Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 12»
«Принята» «Утверждена»
на заседании педагогического совета Приказ №
Протокол №1 от 31 августа 2016 г.
от 30 августа 2016 г. Директор МОУ «Лицей №12»
Председатель педагогического совета / /
_____________ / /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Ступени здоровья»
5 класс
(срок реализации программы 2016-2017 учебный год)
Учитель математики
высшей категории
Каримова Елена Викторовна
г. Железногорск
2016 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников есть актуальная педагогическая задача.
Наблюдающее в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой, решить которую, поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового и безопасного образа жизни.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного внеклассного мероприятия, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формированию культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
ФГОС впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья – в качестве одного из направления деятельности школы.
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей, что включает как урочную, так и внеурочную деятельность.
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Большинство детей, поступающих в образовательные учреждения, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Поэтому забота о здоровье детей представляется весьма актуальной педагогической задачей.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им общеучебных знаний в объеме стандарта образования, не навредив его здоровью.
В связи с этим назрела необходимость создания программы по формированию культуры здорового образа жизни «Ступени здоровья» для учащихся 5-х классов МОУ «Лицей №12», поскольку именно в школе у детей закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Программа направлена на формирование культуры здоровьесберегающего образа жизни, способствующего социальному, психологическому, духовному, моральному и физическому самосовершенствованию личности.
Безопасный и здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей. Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
Для детей основными составляющими элементами здорового образа жизни являются режим дня, рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.
Программа «Ступени здоровья» направлена на формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками здорового образа жизни, саморегуляции.
Актуальность данной программы подкрепляется практической значимость, что способствует повышению мотивации и интереса к познанию здорового образа жизни, позволяет повысить учебную мотивацию и познавательную активность обучающихся.
Программа носит системный характер, является комплексной и последовательной при организации обучения и воспитания по формированию осознанного здоровьесберегающего поведения обучающихся.
Цель программы: формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, способствующего социальному, духовному, психологическому, моральному и физическому развитию личности.
Задачи программы:
развитие познавательного интереса к здоровому образу жизни, приобретение определенных знаний, умений, способствующих осуществлению оздоровительной деятельности, формированию своего здоровья;
формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, навыков здорового образа жизни;
развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в обеспечении физического, духовного и психического саморазвития.
Основные блоки программы:
педагогический (работа классных руководителей 5-х классов, учителей физической культуры, учителей-предметников);
психологический (работа педагога-психолога);
социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
блок двигательной активности (физическое развитие).
Ожидаемые результаты:
восприятие учениками здоровья как осознанной ценности,
самомотивация к здоровому образу жизни, осознанное соблюдение учащимися принципов ЗОЖ,
повышение уровня психологического, социального, физического, интеллектуального здоровья школьников.
После изучения курса «Ступени здоровья» обучающиеся должны:
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
знать правила личной гигиены и на её основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
уметь составлять меню правильного (здорового) питания, соблюдать режим приема пищи, иметь представления о полезных и вредных продуктах;
уметь рационально организовать режим дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
иметь представление о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
иметь представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обладать элементарными навыками эмоциональной разгрузки (релаксации);
активно применять приемы и методы позитивного бесконфликтного общения;
иметь представление об основных факторах определяющих здоровье;
безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
иметь хорошие адаптационные ресурсы и низкий уровень тревожности;
обладать навыками общения.
Сроки реализации:
Программа «Ступени здоровья» разработана для обучающихся 5-х классов. Рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждом классе.
Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.
Приемы и методы:
Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, экскурсии, анализ конкретных ситуаций, занятия с элементами тренинга, исследования, психодиагностические процедуры и др.
Оценка результатов деятельности:
Для оценивания результатов используются различные варианты анкетирования и тестирования. Очень важным является то, что обучающийся сам видит и анализирует свои достижения в вопросах здоровья.
Планируемые результаты освоения программы «Ступени здоровья»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми.
Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.
Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность.
Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.
Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Предметные результаты:
Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.
Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний.
Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.
Влияние факторов риска на здоровье человека.
Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи.
Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм.
Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье.
Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.
Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем.
Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей).
Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей.
Смогут презентовать результаты собственной деятельности.
Содержание курса
Курс «Ступени здоровья» содержит несколько блоков (5 ступеней):
Блок «Психологическое здоровье» дает представление о различных способностях человека, которые позволяют ему актуализировать свои индивидуальные и возрастные возможности в разных ситуациях, являются предпосылками стрессоустойчивости, адаптации, успешной самореализации.
Блок «Социальное здоровье» раскрывает вопросы социальной адаптации среди людей, роль в обществе, семье, школе.
Блок «Моральное здоровье» дает представление о позитивном мышлении, моральных качествах, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в обществе.
