МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Введено в действие приказом директора от «____» _____________ 20____ г. № ____________ | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ур ________________ C.ю. Бакланова |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ
2016 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета Протокол № ______ от «____» _____________ 20____ г. Председатель методсовета ________________ С.Ю.Бакланова | Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии механических дисциплин Протокол № ______ от «____» _____________ 20____ г. Председатель ПЦК ________________ Ю.А.Письменный |
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 15.02.08 «Технология машиностроения», укрупнённая группа специальностей 15.00.00 «Машиностроение».
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Разработчик:
Дозморов Валерий Александрович, преподаватель
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», укрупнённая группа специальностей 15.00.00 «Машиностроение».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл ППССЗ. Дисциплина является продолжением дисциплины по истории базовой подготовки СПО. Дисциплина включает темы современной экономической, политической и культурной ситуации в России на рубеже веков (XX – XXI вв.) взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально - экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
- аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часов;
- внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия (семинар) | 18 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 8 |
в том числе: | |
Написание рефератов | 2 |
Анализ с составлением сравнительных таблиц и схем | 2 |
Подготовка и составление доклада по заданной теме | 2 |
Работа с интернет – ресурсами и учебной литературой (ответы на вопросы) | 1 |
Составление конспекта | 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| III Семестр | | |
ОГСЭ.02 История | | 56 | |
Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) | | 25 | |
Тема 1.1. Направления развития стран Европы на рубеже веков. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Развитие стран Европы, Америки, Азии и Африки в XX-XXI вв. | | |
| Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии национальной и социально-экономической политики. |
| Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. |
| Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». |
| СССР в 1961-1991годы. Распад Великой державы. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. Доклад «Личности СССР 1961-1991 гг.» | 1 | 1 |
Тема 1.2. Роль России в международных отношениях конца XX – XXI в. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Политическая и социально-экономическое положение России в международных отношениях конца XX-XXI вв. | | 2 |
| Образование Российской Федерации. |
| Россия – суверенное государство: приобретения и потери. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. Реферат «Внешняя политика России в конце XX в.» | 1 | 1 |
Тема 1.3. Биполярная система международных отношений. «Новое мышление» | Содержание учебного материала | | |
1. | Система международных отношений после второй мировой войны. | | |
| Борьба двух сверхдержав. Поражение СССР в «холодной войне». |
| Изменение систем взглядов, начало демократизации бывших советских государств по американскому образцу. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа № 1. Семинар «Новое мышление». | 2 | 2 |
Контрольная работа. | - | |
Самостоятельная работа. Составление конспекта, с использование методических рекомендаций преподавателя по теме «Система международных отношений после второй мировой войны». | 1 | 1 |
Тема 1.4. Мир во второй половине XX в. Политика США | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Страны Европы, Азии и Африки во второй половине XX в. |
| Внешняя политика США в 90-х годах ХХ в. |
| Демократические поправки в конституции США. | |
Лабораторная работа. | - |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. Подготовить доклад на тему «Содержание солдатского билля о правах – история создания». | 1 | 1 |
Тема 1.5. Внутренняя и внешняя политика Великобритании в годы правления М. Тэтчер. Ирландский вопрос | Содержание учебного материала | | |
| Социальные реформы М. Тэтчер. |
| Отношения Англии с Россией в период премьерства «Железной леди». |
| Проблема Северной Ирландии. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа № 2. Семинар «Власть неоконсерваторов в Великобритании. Личность М. Тэтчер». | 2 | 2 |
Контрольная работа. | - | |
Самостоятельная работа. | - |
Тема 1.6. Объединение Германии. ФРГ. Бундестаг | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Процесс воссоединения германских земель. |
| Гельмут Коль, канцлер объединивший Германию. |
| Отношения Германии с Россией в начале нового столетия. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. | - |
Тема 1.7. Политика Франции и Италии во второй половине XX – XXI вв. | Содержание учебного материала | | |
| Пятая Республика в период правления Шарля де Голля. Алжирская независимость от Франции. |
| Политика Ж. Ширака, Н. Саркози и Ф. Олланда. Сравнительная характеристика правления президентов. |
| Особенность развитии итальянской политики. С. Берлускони. | |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа № 3. Семинар «Франция и Италия во второй половине XX века». | 2 | 2 |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа. Анализ политического и экономического развития Франции и Италии во второй половине XX века в таблицах и схемах. | 1 | 1 |
