Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № _6__ от «29»_08_2015_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/_О.В. Нефедова/ ФИО «29_»__08___2015_г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/С.В.Шиповская_/ ФИО Приказ № _77__ от « 29 » 08 2015_г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«_изобразительное искусство»____
(название предмета)
_______7___________
(класс)
филиал МБОУ Токаревской СОШ__№1 в селе Троицкий Росляй_
(название школы)
_2015-2016
(учебный год)
Учитель: Л.М. Филатова,
учитель изобразительного искусства и черчения
( ФИО, должность)
Троицкий Росляй
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству./ Изобразительное искусство. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов./ Авторы-составители: Васильева Т. Б., Иванова И. Н. – М.: Вентана-Граф, 2007. и авторской программой Неменского Б. М., Горяевой Н. А., Неменской Л. А. и др. VII кл. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под рук. Неменского Б. М.– М.: Просвещение, 2007.
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике Питерских А. С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М. М. : Просвещение, 2008.
Общая характеристика предмета.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Цели художественного образования:
развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
знать
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве, способов изображения;
знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;
знать о процессе работы художника над картиной;
знать о роли художественной иллюстрации;
знать о роли искусства в создании памятников;
Рабочая программа предусматривает формирование учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;
информационно – коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания;
рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в 6 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Формы контроля уровня обученности.
С целью реализации практических задач курса «Изобразительное искусство в жизни человека» в 7 классе специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся, творческие работы, выполнение презентаций (по выбору):
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
7 класс (35 ч)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по ИЗО предлагает следующие основные разделы:
Изобразительное искусство, его виды и жанры
Роль изобразительного искусства в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Язык изобразительного искусства и художественный образ
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
о жанровой системе в изобразительном искусстве;
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве;
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли
эскизов и этюдов;
о композиции как целостности и образном строе произведения;
о поэтической красоте повседневности;
о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем
жизни;
о роли художественной иллюстрации;
о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства:
знать наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на
исторические и библейские темы;
иметь представление об историческом художественном процессе;
иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути мирового и российского изобразительного искусства в 20 веке.
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения.
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер.
изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы.
выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству.
отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений.
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов по искусству.
творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, исторические, библейские, используя наблюдения, зарисовки, зрительный ряд.
творчески относиться к организации экскурсии по музеям, выставкам, работам своих одноклассников, к подбору репродукций и высказываний об искусстве, анализу своих творческих работ и работ своих товарищей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
передачи в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер;
восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс- 7
Учитель – Л.М. Филатова
Количество часов : всего - 35 часов; в неделю – 1 час.
Плановых контрольных уроков: 4 _
Административных контрольных уроков -1
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского.
№ | Наименование тем | Всего часов |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека в искусстве | 8 |
2 | Поэзия повседневности | 8 |
3 | Великие темы жизни | 10 |
4 | Реальность в жизни и художественный образ | 9 |
| | 35 |
№ | Дата | Тема урока | Формируемые общеучебные умения и способы деятельности | Контрольно-оценочная деятель ность | Домашнее задание |
план | факт |
Общие | Специаль ные |
Изображение фигуры человека и образ человека 8 часов |
1. | сентябрь | | Изображение фигуры человека в истории искусства | Знать о специфике выражения в объеме, в графике, в живописи, на примере изображения человека. | Пластика, рельефы, динамика, живопись | Работа со словарем | Подобрать репродукции с изображением людей различных пропорций. |
