Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Тондошенская основная общеобразовательная школа» «Верх - Бийская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» Методист по учебной работе _________ /Ю. П. Кононова/ Протокол педсовета № ___ от « ____ »__августа_______201 г. | «Утверждено» Директор школы __________ /М. Г. Черлояков/ «__» ______________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ОБЖ»
на 2017-2018 учебный год
Учитель
Кононова Е.В.
c. Верх-Бийск
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ //Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности . 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2015 г. (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников», издательство «Просвещение» 2015 г.
Рабочая программа имеет цели:
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и ЧС природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; выработка у учащихся отрицательного отношения к психоактивным веществам.
На изучение данного курса в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год. Используется УМК в соответствии с образовательной программой МОУ Тондошенской ООШ. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АСТ: Астель; Владимир: ВКТ, 2016. – 190, с [2] с ил..
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Раздел I. Основы комплексной безопасности 11 ч.
1. Пожарная безопасность 3 ч. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения.
2. Безопасность на дорогах 3 ч. Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
3. Безопасность на водоемах 3 ч. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
4. Экология и безопасность 2 ч. Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. Защита населения РФ от ЧС 12 ч.
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия 6 ч. Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 6 ч. Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 11 ч.
7. Основы здорового образа жизни 8 ч. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 3 ч. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечание | Дата |
| | | | план | факт |
Раздел I. Основы комплексной безопасности | 11 | | | |
1. Пожарная безопасность | 3 | |
1 | ТБ на уроках ОБЖ. Пожары в жилых и общественных зданиях. | | | 1 неделя | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | | | 2 неделя | |
3 | Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. | | | 3 неделя | |
2. Безопасность на дорогах | 3 | |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. | | | 4 неделя | |
5 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. | | 5 неделя | |
6 | Велосипедист-водитель транспортного средства. | | 6 неделя | |
3. Безопасность на водоемах | 3 | |
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | | | 7 неделя | |
8 | Безопасный отдых у воды. | | 8 неделя | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | | 9 неделя | |
4. Экология и безопасность | 2 | |
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | | | 10 неделя | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | | 11 неделя | |
Раздел II. Защита населения РФ от ЧС | 12 | |
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 6 | |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | | | 12 неделя | |
13 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | | 13 неделя | |
14 | Обеспечение радиационной безопасности населения | | 14 неделя | |
15 16 | Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия Обеспечение химической защиты населения | | 15 неделя | |
| 16 неделя | |
17 | Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | | | 17 неделя | |
6. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера | 6 | | |
18 | Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. | | | 18 неделя | |
19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | | 19 неделя | |
20 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | | 20 неделя | |
21 | Оповещение о ЧС техногенного характера. | | 21 неделя | |
22 | Эвакуация населения | | 22 неделя | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | | 23 неделя | |
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 | |
7. Основы здорового образа жизни | 8 | |
24 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. | | | 24 неделя | |
25 | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. | | 25 неделя | |
26 | Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. | | 26 неделя | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | | 27 неделя | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | | 28 неделя | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | | 29 неделя | |
30 | Профилактика вредных привычек | | 30 неделя | |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | | 31 неделя | |
8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 | |
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие) | | | 32 неделя | |
33 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие) | | 33 неделя | |
34 | Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие) | | 34 неделя | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностными результатами являются:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих, защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение.
В эстетической сфере:
В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; умения оказывать первую помощь.
В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
В результате изучения ученик будет знать:
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия и классификацию;
Будет уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для: обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера; оказания первой медицинской помощи; выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Литература для обучающихся
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. И доп. М.: АСТ: Астель; Владимир: ВКТ, 2016. – 190, с [2] с ил..
2. С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 2016 г.
3. В.Г. Бубнов, В.А. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель», 2015 г.
4. В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в ЧС», М., «Экзамен», 2016г.
5. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Москва, 2015 г.