Тема 1.8. Развитие стран Азии и Африки в XX – XXI вв. | Содержание учебного материала | | |
| Процесс демократизации восточных стран. |
| Экономическое и политическое развитие Северной и Южной Кореи. |
| Специфическая борьба с коррупцией в Китае. |
| Индо-пакистанский конфликт. Причины и пути решения. | |
Лабораторная работа | - | |
Практическая работа № 4. Семинар «Индия, Япония, Китай. Особенность развития стран «Востока». Проблема азиатской миграции для европейского мира». | 2 | 2 |
Контрольная работа | - |
|
Самостоятельная работа. Анализ деятельности современных полит. лидеров (Индии, Китая, Японии). Сравнительные таблицы. | 1 | 1 |
Тема 1.9. Иран в период от «Белой» до «Исламской» революции. Приход к власти в Турции «Кемалистов» | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Революции в Иране и Турции. Их особенность. |
| Аятолла Хомейни как лидер исламской революции в Иране. |
| Распад Османской империи и создание современной Турции. |
| Мустафа Кемаль Ататюрк-основатель современной Турции. | - | |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. Реферат «Биография и наследие М. Ататюрка» | 1 | 1 |
Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в. | | 5 | |
Тема 2.1. Производственный ресурсы и капитал предприятия | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Социально-политическое развитие стран восточной Европы. События в Югославии в конце XX в. | | |
Лабораторная работа | - | |
Практические работы № 5. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. | 2 | 2 |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа. Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению». Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать. | 1 | |
Раздел III Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | | 14 |
Тема 3.1 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | Содержание учебного материала | 4 | 4 |
1. | Создание СНГ. Цели и результаты. России и СНГ: динамика отношений в конце XX – нач. XXI в. |
2. | Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. |
| Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. | - |
Тема 3.2 Россия и мировые Интеграционные процессы | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Россия в современном мире (социально-экономические, политические аспекты). | | 2 |
| Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. |
| Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. | - |
Тема 3.3 Создание Российская федерация. От Б. Ельцина до В. Путина | Содержание учебного материала | |
| Россия в период правления Б.Н. Ельцина. | | |
| Приход к Власти В.В. Путина. Стабилизация общества. |
| Реформы Д.А. Медведева. Изменение президентского срока правления. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа №. 6. Семинар «Политика В.В. Путина. Социальные программы» | 2 | 2 |
Контрольные работы. | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. | - |
Тема 3.4 Современная политика Великобритании и США | Содержание учебного материала. | 2 | 2 |
1. | Политическое и социально-экономическое развитие США. |
| Дж. Буш мл. и Б. Обама. Общее отличительное в политике президента. |
| Отношения Британии с Россией. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. | - |
Тема 3.5 Внешняя и внутренняя политика ФРГ. Политика «Западных» стран на «Востоке» | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | А. Меркель и ее социальные реформы. |
| Отношения Германии с Россией в современном мире. |
| Позиции Германии по вопросу «демократизации Востока». |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа № 7. Семинар «Личность А. Меркель. «Арабская весна». Причины и результаты. Политика европейской интеграции». | 2 | 2 |
|
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа. | - |
Раздел IV Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций | | 4 | |
Тема 4.1. Возникновение надгосударственных организаций | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Дата и причины возникновения: ООН, ЕС,ЕЭС, НАТО, ВТЭО, СНГ и др. | |
| Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. |
| Российская Федерация в планах международных организаций: Военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа № 8. Семинар «Причины возникновения международных организаций» | 2 | 2 |
Контрольная работа. | - | |
Самостоятельная работа. | - |
Раздел V Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | | 4 | |
Тема 5.1. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». |
| Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. |
| Идеи «политкультурности» и молодежные экстремистские движения. |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа № 9. «Роль науки, культуры и религии в современном мире». | 2 | 2 |
Контрольная работа. | - | |
Самостоятельная работа. | - |
Раздел VI Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | | 4 | |
Тема 6.1. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Основные правовые документы демократических стран. |
| Международные правовые документы и акты. |
| Документ о правах человека(1948г.). |
| Документ о правах ребенка(1989г.). |
Лабораторная работа. | - | |
Практическая работа. | - |
Контрольная работа. Дифференцированный зачет. | 2 |
| |
Самостоятельная работа. | - |
Всего: | 56 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты, схемы.