2. | сентябрь | | Пропорции и строение фигуры человека | Знать о пропорции тела мужчины, женщины и ребенка. Уметь выполнять фигуры с помощью пластических форм. | | Учебный рисунок | Проволока, пластилин Жизнь и творчество скульпторов: Иван Мартос, В.И. Мухина, Микеланджело, А. Голубкина, К. Манье. и т.д. |
3. | сентябрь | | Изображение фигуры человека в истории. Человек в движении. | Знать понятия «статика» и «динамика». Уметь изображать бегущего человека | Пропорциональное соотношение частей тела | Лепка. скульптура | Иллюстративный материал с изображением людей в движении (спорт) |
4. | сентябрь | | Изображение фигур людей в движении. Набросок фигуры человека с натуры | Композиционное построение рисунка | Навыки работы с натуры Знать о пропорции тела Уметь выполнять наброски с натуры. | Наброски с натуры фигуры ученика | Работа со словарем: набросок, рисунок, эскиз, пропорции. |
5. | октябрь | | Монументальная скульптура и образ истории народа | Уметь изображать пропорции человека с натуры и по представлению; владеть мат-и лепки | Создание проекта памятника (эскиз) | Лепка фигуры человека в движении из пластилина. | |
6 | октябрь | | Монументальная скульптура и образ истории народа | Уметь изображать пропорции человека с натуры и по представлению; владеть мат-и лепки | Создание проекта памятника (эскиз) | Лепка фигуры человека в движении из пластилина. | |
7. | октябрь | | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | Знать о композиционном решении рисунка. Уметь работать над эскизом добиваясь правильности художественного образа. | Чувство, состояние, место, персонаж. | Глубинно – пространственная композиция | |
8. | октябрь | | Человек и его профессия. | Уметь работать над эскизом добиваясь правильности художественного образа. | Соединение пейзажа с фигурой человека. Настроение дня. | Рисование на свободную тему. | |
Поэзия повседневности 8 часов |
9 | ноябрь | | Жанры изо. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | Уметь самостоятельно ответить на вопрос, как понимали красоту чело века разные художники и в разные времена. | Виды тематической картины | Творческая работа. Выставка и обсуждение рисунков учеников | Творчество А.Г. Венецианова, П.А Федотова |
11. | ноябрь | | Поэзия повседневной жизни в искусстве. | Уметь самостоятельно ответить на вопрос, как понимали красоту чело века разные художники и в разные времена. | Виды тематической картины | Работа со словарем Зарисовки для будущей картины( Жизнь каждого дня) | Бытовой жанр в русском искусстве А. Венецианов, П.Федотов. |
12. | ноябрь | | Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры. Творчество художников-передвижников | Навыки публичного выступления | Знать о колористических возможностях изображения. Уметь работать над композицией в цвете на выбранную тему | Работа со словарем | |
13 | декабрь | | Государственная Третьяковская галерея | Любовь к русскому национальному искусству | Знать художников -передвижников , их роли в создании художественных образов в понимании вечных тем жизни. | | |
14. | декабрь | | Сюжет и содержание в картине | Знать о поэтической красоте повседневности; роли искусства в жизни чело века; роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. | Любовь к русскому национальному искусству | Работа со словарем Рисунок в цвете. | Художники – «передвижники» |
15. | декабрь | | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения. Уметь строить тематические композиции | Развивать интерес к русскому искусству | Рисунок по теме «Продавец цветов» | Творчество А.А. Пластова, Т.Н.Яблонской |
16. | декабрь | | Жизнь в моём городе, селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | Знать законы линейной воздушной перспективы. Уметь работать над композицией | Воспитывать интерес к русской культуре | Работа со словарем. 1.Название картин. 2.Жанры. | Материал для работы над сюжетной картиной «Жизнь моей семьи» |
17. | декабрь | | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Зарисовки на тему: Праздник и карнавал в изобразительном искусстве | Знать, что тема праздника в искусстве это выражение мечты. Уметь смоделировать ситуацию подготовки к празднику. | Роль сюжета в решении образа | Рисунок в карандаше Творческая работа | Материал для работы над сюжетной картиной «Жизнь моей семьи» |
Великие темы жизни 10 часов |
18.-19 | январь январь | | Монументальная живопись. Исторические и темы в искусстве разных эпох. Искусство Древней Руси | Осмысление причин, зачем художникам разных времен и народов необходимо было обращаться к истории. | Исторический жанр в живописи | Эскизы исторических событий Ответы на вопросы в словаре | Материал для исторической картины: репродукции костюмов, архитектуры Сказочно – былинный жанр Творчество художников В. Васнецова, И. Билибина |
20 | январь | | Библейские темы в станковой живописи Сказочно-былинный жанр | Навыки работы художественными материалами | | Рисунок в цвете, построение пространства композиции. | Притча о блудном сыне. Сюжеты библии |
21-22. | февраль февраль | | Тематическая картина в русском искусстве. Исторический и батальный жанры в искусстве разных эпох. Процесс работы над тематической картиной. | Знать о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; | Цветовое решение Навыки работы художественными материалами | Рисунок в цвете, построение пространства композиции. | |
