Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Природа родного края» для 2 класса является составной частью курса «Брянский край» и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Примерные программы. В 2 ч. Ч. 2, — 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 232 с. – (Стандарты второго поколения)
Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31 декабря 2015 г) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 (ред. от 24 ноября 2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/ 2018 учебный год; Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017/ 2018 учебный год»;
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Учебный план МБОУ «Бакланская СОШ» на 2017/2018 учебный год;
Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Бакланская СОШ».
Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Бакланская СОШ», реализующих образовательные программы общего образования».
Годовой календарный учебный график на 2017/2018 учебный год.
Устав МБОУ «Бакланская СОШ».
Правила внутреннего распорядка МБОУ «Бакланская СОШ».
Школьное положение о программе внеурочной деятельности. Приказ №81 от 02.09.13 г.
Общая характеристика курса
Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Следовательно. сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, . о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад - двор - школа - границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «Природа родного края».
Данный курс введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс « Природа родного края » является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ
Серия была начата в 2004 году с издания учебного пособия для 1 класса «С азбукой по родному краю»
Программа регионального курса Брянской области «Природа родного края» составлена БИПКРО в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Окружающий мир»», рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.
Цель краеведческого курса «Природа родного края» - расширение и углубление знаний учащихся о природе, культуре, литературе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.
Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На наш взгляд, краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. При этом не исключается возможность ведения отдельного курса
Описание места курса во внеурочном плане
В региональном базисном плане на изучение окружающего мира отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Разделы курса «Природа родного края» 2 класса предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
Во 2 классе проводятся экскурсии в разделе «В гостях у осени» по теме «Приметы осени», в разделе «В гостях к зиме» по теме « Приметы зимы», в разделе «В гости к весне» по теме «Приметы весны»
Для реализации рабочей программы на уроках курса используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты живой природы;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание курса
№ урока п/п | Тема занятия |
-
| Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы Экскурсия. «Краски осени» |
| В гостях у осени (9 часов) |
-
| Начало осени у нас – замечательная пора. |
-
| Осенние прогулки по брянскому лесу |
-
| Загадки об осени |
-
| В царстве растений. |
-
| Чем богаты брянские леса? |
-
| В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. |
-
| Перелётные и зимующие птицы. |
-
| В царстве рыб. |
-
| Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев. |
| В гости к зиме (8 часов) |
-
| Народный зимний календарь. Экскурсия. «Зима – время отдыха природы» |
-
| Зимние праздники. |
-
| Декабрь – зиму начинает. |
-
| Январь – году начало, зиме – середина. |
-
| Февраль - перелом зимы. |
-
| Жизнь животных зимой. |
-
| Растения зимой. |
-
| Зимние мотивы -стихи, песни, забавы. |
| В гости в весне (9 часов) |
-
| Приметы весны. Экскурсия |
-
| Март – утро года. |
-
| Апрель – пора большой воды. |
-
| Черемуховый, ландышевый май. |
-
| Первоцветы Брянского края. Экскурсия |
-
| Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья. |
-
| Верные друзья |
-
| Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. |
-
| Первые насекомые. |
| В гостях у лета (7 часов) |
-
| В гостях у лета. К истокам слова |
-
| Признаки хорошей погоды. Ненастья. |
-
| От чего бывает радуга? |
-
| В лес по ягоды пойдем Экскурсия. «Какая бывает роса на траве» |
-
| Охраняемые природные территории и объекты. |
-
| Охраняемые природные территории и объекты. |
-
| Что узнали? Чему научились? |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
-
| Вводный урок | 1 |
-
| В гостях у осени | 9 |
-
| В гости к зиме | 8 |
-
| В гости к весне | 9 |
-
| В гостях у лета | 7 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Природа родного края» в частности.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Природа родного края» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Природа родного края» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
географические и исторические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Природа родного края».
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Природа родного края» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Природа родного края» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
Природа родного края. Учебное пособие для 2-х кл. общеобразовательных школ Авт.-сост. Н.Е.Пряникова, Н.В. Шик (Серия «,Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012. – 124 с.
