Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/ Николаева Е. Л. Протокол №________ от «___»___________20____ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №» ________/ Владимирова Л. М. «___»___________20____ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №» ________/ Шакиров Р. М. Приказ № _________ от «___»___________20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству в 7 классах
Исламхузина Гузэль Фаритовна
ФИО учителя
учителя изобразительного искусства высшей квалификационной категории
наименование предмета категория
МБОУ « СОШ № 29»
Нижнекамского муниципального района республики Татарстан
Пояснительная записка
Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».
Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2019 учебные годы МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ.
Учебного плана МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ на 2015-2016 учебный год.
Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ.
Рабочей программы по по предмету «Изобразительное искусство» для основной школы 6-го класса реализуется с помощьюучебника: «Искусство в жизни человека» учебник Л.Л.Неменская 6 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; Москва, Просвещение 2011 года. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2012 учебном году.
Цели предмета «Изобразительное искусство» на ступени основного общего образования
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
По учебному плану МБОУ «СОШ №29» на 2016 – 2017 учебный год на предмет «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Федеральному базисному учебному плану.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его культуре;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческойдеятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Планируемые результаты
Личностные результаты: Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение культуре, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность ответственного отношения к учению.
Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу). Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты Регулятивные УУД
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
создавать реальный образ предмета и/или явления;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, мнение (точку зрения),строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Ученик научится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
ученик получит возможность научиться:
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие формы промежуточного и итогового контроля:
- Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. (Практическая работа или тест).
- Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки.
- Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Содержание курса.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн. (23 часов)
Художественный язык конструктивных искусств. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.Прямые линии и
организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Искусство шрифта.
Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Специфика изображения в полиграфии.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное,
фотографическое).
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки.
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь как сочетание объёмов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи Ле Корбюзье.
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово- паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII-XIX веков.
Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.
Искусство флористики.
История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Дизайн современной одежды.
Грим и прическа в практике дизайна.
Вечные темы и великие исторические события в искусстве (13 часов)
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. (О малых голландцах - бытовой жанр)
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
Исторический жанр. Творчество В.И. Суриков.
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт «Возращение блудного сына»,
Микеланджело Буанаротти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).
Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский, В.В. Васнецов).
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.
Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).
Календарно-тематическое планирование
предмет «Изобразительное искусство» 7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры- 6 часов |
1 | Художественный язык конструктивных искусств. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции . Прямые линии и организация пространства | 1 | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций компоновки композиции и составлять различные плоскостные из 1-4 и более простейших форм(прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику композиционный ритм. Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. Ритм и движение. Разреженность, сгущенность. Прямые линии – соединение элементов композиции или членение плоскости |
2 | Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна | 1 | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина сумерек», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.) |
3 | Искусство шрифта. | 1 | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Понимать печатное слово, типографскую строку как элемент плоскостной композиции. Применять печатное слово, типографическую строку в качестве элементов графической композиции. Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования. Создавать творческую работу в материале. Понимать информационную цельность синтеза слова и изображения. |
4 | Формы полиграфической продукции(книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Специфика изображения в полиграфии. | 1 |
5 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Типы изображения в полиграфии(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое) | 1 | Понимать и объяснять образно- информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе . Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. Получение новых знаний: Изображения, используемые в плакате (рисунок, фотография). Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки). Знать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.Уметь выбирать и использовать разные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. |
6 | Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки. | 1 | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. Создать «тематический » алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы — обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы — архитектурные элементы и т. п.; |
«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» 7 часов |
7 | От плоскостного изображения к объёмному макету. | 1 | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху. Осознавать чертеж как плоскостное изображение объёмов, когда точка – вертикаль, круг –цилиндр. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. . Упражнения на изобретательность: а)выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий; б) создание объемно-пространственного макета, с решением задачи соразмерности объема (дома) и площади поля (композиция фронтальная или глубинная); |
