Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса разработана на основе следующих нормативно – методических материалов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерной программы внеурочной деятельности с учетом «Требований к результатам освоения программы начального общего образования»
- Авторской программы: «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой;
- Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червоновская средняя общеобразовательная школа – детский сад» Нижнегорского района Республики Крым;
- Образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червоновская средняя общеобразовательная школа – детский сад» Нижнегорского района Республики Крым;
- Локального акта МБОУ «Червоновская СОШДС» «Положение о рабочей программе».
1. Результаты освоения курса
Обучающийся научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
2. Содержание курса
Школьный этикет. Культура общения (7 часов)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Общечеловеческие нормы нравственности (11 часов)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
О трудолюбии (6 часов)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида (5 часов)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет (5 часов)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок). Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
3. Тематическое планирование
| Название раздела | Количество часов |
1 | Школьный этикет. Культура общения. | 7 |
2 | Общечеловеческие нормы нравственности. | 11 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида. | 5 |
5 | Внешкольный этикет | 5 |
| Итого | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Дата план | Дата факт | Тематика занятий | Содержание деятельности |
Школьный этикет. Культура общения. (7 часов) |
1 | | 08.09 | | Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. |
2 | | 15.09 | | Зачем нужны перемены? Правила поведения на перемене. | Формулирование правил поведения на перемене. Разучивание коллективных игр для перемены. |
3 | | 22.09 | | Мы – в школьной столовой. Правила поведения в столовой. | Повторение правил о правильном поведении за столом. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. Конкурс рисунков. |
4 | | 29.09 | | Правила общения. Добрый день. Здравствуйте. | Игра «Волшебный цветик-семицветик». Использование волшебных слов в общении. |
5 | | 06.10 | | О дружбе мальчиков и девочек. | Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек». Слушание, обсуждение, ответы на вопросы. |
6 | | 13.10 | | Как быть прилежным и старательным. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
7 | | 20.10 | | Поговорим об ответственном отношении к поручениям. «Праздник осени». | Беседа. Конкурс поделок и рисунков, подготовка к празднику. |
Общечеловеческие нормы нравственности (11 часов) |
8 | | 27.10 | | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Ролевая игра. |
9 | | 10.11 | | Поговорим о доброте. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник изумрудного города». |
10 | | 17.11 | | Весёлые правила хорошего тона. | Знакомство с книгой А. Гольдникова «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. |
11 | | 24.11 | | Правильно ли мы говорим? | Беседа о правильной речи и «словах-паразитах». |
12 | | 01.12 | | Общение по телефону. | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Разбор ситуаций. Стихотворение А. Барто «Почему телефон занят». |
13 | | 08.12 | | Как вести себя в общественных местах. | Разработка правил поведения в общественных местах и составление памятки. Презентация. |
14 | | 15.12 | | Мама-первое слово. | Подготовка к участию в мероприятиях (выставка рисунков, концерт), посвящённых Дню матери. |
15 | | 22.12 | | Без друга в жизни туго. | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. |
16 | | 29.12 | | Время надо беречь. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». Работа в группах. |
17 | | 12.01 | | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. |
18 | | 19.01 | | Культура спора. | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). |
О трудолюбии (6 часов) |
19 | | 26.01 | | Труд кормит, а лень портит. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. |
20 | | 02.02 | | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов, рисунков. Работа в группах. |
21 | | 09.02 | | Как организовать свой труд. | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме». |
22 | | 16.02 | | Обязанности дежурного по классу. | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. |
23 | | 23.02 | | Профессии людей. | Воспитание уважительного отношения к труду людей разных профессий. |
24 | | 02.03 | | Бережливость: каждой вещи своё место. | Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. |
Культура внешнего вида (5 часов) |
25 | | 16.03 | | Уход за своими вещами. | Обсуждение книги К. Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. |
26 | | 23.03 | | Одежда будничная и праздничная. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. |
27 | | 06.04 | | По одёжке встречают. | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. |
28 | | 13.04 | | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра». |
29 | | 20.04 | | Учимся не болеть. | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. |
Внешкольный этикет (5 часов) |
30 | | 27.04 | | Поведение в гостях. | Воспроизводить правила поведения в гостях. |
31 | | 04.05 | | Я пишу письмо. | Воспроизводить правила написания письма. |
32 | | 11.05 | | Правила обращения с животными. | Уметь применять правила поведения с животными. |
33 | | 18.05 | | Поведение на природе. | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе. |
34 | | 25.05 | | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы. | Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего. |