Технические средства обучения:
- видеодвойка.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
В.И.Уколова, А.В.Ревякин, История. Всеобщая история, 10 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень, Под редакцией академика РАН А.О.Чубарьяна, М.: «Просвещение», 2014.
А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев, История. Всеобщая история, 11 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень, Под редакцией академика РАН А.О.Чубарьяна, М.: «Просвещение», 2014.
Н.С.Борисов, История. История России, 10 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень, В двух частях. Часть 1, Под редакцией академика С.П.Карпова, М.: «Просвещение», 2014.
А.А.Левандовский, История. История России, 10 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень, В двух частях. Часть 2, Под редакцией академика С.П.Карпова, М.: «Просвещение», 2014.
А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко, История. История России, 11 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень, Под редакцией академика С.П.Карпова, М.: «Просвещение», 2014.
Дополнительные источники
А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, История. История России, 10 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. В 2 частях. Часть 1. Под редакцией А.Н.Сахарова, М.: «Просвещение», 2014.
А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, П.И.Зырянов, История. История России, 10 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. В 2 частях. Часть 2. Под редакцией А.Н.Сахарова, М.: «Просвещение», 2014.
В.А.Шестаков, История. История России, 11 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. Под редакцией А.Н.Сахарова, М.: «Просвещение», 2014.
Интернет-ресурсы
Проза.ру - http://www.proza.ru/search.html Имя автора: Виталий Некрасов
http://www.ege.edu.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
http://days.peoples.ru/
http://www.history.ru/hist.htm
http://www.archaeology.ru/
http://militera.lib.ru/
http://www.rubricon.com/io_1.asp
http://www.hist.ru/
http://www.hrono.ru/proekty/ostu/charts.html
http://www.vostlit.info/
http://mt2.bmstu.ru/old/Hud_lit.htm
http://www.hist.msu.ru/ER/
http://www.mtu-net.ru/rrr/Russian.htm
http://kemet.ru/texts/index.htm
http://rome.webzone.ru/
http://www.vsu.ru/dept/hist/pub_hist/scriptum.html
http://cyrill.newmail.ru/
http://www.pereplet.ru/XPOHOC/
http://www.chat.ru/~old_russian/
http://antology.rchgi.spb.ru/autor_list.rus.html
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения: | |
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; | Анализ документов и исторических нормативных материалов, |
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально - экономических, политических и культурных проблем. | Работа с картой, составление таблиц, логических схем; подготовка фото-презентаций исторических событий и личностей. |
Знания: | |
основные направления ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) | Составление словаря исторических терминов, диктант по датам. |
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв. | Работа с дополнительной информаций, в том числе – интернет– ресурсами. |
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира | Ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование). Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции. |
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности | Подготовка и выполнение аналитических таблиц и статистических графиков. |
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | Работа с периодическими изданиями, документальным видеоматериалом. |
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Работа с дополнительной информаций, в том числе – интернет– ресурсами. |