Рабочая программа по учебному предмету
«Двигательное развитие»
предметная область «Коррекционные курсы»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
(1 дополнительный) 1 класс
Составитель программы:
Учитель высшей категории
Фролова Людмила Николаевна
Ульяновск 2017
Пояснительная записка.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Техническое оснащение курса включает:
Тренажёры (велотренажёры, беговые дорожки), гимнастические маты, инвентарь: мячи разного диаметра, эспандеры, набивные мячи, обручи, ребристая доска при плоскостопии, скакалки, гимнастические палки, мешочки с песком.
Примерное содержание программы
Актуальность программы
Проблема укрепления здоровья, физического развития и повышения работоспособности – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку занятия способствуют укреплению здоровья, улучшению соматического состояния учащихся.
Программа заключается в том, что ориентировавшись на детей школьного возраста и, в соответствии с медицинскими данными о состоянии здоровья учащихся, включила в календарно – тематический план не только упражнения для коррекции осанки, плоскостопия, но и упражнения для кистей рук, плечевого пояса, суставов верхних и нижних конечностей, упражнения для больших групп мышц, а так же дыхательные упражнения, которые выполняются с помощью тренажёра и без.
Задачи программы
Учебные задачи:
Обучение основам двигательного развития;
Совершенствование навыков владения индивидуальному выполнению того, или иного упражнения;
Обучение необходимым дыхательным упражнениям;
Выработка навыков равновесия, координации, ловкости;
Обучение стимулирующим упражнениям;
Совершенствование знаний, умений, навыков по основам двигательной деятельности;
Коррекционные задачи
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами вперёд, назад.
Опора на предплечья, на кисти рук, при этом удержание головы. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине», восхождение на различной величины возвышенность.
Вставание на колени из положения «сидя на пятках» с опорой и без. Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, палка) трость, гимнастическая и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ног вверх, отведение ног в сторону, отведение ног назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках , на пятках. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге.
Валеоло- психологические задачи
1.Формирование серьёзного отношения к своему здоровью;
2.Создание благоприятных условий для лечения и оздоровления организма;
3.Развитие волевых качеств;
4.Развитие навыков самоконтроля;
5.Развитие ловкости, внимательности и силы воли;
6.Формирование чувства полноценности и ответственности к самому себе;
Разработка предусматривает реализацию следующих основополагающих принципов:
1.Учёта показателей состояния здоровья и возрастных особенностей учащихся младших классов;
2.Принцип системности, который предполагает по этапность обучения, обеспечивает усвоение и систематизацию знаний , умений и навыков по предмету двигательная деятельность, а также предусматривает выполнение упражнений методом от простого к сложному;
3.Принцип сочетаемости предполагает сочетание программы с предметами общеобразовательного цикла.
4.Развивающий принцип предполагает формирование и совершенствование навыков двигательной активности;
5.Принцип сотрудничества предполагает развитие взаимоконтроля, формирование навыков совместной деятельности;
6.Принцип гуманизации, который основан на признание личности высшей ценностью и предполагающий создание условий для её развития.
7.Принцип наглядности показа развивающих и оздоравливающих физических упражнений , с помощью которого учащиеся осваивают различные комплексы упражнений с помощью учителя (инструктора) , в частности и индивидуальные упражнения .
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по предмету двигательное развитие учащиеся должны иметь представления:
1. О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышению качества жизни со стороны здоровья;
2. О способах изменения направления и передвижения;
3. О режиме дня и о личной гигиене;
4. О правилах выполнения утренней зарядки;
5. О технике безопасности и правилах поведения в зале Двигательного развития;
6. О важности выполнении оздоровительных упражнений и комплексов , направленных на укрепление здоровья;
Условия реализации программы
Материальная база:
1) Спортивный инвентарь;
2) Спортивный зал;
3) Специальные тренажёры;
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.
Учащиеся по окончании программы должны знать и уметь:
1.Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
2.Выполнять комплексы упражнений, направленных на формирование правильной осанки с помощью гимнастической палки;
3.Уметь выполнять упражнения на равновесие;
4.Научиться выполнять упражнения с гимнастической палкой, малым мячом, которые направлены на профилактику и лечение плоскостопия.
5.Выполнять комплексы дыхательных упражнений ;
6.Выполнять передвижения в ходьбе, беге, подскоках, приставным шагом, передвижение с вращением;
7.Выполнять перевороты из положения лёжа;
8.Выполнять упоры из положения лёжа на спине, лёжа на животе, стоя на четвереньках, удерживать положение стоя на коленях, а так же с опорой на одну руку.
9.Уметь ходить на руках с поддержкой партнёра;
10.Выполнять поднимание туловища из положения лёжа на спине, а так же на наклонной плоскости;
11.Научиться выполнять упражнения с малым массажным мячом;
12.Уметь приседать у опоры и без.
13.Знать и уметь выполнять седы.
14.Уметь крутить педали на велотренажёре;
15.Уметь ходить по беговой дорожке;
16.Уметь выполнять шаги на специальной ребристой доске для профилактики плоскостопия , держа руки в стороны;
17.Уметь выполнять упражнения с малым резиновым мячом в положении лёжа, сидя, стоя.
Рабочая программа для (1 дополнительного) 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2.