муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Калитвенская СОШ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании».
Обще-интелектуальное направление
1 класс -31 ч
2 класс- 33 ч
3 класс- 32 ч
4 класс -33 ч
Учитель:
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011..
Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» направлена на развитие оздоровительных способностей обучающихся. Программа включает в себя разделы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят младшего школьного возраста.
Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка. В программе ребёнку предлагается множество интересных игр, участвуя в которых ребёнок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах, о традициях русской народной кухни, о режиме и культуре питания.
Отличительной чертой программы является то, что на занятиях ребёнок трудится в коллективе.
Актуальность программы на данный момент заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности. Правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье и жизнь человека.
Цель программы:
Формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; получение знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи программы:
Воспитательные
воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
формировать представление о ценности тех или иных продуктов, их значимости для растущего организма;
формировать навыки общей культуры питания.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах. (Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные.
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другим.
В результате занятия по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» формируются следующее:
Личностные УУД:
чувство необходимости учения;
представленность я – концепции социальной роли ученика;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
интерес к новому;
интерес к способу решения и общему способу действия.
Метапредметные УУД:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммутативные УДД
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
Первый год
Разнообразие питания.
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Второй год
Этикет
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Третий год
Рацион питания.
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу. Как сделать кашу вкуснее. Все о воде. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Четвёртый год
Гигиена питания и приготовление пищи
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Тематическое планирование 1 класс
№ п./п. | Названия темы занятия | Кол-во час | Дата проведен | Дата перенес |
1 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 04.09.17 | |
2 | Из чего состоит наша пища. | 1 | 11.09.17 | |
3 | Полезные и вредные привычки. | 1 | 18.09.17 | |
4 | Самые полезные продукты. | 1 | 25.09.17 | |
5 | Как правильно есть(гигиена питания). | 1 | 02.10.17 | |
6 | Удивительное превращение пирожка. | 1 | 9.10.17 | |
7 | Твой режим питания. | 1 | 16.10.17 | |
8 | Из чего варят каши. | 1 | 23.10.17 | |
9 | Как сделать кашу вкусной. | 1 | 13.11.17 | |
10 | Разговор о хлебе. | 1 | 20.11.17 | |
11 | Хлеб всему голова. | 1 | 27.11.17 | |
12 | Полдник. Чем полезен? | 1 | 04.12.17 | |
13 | Почему полезно есть рыбу. | 1 | 11.12.17 | |
14 | Мясо и мясные блюда. | 1 | 18.12.17 | |
15 | Где найти витамины зимой и весной. | 1 | 25.12.17 | |
16 | Всякому овощу – свое время. | 1 | 15.01.18 | |
17 | Как утолить жажду. | 1 | 22.01.18 | |
