СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-х классах "Азбука содержания животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы внеурочной деятельности (начального и основного образования)  (Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва, 2011)  на основе авторской программы В.А. Ясвина.

Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию  экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-х классах "Азбука содержания животных"»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова Ярославской области



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

Протокол № ___ от

«____»____________2018 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_____________


«____»____________2018 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №4

____________


Приказ № ___ от «__»____2018 г








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

научно-познавательное направление

«Азбука содержания животных»

на 2018-19 учебный год

в 5-ых классах

(34 часа в неделю)



учителя: Топуновой Елены Николаевны








Ростов Ярославской обл.

2018

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы внеурочной деятельности (начального и основного образования) (Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва, 2011) на основе авторской программы В.А. Ясвина.

Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цели программы:

1. Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним.

2. Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.

3. Привитие любви ко всему живому, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

Задачи программы:

1. Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.

2. Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

3. Способствовать освоению опыта практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.

4. Способствовать развитию природных задатков и способностей детей.

5. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 34 часа, предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 5-х классов из расчёта 1 час в неделю.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме

Базовые формы учебных занятий:

1. Информационные. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

2. Проектная деятельность.

3. Экскурсии.

4. Занятия - практикум.

5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевая игра.

Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

• Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

• Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

• Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

• Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

• Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

• Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

• Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

• Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

• Принцип развития мысленных образов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;

• Принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животных.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.



2. Содержание курса

Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище?

Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.


Тема 2. Почему мы любим животных?

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов- любителей животных.


Тема 3. Собаки – самые верные друзья человека.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практические работы: просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак.


Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практические работы: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.


Тема 5. Пернатая радуга в комнате.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы.

Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практические работы: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.


Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практические работы: оформление места проживания хомячка.


Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые(золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы(крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды(скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернециии). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.

Практические работы: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума, сообщения, презентации, выставка рисунков.


Тема 8. Школа для наших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты. Методика дрессировки животных династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практические работы: заочное посещение цирка, обмен впечатлениями. Отработка навыков дрессировки животных.


Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь.

Сведения об огранизациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеренарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практические работы: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.


Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Практические работы: освоение приёмов фотографирования и рисования животных и птиц.


Тема 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка.

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практические работы: проведение конференции, выставки или презентаций.


Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.


3. Календарно-тематическое планирование


Дата

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1


Как животные оказались в нашем жилище?

2

1

1

2


Почему мы любим животных?

2

1

1

3


Собаки – самые верные друзья человека

5

1

4

4


Кошки, которые не гуляют сами по себе

4

1

3

5


Пернатая радуга в комнате

2

1

1

6


Хомка и его ближайшие родственники

2

1

1

7


Рыбы – самые тихие соседи

8

1

7

8


Школа для наших любимцев

2

1

1

9


Взрослые, которые всегда готовы помочь

3

1

2

10


Мы в ответе за тех, кого приручили

2

1

1

11


Итоговое занятие. Конференция, выставка

2

1

1



ИТОГО

34

11

23


4. Календарно-поурочное планирование занятий


Дата

Тема занятия

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

по плану

факт.

1

05.09




Как животные оказались в нашем жилище?


Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.

Слушают рассказ учителя.

Распознают домашних животных и их детёнышей.

Объясняют, почему люди разных стран поклоняются священным животным.

Соблюдают правила поведения в кабинете биологии.

2

12.09


Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Приводят примеры различных домашних животных.

Узнают традиции содержания животных у разных народов мира.

Составляют словарик терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу

за животными (Пр.р.).

3


19.09






Почему мы любим животных?


Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство.

Слушают рассказ учителя.

Принимают участие в викторине «Эти забавные животные».

Узнают особенности ухода за разными домашними животными.

4

26.09


Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье.

Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Участвуют в конкурсе эрудитов-любителей животных.

Выполняют разнообразные задания на установление соответствия и причинно-следственных связей. (Пр.р.)

Рисуют своих любимых домашних питомцев.

Рассказывают учителю и детям о наиболее интересных фактах из жизни своих домашних питомцев.

5

03.10









Собаки – самые верные друзья человека


Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки собак. Литература о собаках.

Просматривают видеоматериалы о собаках и выставках собак.

Работают с литературными источниками (Пр.р.)

6

10.10


Выдающиеся собаки. «Профессии собак»

Посещают школьную библиотеку и слушают рассказ библиотекаря.

Обсуждают в группах «Профессии» собак (Пр.р.).

Обсуждают фильм «Хатико».

7

17.10


Что нужно собаке для хорошего самочувствия.

Выявляют условия, необходимые для здоровья собаки (Пр.р.).

Обсуждают в парах «Что собака чувствует?»

8

24.10


Как выбирать собаку. Воспитание щенка.

Слушают учителя и одноклассников.

Знакомятся с правилами выбора щенка.

Учатся прогнозировать развитие внешних черт собаки (Пр.р.).

Принимают участие в викторине «Лучший воспитатель щенка».

