СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету История для профессий СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 200 аудиторных часов (их них 50 часов практических) для профессий СПО в течение 4-х семестров

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету История для профессий СПО»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»



УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

___________ В.А. Некрасов


«_____» _________ 20­­15г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОго предмета


ООПб.04 История



для профессий:

23.01.03. «Автомеханик»

09.01.03. «Мастер по обработке цифровой информации»

09.01.01. «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»



базовой подготовки











2015


СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета



стр.


3

2. СТРУКТУРА и содержание учебного предмета

6

3. условия реализации программы учебного предмета


22

4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета


24



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебного предмета


ООПб.04. История

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебного предмета является частью общеобразовательного цикла профессиональной программы в соответствии с ФГОС для профессий: 09.01.01. «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».


1.2. Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


1.3. Цели и задачи учебного предмета– требования к результатам освоения учебного предмета

Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:

• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

• формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;

• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

• развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

Результаты освоения учебного предмета

Освоение содержания учебного предмета «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

−− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

−− готовность к служению Отечеству, его защите;

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

−− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

−− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

−− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

−− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

−− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


    1. Количество часов на освоение программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -300 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 200 часов;

самостоятельной работы обучающегося 100 часов.






































  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

300

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

200

в том числе:


Практические занятия

50

контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

100

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2



2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ООПб.04 История

наименование

разделов и тем


Содержание учебного материала, самостоятельная работа студента

Объем часов

Уровень освоения



1 курс

68+48




1-й семестр

68


Введение

Содержание учебного материала

  1. Историческое знание, его достоверность и источники.

  2. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.

  3. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

2

1

Раздел 1

Древнейшая стадия истории человечества

4

2

Тема 1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.

Содержание учебного материала

  1. Источники знаний о древнейшем человеке.

  2. Расселение людей по земному шару

  3. Палеолит. Родовая община. Достижения людей палеолита.

  4. Археологические памятники палеолита на территории России.

2

2

Тема 1.2. Неолитическая революция и ее последствия.

Содержание учебного материала

  1. Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции.

  2. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства.

  3. Прародина производящего хозяйства.

  4. Последствия неолитической революции

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Происхождение человека: дискуссионные вопросы.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Раздел 2. Цивилизации Древнего мира



8


Тема 2.1 Древнейшие государства.

Содержание учебного материала

  1. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной.

  2. Специфика древнеегипетской цивилизации.

  3. Города-государства Шумера.

  4. Вавилон. Законы царя Хаммурапи.

  5. Финикийцы и их достижения.

  6. Древние евреи в Палестине.

  7. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев.

  8. Зарождение древнекитайской цивилизации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.


2


Тема 2.2.Великие державы Древнего Востока.

Содержание учебного материала

  1. Предпосылки складывания великих держав, их особенности.

  2. Последствия появления великих держав.

  3. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту.

  4. Мидийско-Персидская держава — крупнейшее государство Древнего Востока.

  5. Государства Индии.

  6. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Начало цивилизации.

Древний Восток и Античность: сходство и различия.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 2.3. Древняя Греция. Древний Рим.




















Содержание учебного материала

  1. Античная цивилизация (Греция, Рим)

  2. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки

  3. Александр Македонский и эллинизм.

  4. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики.

  5. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания.

  6. Разделение Римской империи на Восточную и Западную.

  7. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

2

2

Тема 2.4.

Культура и религии Древнего мира



Практическое занятие 1

Исследование религий Древнего мира, их виды и особенности , возникновения мировых религий – буддизм и христианство. Исследование особенностей христианского вероучения и церковной структуры.

2

2

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века


14


Тема 3.1.

Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.

Содержание учебного материала

  1. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.

  2. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи.

  3. Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах

1

2

Тема 3.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания.

Практические занятия Исследование возникновение ислама и основ мусульманского вероучения:

  • Арабы. Мухаммед и его учение.

  • Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения.

  • Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Распад халифата.

  • Культура исламского мира. Развитие науки.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.


2


Тема 3.3 Византийская империя..

Содержание учебного материала

  1. Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане

  2. Византия и славяне, славянизация Балкан.

  3. Турецкие завоевания и падение Византии.

  4. Культура Византии Искусство, иконопись, архитектура.

  5. Влияние Византии на государственность и культуру России

2

2

Тема 3.4 Восток в Средние века.

Практическое занятие. Составить опорный конспект «Индия и Китай в Средние века» по плану:

  1. Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султанат.

  2. Культура средневековой Индии.

  3. Особенности развития Китая.


1


2

Тема 3.5 Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе

Содержание учебного материала

  1. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение.

  2. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение.