Блок «Духовное здоровье» дает представление о любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Блок «Физическое здоровье» раскрывает вопросы гигиены, питания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье человека.
1. Введение (3 ч).
Здоровье и факторы его определяющие. Здоровый образ жизни.
Понятие «здоровье», культура здорового образа жизни, влияние наследственности, экология, качество медицинского обслуживания и вредных привычек на организм. Понятие «здорового образа жизни», его составляющих, значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей. Основные аспекты здорового образа жизни.
2. Психологическое здоровье (6 ч).
Способности как фактор, определяющий психологическое здоровье. Природные (естественные) и специфические (человеческие) способности, общие способности, теоретические способности, учебные способности, специальные способности, практические способности; творческие способности. Индивидуальные способности и их связь с интеллектуальным развитием. Длительные и кратковременные психические состояния. Тревога. Проявление агрессии. Техники релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения.
3. Социальное здоровье (6 ч).
Семья, функции, которые я выполняю в семье. Традиции в семье. Права и обязанности. Нравственные ценности. Стратегии поведения в рискованных, опасных и чрезвычайных ситуациях. Влияние стратегий поведения в конфликтных ситуациях на их разрешение.
4. Моральное здоровье (4 ч).
Сложные жизненные ситуации и совершаемые ошибки. Ты и твое мнение. Умение противостоять. Потребности человека. Темперамент, характер и поведение.
5. Духовное здоровье (4 ч).
Душевное равновесие. Полезная и вредная реклама. Твоя воля, смелость, инициативность. Влияние музыки на здоровье человека.
6. Физическое здоровье (12 ч).
Рациональное питание. Значение питания в жизнедеятельности организма, гигиена питания, меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения количества пищи в течение дня. Движение – это жизнь. Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. Основные принципы закаливания. Вредные привычки: профилактика употребления ПАВ и нехимических зависимостей. Чистота – залог здоровья.
Направления программы
№ | Выявление проблем в исходном уровне культуры здоровья школьников | Методы диагностики | Комплекс мероприятий для каждой группы школьников | Реализация мероприятий |
1 | Низкий уровень информированности | Тестирования, анкеты | Просветительская деятельность | - комплексный курс по ЗОЖ, - тематика здоровья в предметах |
2 | Низкий уровень мотивации | Проективные методики | Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья | - внедрение комплекса активных методов вовлечения школьников (диспуты, проекты, конкурсы, акции и т.д.) |
3 | Нехватка поддержки референтного окружения в вопросах ЗОЖ | Опросы, метод включенного наблюдения, экспертные оценки | Вовлечение во все виды командной работы – воспитание культуры здоровья при помощи коллектива | - командные конкурсы, - коллективное обучение и др. |
4 | Потребность в самореализации | Проективные методики, анкетирования, психологическая диагностика | Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья и возложение организационно-управленческих функций | - участие в волонтерском движении, - представительские функции, - выступление в качестве наставника в вопросах ЗОЖ для более младших школьников |
5 | Неправильная организация досуга | Опросы (школьников, родителей, педагогов), метод включенного наблюдения | Мероприятия по организации здорового досуга учащихся | - хобби-ориентация, - вовлечение в систему дополнительного образования, - проектная деятельность, - внеклассные мероприятия и т.д. |
Программа по формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического, морального, духовного и социального здоровья «Ступени здоровья» разработана на основе мониторинга здоровья:
распределение детей по группам здоровья (таб. 1),
динамика заболеваемости обучающихся (таб. 2),
сведения об обучающихся, отнесенных к различным группам для занятий физкультурой (таб. 3),
уровни физической подготовленности (таб. 4),
самооценка здоровья (таб. 5),
уровень тревожности (таб. 6),
социально-психологическая адаптация (таб. 7),
мотивация к школьному обучению (таб. 8)).
В 5-ых классах обучается 57 человек, из них 23 девочек и 34 мальчиков.
Большинство детей 2006 года рождения. Проживают в пределах ОУ. Классные коллективы сформированы с 1 класса, большинство детей знакомы ещё с детского сада. В пятом классе прибыло три человека.
