Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 9 х. Денисов
.
| | Утверждаю. Директор ________ Г.Н. Кравцова . Приказ от «__» _____2017г. № ___. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Занимательный русский .
(учебный курс, предмет)
основного общего образования, 6 класс .
(уровень общего образования, класс)
Леоновой Оксаны Николаевны .
2017-2018
Пояснительная записка
Учебный план внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год разработан на основе следующих нормативно-правовых документов :
Федеральный закон от 29.12 2012г. .№ 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к 2011г.,регистрационный номер 19682);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676);
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 ;
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования ( одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 ( далее ПООП ООО);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81
«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596». ;
Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов в МБОУ - СОШ № 9 х. Денисов
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, создание данной программы является актуальным.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
Система оценивания планируемых результатов
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Содержание учебного предмета.
Организационное занятие.
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие.
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На
занятие проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
.Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, учебным планом на 2017-2018 учебный год, расписанием занятий, рабочая программа при нагрузке 2 час в неделю составляет 65 часов.
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
1 | 06.09 | | Введение. |
2 | 08.09 | | Зачем нужно знать алфавит |
3 | 13.09 | | В чём секрет правописания морфем |
4 | 15.09 | | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания |
5 | 20.09 | | Не пером пишут – умом. Тайны письма. |
6 | 22.09 | | Бенефис знаний. |
7 | 27.09 | | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
8 | 29.09 | | Для чего используют звуковые повторы в речи. |
9 | 04.10 | | Какова роль интонации в устной речи |
10 | 06.10 | | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» |
11 | 11.10 | | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
12 | 13.10 | | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов |
13 | 18.10 | | О чём рассказывает словообразовательная модель слова |
14 | 20.10 | | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова |
15 | 25.10 | | Этимология слов. Работа со словарями |
16 | 27.10 | | Сказочные превращения. |
17 | 08.11 | | Презентация творческой работы. |
18 | 10.11 | | На какие группы делится словарный состав русского языка |
19 | 15.11 | | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. |
20 | 17.11 | | О чём рассказывают фразеологизмы |
21 | 22.11 | | Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа. |
22 | 24.11 | | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. |
23 | 29.11 | | В чём секрет глагола и его форм. |
24 | 01.12 | | Как отличать грамматические омонимы. |
25 | 06.12 | | Какими бывают предложения. |
26 | 08.12 | | Правила речевого этикета. |
27 | 13.12 | | Формулы речевого этикета. |
28 | 15.12 | | Тест-игра «Какой у тебя характер» |
29 | 20.12 | | Ребусы |
30 | 22.12 | | Откуда эти крылатые выражения |
31 | 27.12 | | Игра «Кто больше знает слов» |
32 | 10.01 | | Загадки-розыгрыши |
33 | 12.01 | | Интеллектуально-познавательная игра |
34 | 17.01 | | Аукцион пословиц и поговорок |
35 | 19.01 | | Игра «Цепочка» |
36 | 24.01 | | «По лабиринтам знаний» (путешествие) |
37 | 26.01 | | Деловая игра «Я учитель» |
38 | 31.01 | | «Интеллектуальная мозаика» (викторина) |
39 | 02.02 | | Анаграммы |
40 | 07.02 | | Синтаксическая дуэль |
41 | 09.02 | | Делова игра «Юный корректор» |
42 | 14.02 | | Составление анекдотов |
43 | 16.02 | | Игра «Третий лишний» |
44 | 21.02 | | Кроссворды. Сканворды. |
45 | 28.02 | | Тест-игра «Какой у тебя характер» |
46 | 02.03 | | Дорога к письменности. |
47 | 07.03 | | Составление кроссвордов и ребусов. |
48 | 14.03 | | “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. |
49 | 16.03 | | Энциклопедические и лингвистические словари. |
50 | 28.03 | | Анализ художественных текстов. |
51 | 30.03 | | Гнезда родственных слов. |
52 | 04.04 | | Иноязычные корни |
53 | 06.04 | | Полногласные и неполногласные сочетания. |
54 | 11.04 | | Анализ художественных текстов. Викторина. |
55 | 13.04 | | Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”. |
56 | 18.04 | | Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-? |
57 | 20.04 | | Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ? |
58 | 25.04 | | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. |
59 | 27.04 | | Фразеологический КВН. |
60 | 04.05 | | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке |
61 | 11.05 | | Точка - самый ранний знак препинания. |
62 | 16.05 | | Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. |
63 | 18.05 | | Составление грамматических сказок. |
64 | 23.05 | | Перевертыши. |
65 | 25.05 | | Анаграммы. |
14