  3. Распад Каролингской империи.

  4. Причины и последствия феодальной раздробленности.

  5. Британия в раннее Средневековье.

1

2

Тема 3.6. Основные черты западноевропейского феодализма

Содержание учебного материала.

  1. Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты.

  2. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения.

  3. Структура и сословия средневекового общества.

  4. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община.

  5. Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура

1

2

Тема 3.7. Средневековый западноевропейский город.

Содержание учебного материала.

  1. Города Средневековья, причины их возникновения.

  2. Развитие ремесла и торговли.

  3. Коммуны и сеньоры.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Феномен западноевропейского Средневековья

Восток в Средние века.

2


Тема 3.8. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.

Содержание учебного материала.

  1. Христианская церковь в Средневековье. Усиление роли римских пап.

  2. Разделение церквей, католицизм и православие.

  3. Духовенство, монастыри, их роль в средневековом обществе.

  4. Крестовые походы, их последствия.

  5. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения. Инквизиция.

  6. Упадок папства.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

«Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века».

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 3.9. Зарождение централизованных государств в Европе.

Содержание учебного материала.

  1. Англия и Франция в Средние века. Великая хартия вольностей.

  2. Франция под властью Капетингов на пути к единому государству.

  3. Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции).

  4. Столетняя война и ее итоги.

  5. Османское государство и падение Византии.

  6. Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. Образование Испании и Португалии.

  7. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия

  8. Окончательное объединение Франции.

  9. Укрепление королевской власти в Англии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 3.10. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.

Практическое занятие

Составить опорный конспект по теме «Культурное наследие европейского Средневековья» по плану:

  1. Особенности и достижения средневековой культуры. Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная культура

  2. Изобретение книгопечатания и последствия этого события.

  3. Гуманизм. Начало Ренессанса (Возрождения).

  4. Культурное наследие европейского Средневековья.

2

2

4.От Древней Руси к Российскому государству


22


Тема 4.1.

Образование Древнерусского государства.

Содержание учебного материала

  1. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство

  2. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

  3. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности).

  4. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

  5. Походы Святослава.

2

2




Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по темам:

Основы российской истории.

Происхождение Древнерусского государства.

2


Тема 4.2.

Крещение Руси и его значение.

Содержание учебного материала

  1. Начало правления князя Владимира Святославича.

  2. Крещение Руси: причины, основные события, значение.

  3. Христианство и язычество.

  4. Церковная организация на Руси. Монастыри.

  5. Распространение культуры и письменности.

2

2

Практическое занятие.

Анализ события крещения Руси: причины, основные события, значение. Выявление последствий цивилизационного выбора Великого князя Владимира

2

2

Тема 4.3.

Общество Древней Руси .


Содержание учебного материала

  1. Социально-экономический и политический строй Древней Руси.

  2. Право в Древней Руси. «Русская правда».

  3. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

  4. Древняя Русь и ее соседи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 4.4.

Раздробленность на Руси.

Содержание учебного материала

  1. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

  2. Причины раздробленности. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

  3. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

  4. Владимиро-Суздальское княжество. Политическое устройство.

  5. Галицко-Волынское княжество. Роль боярства.

2



2

Практическое занятие

Исследование формирования трех типов власти на примере Владимиро-Суздальского Галицко-Волынского княжеств и Великого Новгорода

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Русь в эпоху раздробленности.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 4.5. Древнерусская культура.

Содержание учебного материала

  1. Особенности древнерусской культуры.

  2. Возникновение письменности. Летописание.

  3. Литература. Былинный эпос.

  4. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Иконы.

2

2

Тема 4.6.

Монгольское завоевание и его последствия

Содержание учебного материала

  1. Монгольское нашествие. Сражение на Калке.

  2. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов.

  3. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич.

  4. Невская битва. Ледовое побоище.

  5. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.

  6. Борьба населения русских земель против ордынского владычества

2

2


Практическое занятие

Исследование значения противостояния Руси монгольскому завоеванию.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 4.7.Начало возвышения Москвы

Содержание учебного материала

  1. Причины и основные этапы объединения русских земель.

  2. Москва и Тверь: борьба за великое княжение.

  3. и ход возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

  4. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством.

  5. Куликовская битва, ее значение.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по темам:

Возрождение русских земель (ХIV—ХV века).

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 4.8.

Образование единого Русского государства.

Содержание учебного материала

  1. Характер и особенности объединения Руси. Автокефалия Русской православной церкви Иван III.

  2. Присоединение Новгорода и других земель.

  3. Свержение ордынского ига (1480 г.).

  4. Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй.

  5. Судебник 1497 г. Положение крестьян, ограничение их свободы.

