Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Согласовано Зам. директора по УВР: ______________/Шарипова Л.У./ « »____________2016 г. | Утверждаю Директор: ______________/Шарипова О.Г./ « »____________2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный натуралист»
6 класс
2016-2017 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составил учитель биологии
Маннанова Рева Габидулловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Место в учебном плане
Занятия по программе проводятся один раз в неделю (четверг 14-00 ч.)-35 часов
Планируемые результаты
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Самарской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
заботиться о здоровом образе жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
Содержание курса
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Введение. Жизнь на Земле
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Времена года на Земле
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Изменения окружающей среды
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Условия жизни растений
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Разнообразие животных, условия их жизни
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме
Динозавры – вымерший вид животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
Знакомство с разделами Красной книги. Разгадывание загадок.
Реки и озера
Пресная вода. Осадки.
Жизнь у рек и озер
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие
Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Околоводные птицы
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Доклады учащихся о раннецветущих растениях.
Домашние животные
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Викторина «Собаки – наши друзья»
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Уход за домашними животными
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Люди и паразиты
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
Полезные и вредные вирусы и бактерии.
Семена овощных и декоративных культур
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Подготовка почвы на пришкольном участке
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Высадка рассады на участке.
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Декоративные растения
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма проведения |
план | факт |
1 | | | Введение. Жизнь на Земле | |
2 | | | Экскурсия «Живая и неживая природа» | Экскурсия |
3 | | | Времена года на Земле | Беседа |
4 | | | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | Практ. занятие |
5 | | | Экологический проект «Растения наши друзья» | Экол. проект |
6 | | | Динозавры – вымерший вид животных | |
7 | | | Животные, какие они? | Игра |
8 | | | Хищники. | Беседа |
9 | | | Травоядные. | |
10 | | | Падальщики. | |
11 | | | Взаимоотношения в животном мире. | |
12 | | | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | Фильм |
13 | | | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | Проектная работа |
14 | | | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | Презентация |
15 | | | Реки и озера | |
16 | | | Вода это источник жизни. | |
17 | | | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | Проектная работа |
18 | | | Околоводные птицы | |
19 | | | Подготовка акции «Сохраним воду!» | |
20 | | | Акция « Сохраним воду!» | Акция |
21 | | | Домашние животные | Конкурс рисунков |
22 | | | Викторина «Собаки – наши друзья» | Викторина |
23 | | | Уход за домашними животными | Беседа |
24 | | | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | Проект |
25 | | | Экзотические домашние животные. | Презентация |
26 | | | Люди и паразиты | Видеофильм |
27 | | | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | |
28 | | | Значение животных в жизни человека | Беседа |
29 | | | Семена овощных и декоративных культур | Практическая работа |
30 | | | Подготовка почвы на пришкольном участке. | |
31 | | | Выбор растений для клумбы. | Озеленение школы |
32 | | | Декоративные растения. | Устный журнал |
33 | | | Высадка культурных растений. | |
34 | | | Вредители сельскохозяйственных культур. | |
35 | | | Обобщающий урок | |