9

07.11


Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями.

Знакомятся с правилами ухода за собаками (Пр.р.).

Осознают ответственность за воспитание собаки.

Учатся выстраивать отношения с незнакомыми собаками.

10

14.11


Кошки, которые не гуляют сами

по себе




Кошки, которые не гуляют сами

по себе

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек.

Знакомятся с основами фелинологии.

Определяют основные этапы одомашнивания кошек.

Принимают участие в конкурсе рисунков «Ай, да кошка!»

11

21.11


Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Литература о кошках.

Участвуют в викторине «Лучший знаток кошек»

Распознают кошек различных пород (Пр.р.).

Учатся подбирать необходимую информацию и готовить сообщения о кошках.

12

28.11


Что надо кошке для её хорошего самочувствия

Выявляют условия, необходимые для здоровья кошек и их хозяев (Пр.р.).

Обсуждают в парах «Почему кошка заранее чувствует, когда придёт хозяин?»

13

05.12


Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой.

Осваивают приёмы ухода за взрослой кошкой (Пр.р.).


14

12.12




Пернатая радуга в комнате


Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай

Корелла. Неразлучники. Канарейка. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Литература о птицах.

Просматривают видеоматериалы о комнатных птицах.

Осваивают приёмы чистки клетки (Пр.р.)

Принимают участие в викторине «Лучший знаток птиц».

15

19.12


Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе.

Определяют оптимальные условия для разведения птиц в неволе.

Знакомятся с особенностями питания птиц.

16

26.12


Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище.

Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи.


Создают Памятку по уходу за пернатыми друзьями (Пр.р).


17

16.01




Хомка и его ближайшие родствен-

ники


Особенности жизни грызунов в природе. Основы содержания мелких грызунов в домашних условиях. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Литература о грызунах.

Просматривают видеоматериалы о грызунах.

Принимают участие в викторине «Лучший знаток грызунов».

Находят необходимую информацию о грызунах в книгах и журналах.

18

23.01


Клетки для грызунов и их оборудование.

Корма и правила кормления.

Особенности содержания и разведения в неволе.

Оформляют место проживания хомячка (Пр.р.)..

Общаются с одноклассниками, содержащими хомячков.


19

30.01







Рыбы – самые тихие соседи














Рыбы – самые тихие соседи


Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия.

Просматривают видеоматериалы об аквариумных рыбках.

Знакомятся с основами аквариумистики.

20

06.02


Аквариум как модель природного водоёма. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления

Осваивают приёмы очистки стенок аквариума, смены воды в аквариуме, установки необходимых приспособлений (Пр.р.).

21

13.02


Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернециии)

Учатся распознавать различные виды аквариумных рыбок (Пр.р.).

Овладевают приёмами сравнения и обобщения.

22

20.02


Правила покупки и транспортировки рыб.

Осваивают приёмы транспортировки аквариумных рыбок.

Распознают различные виды аквариумных рыбок (Пр.р.).

23

27.02


Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом.

Самостоятельно чистят стенки аквариума, промывают фильтр, кормят рыбок (Пр.р.).

24

06.03


Разведение. Типичные ошибки.

Обсуждают с одноклассниками, содержащими рыбок, особенности ухода за аквариумными рыбками.

Выполняют задания «Найди ошибки» (Пр.р.).

25

13.03


Литература

по аквариумистике.

Подбирают книги и организуют выставки книг по аквариумистике (Пр.р.).

26

20.03





Школа для наших любимцев


Основы воспитания и дрессировки животных.

Как приучить собак и кошек к чистоплотности.

Представление об условных рефлексах.

Поощрение и наказание.

Просматривают видеоматериалы о дрессировке животных.

Знакомятся с выставкой книг о дрессировке животных.

Анализируют собственный опыт воспитания домашних животных.

27

03.04


Правила дрессировки собак, основные команды.

Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты. Методика дрессировки животных династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Знакомятся со знаменитыми животными-артистами.

Отрабатывают простейшие навыки дрессировки животных.

28

10.04



Взрослые, которые всегда готовы помочь




Сведения об огранизациях и учреждениях, связанных с содержанием животных.

Общества охраны животных.

Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники.

Клубы любителей различных животных.

Знакомятся с различными организациями и учреждениями, связанными с содержанием животных.

Осваивают простейшие приёмы оказания первой помощи пострадавшим животным (Пр.р.).

29

17.04


Газеты, журналы и посвящённые содержанию животных. Телепередачи о животных.

Учатся делать обзор периодической печати о животном мире.

Рассказывают о любимых телевизионных передачах о животных.

30

24.04


Зоомагазины. Приобретение животных в зоомагазинах. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных.

Составляют список необходимых для питомца товаров в зоомагазине (Пр.р.).

31

08.05





Мы в ответе

за тех, кого приручили

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. Рисование животных.






Осваивают приёмы рисования зверей и птиц (Пр.р.).

32

15.05


Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека.

Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных.