  6. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы .

2

2








Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

  • Рождение Российского централизованного государства.

  • Система права в централизованном Российском государстве при Иване III.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.


2


5.Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству



16


Тема 5.1.

Россия в правление Ивана Грозного

Содержание учебного материала

  1. Территория и население России в XVI в.

  2. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, Избранная Рада и ее реформы.

  3. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военные преобразования.

  4. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины

2

2

Содержание учебного материала

  1. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Отношения с Крымским ханством. Казачество.

  2. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.)

  3. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса.

  4. Закрепощение крестьян.

2

2

Практическое занятие. Составить опорный конспект по теме

«Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Характер русской колонизации»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 5.2.

Смутное время начала XVII века.

Содержание учебного материала

  1. Смута в России начала XVII в. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Самозванцы. Народные восстания.

  2. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве.

  3. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

  4. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых.

2

2

Тема 5.3.

Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения

Содержание учебного материала

  1. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

  2. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

  3. Окончательное закрепощение крестьян

  4. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Т. Разина.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

  • Смутное время в России.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 5.4. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке.

Содержание учебного материала

  1. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма.

  2. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.

  3. Освоение Сибири и Дальнего Востока

2

2

Практическое занятие.

Исследование основных направлений внешней политики России и ее итоги:

  1. Присоединение Левобережной Украины.

  2. Войны со Швецией и Турцией.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по темам:

  • Раскол в Русской православной церкви».

  • «Воссоединение России и Украины».

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 5.5.

Культура Руси конца XIII— XVII веков.

Содержание учебного материала

  1. Литература, живопись, архитектура. «Домострой».Социальная роль женщины.

  2. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой.

  3. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия.

  4. Новые жанры в литературе.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по темам:

  • Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.

  • Наш край с древнейших времен до конца ХVII века

Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя


2



Контрольная работа


2

3


Всего за 1-й семестр


68





2-й семестр


48


6. Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке


8


Тема. 6.1.Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Содержание учебного материала

  1. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура.

  2. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство.

  3. Развитие торговли и товарно-денежных отношений.

  4. Великие географические открытия. Карта мира.

  5. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.

1

2

Тема. 6.2.Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация

Содержание учебного материала

  1. Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение».

  1. Понятие «протестантизм». Мартин Лютер.

  2. Реформация в Германии, лютеранство.

  3. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии.

  4. Жан Кальвин и распространение его учения. .

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

  • Истоки модернизации в Западной Европе

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

1


Тема. 6.3. Становление абсолютизма в европейских странах

Англия в XVII— ХVIII веках

Содержание учебного материала

  1. Абсолютизм как общественно-политическая система.

  2. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. .

  3. Революция в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии.

  4. Начало промышленной революции.

  5. Изменения в социальной структуре общества.

1


2


Тема. 6.4. Страны Востока в XVI—XVIII веках. Колониальная экспансия европейцев

Содержание учебного материала

  1. Османские завоевания в Европе.

  2. Маньчжурское завоевание Китая.

  3. Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская политика изоляции. Сёгунат Токугавы в Японии.

  4. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции.

  5. Складывание колониальной системы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

  • Страны Востока в раннее Новое время

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

1


Тема 6.8. Международные отношения в XVII— XVIII веках

Практическое занятие. Исследование причин, хода, особенностей и последствий Тридцатилетней войны. Выявление религиозных, экономических и колониальных противоречий.


1

2

Тема 6.9. Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках. Эпоха просвещения

Практическое занятие. Составление опорного конспекта по теме «Европейская культура и наука в XVII— XVIII вв» по плану:

  • Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо.

  • Крупнейшие писатели, художники, композиторы.

  • Просвещение: эпоха и идеология.

1

2

Тема6.10. Война за независимость и образование США

Содержание учебного материала

  1. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость.

  2. Декларация независимости США. Образование США.

  3. Война за независимость как первая буржуазная революция в США.

  4. Конституция США. Билль о правах.

1

2

Тема 6.11. Французская революция конца XVIII века

Содержание учебного материала

  1. Революции 18 в. и их значение для утверждения индустриального общества

  2. Война за независимость североамериканских колоний .Образование США. Французская революция XVIII в.

  3. Политические режимы периода Революции. Конституции

1

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Революции ХVII—ХVIII веков как порождение модернизационных процессов.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


7.Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи


12



Тема 7.1.

Россия в эпоху петровских преобразований.

Содержание учебного материала

  1. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований.

  2. Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления Петра I.

  3. Азовские походы. Великое посольство.

  4. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы.

  5. Провозглашение России империей.

2

2

Практическое занятие. Исследование преобразований Петра Великого. Итоги и цена их.