Тематическое планирование
№ урока п/п | Дата проведения | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся | Способы проверки знаний обучающихся |
-
| 04/09 | Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы Экскурсия. «Краски осени» | Выполнение основных правил поведения в окружающей среде. Воспринимать учебную задачу урока и стараться её выполнять. | Текущий Устный опрос Викторина |
| | В гостях у осени (9 часов) | | |
-
| 11/09 | Начало осени у нас – замечательная пора. | Просмотр иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. | Текущий Работа в парах |
-
| 18/09 | Осенние прогулки по брянскому лесу | Просмотр иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. | Текущий Устная дискуссия |
-
| 25/09 | Загадки об осени | Соотношение отгадки с загадкой. Составление рассказа из своих наблюдений о грибах. Распознание по фотографиям растения. | Текущий Задания для команд |
-
| 02/10 | В царстве растений. | Наблюдение объектов неживой и живой природы, различение растений. Составление рассказов об особенностях любимого растения. | Текущий Работа с гербарием |
-
| 09/10 | Чем богаты брянские леса? | Использование представленной информации для получения новых знаний о растениях Брянской области. | Текущий Работа с картой |
-
| 16/10 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. | Понятие учебной задачи урока и её выполнение. Распознание животных на рисунке. Объяснение причин отлёта птиц в теплые края | Текущий Викторина Кроссворд |
-
| 23/10 | Перелётные и зимующие птицы. | Распознание птиц на рисунке, описание их по плану | Текущий Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы» |
-
| 30.10 | В царстве рыб. | Распознание рыб на рисунке, описание их по плану. | Текущий Соображалки |
-
| 13.11 | Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев. | Рассмотрение иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. | Тематический Доклады учащихся |
| | В гости к зиме (8 часов) | | |
-
| 20.11 | Народный зимний календарь. Экскурсия. «Зима – время отдыха природы» | Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни растений и животных . Выполнение основных правил поведения в окружающей среде. Понятие учебной задачи урока и её выполнение. | Текущий Выразительное чтение стихотворения |
-
| 27.11 | Зимние праздники. | Рассмотрение иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. Рассказ о зимних явлениях в живой природе родного края. | Текущий Фронтальный опрос Устный монолог по заданной теме |
-
| 4.12 | Декабрь – зиму начинает. | Выполнение основных правил поведения в окружающей среде. Понятие учебной задачи урока и её выполнение. | Текущий Подбор синонимов, антонимов Обоснование своего мнения |
-
| 11.12 | Январь – году начало, зиме – середина. | Выполнение основных правил поведения в окружающей среде. Понятие учебной задачи урока и её выполнение. | Текущий Подбор синонимов, антонимов Обоснование своего мнения |
-
| 18.12 | Февраль - перелом зимы. | Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах. Ведение наблюдений за погодой, фиксация результатов. | Текущий Подбор синонимов, антонимов Обоснование своего мнения |
-
| 25.12 | Жизнь животных зимой. | Знание жизни животных зимой в родном крае, выступление с сообщениями. | Текущий Дидактическая игра «Где, чей домик?» «Следы на снегу» |
-
| | Растения зимой. | Знание жизни растений зимой в родном крае, выступление с сообщениями. | Текущий Доклады учащихся |
-
| | Зимние мотивы -стихи, песни, забавы. | Установление взаимосвязей в природе | Текущий Выразительное чтение |
| | В гости в весне (9 часов) | | |
-
| | Приметы весны. Экскурсия | Рассмотрение иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. Рассказ о весенних явлениях в живой природе родного края. | Текущий Устный опрос Составление письменного рассказа по итогам экскурсии |
-
| | Март – утро года. | Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах | Текущий Подбор синонимов, антонимов Обоснование своего мнения |
-
| | Апрель – пора большой воды. | Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах | Текущий Подбор синонимов, антонимов Обоснование своего мнения |
-
| | Черемуховый, ландышевый май. | Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах | Текущий Подбор синонимов, антонимов Обоснование своего мнения |
-
| | Первоцветы Брянского края. Экскурсия | Выполнение основных правил поведения в окружающей среде. Понятие учебной задачи урока и её выполнение. | Текущий Устный опрос Игра «Опиши растения» Индивидуальные карточки |
-
| | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья. | Распознание птиц на рисунке, описание птицы по плану. Установление взаимосвязей в природе. | Текущий Дидактическая игра «Прилет, пролет, отлет?» |
-
| | Верные друзья | Знание жизни растений весной в родном крае, выступление с сообщениями .Узнать, какие растения родного края внесены в Красную книгу. | Текущий Доклады учащихся |
-
| | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. | Знание жизни животных в родном крае, выступление с сообщениями. Узнать, какие животные родного края внесены в Красную книгу. | Текущий Составление схемы последовательности развития лягушки |
-
| | Первые насекомые. | Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о животных. | Текущий Дидактическая игра «Четыре стадии превращения насекомых» |
| | В гостях у лета (7 часов) | | |
-
| | В гостях у лета. К истокам слова | Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о животных. Наблюдение за погодой летом , фиксирование результаты. | Текущий Объяснения значения народных примет Выразительное чтение |
-
| | Признаки хорошей погоды. Ненастья. | Объяснение причин возникновения дождя, грозы, радуги Извлечение информации из разных источников. | Текущий Составление схемы «Круговорот воды в природе» |
-
| | От чего бывает радуга? | Извлечение информации из разных источников. Объяснение причин возникновения радуги | Текущий Практический опыт «Создание радуги» |
-
| | В лес по ягоды пойдем Экскурсия. «Какая бывает роса на траве» | Выполнение основного правила поведения в окружающей среде. Распознание ягод на картинках. | Текущий Фронтальный опрос Письменный отчет по итогам экскурсии |
-
| | Охраняемые природные территории и объекты. | Нахождение и использование информации об охраняемых объектах и территориях родного края. | Текущий Доклады учащихся |
-
| | Охраняемые природные территории и объекты. | Нахождение и использование информации об охраняемых объектах и территориях родного края. | Текущий Доклады учащихся |
-
| | Что узнали? Чему научились? | Обобщение знаний по пройденным темам. | Текущий Викторина Индивидуальные карточки |
7