Таблица 1
Распределение детей по группам здоровья
Группа здоровья | Кол-во обучающихся |
I | 23 |
II | 24 |
III | 9 |
IV | 1 |
V | 0 |
В том числе стоит на диспансерном учете | 2 |
Таблица 2
Динамика заболеваемости обучающихся
Заболевания | Кол-во обучающихся |
Органов слуха | 0 |
Органов зрения | 9 (15%) |
Дефицит массы тела | 4 (7%) |
Избыток массы тела | 5 (8%) |
Нарушение осанки | 6 (11%) |
Анемия | 0 |
Таблица 3
Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам
для занятий физкультурой
Кол-во обучающихся | Основная группа | Подготовительная группа | Специальная группа | Занятия корригирующей гимнастики | Освобождены от занятий физической культурой |
Выявлено | % | Выявлено | % | Выявлено | % | Организовано обучение | Рекомендованы | Организованы |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
57 | 40 | 89 | 13 | 7 | 4 | 4 | 100% путем интеграции | 4 | 4 | 4 | 100 | 0 | 0 |
Таблица 4
Уровни физической подготовленности
Уровень | начало 2016-2017 учебного года |
Повышенный | 10 (18%) |
Средний | 34 (60%) |
Пониженный | 13 (22%) |
Таблица 5
Самооценка здоровья обучающимися
Уровень | начало 2016-2017 учебного года |
Выше среднего и высокий | 26 (46%) |
Средний | 31 (54%) |
Низкий | 0 |
Таблица 6
Уровень тревожности
Уровень | начало 2016-2017 учебного года |
Низкий | 7 (12%) |
Ниже среднего | 25 (43%) |
Средний | 15 (27%) |
Выше среднего | 10 (18%) |
Высокий | 0 |
Таблица 7
Социально-психологическая адаптация
Адаптация | начало 2016-2017 учебного года |
Отсутствие (дезадаптация) | 3 (6%) |
Не полная (частичная) | 8 (13%) |
Полная | 46 (81%) |
Таблица 8
Мотивация к школьному обучению
Уровень | начало 2016-2017 учебного года |
Высокая | 15 (26%) |
Хорошая | 10 (18%) |
Положительная | 19 (33%) |
Низкая | 8 (14%) |
Негативная | 5 (9%) |
Тематическое планирование
№ темы | Тема занятия | Цель | Приемы и методы | Форма контроля знаний | Оценка результатов деятельности | Дата проведения |
I четверть. (9 часов) Введение |
1. | Здоровье и факторы его определяющие: - Физическое развитие; - Заболеваемость; - Инвалидизация; - Демографические показатели; - Факторы, влияющие на здоровье | Изучить понятие «здоровье», познакомится с факторами, которые определяю здоровье человека или группы (например: класса, школы, города) | Лекция, беседа, практическое занятие | Опрос | Самоанализ здоровья, оценка показателей физического развития | |
2. | Понятие здорового образа жизни: - образ жизни; - обусловливание здоровья образом жизни | Изучить понятия «образ жизни», «уровень жизни», «уклад жизни», «стиль жизни», «качество жизни» и условия, которые влияют на образ жизни | Беседа, дискуссия, практическое занятие | Опрос | Самоанализ обучающимися образа жизни и влияния ряда факторов на здоровье | |
3. | Здоровый образ жизни | Изучить понятие «здоровый образ жизни», познакомится с основными аспектами здорового образа жизни | Обсуждение, дискуссия «Будущее за нами» | Опрос | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
1 ступень: Психологическое здоровье |
4. | Психологическое здоровье. Способности как фактор его определяющие: - Природные (естественные) и специфические (человеческие) способности; - Общие способности; - Теоретические способности; - Учебные способности; - Специальные способности; - Практические способности; - Творческие способности | Изучить понятие «психологическое здоровье», познакомится с природными (естественными) и специфическими (человеческими) способностями человека | Лекция, обсуждение | Викторина | Диагностика способностей | |
5. | Индивидуальные способности и их связь с интеллектуальным развитием | Изучить понятие «интеллектуальное развитие», «индивидуальные способности» и их связь | Обсуждение, практическое занятие | | Изучение способностей | |
6. | Почему люди ссорятся | Изучить понятия «конфликт», «конфликтоген», научиться конструктивному выходу из конфликтных ситуаций | Занятие с элементами сказкотерапии | Опрос-рассуждение | Упражнение «Конструктивное решение конфликтных ситуаций» | |
7. | Длительные и кратковременные психические состояния. Тревога | Познакомиться с понятиями «психическое состояние», «тревога» и способами преодоления длительных негативных психических состояний, формирование навыков саморегуляции | Лекция, обсуждение | Опрос | Анкетирование «Оцени свое обычное состояние» | |
8. | Проявление агрессии | Познакомиться с видами агрессии (физическая, вербальная, косвенная, негативизм, раздражение, обида, подозрительность). Формирование навыков саморегуляции | Лекция, обсуждение | Опрос | Диагностика агрессии | |
9. | Техники релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения | Изучить понятие «релаксация». Познакомится с полезными способами снятия мышечного и эмоционального напряжения | Музыкотерапия, практическое занятие | | Применение способов релаксации в жизни | |
II четверть (7 часов) |
2 ступень: Социальное здоровье |
10. | Моя семья и функции, которые я выполняю | Познакомится с понятием «семья – как ячейка общества» и семейными функциями | Занятие с элементами сказкотерапии | | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
11. | Моя семья и её традиции | Познакомиться с семейными традициями обучающихся | Практическое занятие | | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