23. | февраль | | Процесс работы над тематической картиной. | Знать о графических решениях композиции Уметь выполнять иллюстрации к сюжетам. | Мир сюжетной картины, воспитывать ассоциатив но-образное мышление, эмоциональную отзывчивость | Рисунок в карандаше, построение пространства композиции. | Иллюстративный материал, выбрать литературное произведение или написать сказку, историю про себя, свою семью и тд. |
24. | февраль | | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. | | | Рисунок в карандаше, построение пространства композиции | Иллюстративный материал, выбрать литературное произведение или написать сказку, историю про себя, свою семью и тд. |
25. | март | | Образ женщины в станковом и монументальном искусстве. | Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее | | | |
26.-27 | март март | | Монументальная скульптура и образ истории народа | Знать роль монументальных памятников в формировании исторической памяти нарда | Знать виды скульптуры. уметь анализировать произведения монументальной скульптуры | | Работа над проектом |
| Реальность жизни и художественный образ 9 часов |
28. | апрель | | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Знать о роли художественной иллюстрации; выдающиеся произведения изобразительно го искусства; о роли русской тематической кар тины XIX–XX столетий. | Выполнение рисунка в цвете | Рисунок в цвете, построение пространства композиции. Плакат и его виды. Шрифты. | Подобрать материал о шрифтах. Тема плаката. Продумать обложку для своей книги ( по иллюстрации) |
29. | апрель | | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | Знать основные эле менты книги орнаменты, их виды и назначения; отличие книжной графики от других видов | шрифтовая композиция | Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению Плакат. | Работа по выбранной теме |
30 | апрель | | Зрительские умения и их значение для современного человека | Знать произведения изобразительно го искусства; уровень ценностных представлений художника о мире в целом; о том, что прекрасно и что безобразно. | Стиль автора | рисунок обложки книги, написание свое истории, сказки выбранным шрифтом Плакат. | Работа по выбранной теме |
31. | апрель | | История искусств и история человечества. Стиль и на правление в изобразит. искусстве (импрессионизм и реализм) | Знать строй искусства определенной эпохи; примеры различных больших стилей | Стиль автора | Представление творческой работы Книга. | Работа по выбранной теме |
32. | май | | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | Знать соотношение всеобщего и личного в искусстве; направления в искусстве и творческая индивидуальность художника | Композиция плаката | Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени Книга. Обложка. | Иллюстративный материал |
33. | май | | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре Российские музеи | Художественные музеи и их типы. | | Ознакомление с хранилищами мирового искусства Книга. Титул. | Подбор материала для альбома по изобразительному искусству. Презентации |
34. | май | | Музеи зарубежного искусства | Художественные музеи и их типы. | Оформление и представление творческой работы | Беседа, просмотр фильма, презентаций Книга. Шрифт | Поисковая работа по теме |
35 | май | | Художники моего края | Произведения художников | Оформление и представление творческой работы | Викторина | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Учебно-методические пособия.
Для учителя:
1. Неменский Б. М., Горяевай Н. А., Неменская Л. А. и др. 7 кл. Изобразительное искусство в жизни человека. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./Под рук. Неменского Б. М.– М.: Просвещение, 2007. С. 73-85.
Для учащихся:
1. Питерских А. С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Неменского Б. М. М. : Просвещение, 2008.
Электронные издания
Василий Суриков. Серия «Галерея изобразительного искусства» М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн»
Гравюра. 5000 шедевров.Электронное собрание. М.: ООО «ДиректМедиа» Паблишинг»
Пейзаж.Электронное собрание (2500 работ 870 европейских и 180 русских художников) М.: ООО «ДиректМедиа» Паблишинг»
Видиофильмы
Слайд - альбомы
Автопортрет 18-19 вв (20 слайдов)
Автопортрет 20вв.
Архитектура. Итальянский Ренессанс.
Борис Кустодиев.
Илья Репин.
Леонардо да Винчи.
Микеланджело. Скульптура.
Михаил Врубель.
Натюрморт.
Передвижники.
Рафаэль. Живопись.
Рафаэль. Фрески.
Рокотов, Левицкий, Боровиковский.
Стили Архитектуры.
Художники пишут художников.
Печатные пособия
Начинающему художнику. Как нарисовать воду.
Начинающему художнику. Как нарисовать пейзаж.
Начинающему художнику. Как рисовать натюрморт.
Начинающему художнику. Основы рисунка.
Оборудование общего назначения
Технические средства.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsail.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей имени В.Г. Сизова
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея им. В.Г. Сизова _____________В.А. Ермоленко
Приказ № 240-д от « 30» августа 2011 г.