8 | Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. | 1 | Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Анализировать композицию объемов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов. |
9 | Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. |
10 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы(фантазийные конструкции) в материале. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.) |
11 | Вещь как сочетание объёмов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. | 1 | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов. |
12 | Форма и материал | 1 | Понимать и объяснять, в чем заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.) |
13 | Цвет в архитектуре и дизайне. | 1 | Получать представления о влиянии цвета на восприятии формы объектов архитектуры и дизайна, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять творческую работу по теме |
«Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» - 9 часов |
14 | Архитектурный образ как понятие эпохи Ле Корбюзье. | 1 | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы. Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. |
15 | Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 |
16 | Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). | 1 | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда |
17 | Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово- паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII-XIX веков. | 1 | Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т.д) |
18 | Проектирование пространственной и предметной среды. | 1 | Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приемы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция). Ландшафтный дизайн. Дизайн сада. Зонирование территории. Садовые дорожки, клумбы, водоёмы, садовая мебель, кормушки для птиц, спортплощадка, зона отдыха, др. |
19 | Искусство флористики. Дизайн моего сада. | 1 | Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Понимать правила аранжировки. Узнавать о различных вариантах композиционных схем аранжировки. Совершенствовать приемы работы с различными материалами в процессе создания фитокомпозиции. Применять навыки сочинения объемно-пространной композиции в формировании букета по принципам икебаны. Ландшафтный дизайн. Дизайн сада. Зонирование территории. Садовые дорожки, клумбы, водоёмы, садовая мебель, кормушки для птиц, спортплощадка, зона отдыха, др. |
20 | История костюма. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции |
21 | Дизайн современной одежды. | 1 | Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и китч. Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Уметь применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон) |
22 | Грим и прическа в практике дизайна. | 1 | Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. |
Вечные темы и великие исторические события в искусстве (13 часов) |
23 | Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. (О малых голландцах - бытовой жанр) | 1 | Понимать многообразие и специфику бытового жанра. Получить опыт эмоционально-ценностного отношения к привычным явлениям и событиям повседневной жизни и их отражению в искусстве. Видеть блики, тени и рефлексы на картинах художников, осознавать, какую роль они играют в художественном образе произведения, применять их в собственной художественно-творческой деятельности. Осознавать особенности быта и характера людей разных эпох и народов по их изображению в картинах бытового жанра. Получить представление о восприятии красоты обыденной жизни в творчестве голландских художников. |
24 | Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). | 1 | Понимать, что главная роль в сюжетной картине всегда принадлежит человеку. Осознавать и объяснять приёмы, которые использует художник для создания выразительного образа человека в жанровой картине. Изображать фигуры людей в разных поворотах с натуры и по памяти. Делать подготовительные наброски и зарисовки людей, необходимые для создания жанровой картины. Применять приёмы, которые используют художники для создания выразительного образа человека в жанровой картине. |
25 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). | 1 | Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов). Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах. Этюды и зарисовки – сбор натурного материала. Развитие композиции. |
26 | Исторический жанр. Творчество В.И. Суриков). | 1 | Выбрать сюжет из истории и начать подготовку к выполнению композиции исторического жанра. Проводить поисковую работу по тематике своего замысла: познакомиться с материалами по истории, рассмотреть альбомы по искусству, сходить в музей. Рассмотреть подготовительные рисунки и этюды к исторической картине В. Сурикова «Боярыня Морозова», сравнить их с законченной картиной. Объяснить, как менялась композиция и образы героев в процессе работы. Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматичесикй героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова. Сделать наброски композиции, найти выразительные жесты персонажей. |
27 | Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). | 1 | Ознакомление с историческими, батальными жанрами. Появление исторической картины с появлением исторической науки. Осознавать, что исторический жанр – это изображение событий, сыгравших определённую роль в истории человечества. Различать внутри исторического жанра библейские или историко-религиозные сюжеты, сказочно-былинные и мифологические сюжеты, а также батальный жанр. Иметь представление, что в исторической картине изображаются не частные события отдельного человека, а общественное действие, получившее художественную трактовку. Осознавать лаконичность и смысловую насыщенность содержания информации, представленной в образной форме художественного произведения. |
28 | Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). | 1 | Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы , батальная картина. Выбрать сюжет из мифов, легенд и сделать набросок композиции выбранного сюжета. Знать смысл изображения на гербе Москвы. Осознавать межнациональный характер образа воина, защищающего людей в минуту опасности. Понимать основополагающую роль художественного образа в искусстве. Понимать роль знака и символа в искусстве. Уметь интерпретировать символы, используемые художником в исторической картине. Самостоятельно определять характерные качества знака и символа в искусстве. Интерпретировать многозначность древних символов в современном искусстве. Понимать жизненность древнейшей символики в истории культуры. Рассуждать об использовании символики в древнем и современном искусстве. Понимать роль символа в обогащении содержания художественного произведения и использовать его в собственной художественно-творческой деятельности. Построить несколько вариантов композиции на одну тему. Иметь представление о стилизации в искусстве. Создать свой образ стилизованного коня на основании различных вариантов, использовавшихся в разные периоды развития искусства. Выполнить композицию на сюжет мифа какого-нибудь народа на тему битвы героя за правое дело (например, «Чудо святого Георгия со Змеем»), используя приём стилизации. |