18 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее. | 1 | 29.01.18 | |
19 | На вкус и цвет товарищей нет. | 1 | 05.02.18 | |
20 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | 1 | 12.02.18 | |
21 | Каждому овощу – свое время. | 1 | 26.02.18 | |
22 | Народные праздники, их меню. | 1 | 05.03.18 | |
23 | Как правильно накрыть стол. | 1 | 12.03.18 | |
24 | Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом. | 1 | 19.03.18 | |
25 | Что готовили наши прабабушки. | 1 | 02.04.18 | |
26 | Праздник урожая | 1 | 09.04.18 | |
27 | Вода и её значение в жизни человека. | 1 | 16.04.18 | |
28 | КВН «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты» | 1 | 23.04.18 | |
29 | Правила приготовления каши. Н.Н.Носов «Мишкина каша». Изготовление плакатов. | 1 | 07.05.18 | |
30 | «Меню спортсмена» | 1 | 14.05.18 | |
31 | Здоровое питание | 1 | 21.05.18 | |
Тематическое планирование 2 класс
№ п./п. | Названия темы занятия | Кол-во час | Дата проведен | Дата перенес |
1 | Путешествие по улице «правильного питания». | 1 | 07.09.17 | |
2 | Молоко и молочные продукты. | 1 | 14.09.17 | |
3 | Продукты для ужина. | 1 | 21.09.17 | |
4 | Витамины. Значение витаминов в жизни человека. | 1 | 28.09.17 | |
5 | Вкусовые качества продуктов | 1 | 05.10.17 | |
6 | Значение жидкости в организме. | 1 | 12.10.17 | |
7 | Разнообразное питание. | 1 | 19.10.17 | |
8 | Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | 1 | 26.10.17 | |
9 | Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт». | 1 | 09.11.17 | |
10 | Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости». | 1 | 16.11.17 | |
11 | Морепродукты. | 1 | 23.11.17 | |
12 | «На вкус и цвет товарища нет». Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» | 1 | 30.11.17 | |
13 | Как утолить жажду. | 1 | 07.12.17 | |
14 | Игра «Посещение музея воды» | 1 | 14.12.17 | |
15 | Праздник чая. | 1 | 21.12.17. | |
16 | Что надо есть, что бы стать сильнее. | 1 | 11.01.18 | |
17 | КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты». | 1 | 18.01.18 | |
18 | Инсценирование сказки вершки и корешки. | 1 | 25.01.18 | |
19 | Каждому овощу свое время. | 1 | 01.02.18 | |
20 | Конкурс «Овощной ресторан». | 1 | 08.02.18 | |
21 | Изготовление книжки «Витаминная азбука». | 1 | 15.02.18 | |
22 | «О пользе продуктов замолвите слово». Рисование на тему «Съедобное - несъедобное». | 1 | 22.02.18 | |
23 | Тест «Самые полезные продукты». | 1 | 01.03.18 | |
24 | «Законы питания». К.И.Чуковский «Барабек». | 1 | 15.03.18 | |
25 | Завтрак. «Вот это каша – пища наша». | 1 | 22.03.18 | |
26 | Типовой режим питания школьников. | 1 | 05.04.18 | |
27 | Обед. «Соберём венок». Пословицы о хлебе. | 1 | 12.04.18 | |
28 | Полдник. «Молочные реки». | 1 | 19.04.18 | |
29 | Ужин. «Сколько ужинов бывает». | 1 | 26.04.18 | |
30 | Витамины. Значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. | 1 | 03.05.18 | |
31 | Высококалорийные продукты | 1 | 10.05.18 | |
32 | Витамины. Их роль в жизни человека. | | 17.05.18 | |
33 | Праздник урожая». «Конкурс салатов, каш или бутербродов». | 1 | 24.05.18 | |
Тематическое планирование 3 класс
№ п./п. | Названия темы занятия | Кол-во час | Дата проведен | Дата перенес |
1 | Из чего состоит наша пища | 1 | 04.09.17 | |
2 | Что нужно есть в разное время года. | 1 | 11.09.17 | |
3 | Оформление дневника здоровья. | 1 | 18.09.17 | |
4 | Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи. | 1 | 25.09.17 | |
5 | Игра «В гостях у тетушки Припасихи». | 1 | 02.10.17 | |
6 | Конкурс кулинаров | 1 | 09.10.17 | |
