Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Сергеевка
Хабаровского района
РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно - географического цикла Протокол №____ от _____ __________А.С. Ротова | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________А.И. Поденкова ____________2017 | УТВЕРЖДАЮ Председатель педагогического совета ______Н.В. Юрченко Протокол № __от _____2017г. |
Программа внеурочной деятельности
«Основы экологической культуры»
8 класс
Составитель: учитель биологии
А.С. Ротова
2017г.
Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель моей работы, как педагога – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности предусматривает: 34 часа (1 час в неделю)
Нормативно-правовой и документальной основой Программы основ экологической культуры на ступени среднего общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Цели программы:
- воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности
- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни
- формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника
Задачи:
Воспитывать экологическую ответственность, как основную черту личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации; ответственность за сохранение существующих школьных традиций; политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны.
Формировать валеологическую культуру школьников; потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники; эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру.
Повышать уровень физической подготовки учащихся.
Ориентировать школьников на «постоянный труд души».
Общая характеристика программы
Создание программы по экологическому воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтоб не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым типом экологического мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения: – к природе (экология природы); к себе как составной части природы (экология здоровья); к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Программа основ экологической культуры - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Ценностные ориентиры
Программа формирования основ экологической культуры – включает такие ценности, как:
- жизнь во всех её проявлениях;
- экологическая безопасность;
- экологическая грамотность;
- физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье;
- экологическая культура;
- экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
- ресурсосбережение;
- экологическая этика;
- экологическая ответственность;
- социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды;
- устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранении природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
Содержание программы
Введение (2 час).
Вводная лекция «Здоровье и факторы риска болезни».
Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».
Здоровье и наследственность (5 часов).
Лекция «Место человека в системе животных».
Семинары:
«Стресс – наследственная реакция адаптации»;
«Носители наследственности»;
Наследственные болезни»;
Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней»
Среда жизнедеятельности человека (6 часов)
Лекция «Природная среда – источник инфекционных заболеваний».
Семинары:
Космос и здоровье»;
«Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие»;
«Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения».
Практические работы:
Природная среда теряет свои экологические свойства (10 часов).
Лекции и семинары:
«Загрязнение атмосферы и гидросферы»;
«Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений»;
«Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье»;
«Влияние шумов на здоровье»;
«Очистка воды из природных источников».
Здоровый образ жизни (11 часов).
Лекции:
Семинары:
«Культура питания»;
«Алкоголизм – болезнь химической зависимости»;
«Табакокурение»;
«Наркотики, зависимость и последствия»;
«Как сказать наркотикам: «Нет!».
Практические занятия:
«Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами»;
«Изучение устойчивости витамина С»;
Конференция «Всемирный день здоровья».
Заключительное занятие. Повторное анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество | В том числе |
часов | Практические работы | Теория |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Здоровье и наследственность | 5 | 4 | 1 |
3 | Среда жизнедеятельности человека | 6 | 5 | 1 |
4 | Природная среда теряет свои свойства | 10 | 5 | 5 |
5 | Здоровый образ жизни | 11 | 8 | 3 |
| ИТОГО | 34 | 23 | 11 |
Календарно – тематическое планирование
программы внеурочной деятельности
«Основы экологической культуры»
8 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
теоретических | Практических |
| Введение (2 час) | 1 | 1 | |
1 | Здоровье и факторы риска болезни | 1 | | |
2 | Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения». | | 1 | |
| Здоровье и наследственность (5 часов) | 1 | 4 | |
3 | Место человека в системе животных | 1 | | |
4 | Стресс – наследственная реакция адаптации | | 1 | |
5 | Носители наследственности | | 1 | |
6 | Наследственные болезни | | 1 | |
7 | Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней | | 1 | |
| Среда жизнедеятельности человека (6 часов) | 1 | 5 | |
8 | Природная среда – источник инфекционных заболеваний | 1 | | |
9 | Космос и здоровье | | 1 | |
10 | «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов | | 1 | |
11 | Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения | | 1 | |
12 | Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь | | 1 | |
13 | Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере | | 1 | |
| Природная среда теряет свои свойства (10 часов) | 5 | 5 | |
14-15 | Загрязнение атмосферы и гидросферы | 1 | 1 | |
16-17 | Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений. | 1 | 1 | |
18-19 | Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье. | 1 | 1 | |
20-21 | Влияние шумов на здоровье | 1 | 1 | |
22-23 | Очистка воды из природных источников | 1 | 1 | |
Здоровый образ жизни (11 часов) | 3 | 8 | |
24 | СПИД – коварная болезнь | 1 | | |
25 | Культура питания | | 1 | |
26 | Алкоголизм – болезнь химической зависимости | | 1 | |
27-28 | Табакокурение | | 2 | |
29 | Наркотики, зависимость и последствия | | 1 | |
30 | Как сказать наркотикам: «Нет!» | | 1 | |
31 | Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами | | 1 | |
32 | Изучение устойчивости витамина С | | 1 | |
33 | Всемирный день здоровья | 1 | | |
34 | Заключительное занятие. | 1 | | |
Итого: 34 часа | 11 | 23 | |
Материально-техническое обеспечение
Гридаева Л.В.Основы экологической культуры: человек и его здоровье: методическое пособие/ Л.В. Гридаева, В.С. Гридаева, Н.Ф Михеева. – Кемерово:Кузбассвузиздат, 2006,
Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
Дидактическое пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.
Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие- М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического
музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.