Рабочая программа
по
___изобразительному искусству___------------
(учебный предмет)
Учитель__Драненко Елена Алексеевна__
(фамилия, имя, отчество)
_______7 класс_______
(класс)
____2011– 2012 учебный год___
(учебный год)
УМК по данному курсу
1. . Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями; 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. |
2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2002. |
|
Обсуждена и согласована на
методическом объединении учителей
эстетического цикла
Протокол № 5
от «14» мая 2011 г. | Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 7
от «20» мая 2011 г. |
2. Пояснительная записка.
2.1. Нормативно- правовые документы.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 7 А, Б, В классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень) с учетом авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд».
2.2. Общая характеристика учебного предмета в лицее.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
2.3. Цели и задачи обучения в 7 классе лицея.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
2.4. Место предмета в учебном плане лицея.
В соответствии с учебным планом лицея на преподавание ИЗО отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
3. Учебно-тематический план.
«Изобразительное искусство в жизни человека»
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
I | Изображение фигуры человека и образ человека | 8 |
|
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | 1 | Беседа, рисование по представлению |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | 1 | Беседа, рисование по представлению |
3 | Лепка фигуры человека. | 2 | Лепка |
4 | Набросок фигуры человека с натуры | 2 | Рисование с натуры |
5 | Понимание красоты человека в европейском искусстве. | 1 | Беседа, описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). |
6 | Понимание красоты человека в русском искусстве. | 1 | Беседа, описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). |
II | Поэзия повседневности | 7 |
|
7 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | Тематическое рисование |
8 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр. | 1 | Беседа и анализ восприятия произведений искусства. |
9 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | Тематическое рисование |
10 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 2 | Тематическое рисование |
11 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 1 | Тематическое рисование |
12 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). | 1 | Коллаж (коллективная работа) |
III | Великие темы жизни | 11 |
|
14 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | Беседа и анализ восприятия произведений искусства. |
15 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | 1 | Беседа и анализ восприятия произведений искусства. |
16 | Процесс работы над тематической картиной. | 2 | Тематическое рисование |
17 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 | Беседа, тематическое рисование |
18 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 2 | Лепка |
19 | Место и роль картины в искусстве XX века. | 1 | Беседа и анализ восприятия произведений искусства. |
20 | Множественность изобразительных языков в российском искусстве. | 1 | Беседа и анализ восприятия произведений искусства. |
IV | Реальность жизни и художественный образ | 9 |
|
21 | Художественно- творческие проекты. | 2 | Коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов |
22 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | Работа графическими материалами |
23 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства |
24 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства |
25 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | Анализ произведения с точки зрения принадлежности стилю, направлению |
26 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | Беседа и анализ восприятия произведений искусства. |
27 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 2 | Беседа, виртуальная экскурсия |
|
| 35 |
|
4. Содержание курса.
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание |
I | Изображение фигуры человека и образ человека | 8 |
|
Содержательные линии | Изобразительное искусство, его виды и жанры | 4 | Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека.Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества. Изображение по памяти и представлению человека. |
Язык изобразительного искусства и художественный образ | 2 | Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Пропорции и пропорциональные отношения. Объем. Фактура. Выполнение набросков фигуры человека с натуры в разных художественных техниках. |
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 2 | Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Беседа о восприятии художественных произведений. Беседа, описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека(икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. |
II | Поэзия повседневности | 7 |
|
Содержательные линии | Изобразительное искусство, его виды и жанры | 4 | Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека.Искусство как эмоциональный опыт человечества. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности бытового, исторического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.). Беседа и анализ восприятия произведений искусства. Изображение по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. Выполнение творческой работы по воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: бытовой и исторический жанр.
|
Язык изобразительного искусства и художественный образ | 1 | Изображение по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. |
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 2 | Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.). |
III | Великие темы жизни | 11 |
|
Содержательные линии | Изобразительное искусство, его виды и жанры | 1 | Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности исторического, мифологического жанров. |
Язык изобразительного искусства и художественный образ | 3 | Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. |
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 7
(2 ч-резерв) | Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.). Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека(икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Традиции и новаторство в искусстве.Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). |
IV | Реальность жизни и художествен-ный образ | 9 |
|
Содержательные линии | Изобразительное искусство, его виды и жанры | 4 | Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека.Искусство как эмоциональный опыт человечества. Создание иллюстраций к литературным произведениям. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др. Виртуальное посещение музеев искусства, архитектурных заповедников.
|
Язык изобразительного искусства и художественный образ | 3 | Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). |
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 2
(1 ч-резерв) | Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления. Анализ произведения с точки зрения принадлежности стилю, направлению. |
| Итого | 35 | |
6