7 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 | 16.10.17 | |
8 | Составление меню для спортсменов | 1 | 23.10.17 | |
9 | Оформление дневника «Мой день». | 1 | 13.11.17 | |
10 | Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья». | 1 | 20.11.17 | |
11 | Где и как готовят пищу. | 1 | 27.11.17 | |
12 | Экскурсия в столовую. | 1 | 04.12.17 | |
13 | Конкурс «Сказка, сказка, сказка». | 1 | 11.12.17 | |
14 | Как правильно накрыть стол. | 1 | 18.12.17 | |
15 | Игра накрываем стол | 1 | 25.12.17 | |
16 | Молоко и молочные продукты | 1 | 15.01.18 | |
17 | Игра-исследование «Это удивительное молоко» | 1 | 22.01.18 | |
18 | Молочное меню | 1 | 29.01.18 | |
19 | Блюда из зерна | 1 | 05.02.18 | |
20 | Путь от зерна к батону | 1 | 12.02.18 | |
21 | Конкурс «Венок из пословиц». | 1 | 19.02.18 | |
22 | Игра – конкурс «Хлебопеки». | 1 | 26.02.18 | |
23 | Выпуск стенгазеты. | 1 | 05.03.18 | |
24 | Праздник «Хлеб всему голова». | 1 | 12.03.18 | |
25 | Оформление проекта « Хлеб- всему голова». | 1 | 19.03.18 | |
26 | «Какую пищу можно найти в лесу». | 1 | 02.04.18 | |
27 | «Что и как можно приготовить из рыбы». | 1 | 09.04.18 | |
28 | «Дары моря». | 1 | 16.04.18 | |
29 | «Кулинарное путешествие по России». | 1 | 23.04.18 | |
30 | «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен». | 1 | 07.05.18 | |
31 | «Как правильно вести себя за столом». | 1 | 14.05.18 | |
32 | Правила этикета. | 1 | 21.05.18 | |
Тематическое планирование 4 класс
№ п./п. | Названия темы занятия | Кол-во час. | Дата проведен | Дата перенес |
1 | Вводное занятие. Какие продукты полезны для организма. | 1 | 05.09.17 | |
2 | Какую пищу можно найти в лесу. | 1 | 12.09.17 | |
3 | Правила поведения в лесу. | 1 | 19.09.17 | |
4 | Лекарственные растения. | 1 | 26.09.17 | |
5 | Игра – приготовить из рыбы. | 1 | 03.10.17 | |
6 | Конкурсов рисунков «В подводном царстве». | 1 | 10.10.17 | |
7 | Эстафета поваров. | 1 | 17.10.17 | |
8 | Конкурс половиц поговорок. | 1 | 24.10.17 | |
9 | Дары моря. | 1 | 07.11.17 | |
10 | Оформление плаката « Обитатели моря». | 1 | 14.11.17 | 13.11.17 |
11 | Викторина « В гостях у Нептуна». | 1 | 21.11.17 | 20.11.17 |
12 | Составление памятки. Витамины. И их роль в жизни человека. | 1 | 28.11.17 | 27.11.17 |
13 | Меню из морепродуктов. | 1 | 05.12.17 | 04.12.17 |
14 | Кулинарное путешествие по России. | 1 | 12.12.17 | 11.12.17 |
15 | Традиционные блюда нашего края. | 1 | 19.12.17 | 18.12.17 |
16 | Практическая работа по составлению меню. | 1 | 26.12.17 | 25.12.17 |
17 | Конкурс рисунков « Вкусный маршрут». | 1 | 16.01.18 | |
18 | Игра – проект « Кулинарный глобус». | 1 | 23.01.18 | |
19 | Праздник « Мы за чаем не скучаем». | 1 | 30.01.18 | |
20 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 1 | 06.02.18 | |
21 | Составление недельного меню. | 1 | 13.02.18 | |
22 | Конкурс кулинарных рецептов. | 1 | 20.02.18 | |
23 | Конкурс « Остров продуктов». | 1 | 27.02.18 | |
24 | Как правильно вести себя за столом. | 1 | 06.03.18 | |
25 | Практическая работа. | 1 | 13.03.18 | |
26 | Изготовление книжки « Правила поведения за столом». | 1 | 20.03.18 | |
27 | Накрываем праздничный стол. | 1 | 03.04.18 | |
28 | Проект. « Режим питания школьника». | 1 | 10.04.18 | |
29 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. | 1 | 17.04.18 | |
30 | Викторина «Печка в русских сказках». | 1 | 24.04.18 | |
31 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 | 08.05.18 | |
32 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | 1 | 15.05.18 | |
33 | Меню спортсмена. | 1 | 22.05.18 | |
16