Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
«Кировский транспортный техникум»
рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
23.02.01 Организация перевозок и управление на автомобильном
транспорте
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта
23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном
транспорте
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
2017
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией
гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Протокол № 1 от «31» августа 2017 г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта
СПО ЛНР по специальностям среднего профессионального образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на автомобильном
транспорте
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта
23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном
транспорте
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Председатель цикловой комиссии
_____________/О.Т.Чумак
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора по учебно – производственной работе
_____________/А.В.Бондаренко
Подпись Ф.И.О.
Составитель: Молочек И.А., методист, преподаватель,
ГОУ СПО ЛНР «Кировский транспортный техникум»
| |
Содержание 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 2. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 1 4 - 5 |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 - 10 |
4. условия реализации РАБОЧЕЙ учебной дисциплины | 10 - 11 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 - 12 |
2. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
2.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальностям:
23.02.01 Организация перевозок и управление на автомобильном
транспорте
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта
23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном
транспорте
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
2.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в цикл гуманитарной и социально – экономической подготовки.
2.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины учащийся должен уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
В результате освоения дисциплины учащийся должен знать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
2.4 Использование часов вариативной части ППКРС/ППССЗ*
№ п/п | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в программу |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
- | - | - | - | - |
*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы.
2.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки учащегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 32 часа;
самостоятельной работы учащегося 16 часов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лекции | 24 |
семинарские занятия | 6 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа учащегося (всего) | 16 |
Виды самостоятельных работ: 1. Темы для реферата: Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхенджа. 2. Тема для реферата: Сравните египетский Лабиринт фараона Аменемхета III и критский Лабиринт царя Миноса. Какую функцию они выполняли и каким образом отражен в их архитектуре и декоре? 3. Творческое задание: Проведите сравнительный анализ месопотамских зиккуратов, египетских пирамид, храмов индейцев доколумбовой Америки с точки зрения их формы, декора, функционального назначения. Каким образом архитектура отражает основную идею культурного развития в регионе, воспроизводит космогонический миф. 4. Тема для реферата: Найдите сходства и различия в архитектуре раннехристианской, романской, готической, ренессансной базилик и колонной мечети. Для сравнения предлагаем рассмотреть базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, Нотр-Дам в Париже, Нотр-Дам в Реймсе, Сан-Лоренцо во Флоренции, мечеть Омейядов в Кордове. 5. Творческие задания: Составьте описание «идеального» города, отвечающего вкусам итальянских гуманистов эпохи раннего Возрождения и французских энциклопедистов эпохи Просвещения. Найдите сходные черты в облике родного города, Москвы, Санкт-Петербурга, европейской столицы (по выбору). Каков, на ваш взгляд, главный прием художественной выразительности в архитектуре и изобразительном искусстве стран, стилистически объединенных понятием Северное Возрождение? 6. Темы для рефератов: Каковы различия в архитектуре барокко и классицизма? В каком дворцово-парковом ансамбле взаимодействуют черты обоих стилей? Приведите примеры. 7. Тема для реферата: Проследите как изменялось понятие красоты в живописи конца XIX—ХХ века от импрессионизма до модернизма? | 2 2 4 2 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| ІІІ семестр | | |
Тема 1 | ВВЕДЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА | 2 |
| Лекционное занятие: | 2 |
1. Понятие «художественная культура». Миф – основа ранних представлений о мире. | 2 | 1 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа: | 2 | |
1. Темы для реферата: Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхенджа. | 2 | 3 |
Тема 2 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА | 4 | |
| Лекционное занятие: | 2 | 1 |
2. Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира. | 2 |
Семинарское занятие: | 2 | |
3. Воплощение идей Вечной жизни в художественной культуре Древнего мира. | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа: | 6 | |