29 | Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт «Возращение блудного сына», Микеланджело Буанаротти). | 1 | Ознакомление с русской иконописью, особенностью перспективы, композициями на библейские темы. Выбрать сюжет из Священного Писания или другой религиозной литературы, мифов, легенд и сделать набросок композиции выбранного сюжета. Осознавать и принимать общечеловеческие ценности, общие для всех народов и эпох, понимать главные темы искусства. Иметь представление о том, как выглядела природа тех мест и материальная культура того времени, когда происходили изображаемые события. Познакомиться с сюжетами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа, Будды или другого историко-религиозного персонажа, и сделать набросок композиции выбранного сюжета. |
30 | Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). | 1 | Осознавать, что исторический жанр – это изображение событий, сыгравших определённую роль в истории человечества. Различать внутри исторического жанра библейские или историко-религиозные сюжеты, сказочно-былинные и мифологические сюжеты, а также батальный жанр. Иметь представление, что в исторической картине изображаются не частные события отдельного человека, а общественное действие, получившее художественную трактовку. Осознавать лаконичность и смысловую насыщенность содержания информации, представленной в образной форме художественного произведения. |
31 | Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский, В.В. Васнецов). | 1 | Характеризовать временные и пространственные искусства. Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа. Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов. Приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами. |
32 | Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. | 1 | Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Краеведческий материал: мемориал детям блокадного Ленинграда в с. Казнево. Ознакомление с творчеством художников-монументалистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос) |
33 | Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). | 1 | Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры. Уметь характеризовать особенности основных стилей в европейском искусстве. Узнавать основные художественные направления в искусстве 19-20 веков. Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового искусства. Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении |
34 | Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр | 1 | Различать общее и специфичное в понимании праздника в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях. Уметь изображать фигуру человека в движении. Создавать композицию из нескольких фигур в движении. Уметь передавать в простых, условных изобразительных формах сложное содержание. Осознавать, что влияет на видение художником событий повседневной жизни |
35 | Промежуточная аттестация | 1 | |
Основная литература:
1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.(1.2.5.1.1.1.)
3.Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева ; под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014
4.Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство .Методическое пособие.5 класс» / под ред. Б.М. Неменского. -М.:Просвещение,2012
5.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
6.Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.2.)
7. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс».под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2012
8.Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.3.)
9.Г.Е.Гуров, А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие.7 классы по редакцией Б.М.Неменского. .-М.:Просвещение,2012
10. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.
Дополнительная литература
1.Крестовская Н.О. Искусство Жостово / Н.О.Крестовская, - СПб.: Русский музей, 2007.
2.Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф.Лоренц. – М. : Эксмо,2010.
3.Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2010.
4.Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А.В.Пожарская, - Волгоград: Учитель,2010.
5.Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост, Е.С.Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская),- М.: Росмэн,2010.
7.Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И. Платонова В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
Интернет – ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/
Образовательный портал http://edurt.ru/
Отличники http://otlichniki.su/
www SCHOOL.ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
– http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
– http://art-rus.narod.ru/main.html Искусство в школе: научно-методический журнал
– http://festival.1september.ru/ Авторские программы и разработки уроков
– http://.schol-collection.edu.ru/-catalog/rubrАзбука ИЗО. Музеи мира
– http://festival.1september.ru/ Викторины
– http://www.uchportal.ru/load/149 Учительский портал
– http://www.openclass.ru/node/203070 Шедевры зарубежных художников
– http://art.festival.1september.ru/ Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
– http://.draw.demiart.ru Уроки рисования
– Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=4026
– Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Музеи_Казани/
– Национальный музей Республики Татарстан. https://ru.wikipedia.org.
http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.tretyakov.ru/
http://www.museum.ru/gmii/
http://www.rusmuseum.ru/
http://www.louvre.fr/
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
http://www.artrussia.ru/
http://worldleonard.h1.ru/
http://www.icon-art.narod.ru/
http://artclassic.edu.ru/
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.artlib.ru/
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
www.mmsi.ru
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://renesans.narod.ru/
http://impressionnisme.narod.ru
http://www.drawtraining.ru/
http://www.newart.ru/
http://www.znv.ru/
http://www.rndavia.ru/gallery/
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умеет владеть техникой и материалами.
Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно-графическими материалами автор владеет слабо.
Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно.
Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся при тестировании:
Все верные ответы (задания) берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Отметка | Процент выполнения задания | Комментарий |
«5» (отлично) | 91-100% | Выполнение работы без ошибок или с незначительными ошибками |
«4» (хорошо) | 76-90% | Верное решение не менее 75% заданий или неполные, неточные ответы в 50% заданий |
«3» (удовлетворительно) | 51-75% | Верное решение не менее 50% заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы |
«2» (неудовлетворительно) | менее 50% | Верное решение менее 50% заданий |
26