Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Политехнический техникум»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УПР Директор БПОУ «ПТ»
Иванов С.М. Харкебенов А.Б.
«01» сентября 2016г «01» сентября 2016г.
Рабочая программа по учебной дисциплине
«Основы инженерной графики»
по профессии 15.01.05 «Сварщик»
Преподаватель спец.дисциплин: Манджиев Л.В.
Рассмотрено
На заседании МК ЕМЦ и техдисциплин
Протокол №1 от 28.08.2016г.
Бораева В.Г..
2016г.
Рабочая программа по предмету " Основы инженерной графики" разработана на основе образовательного стандарта и предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях среднего профессионального образования.
Концепция рабочей программы определялась на основе доктрины и концепции образования, закона РФ "Об образовании" и выполнена на базе научных разработок по технологии проектирования образовательных программ.
Потребность в данной программе вызвана введением в систему среднего профессионального образования подготовки нового вида специалистов, владеющих несколькими профессиями.
Черчение - язык техники. Но одновременно вместе с технической грамотностью этот предмет должен развивать у обучающихся мышление (в т.ч. и пространственное), аккуратность, пунктуальность, культуру в работе и поведении, уверенность, т.е. раскрывать способности учащихся.
Компoновка содержания рабочей программы производилась не простым сложением требований стандартов, а изложением всего комплекса требований образовательных стандартов, создании укрупненных единиц и обобщающих признаков с определением соответствующего уровня усвоения.
Некоторые элементы усилены по уровню усвоения: например, выполнение эскизов, разверток, чтение обозначений сварных швов.
Необходимо учитывать знания и умения, полученные обучающимися в общеобразовательной школе, а также получаемые в учреждениях среднего профессионального образования по смежным дисциплинам и дисциплинам профессиональной подготовки (слесарное дело, допуски, посадки и технические измерения и др.). Отставание отдельных обучающихся в начальный период целесообразно устранять, используя индивидуальный подход. Возможны интегрированные уроки и упражнения.
По окончании изучения курса " Основы инженерной графики " обучающийся должен соответствовать квалификационным характеристикам блока профессий.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 (150709.02) Сварщик (ручной и частично механической сварки (наплавки)).
Организация-разработчик: ГОУ НПО Профессиональный лицей № 1 г. Лагани РК
Разработчики:
Мангаев Николай Петрович, Генральный директор МООО «Коммунальник».
Манджиев Леонид Викторович, преподаватель специальных дисциплин БПОУ СПО Политехнический техникум г. Лагани РК
Бурулова Ольга Гучуновна, заместитель директора по УР БПОУ СПО Политехнический техникум г. Лагани РК
Рекомендована методической комиссией технических дисциплин
протокол № 11 от «28» августа 2016
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы инженерной графики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 15.01.05 (150709.02) Сварщик (ручной и частично механической сварки (наплавки)), входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
11620 Газосварщик
19756 Электрогазосварщик
19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
19906 Электросварщик ручной сварки
11618 Газорезчик
Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
- использовать технологическую документацию.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
- общие сведения о сборочных чертежах;
- основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;
- основы машиностроительного черчения;
- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над графическими работами | 16 |
Итоговый контроль по завершению курса предусмотрен в форме дифференцированного зачёта. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01Основы инженерной графики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Использование правил построения чертежей и схем | | 10 | |
Тема 1. 1. Ведение | Содержание учебного материала. | 1 | |
1. Основные сведения по оформлению чертежей: Форматы чертежей. Сведения о стандартных шрифтах. Основная надпись. Масштабы. Линии чертежа. Цели и задачи предмета. Связь с другими дисциплинами учебного плана. Краткие исторические сведения о развитии графики. ЕСКД в системе государственной стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции. Ознакомление студентов с необходимыми учебными пособиями, материалами, чертежными принадлежностями, инструментами, приборами, приспособлениями и оснащением конструкторских бюро. | | 1 |
Тема 1. 2. Правила нанесения размеров | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Размерные и выносные линии. Линейные размеры, размерные числа, знаки, применяемые при нанесении размеров. | | |
Практические занятия | 1 | |
Выполнение построений линии чертежа. Выполнение чертежного шрифта, основной надписи. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изображение основной надписи для рабочих чертежей деталей и текстовых конструкторских документов. | | |
Тема 1. 3. Геометрические построения | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Деление окружности на равные части. Сопряжения окружности, прямой и окружности. | | |