(Государственные реформы Петра I.

Реорганизация армии. Реформы государственного управления

Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма.

Церковная реформа. Развитие экономики.

Восстания в Астрахани, на Дону.)

2

2

Тема 7.2

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке

Содержание учебного материала

  1. Развитие промышленности и торговли во второй четверти — конце ХVIII века.

  2. Рост помещичьего землевладения.

  3. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества.

  4. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение.

2





2





Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 7.3.

Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века.


  1. Содержание учебного материала

  2. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.

  3. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства.

  4. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны.

  5. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III.

  6. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины I I

  7. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

  8. Внутренняя политика Павла I, его свержение.

2


2


Практическое занятие. Составление опорного конспекта по теме «Внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века:

  • Русско-турецкие войны и их итоги.

  • Присоединение и освоение Крыма и Новороссии;

  • Участие России в разделах Речи Посполитой.

  • Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Россия ХVIII века: победная поступь империи.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 7.4. Русская культура XVIII века










Содержание учебного материала

  1. Нововведения в культуре петровских времен.

  2. Просвещение и научные знания (Ф. Прокопович. И. Т. Посошков). Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века.

  3. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.

  4. Историческая наука (В. Н. Татищев).

  5. Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин).

  6. Общественная мысль (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).

  7. Литература: основные направления, жанры, писатели (А. П. Сумароков, Н.М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин).

  8. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки. Театр (Ф. Г. Волков).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Наш край в ХVIII веке.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации




8


Тема 8.1. Промышленный переворот и его последствия.

Практическое занятие

Исследование причин и последствий промышленного переворота (промышленной революции). Составить схемы «Важнейшие изобретения», «Социальные последствия промышленной революции».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Рождение индустриального общества.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 8.2.

Международные отношения.

Содержание учебного материала

  1. Войны Французской революции и Наполеоновские войны.

  2. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины.

  3. Создание Венской системы международных отношений.

  4. Крымская (Восточная) война и ее последствия.

  5. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене.

  6. Колониальные захваты. Складывание системы союзов. Тройственный союз.

  7. Франко-русский союз — начало образования Антанты.

2

2


Тема 8.3. Политическое развитие стран Европы и Америки


Содержание учебного материала

  1. Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы

  2. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии.

  3. Гражданская война в США

  4. Становление гражданского общества

2

2

Тема 8.4. Развитие западноевропейской культуры.


Содержание учебного материала

  1. Литература. Изобразительное искусство. Музыка.

  2. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве.

  3. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные открытия.

  4. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили и воздухоплавание.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока



2


Тема 9.1.

Колониальная экспансия европейских стран. Индия.

Содержание учебного материала

  1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Востока.

  2. Значение колоний для ускоренного развития западных стран.

  3. Колониальный раздел Азии и Африки.

  4. Традиционные общества и колониальное управление.

  5. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран. .

1

2

Тема 9.2

Китай и Япония

Содержание учебного материала

  1. Начало превращения Китая в зависимую страну.

  2. Упадок и окончательное закабаление Китая западными странами.

  3. Особенности японского общества в период сёгуната Токугава.

  4. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия.

  5. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


10. Российская империя в ХIХ веке


16


Тема 10.1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.

Содержание учебного материала

  1. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах.

  2. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета.

  3. Участие России в антифранцузских коалициях.

  4. Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны

  5. Причины победы России в Отечественной войне 1812 года

  6. Заграничный поход русской армии 1813—1814 годов. Венский конгресс.

  7. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 годах.

  8. Аракчеевщина. Военные поселения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Отечественная война 1812 года.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 10.2. Движение декабристов.

Содержание учебного материала

  1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники.

  2. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля.

  3. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева.

  4. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

1

2

Тема 10.3.Внутренняя политика Николая I.

Содержание учебного материала

  1. Правление Николая I. Кодификация законов.

  2. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века.

  3. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева

  4. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.

  5. Теория официальной народности (С. С. Уваров).

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Россия ХIХ века: реформы или революция

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2




Тема 10.4

Общественное движение во второй четверти XIX века..

Содержание учебного материала

  1. Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева

  2. Славянофилы и западники .

  3. Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.

  4. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.


1


2

Тема 10.5. Внешняя политика России во второй четверти XIX века.

Содержание учебного материала

  1. Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией.

  2. Кавказская война.

  3. Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги.

  4. Героическая оборона Севастополя и ее герои.

1


Тема 10.6. Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы.

Практическое занятие.

Исследование реформаторской деятельности Александра II. Составление таблицы «Реформы Александра II (Крестьянская, судебная, земская и военная реформы.

Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати), их сущность и историческое значение. Составить схему «Этапы крестьянской реформы»

2

2

Тема 10.7. Общественное движение во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

  1. Общественное движение в России в последней трети XIX века.

  2. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли.

  3. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев),

  4. Основные идеи либерального народничества.

  5. Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии.

  6. Начало рабочего движения

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Россия ХIХ века: реформы или революция

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 10.8.Экономическое

развитие во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

  1. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

  2. Сельское хозяйство после отмены крепостного права.

  3. Развитие торговли и промышленности.

  4. Завершение промышленного переворота, его последствия.

  5. Возрастание роли государства в экономической жизни страны.

  6. Курс на модернизацию промышленности.

  7. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С.Ю. Витте).

  8. Разработка рабочего законодательства.

2

2

Тема 10.9.Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

  1. Европейская политика. А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне.

  2. Русско-турецкая война 1877—1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье.

  3. Присоединение Казахстана и Средней Азии.

  4. Заключение русско-французского союза.

  5. Политика России на Дальнем Востоке.

  6. Россия в международных отношениях конца XIX века.

2

2

Тема 10.10. Русская культура XIX века.

Практическое занятие. Составление таблицы «Достижения русской культуры XIX века»

  • Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби, А. Г. Столетов, Д. И.Менделеев, И.М. Сеченов и др.).

  • Расширение сети школ и университетов.

  • Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

  • Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.).

  • Становление и развитие национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Могучая кучка).

  • Живопись: академизм, реализм, передвижники.

  • Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Наш край в ХIХ веке.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя

2



Контрольная работа

2

3


Всего за 2-й семестр

48 час





2-й курс, 3-й семестр

48


11. От Новой истории к Новейшей


20


Тема 11.1

Мир в начале XX века


Содержание учебного материала

  1. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира.

  2. Первые войны за передел мира.

  3. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними.

  4. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы.

  5. Реформизм в деятельности правительств.

  6. Влияние достижений научно-технического прогресса.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Мир начала ХХ века: достижения и противоречия

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 11.2. Пробуждение Азии в начале ХХ века.


Содержание учебного материала

  1. Колонии, зависимые страны и метрополии.

  2. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен. Гоминьдан. Кризис

  3. Национально-освободительная борьба в Индии против британского господства.

  4. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.

2

2

Тема 11.3

Россия на рубеже XIX— XX веков.

Содержание учебного материала

  1. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России.

  2. Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов, П. Б. Струве).

  3. Усиление рабочего и крестьянского движения.

  4. Внешняя политика России. Конференции в Гааге

  5. Русско-японская война 1904—1905 годов: планы сторон, основные сражения.

  6. Портсмутский мир.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 11.4.

Революция 1905—1907 годов в России.


Практическое занятие

Анализ причин Первой русской революции, ее ход и итоги. Составить таблицу « Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества».

Выявление особенностей парламентской системы, ее полномочий и влияние на общественно-политическую жизнь.

2

2

Тема 11.5

Россия в период столыпинских реформ.

Содержание учебного материала

  1. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер.

  2. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.

  3. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Экономический подъем.

  4. Обострение внешнеполитической обстановки.

2

2

Тема 11.6.

Серебряный век русской культуры

Практическое занятие. Составление таблицы «Серебряный век русской культуры»:

  • Открытия российских ученых в науке и технике.

  • Развитие литературы: от реализма к модернизму.

  • Поэзия Серебряного века.

  • Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка.

2

2

Тема 11.7.

Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов.

Содержание учебного материала

  1. Особенности и участники войны

  2. Восточный фронт и его роль в войне. Переход к позиционной войне.

  3. Основные сражения в Европе в 1915—1917 годах.

  4. Брусиловский прорыв и его значение.

  5. Поражение Германии и ее союзников.

1

2

Тема 11.8.

Первая мировая война и общество.

Содержание учебного материала

  1. Развитие военной техники в годы войны.

  2. Государственное регулирование экономики.

  3. Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные и национальные движения.

  4. Нарастание общенационального кризиса в России.

  5. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения.

1

2


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 11.9

Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю.

Содержание учебного материала

  1. Причины и ход революции 1917 г. Двоевластие.

  2. Кризисы Временного правительства. Радикализация общества.

  3. Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле—октябре 1917 года.

  4. Выступление Л. Г. Корнилова и его провал.

  5. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 11.10.

Октябрьская революция в России и ее последствия.

Содержание учебного материала

  1. События 24—25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным.

  2. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле.

  3. Формирование новых органов власти.

  4. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии.

  5. Причины разгона Учредительного собрания.

  6. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года.

