Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Раисинская средняя школа »
Убинского района Новосибирской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора директор
По воспитательной работе МКОУ «Раисинская средняя школа»
МКОУ «Раисинская средняя школа» ____________/С.Т.Тыртычная
______________/М. С. Золотова Приказ № ________от
«__ «___________2017 г «_____ «___________2017 г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире логических задач»
направление «Общеинтеллектуальное»
для 6 – 7 классов
Составила программу:
Брайтенштайн
Надежда Геннадьевна
Учитель математики
1 категории
тики
1 категоия
2017 -2018 учебный год
с.Раисино
Пояснительная записка
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Программа внеурочной деятельности по математике «В мире логических задач» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Данный курс предназначен для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений, основан на знаниях и умениях, полученных обучающимися при изучении математики в начальной школе.
Написана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
Основная образовательная программа основного общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области (2011 г.)
Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения [Текст] / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.
Программа посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники не встречаются на уроках. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Такой курс как «В мире логических задач» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Актуальность выбора курса «В мире логических задач» определена следующими факторами: у многих обучающихся слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции. Этот курс поможет обучающимся сформировать умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в
той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Также включенные в программу вопросы дадут возможность им подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре
основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Задания для курса подобраны в соответствии с определенными критериями и содержанием, практическим значением, интересные для ученика; способствующие развитию логического мышления, активизирующие творческие способности обучающихся.
Данный спецкурс создаѐт условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрирует увлекательность изучения математики, способствует формированию представлений о методах и способах решения логических задач; учить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу «В мире логических задач» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Цели и задачи курса:
Развитие математического и логического мышления;
Развитие общей культуры мышления (умение высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учиться задавать вопросы);
Формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
Развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
В результате изучения курса «В мире логических задач» обучающиеся получат возможность
формирования личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
применять некоторые приѐмы быстрых устных вычислений при решении задач;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
Место курса в учебном плане
Курс «В мире логических задач» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для подростков 6 — 7 классов. Курс включает 70 занятий: одно занятие в неделю, 35 занятия за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер.
Формы и методы обучения:
Классификация методов по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемные; частично-поисковые; исследовательские.
Объяснительно-иллюстративные методы строятся по схеме «учитель говорит - ученик слушает». Эти методы реализуются в следующих формах: рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.
Репродуктивные методы строятся по схеме «учитель показывает - ученик
повторяет». Они выражаются в таких формах, как: решение задач.
Проблемные методы предполагают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Они выражаются в следующих формах: проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.
Частично-поисковые методы, при которых учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи).
Исследовательские методы подобны процессу научного исследования, в рамках которого ученик становится участником процесса исследования. Выдвигаются гипотезы, проводятся исследования, проверяются факты.
Методы и формы по источникам передачи знаний: словесные; наглядные; практические.
К словесным относят рассказ, лекцию, беседу, инструктаж, дискуссию.
К наглядным можно отнести демонстрацию, иллюстрацию, схему, показ материала, график.
К практическим: упражнение, практикум.
Методы и формы по количеству учеников и способу их кооперации:
индивидуальные; парные; групповые; коллективные; фронтальные.
Индивидуальная формы в настоящее время применяются с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.
Парные форма связаны с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.
Групповые формы - когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.
Коллективные формы – рассматривают обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.
Фронтальные формы, предполагают одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.
Используемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения.
Цель: помочь учащимся полнее проявить свои способности, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал, исследовательские навыки.
Технология дифференцированного обучения:
Цель: обучение учащихся планировать свое время для выполнения заданий,
выбирать уровень подготовки на данном этапе (А,В,С)
Информационно-коммуникационные технологии:
Цель: Создать условия для комфортности учащихся, способствовать работе в самостоятельном режиме, активизировать познавательную деятельность.
Технология здоровья сбережения:
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе через проведение физкульт минуток на уроке, через составление и решение задач по здоровому образу жизни, через соблюдение санитарно-гигиенических норм, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора : свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.; активные методы - ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.; методы, направленные на самопознание и развитие - интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Благоприятный психологический климат на уроке, Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока. Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.)
Основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения, которая используется на трѐх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом. Базовый уровень технологии деятельностного метода позволяет не только существенно повысить качество усвоения знаний по всем предметам, способствует развитию мышления и познавательных способностей учащихся, но и является одновременно ступенью перехода к технологическому уровню, открывающему новые возможности в организации учебного процесса и качественно более высокие результаты.
