содержание учебного материала

2

2-3

3. Школьные программы по физической культуре в 1950-1980 годы.



Практические занятия

1


Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Современные школьные программы по физической культуре.



Тема 1.7

Содержание учебного материала

1

2-3

1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации.



Содержание учебного материала

1

2-3

2. Структура и функции государственных и общественных органов управления ФК и спортом в РФ.



Практические занятия

1


Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения РФ.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Мониторинг физического состояния занимающихся (Барчуков с.57).



Тема 1.8

Содержание учебного материала

2

2-3

1.Международное спортивное движение по отдельным видам спорта.



Содержание учебного материала

2

2-3

2. Международное спортивное движение студентов и в области массовой и оздоровительной физической культуры.



Практические занятия

1


Участие российских и советских спортсменов в чемпионатах мира и Европы.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Проблемы международного спортивного движения (работа с текстом учебного пособия).



Тема 1.9

Содержание учебного материала

2

2-3

1. Международное олимпийское движение, его функционирование в настоящее время.



Содержание учебного материала

1


2. Олимпийские принципы, традиции, правила.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Современное руководство международным олимпийским комитетом.



Содержание учебного материала

2

2-3

3. Летние и зимние Олимпийские игры.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Факты, скандалы, курьёзы Олимпийских игр.



Итоговое занятие

1


Раздел 2

Теория физической культуры и спорта

66


Тема 2.1

Теоретические основы ФК.

16


Содержание учебного материала

1

2-3

1. Понятийный аппарат теории физической культуры и спорта.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Современные концепции физического воспитания.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Основные концепции учебного предмета «Физическая культура».



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Мотивы занятий и средства формирования физической культуры человека.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Подобрать средства физ. воспитания, применяемые в л/а, с/и и т. д..



Содержание учебного материала

2

2-3

1.Методы физического воспитания.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Дать характеристику основным методам воспитания.



Содержание учебного материала

2

2-3

1.Общеметодические и специфические принципы физического воспитания.



Содержание учебного материала

1


1. Формы организации физического воспитания в учреждениях основного и дополнительного образования.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Раскрыть неурочные формы занятий физическими упражнениями.



Тема 2.2


Теоретические основы развития физических качеств

17


Содержание учебного материала

2

2-3

1. Понятие о физических качествах. Сила, средства и методы её воспитания.



Практические занятия

1


Подобрать упражнения для развития силы.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Изучить психолого-педагогическую деятельность учителя в формировании физических качеств обучающегося (Барчуков с.298).



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Скоростные способности. Средства и методы их воспитания.



Практические занятия

1


Подобрать упражнения для развития скоростных способностей.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Средства и методика воспитания быстроты в л/а (Шиян с.70).



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Выносливость, средства и методы её воспитания.



Практические занятия

1


Подобрать упражнения для развития выносливости.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Гибкость, средства и методы её воспитания.



Практические занятия

1


Подобрать упражнения для развития гибкости.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.



Практические занятия

1


Подобрать упражнения для развития двигательно-координационных способностей.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.



Тема 2.3

Основы теории обучения двигательным действиям

6


Содержание учебного материала

1

2-3

1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.



Содержание учебного материала

1


1. Основы формирования двигательного навыка.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Методика обучения легкоатлетическим упражнениям в начальных классах.



Содержание учебного материала

2

2-3

1. Структура процесса обучения и особенности его этапов.



Тема 2.4


Физическое воспитание дошкольников, детей школьного возраста и обучающихся в образовательных учреждениях довузовского профессионального образования

12


Содержание учебного материала

2

2-3

1. Возрастные особенности дошкольников. Задачи, средства, методы и формы физического воспитания дошкольников.



Содержание учебного материала

6

2-3

1. Периодизация детей школьного возраста. Учёт возрастных особенностей детей в процессе физического воспитания.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Дать характеристику физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым в режиме учебного дня.



Содержание учебного материала

2

2-3

1. Физическое воспитание обучающихся в колледжах и ССУЗах.



Тема 2.5


Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с различными особенностями физического и умственного развития

5


Содержание учебного материала

1

2-3

1. Особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Перечислите основные отклонения в состоянии здоровья детей (Киселёв с.23).



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Особенности физического воспитания двигательно одарённых детей.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Особенности физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением.



Тема 2.6


Общая характеристика спорта. Основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки

10


Содержание учебного материала

1

2-3

1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Цели, задачи, средства, методы, принципы и основные стороны спортивной тренировки.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Спортивная подготовка как многолетний процесс и её структура.



Содержание учебного материала

1

2-3

1. Построение тренировки в микроциклах, мезоциклах, макроциклах.



Содержание учебного материала

1

2-3

Проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в учебных образовательных учреждениях.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Подготовка к дифференцированному зачёту.



Практические занятия

2

2-3

Дифференцированный зачёт.



Всего:

138


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- дидактический материал;

- плакаты.


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиопроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


  1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: «КноРус», 2012

  2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М.: «Академия», 2013

  3. Грецов Г.В., Янковский А.Б. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лёгкая атлетика. – М.: «Академия», 2014

  4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» - М.: «Академия», 2006

  5. Колодницкий Г.А., КузнецовВ.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика. – М.: «Просвещение», 2011

  6. Крючек Е.С., Терехина Р.Н. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика. – М.: «Академия», 2014

  7. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. – М. «Академия», 2014

  8. Макаров Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры. – М.: «Академия», 2014

  9. Сергеев Г.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лыжный спорт. – М.: «Академия», 2013

  10. Торочкова Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом. – М.: «Академия», 2014

  11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. – М.: «Академия», 2013






Дополнительные источники:


1. Киселёв П.А., Киселёва С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка к школьным олимпиадам. – М.: «Глобус», 2009

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М.: «Академия», 2005г.

3. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры, опорные схемы. – М.: «Издательство советский спорт», 2005г.







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;

- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания школьников, повышения интереса к физической культуре и спорту;

- правильно использовать терминологию в области физической культуры;

- оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приёмов, методик, форм физического воспитания;

- находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;



устный опрос;

практическая работа;

индивидуальная работа;

самостоятельная работа;

дифференцированный зачёт.













Знать:

- понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных понятий;

- историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки;

- историю международного спортивного движения;

- современные концепции физического воспитания;

- средства формирования физической культуры человека;

- механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания;

- мотивы занятий физической культурой, условия и способы их формирования и развития;

- принципы, средства, методы, формы организации физического воспитания в учреждениях основного и дополнительного образования;

- дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации физического воспитания детей и подростков;


устный опрос;

практическая работа;

индивидуальная работа;

самостоятельная работа;

дифференцированный зачёт.

- основы теории обучения двигательным действиям;

- теоретические основы развития физических качеств;

- особенности физического воспитания дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников и обучающихся в образовательных учреждениях довузовского профессионального образования;

- особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- сущность и функции спорта;

- основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки;

- основы оздоровительной тренировки;

- проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в учебных образовательных учреждениях.





8