  7. Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия.

  8. Установление однопартийного режима.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Великая российская революция

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 11.10.

Гражданская война в России.


Содержание учебного материала

  1. Причины Гражданской войны.

  2. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны.

  3. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне.

  4. Причины победы красных.

  5. Россия в годы Гражданской войны.

  6. Экономическая политика большевиков.

  7. Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия.

  8. Последствия и итоги Гражданской войны.

2

2

Раздел 12. Между мировыми войнами


18


Тема 12.1.

Европа и США.

Содержание учебного материала

  1. Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войны. Революционные события 1918 — начала 1920-х годов в Европе.

  2. Ноябрьская революция в Германии и возникновение Веймарской республики.

  3. Революции в Венгрии.

  4. Зарождение коммунистического движения, создание и деятельность Коммунистического интернационала.

  5. Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов

  6. Дж. М. Кейнс и его рецепты спасения экономики.

  7. «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты.

2

2



Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.


2


Тема 12.2.

Недемократические режимы.

Содержание учебного материала

  1. Захват фашистами власти в Италии.

  2. Победа нацистов в Германии. А. Гитлер — фюрер германского народа.

  3. Внутренняя политика А. Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима, причины его устойчивости.

  4. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности.

  5. Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании.

  6. Гражданская война в Испании.

2

2

Тема 12.3. Турция, Китай, Индия, Япония.

Содержание учебного материала

  1. Воздействие Первой мировой войны и Великой российской революции на страны Азии. Установление республики в Турции, деятельность М. Кемаля.

  2. Великая национальная революция 1925—1927 годов в Китае. Создание Компартии Китая. Установление диктатуры Чан Кайши и гражданская война в Китае.

  3. Создание Национального фронта борьбы против Японии.

  4. Кампания гражданского неповиновения в Индии. Идеология ненасильственного сопротивления английским колонизаторам М. Ганди.

  5. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии.

2

2

Тема 12.4.

Международные отношения.

Содержание учебного материала

  1. Деятельность Лиги Наций. Кризис ВерсальскоВашингтонской системы.

  2. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японо-китайской войны.

  3. Столкновения Японии и СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол.

  4. Складывание союза агрессивных государств «Берлин — Рим — Токио».

  5. Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии.

  6. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 12.5

Культура в первой половине ХХ века.


Практическое занятие

Исследование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ века . Составление таблицы « Основные открытия в в области физики, химии, биологии, медицины.»

2

2

Тема 12.5

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Содержание учебного материала

  1. Экономический и политический кризис.

  2. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др.

  3. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа.

  4. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.

  5. Политическая жизнь в 1920-е годы.

  6. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.

  7. Укрепление позиций страны на международной арене.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 12.6.

Индустриализация и коллективизация в СССР.

Практическое занятие. Выявление целей, содержания и итогов индустриализации и коллективизации в СССР как советской модели модернизации. Составить таблицу «Итоги первых пятилеток». Исследование ситуации обострения внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

Советский вариант модернизации: успехи и издержки.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Тема 12.7. Советское государство и общество в 1920—1930-е годы

Содержание учебного материала

  1. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом.

  2. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия.

  3. Стахановское движение. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень.

  4. Итоги развития СССР в 1930-е годы.

  5. Конституция СССР 1936 года.

  6. «Культурная революция»: задачи и направления.

  7. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования.

  8. Достижения литературы и искусства.

  9. Развитие кинематографа.

2

2

Тема 12.8.

Советская культура в 1920—1930-е годы

Содержание учебного материала

  1. «Культурная революция»: задачи и направления.

  2. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования.

  3. Достижения литературы и искусства.

  4. Развитие кинематографа.

  5. Введение обязательного начального преподавания.

  6. Восстановление преподавания истории.

  7. Идеологический контроль над духовной жизнью общества.

  8. Развитие советской науки.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

Наш край в 1920—1930-е годы

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война


8


Тема 13.1.

Накануне мировой войны.

Содержание учебного материала

  1. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям

  2. Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи.

  3. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол.

  4. Нападение Германии на Польшу.

  5. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции.

  6. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины.

  7. Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик

2





2

Тема 13.2. Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане


Практические занятия

Исследовать военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Соотношение боевых сил к июню 1941 года .Составить таблицу «Подготовка к войне»

Составить опорный конспект по теме «. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941—1945 годах.»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

2


Содержание учебного материала

  1. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны.

  2. Цели сторон, соотношение сил.

  3. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня –ноябрь 1942 г)

  4. Деятельность советского руководства по организации обороны страны.

  5. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941—1945 годах

  6. Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году.

  7. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны.