На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даѐт новое знание в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми.
При системно-технологическом уровне работы учителя реализуется целостная структура учебной деятельности (шагов) и система дидактических принципов Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности
Система оценивания и контроля: Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.
Безотметочная система способствует созданию комфортных условий для раскрытия личностных способностей и задатков учащихся, то есть появляются условия для реализации личностно-ориентированного обучения.
Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
-участие в решении различных упражнений в устной и письменной форме.
Использование оборудования
Интерактивная доска, компьютер - при решении задач с геометрическим содержанием, при показе презентаций, использование электронных пособий, применение коллекции клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски.
Чертѐжные инструменты - при решении задач на построение, при решении задач с геометрическим содержанием.
Модели геометрических фигур - при изучении нового материала, при построении сечений, при решении задач на нахождение площади и объѐма фигур, при решении задач на моделирование.
Содержание программы:
№ | Название раздела | 6 кл (ч) | 7 кл (ч) | Всего (ч) |
1 | Удивительный мир чисел | 11 | 4 | 15 |
2 | Логические задачи | 8 | 11 | 19 |
3 | Наглядная геометрия | 6 | 9 | 15 |
4 | Комбинаторика и статистика | 2 | 3 | 5 |
5 | Математика в реальной жизни | 4 | 4 | 8 |
6 | Математические игры | 2 | 2 | 4 |
7 | Выпуск математических газет | 2 | 2 | 4 |
| Всего | 35 | 35 | 70 |
1. Удивительный мир чисел
Из истории чисел. История календаря. Составление выражений. Числовые ребусы. Мир больших чисел. Старинные русские меры. Магические квадраты. Решение и составление кроссвордов. Некоторые приѐмы быстрого счѐта. Кодирование и декодирование. Признаки делимости. Математические фокусы.
Обучающийся получит возможность:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;
- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
- владеть информацией о старых русских мерах.
- уметь решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел
2. Логические задачи
Числовые головоломки. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задачи – шутки, задачи – загадки. Много и мало. Лабиринт. Решение конкурсных задач. Старинные задачи. Принцип Дирихле. Графы. Лингвистические задачи. Логические задачи. Множества и подмножества. Круги Эйлера. Математические софизмы и парадоксы. Отрицание, конъюнкция, дизъюнкция. Решение задач с помощью отрицания высказываний. Решение конкурсных задач.
Обучающийся получит возможность:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
- уметь решать логические задачи;
- знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
- уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач;
-научиться правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;
- научиться составлять различные подмножества данного множества»;
- уметь решать задачи, используя круги Эйлер
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
3.Наглядная геометрия
Конкурс художников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрия на клетчатой бумаге. Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамимо. Оригами. Лист Мѐбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. Весѐлая симметрия. Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов. Система координат на ночном небе. Математическое моделирование.
Обучающийся получит возможность:
- распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);
- знать старинные меры измерения длин, площадей;
- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
- уметь решать задачи на нахождение площади и объѐма фигур,
-отгадывать геометрические головоломки;
4.Комбинаторика и статистика.
Решение комбинаторных задач способом перебора возможных вариантов. Случайные события. Верность утверждения.
Обучающийся получит возможность:
-научиться решать комбинаторные задачи
- научиться выяснять верно или неверно утверждение
5. Математика в реальной жизни.
Проект «Комната моей мечты». Расчѐт сметы на ремонт; на питание; отпуск;
коммунальных услуг; кредитов. Кулинарные рецепты, задачи на смеси. Диаграммы.
Обучающийся получит возможность:
-выполнять творческий проект по плану;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий
- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего класса
6.Математические игры.
Брейн – ринг. Лабиринт. Слабое звено. Математический бой.
Обучающийся получит возможность:
- проявить свои творческие способности
- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- применять полученные знания в игровых ситуациях
7.Выпуск математических газет.
Обучающийся получит возможность:
- проявить свои оформительские способности
-аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- показать свои знания в области математики
Тематическое планирование. 6 класс




7 класс





Литература для обучающихся:
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб.пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.
Б.А.Кордоменский, «Математическая смекалка», учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
Литература для учителя:
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г
Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав.ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.
2. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
Интернет ресурсы:
1. http://www.smekalka.pp.ru/forum/
2. http://www.math-on-line.com/
3. http://intelmath.narod.ru/
4.http://www.myshared.ru/
5. http://talan-school.ucoz.ru/index/russkij_jazyk/0-279