Практические занятия | 2 | |
Вычерчивание контуров деталей с делением окружности на равные части, построением сопряжений двух окружностей, прямой и окружности. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Выполнение последовательности построения лекальных кривых | |
Раздел 2. Выполнение аксонометрических проекций, технических рисунков деталей. | | 12 | |
Тема 2.1. Виды и способы проецирования.Проецирование геометрических тел. | Содержание учебного материала. | 1 | |
Плоскости проекций, проекция точки, прямой, построение прямоугольных проекций отрезков. Проецирование на три плоскости призмы, пирамиды, цилиндра, конуса. Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям геометрических тел. | | |
|
Практические занятия. | 1 | |
Построение проекций геометрических тел с нахождением точек и линий, принадлежащих поверхности данного тела. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Построение проецирования точек относительно плоскостей проекции. | | |
Тема 2.2. Аксонометрические проекции | Содержание учебного материала. | 1 | |
Виды аксонометрических проекций. Коэффициенты искажений. Построение окружностей и плоских фигур в плоскостях параллельным плоскостям проекции. Изображение геометрических тел: цилиндра, призы, пирамиды, конуса, шара в аксонометрических проекциях. | | |
Практические занятия. | 1 | |
Построение изображений геометрических тел в аксонометрических проекциях. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Построение осей и коэффициентов искажения для аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций геометрических фигур. | | |
Тема 2.3. Проецирование моделей | Содержание учебного материала. | 1 | |
Построение проекции по двум данным. Построение комплексного чертежа по аксонометрическому изображению детали или с натуры. Построение аксонометрического изображения по комплексному чертежу. | | |
Практические занятия. | 1 | |
Построение третьей проекции по двум заданным проекциям. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Построение по двум проекциям третьей проекцию модели с наклонными поверхностями и вырезами. | | |
Тема 2.4. Элементы технического рисования | Содержание учебного материала | 1 | |
Назначение технического рисунка, отличие от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции. | | |
Практические занятия. | 1 | |
Построение комплексных чертежей моделей по аксонометрическому изображению. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Аксонометрические проекции модели с наклонными поверхностями и вырезами. Выполнение технического рисунка модели. | 1 | |
Раздел 3. Построение эскизов, сечений и разрезов. | | 14 | |
Тема 3.1. Машиностроительное черчение | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Машиностроительный чертеж, его назначение. Зависимость качество изделия от качества чертежа. Виды изделий и конструкторских документов. Требования к чистоте поверхности детали, условные обозначения, нанесение на чертеже, чтения. Точность изготовление деталей. Понятие размера, допуска, квалитета точности. Отклонения формы, расположения поверхностей, условные обозначения, правила нанесения на чертеже, чтения. | | |
Практические занятия. | 1 | |
Выполнение чертежа деталей | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Подготовка и выполнение рабочего чертежа деталей | | |
Тема 3.2. Эскизы деталей и рабочие чертежи | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая часть конструкторского документа. Назначение, сходство и различия эскиза и рабочего чертежа. Последовательность выполнения и чтения. | | |
Практические занятия. | 1 | |
Выполнение эскиза деталей | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Выполнение рабочего чертежа детали. | | |
Тема 3.3. Виды, разрезы, сечения | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Требования к выбору главного вида. Сечения, их квалификация. Разрезы, их назначение, квалификация. Графическое обозначение материалов в сечениях и разрезах. Чтение чертежей с сечениями и разрезами. | | |
Практические занятия. | 1 | |
1. Выполнение чертежей деталей с применением простых разрезов, аксонометрическая проекция. | | |
2. Чтение чертежей с сечением и разрезами. | | |
Тема 3.4. Резьба, резьбовые соединения | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Классификация резьбы. Основные параметры резьбы. Обозначение, изображение на чертежах, чтение. Резьбовые соединения (болтом, винтом, шпилькой). Условные обозначения и упрощенные изображения стандартных резьбовых соединений. | | |
Практические занятия. | 1 | |
Выполнение чертежей деталей с резьбовым соединением | | |
Чтение чертежей с резьбой | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Построение условных обозначений и упрощений на чертежах. Центровые отверстия, проточки, фаски-изображение. | | |
Тема 3.5. Разъемные и неразъемные соединения деталей | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Виды разъемных соединений (резьбовые, шпоночные, зубчатые шлицевые, штифтовые). Виды неразъемных соединений (сварные, заклепкой, пайкой, склеиванием). Условные изображения и обозначения на чертеже. | | |
Практические занятия. | 1 | |