  8. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение.

  9. Курская битва и завершение коренного перелома.

  10. Окончание Второй мировой войны.


2



2


Тема 13.3

Второй период Второй мировой войны.

Практические занятия

Исследование основных этапов Великой Отечественной войны и их характеристика.

Выявить:

  • Историческое значение Московской битвы, Сталинградской битвы, Курской битвы

  • главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944).

Исследование источников победы СССР в Великой Отечественной войне и значение Победы

2

.2


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

Великая Отечественная война: значение и цена Победы.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы.

Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя

2



Контрольная работа

2

3


Всего за 3-й семестр

48 час



2-й курс, 4-й семестр

36


Раздел 14. Мир во второй половине XX века - начале ХХI века


16


Тема 14.1. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Содержание учебного материала

  1. Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире.

  2. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность.

  3. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ.

  4. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД.

  5. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее.

  6. Гонка вооружений.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2


Тема 14.2.

Ведущие капиталистические страны.

Содержание учебного материала

  1. Превращение США в ведущую мировую державу.

  2. Развитие научно-технической революции.

  3. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла».

  4. Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ.

  5. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции.

  6. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия.

  7. Особенности развития Японии.

2

2

Тема 14.3

Страны Восточной Европы.

Содержание учебного материала

  1. Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства.

  2. Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление.

  3. Попытки реформ. Я.Кадар. «Пражская весна». Кризисные явления в Польше.

  4. Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито.

  5. Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века.

  6. Объединение Германии.

  7. Распад Югославии и война на Балканах.

  8. «Шоковая терапия» и социальные последствия перехода к рынку.

  9. Восточная Европа в начале ХХ века.

2

2

Тема 14.4. Крушение колониальной системы.

Содержание учебного материала

  1. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки. Падение режима апартеида в ЮАР.

  2. Основные проблемы освободившихся стран. Поиск путей модернизации.

  3. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста.

  4. Исламская революция в Иране.

  5. Вторжение войск западной коалиции в Ирак

  6. «Арабская весна», ее причины и последствия.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения по теме:

Конец колониальной эпохи.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2


Тема 14.5. Индия, Пакистан, Китай.

Содержание учебного материала

  1. Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании.

  2. Особенности внутри- и внешнеполитического развития этих государств.

  3. Реформы в Индии. Успехи в развитии Индии в начале XXI века.

  4. Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР.

  5. Мао Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР. Реформы в Китае. Дэн Сяопин.

  6. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе.

2

2

Тема 14.6. Страны Латинской Америки.

Содержание учебного материала

  1. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки.

  2. Между диктатурой и демократией. Господство США в Латинской Америке.

  3. Кубинская революция. Ф. Кастро.

  4. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР.

  5. Чилийская революция. С. Альенде.

  6. Сандинистская революция в Никарагуа.

  7. «Левый поворот» в конце ХХ — начале ХХI века.

  8. Президент Венесуэлы У. Чавес и его последователи в других странах.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2


Тема 14.7. Международные отношения

Практическое занятие

Составление таблицы «Международные конфликты и кризисы в 1950—1960-е годы :

  • Борьба сверхдержав — СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис.

  • Карибский кризис — порог ядерной войны. Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль.

  • Арабо-израильские войны. Палестинская проблема.

  • Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США.

Выявление значения разрядки международной напряженности в 1970-е годы и причин кризиса разрядки (Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Кризис разрядки. Новое политическое мышление. Конец двухполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Многополярный мир, его основные центры.)

2

2

Тема 14.8.

Развитие культуры

Практическое занятие

Составление опорного конспекта «Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХI века» по плану:

  • Крупнейшие научные открытия второй половины ХХ — начала XXI века.

  • Освоение космоса. Новые черты культуры.

  • Реалистические и модернистские направления в искусстве.

  • Театр абсурда. Поп-арт и его черты.

  • Развитие кинематографа. Итальянский неореализм. Развлекательный кинематограф Голливуда. Звезды экрана.

  • Появление рок-музыки. Массовая культура.

  • Постмодернизм — стирание грани между элитарной и массовой культурой.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2


РАЗДЕЛ 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг


10


Тема 15.1.

СССР в послевоенные годы.

Содержание учебного материала

  1. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны»

  2. Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР

  3. Голод 1946 года. Послевоенное общество, духовный подъем людей.

  4. Противоречия социально-политического развития.

  5. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Репрессии.

  6. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов.

2

2

Тема 15.2.

СССР в 1950-х — начале 1960-х годов.

Содержание учебного материала

  1. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева.

  2. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий.

  3. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты.

  4. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма.

  5. Социальная политика; жилищное строительство.