Осваивают приёмы фотографирования животных (Пр.р.).

Учатся вести дневник наблюдений за животными.

Знакомятся с правилами ведения картотеки о животных.

33

22.05


Итоговое занятие. Конференция, выставка

Подведение итогов занятий.

Подготовка конференции. Организация выставки фотографий. Создание компьютерной презентации результатов работы юных любителей животных.

Подводят итоги занятий.

Принимают участие в организации выставки фотографий (Пр.р.).

Готовят доклады для конференции (Пр.р.).

Готовят к выступлениям презентации (Пр.р.).

34

29.05


Проведение конференции, рассматривание выставки работ обучающихся. Просмотр презентации.

Принимают участие в проведении конференции.

Делают доклады.

Рассматривают работы одноклассников на выставке.


5. Планируемые результаты освоения программы:

Первый уровень результатов

- приобретение школьниками социальных знаний

  • Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

  • Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.

  • Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.

  • Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.

  • Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.

  • Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.

  • Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.

  • Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.

  • Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

Второй уровень результатов

- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

  • формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

  • гуманного отношение к животным, сопереживания;

  • формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных


Третий уровень результатов

- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений

  • Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными;

  • Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту;

  • Использовать терминологию, связанную с разведением животных;

  • Выполнять правила воспитания и дрессировки животных;

  • Фотографировать животных;

  • Организовывать фотовыставки.


Освоение данной программы способствует формированию личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных универсальных учебных действий.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

  • Самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • Уважают иное мнение;

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, могут находить средства её осуществления;

  • Могут обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

  • Составляют план выполнения работы, решают проблемы творческого и поискового характера, выполняют проект совместно с учителем;

  • Работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки;

  • Работая по составленному плану, используют, наряду с основными, и дополнительные средства (справочную литературу, приборы, средства ИКТ);

  • В ходе представления проекта учатся давать оценку его результатов;

  • Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

  • Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного;

  • Способны делать отбор источников информации: ориентироваться в литературе;

  • Могут находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

  • Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы в парах, группах;

  • Способны перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • Выбирают основания для сравнения, классификации объектов;

  • Устанавливают аналогии и причинно-следственные связи;

  • Выстраивают логическую цепь рассуждений;

  • Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные УУД:

  • Способны доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • Слушают и понимают речь других;

  • Способны выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • Проявляют уважение и готовы выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми);

  • При необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её, могут подтвердить аргументы фактами.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Называют живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

  • Оценивают правильность поведения людей в природе.

  • Различают животных, называют их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с литературными источниками.

  • Называют условия, необходимые для жизни животных.

  • Наблюдают взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

  • Приводят примеры домашних животных своего края.

  • Проводят групповые и индивидуальные наблюдения за животными.


6. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

7. Оценка эффективности работы:

Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях.

8. Формы подведения итогов реализации программы.

  • Презентация итогов работы на школьной выставке;

  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

  • Участие в конкурсах исследовательских работ;








9. Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Книгопечатная продукция


  • Примерная и авторская программа

  • Хрестоматии

  • Энциклопедии

2

Наглядные пособия


Плакаты по темам:

«Дикие и домашние животные»

«Домашние животные и их детеныши»

«Декоративные птицы»

Карточки:

«Классификация животных»

«Дикие и домашние животные»

Наборы открыток

«Декоративные птицы»

«Кошки»

«Собаки»

«Лошади»

«Аквариумные рыбки»

3

Игры и игрушки


Игры, лото, викторины, игрушки-животные

4

Учебное оборудование


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

5

Технические средства


Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска










10. Используемая литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,-М.: Просвещение, 2010.

  2. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы Текст /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  6. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.

11. Рекомендуемая литература:

1. Гуржий А.Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А.Н.Гуржий. – М., 1999.

2. Дрийверова М.У. У нас дома животные / М.У. Дрийверова. – М.,1995.

3. Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н.Ю.Дурова – М., 1993.

4. Жердев Э.С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э.С.Жердев – М., 1998.

5. Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.

6. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В.Круковер. – М., 1998.

7. Круковер В. Всё о собаках / В.Круковер. – М., 1999.

8. Махлин М.Д. Аквариум в школе / М.Д.Махлин, Л.П.Солоницина. – М., 1984.

9. Махлин М.Д. Путешествие по аквариуму / М.Д.Махлин. – М., 1993.

10. Мередит С. Хомячки. / С.Мередит. – М., 1999.

11. Пайерс Х. Кошка / Х.Пайерс. – М., 1997.

12. Полонский В.Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В.Д.Полонский. – М., 2000.

13. Романова Н. Дайте кошке слово / Н.Романова. – М., 1996.

14. Старк К. Кошки и котята / К.Старк. – М., 1999.

15. Старк К. Собаки и щенки / К.Старк. – М., 1999.

16. Фрей Г. Твой аквариум / Г.Фрей. – М., 1991.

17. Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж.Хэрриот . – М., 1995.

18. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.