РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности учащихся
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Ощепкова Н. С.
(Ф.И.О.)
Предмет: «Школа этикета»
Класс: 1 В
Количество часов: 33 ч в неделю 1 час
Ачинск
2017
Пояснительная записка
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «духовно - нравственное».
Программа адресована учащимся 1 класса.
Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы занятия, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни. Актуальность и социальная значимость кружка «Азбука вежливости» состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Цель программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
Данная программа позволяет учащимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
Этика общения
Этикет
Этические нормы отношений с окружающими
Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
Анкетирование учащихся и родителей
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год – 1 класс и 34 часа в год 2-4 класс. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов
Тематическое планирование
1 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | Дата проведения |
Этика общения. 7ч. | По плану | По факту |
1 | Доброе слово | 1 | Познавательная беседа. Игра | | |
2 | Если вы вежливы | 1 | Познавательная беседа. Игра | | |
3 | Да здравствует мыло душистое | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | | |
4 | Когда идёшь по улице | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города. | | |
5 | Узнай себя | 1 | Путешествие в сказку. Конкурсы. | | |
6 | Нам счастья не сулит обида чья-то | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | | |
7 | Простые правила этикета | 1 | Урок-сюрприз. Игры | | |
Этикет. 8ч. | | |
8 | Подарок коллективу | 1 | Беседа. Решение задач | | |
9 | Повседневный этикет | 1 | Ответы на вопросы. Игра | | |
10 | Весёлые правила хорошего тона | 1 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры | | |
11 | Сказка об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра | | |
12 | Продолжение сказки об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра | | |
13 | Путешествие в страну этикета | 1 | Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки. | | |
14-15 | Просим к столу | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой школы. | | |
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч. | | |
16 | Путешествие в волшебную сказку | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | | |
17 | Я могу быть волшебником | 1 | Познавательная беседа. Игра | | |
18 | Маленькое дело лучше большого безделья | 1 | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. | | |
19 | Любимый уголок родной Отчизны | 1 | Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города. | | |
20 | У каждого героя свои герои | 1 | Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея. | | |
21 | Мы соберём большой хоровод | 1 | Познавательная беседа. Игра | | |
22 | Я люблю маму милую мою | 1 | Познавательная беседа. Игра. | | |
23 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. | | |
24 | Люби всё живое | 1 | Посещение выставочного зала. Беседа. | | |
Этика отношений в коллективе. 8ч. | | |
25 | Если радость на всех одна | 1 | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. | | |
26 | Мой класс – мои друзья | 1 | Познавательная беседа. Игра. | | |
27 | Самолюб никому не люб | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | | |
28 | Поиграем и подумаем | 1 | Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе. | | |
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | | |
30 | Путешествие в мир добрых мыслей | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма. | | |
31-32 | Доброта что солнце | 2 | Праздник. | | |
Литература
1. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
2. Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
3. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
4. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
5. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
6. Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
7. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
8. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.
9. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125
10. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142
11. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131
9