  6. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.


2


Тема 15.3.

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов

Практическое занятие

Выявление черт противоречивости и непоследовательности политики Н.С.Хрущёва.

Исследование положительных и отрицательных сторон жизни советского общества в эпоху «застоя».

2

2

Тема 15.4.

СССР в период перестройки

Практическое занятие

Выявление положительных и отрицательных сторон «Перестройки». Составление опорного конспекта по теме «Перестройка» по плану:

  • Предпосылки перемен. М. С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача.

  • Экономические реформы, их результаты.

  • Реформы политической системы

  • Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках.

  • Политика гласности и ее последствия. Власть и церковь в годы перестройки.

  • Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование политических партий и движений.

  • Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ.

  • Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

СССР: триумф и распад.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2


Тема 15.5.

Развитие советской культуры (1945—1991 годы).

Содержание учебного материала

  1. Развитие культуры в послевоенные годы.

  2. Советская культура в конце 1950-х — 1960-е годы

  3. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов.

  4. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция.

  5. Советская культура в середине 1960 — 1980-х годов.

  6. Культура в годы перестройки.

  7. Развитие науки и техники в СССР. Научно-техническая революция. Успехи советской космонавтики (С. П. Королев, Ю. А. Гагарин).

  8. Развитие образования в СССР. Введение обязательного восьмилетнего, затем обязательного среднего образования. Рост числа вузов и студентов.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2


РАЗДЕЛ 16.

Российская Федерация на рубеже XX - XXI веков


8


Тема 16.1

Формирование российской государственности

Содержание учебного материала

  1. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года.

  2. Принятие Конституции России 1993 года.

  3. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты.

  4. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.

  5. Нарастание противоречий между центром и регионами.

  6. Военно-политический кризис в Чечне.

  7. Отставка Б. Н. Ельцина.

2

2

Содержание учебного материала

  1. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества

  2. Новые государственные символы России.

  3. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства

  4. в экономике. Политические лидеры и общественные деятели современной России

  5. Президентские выборы 2008 года. Президент России Д. А. Медведев.

  6. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году

2

2

Практическое занятие. Составление опорного конспекта по теме:

  1. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад

2

2

Содержание учебного материала

  1. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом.

  2. Российская Федерация в системе современных международных отношений.

  3. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

  4. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.

  5. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения по теме:

Наш край на рубеже ХХ—ХХI веков.

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы. Подготовка к контрольной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя

2





Дифференцированный зачет

2





Всего за 4- й семестр

36




Всего

300



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3.условия реализации программы Учебного предмета ООПб.04 История

3.1. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для реализации рабочей программы учебного предмета имеется кабинет «История».


Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся

  • Рабочее место преподавателя

  • Методические рекомендации по выполнению практических работ

  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

  • Исторические карты


Технические средства обучения:

1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением, марка MicrosoftWindowsXPProfessionalSP3 Версия 2007г.;

2. Телевизор ROLSEN


3.2. Информационное обеспечение обучения

Рекомендуемая литература

Для студентов

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,

естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,

естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.

пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история

стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945—2000. — М., 2010.

Горелов А. А. История мировой культуры. — М., 2011.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Санин Г. А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.


Для преподавателей

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012

413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».

Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М.,

2012.

Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого

учебника истории. — М., 2015.

Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-

научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.

История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова.— М., 2010.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник бразования. — 2014. — № 13. — С. 10—124.

Интернет-ресурсы

www. gumer. info (Библиотека Гумер).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета

МГУ).

www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).

www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите-

ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).

www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон).

www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).

www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).

www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI— XVIII столетиях).

www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).

www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).

www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).

www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).

www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).

www. statehistory. ru (История государства).

www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах

Российской империи).

www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).

www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).

www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).

www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).

www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).

www. temples. ru (Проект «Храмы России»).

www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).

www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).

www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).

www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).

www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).

www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).

www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).

www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).

www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,

документов).

www. sovmusic. ru (Советская музыка).

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета

МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).

www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).



















4.Контроль и оценка результатов освоения Учебного предмета ООПб.04 История

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устных опросов, практических занятий, самостоятельных работ, групповых дискуссий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕТЬ:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);


Оценка в ходе выполнения индивидуальных заданий.




Оценка выполненных самостоятельных работ.





















различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

уметь представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения, презентации

уметь определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности

соотносить свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения

осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

ЗНАТЬ:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории


Оценка результатов контрольной работы.


Оценка результатов устных и письменных опросов.


Оценка результатов дифференцированного зачета



периодизацию всемирной и отечественной истории

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

основные исторические термины и даты




2