СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 9 х. Денисов









.




Утверждаю. Директор

________ Г.Н. Кравцова . Приказ от «__» _____2017г. № ___.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Занимательный русский .

(учебный курс, предмет)

основного общего образования, 6 класс .

(уровень общего образования, класс)

Леоновой Оксаны Николаевны .












2017-2018




Пояснительная записка

Учебный план внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год разработан на основе следующих нормативно-правовых документов :

  1. Федеральный закон от 29.12 2012г. .№ 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);

  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к 2011г.,регистрационный номер 19682);

  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676);

  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 ;

  5. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  6. Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  7. Примерной основной образовательной программой основного общего образования ( одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 ( далее ПООП ООО);

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81

«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

  2. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596». ;

  3. Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов в МБОУ - СОШ № 9 х. Денисов

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. 
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. 
Таким образом, создание данной программы является актуальным. 

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

Система оценивания планируемых результатов



Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.











































Содержание учебного предмета.

Организационное занятие.

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На

занятие проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

















.Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

  • особенности ударения в русском языке;

  • основные правила орфоэпии;

  • основные способы образования слов;

  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

  • правила русской орфографии;

  • морфологические признаки частей речи;

  • нормы употребления в речи языковых единиц;

  • виды словосочетаний;

  • виды предложений;

  • основные группы пунктуационных правил;

  • признаки текста.

Уметь:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые слова;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • определять способы образования разных частей речи;

  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех частей речи;

  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

  • строить пунктуационные схемы предложений.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, учебным планом на 2017-2018 учебный год, расписанием занятий, рабочая программа при нагрузке 2 час в неделю составляет 65 часов.

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

06.09


Введение.

2

08.09


Зачем нужно знать алфавит

3

13.09


В чём секрет правописания морфем

4

15.09


Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

5

20.09


Не пером пишут – умом. Тайны письма.

6

22.09


Бенефис знаний.

7

27.09


Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

8

29.09


Для чего используют звуковые повторы в речи.

9

04.10


Какова роль интонации в устной речи

10

06.10


Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

11

11.10


Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

12

13.10


Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

13

18.10


О чём рассказывает словообразовательная модель слова

14

20.10


Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

15

25.10


Этимология слов. Работа со словарями

16

27.10


Сказочные превращения.

17

08.11


Презентация творческой работы.

18

10.11


На какие группы делится словарный состав русского языка

19

15.11


В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

20

17.11


О чём рассказывают фразеологизмы

21

22.11


Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

22

24.11


Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

23

29.11


В чём секрет глагола и его форм.

24

01.12


Как отличать грамматические омонимы.

25

06.12


Какими бывают предложения.

26

08.12


Правила речевого этикета.

27

13.12


Формулы речевого этикета.

28

15.12


Тест-игра «Какой у тебя характер»

29

20.12


Ребусы

30

22.12


Откуда эти крылатые выражения

31

27.12


Игра «Кто больше знает слов»

32

10.01


Загадки-розыгрыши

33

12.01


Интеллектуально-познавательная игра

34

17.01


Аукцион пословиц и поговорок

35

19.01


Игра «Цепочка»

36

24.01


«По лабиринтам знаний» (путешествие)

37

26.01


Деловая игра «Я учитель»

38

31.01


«Интеллектуальная мозаика» (викторина)

39

02.02


Анаграммы

40

07.02


Синтаксическая дуэль

41

09.02


Делова игра «Юный корректор»

42

14.02


Составление анекдотов

43

16.02


Игра «Третий лишний»

44

21.02


Кроссворды. Сканворды.

45

28.02


Тест-игра «Какой у тебя характер»

46

02.03


Дорога к письменности.

47

07.03


Составление кроссвордов и ребусов.

48

14.03


“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.

49

16.03


Энциклопедические и лингвистические словари.

50

28.03


Анализ художественных текстов.

51

30.03


Гнезда родственных слов.

52

04.04


Иноязычные корни

53

06.04


Полногласные и неполногласные сочетания.

54

11.04


Анализ художественных текстов. Викторина.

55

13.04


Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.

56

18.04


Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?

57

20.04


Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ?

58

25.04


Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

59

27.04


Фразеологический КВН.

60

04.05


Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке

61

11.05


Точка - самый ранний знак препинания.

62

16.05


Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.

63

18.05


Составление грамматических сказок.

64

23.05


Перевертыши.

65

25.05


Анаграммы.


14