1. Чтение чертежей с разъемным соединением детали | | |
2. Чтение чертежей с не разъемным соединением детали | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение условных изображений неразъемных соединений. | 1 | |
Раздел 4. Построение сборочных чертежей. | | 6 | |
Тема 4.1. Общие сведения об изделиях и сборочных чертежах. | Содержание учебного материала. | 1 | |
Назначение сборочного чертежа, содержание. Последовательность выполнения, выбор числа изображений, формата. Размеры на сборочных чертежах. Изображение контуров пограничных деталей, выполнение штриховки в разрезах и сечениях. Спецификация, назначение, порядок заполнения. Назначение номеров позиций на чертеже. | | 2 |
Практические занятия | |
Чтение сборочного чертежа. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Выполнение формы и порядка заполнения спецификации. | |
Тема 4.2. Чтение и деталирование сборочных чертежей. | Содержание учебного материала. | 1 |
Порядок чтения сборочного чертежа. Габаритные, установочные и присоединительные размеры. Выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров, увязка сопрягаемых размеров. | | |
Практические занятия | 1 | |
1. Выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-6 деталей. | | |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение сборочного чертежа. | 1 | |
Тема 4.3. Чтение и выполнение чертежей и схем. | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Общие сведения о схемах. Виды схем в зависимости от характера элементов и линий связи. Кинематические схемы. Условные изображения элементов схем и различных передач на рабочих чертежах. Соединение колеса с валом. правила выполнения схем в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Чтение схем. | | |
Практические занятия. | 1 | |
|
1. Выполнение и чтение схем в соответствии с требованиями | | |
| | |
| | |
нормативных документов ЕСКД. | | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение условных графических обозначений элементов на чертежах, схемах в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.. | 2 | |
Дифференцированный зачет | | 2 | |
| Всего: | 48 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации рабочей программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы инженерной графики»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Инжененерной графики»;
- объемные модели геометрических фигур;
- траспортиры, циркули, линейки и лекалы;
- чертежные доски.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Баранов Л. А., Панкевич А. П.: Основы черчения: Учебник. – М.: Высшая школа, 1978. – 287с.
Бабулин Н. А. Построение и чтение машино-строительных чертежей, Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982. -384 с.
Подщибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006 – 144с.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник – М.: Высшая школа, 1981 – 216с.
Лагерь A.M. Инженерная графика. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1992.
Левицкий B.C. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. М.: Высшая школа, 2000.
Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 2001.
Локтев О.В., Числов П.А. Задачник по начертательной геометрии. М.: Высшая школа 2001.
Дополнительные источники:
Чекмарев А.А., Осипов В.К.Справочник по машиностроительному черчению. М.: Высшая школа, 2000.
Чекмарев А.А. Инженерная графика. М.: Высшая школа, 2001.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Читать чертежи, изделия механизмов и узлов используемого оборудования | лабораторные работы |
Использовать технологическую документацию | практические занятия, домашние работы |
Обобщать, анализировать и воспринимать графическую информацию; разрабатывать простые конструкции технических объектов; обосновывать принятие конкретного технического решения; кооперироваться с коллегами по работе, а также организовывать малые коллективы исполнителей | практические занятия |
Изображать на плоскости проекции и общий вид трёхмерных объектов (отдельных деталей, соединений и сборочных чертежей технологических приспособлений, наиболее широко используемых на производстве) в соответствии с действующими нормативными документами | лабораторная работа |
Знания: | |
Основные правила разработки, оформление и чтения конструкторской и технологической документации | контрольная работа, домашняя работа |
Основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей | контрольная работа, домашняя работа |
Общие сведения о сборочных чертежах | практические занятия |
Основы машиностроительное черчения | практические занятия |
Требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД) | контрольная работа |
Проекционное черчение геометрических тел и их элементов | контрольная работа, домашняя работа |
Способы графических изображений. Методы проецирования в аксонометрии | контрольная работа |
Стандартные основные и аксонометрические проекции плоских фигур, окружности и геометрических тел | контрольная работа |
Понятие об эскизе и рабочим чертеже детали, нанесения размеров на них и последовательность выполнения эскиза детали с натурой | практические занятия |
Приемы об мера детали измерительными инструментами | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
7