2. Тема для реферата: Сравните египетский Лабиринт фараона Аменемхета III и критский Лабиринт царя Миноса. Какую функцию они выполняли и каким образом отражен в их архитектуре и декоре? 3. Творческое задание: Проведите сравнительный анализ месопотамских зиккуратов, египетских пирамид, храмов индейцев доколумбовой Америки с точки зрения их формы, декора, функционального назначения. Каким образом архитектура отражает основную идею культурного развития в регионе, воспроизводит космогонический миф. | 2 4 | 3 3 |
Тема 3 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА | 2 | |
| Лекционное занятие: | 2 |
4. Культовые сооружения буддизма. Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Культ природы – кредо японской архитектуры. | 2 | 1 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа (не предусмотрена) | - | |
Тема 4 | АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА | 2 | |
| Лекционное занятие: | 2 | |
5. Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Римская ячейка – модуль римской архитектуры. | 2 | 1 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа (не предусмотрена) | - | |
Тема 5 | РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ | 6 | |
| Лекционные занятия: | 4 | |
6. Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. | 2 | 1 |
7. Византийский стиль в архитектуре. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. | | |
Семинарское занятие: | 2 | |
8. Архитектура и живопись восточной и античной культур. | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа: | 2 | |
| 4. Тема для реферата: Найдите сходства и различия в архитектуре раннехристианской, романской, готической, ренессансной базилик и колонной мечети. Для сравнения предлагаем рассмотреть базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, Нотр-Дам в Париже, Нотр-Дам в Реймсе, Сан-Лоренцо во Флоренции, мечеть Омейядов в Кордове. | 2 | 3 |
Тема 6 | НОВОЕ ИСКУССТВО – АРС НОВА АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА | 2 | |
| Лекционное занятие: | 2 | |
9. Зарождение гуманистического мировоззрения в Италии. Образ мусульманского рая в архитектуре. | 2 | 1 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа (не предусмотрена) | - | |
Тема 7 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ | 2 | |
| Лекционное занятие: | 2 | |
10. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Специфика Северного Возрождения. | 2 | 1 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа: | 2 | |
5. Творческие задания: Составьте описание «идеального» города, отвечающего вкусам итальянских гуманистов эпохи раннего Возрождения и французских энциклопедистов эпохи Просвещения. Найдите сходные черты в облике родного города, Москвы, Санкт-Петербурга, европейской столицы (по выбору). Каков, на ваш взгляд, главный прием художественной выразительности в архитектуре и изобразительном искусстве стран, стилистически объединенных понятием Северное Возрождение? | 2 | 3 |
Тема 8 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА | 2 | |
| Лекционное занятие: | 2 | |
11. Стили и направления в искусстве Нового времени. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. | 2 | 1 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа: | 2 | |
6. Темы для рефератов: Каковы различия в архитектуре барокко и классицизма? В каком дворцово-парковом ансамбле взаимодействуют черты обоих стилей? Приведите примеры. | 2 | 3 |
Тема 9 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII – XIX ВЕКОВ | 6 | |
| Лекционное занятие: | 2 | |
12. Интерьер рококо. Русская школа реализма. Основные черты импрессионизма в живописи. | 2 | 1 |
Семинарское занятие: | 2 | |
13. Новое в стилях и направлениях художественной культуры XVIII – XІX веков. | 2 | 2 |
Контрольная работа: | 2 | |
14. Контрольная работа №1. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (не предусмотрена) | - | |
Тема 10 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ | 4 | |
| Лекционные занятия: | 4 | |
15. Культ абсолютной красоты в искусстве модерна. | 2 | 1 |
16. Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. | 2 | 1 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | - | |
Самостоятельная работа: | 2 | |
7 Тема для реферата: Проследите, как изменялось понятие красоты в живописи конца XIX—ХХ века от импрессионизма до модернизма? | 2 | 3 |
Всего за семестр: аудиторных занятий – 32 часа самостоятельная работа – 16 часов |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации программы дисциплины
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общеобразовательных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Яртись А.В. Лекції з історії світової та вітчизняної культури.-Л., Світ, 1994, с.493.
2. Абрамович С.Д. Мировая и украинская культура. – Л., 2004, с.335.
Дополнительные источники:
3. Иллюстрированная мировая история. – М., Росмен, 1994, с.407
4. Методические указания по изучению тем, вынесенных на самостоятельное изучение.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущих практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства. | | Оценка результатов устных ответов Оценка результатов выполнения творческих заданий Работа с учебником и дополнительным материалом Оценка результатов устных ответов Оценка результатов выполнения творческих заданий Работа с учебником и дополнительным материалом |