12. | Твои права и обязанности | Познакомиться с правами и обязанностями несовершеннолетних в нашей стране | Практическое занятие с изучением легенды | Опрос | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
13. | Нравственные ценности | Познакомится с понятием «нравственные ценности», изучить нравственные ценности обучающихся | Практическое занятие с изучением притчи | Письменный опрос | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
14. | Стратегии поведения в рискованных, опасных и чрезвычайных ситуациях | Научиться принимать рациональные решения, которые способствуют предупреждению поступков, разрушающих здоровье. | Практическое занятие | Разработка буклетов, памяток по теме | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
15. | Влияние стратегий поведения в конфликтных ситуациях на их разрешение | Познакомиться со стратегиями поведения в конфликте, проанализировать, как стратегии поведения в конфликте используются обучающимися в реальной жизни | Практическое занятие | | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
3 ступень: Моральное здоровье |
16. | Сложные жизненные ситуации и совершаемые ошибки | Проанализировать, к кому можно обратиться за помощью в сложные жизненные ситуации. Вспомнить собственные ошибки в поведении при возникновении сложных жизненных ситуаций | Практическое занятие | Разработка рекомендаций, памяток по теме | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
III четверть (10 часов) |
17. | Ты и твое мнение. Умение противостоять | Проанализировать всели нужно отстаивать свое мнение, нужно ли уважать и принимать мнение другого, познакомиться со способами влияния на чьё-либо мнение | Практическое занятие | | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
18. | Потребности человека | Изучить жизненно необходимые потребности человека | Обсуждение, практическое занятие | | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
19. | Мой темперамент, мой характер и моё поведение | Изучить индивидуальные особенности развития личности и их взаимосвязь | Обсуждение, диагностика | Составление психологи-ческого автопортрета | Формирование навыков саморегуляции | |
4 ступень: Духовное здоровье |
20. | Твое душевное равновесие | Актуализация понимания, что каждый день приносит пусть маленькие, но достижения, очень важно понимать это и уметь себя ценить за то, что ты умеешь делать | Практическое занятие | | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
21. | Полезная и вредная реклама | Сформировать умение фильтровать рекламную информацию, предлагающую различные товары и услуги | Практическое занятие | Составление социальной рекламы | Применение полученных знаний и умений впрактической деятельности, умение фильтровать рекламную информацию | |
22. | Твоя воля, смелость, инициативность | Сформировать представление о волевых качествах личности, проанализировать какие волевые качества присущи обучающимся | Практическое занятие | Изобразить свои волевые качества | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
23. | Влияние музыки на здоровье человека | Узнать, как именно влияет музыка, отдельные произведения и инструменты на здоровье человека, познакомиться с влиянием децибела на здоровье человека | Занятие с элементами музыкотерапии | Подобрать музыку разных жанров положительно и отрицательно влияющую на здоровье | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности, умение разбираться в музыке | |
5 ступень: Физическое здоровье |
24. | Культура питания. Ошибки в питании | Изучить какие ошибки в питании мы совершаем, познакомиться понятием «основной обмен», изучить как изменяется потребность людей в килокалориях, каков должен быть ежедневный рацион питания каждого ребенка | Обсуждение, практическое занятие | Рассчитать ИМТ. Составить меню на день. | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
25. | Гигиена одежды | Изучить главные гигиенические требования к одежде и обуви | Практическое занятие | Разработка рекомендаций, памяток по теме | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
26. | Кожа – зеркало здоровья | Изучить функции кожи, почему кожу называют зеркалом души | Доклады обучающихся, обсуждение | Опрос | Применение полученных знаний в практической деятельности | |
IV четверть (8 часов) |
27. | Нарушения осанки и правильная поза при письме | Изучить виды заболеваний опорно-двигательного аппарата, факторы риска заболеваний опорно-двигательного аппарата, критерии оценки позы (физиологические, патофизиологические, психофизиологические), правильную позу при различных видах деятельности | Лекция, беседа | Разработка буклетов, памяток по теме «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата» и «Сиди правильно» | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
28. | Почему я вижу? Актуализация ценности зрения. Гимнастика для глаз | Актуализировать у обучающихся ценность зрения. Обучить упражнениям, которые помогают снять усталость с глаз | Практическое занятие | | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
29. | Физическая активность и гиподинамия | Изучить понятие «гиподинамия», к каким заболеваниям ведет малоподвижный образ жизни, каковы затраты энергии при выполнении различных видов работы в том числе и при выполнении физических упражнений | Обсуждение, практическое занятие | Сосчитать суточный расход килокалорий при выполнении учебной и внешкольной работы | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
30. | Профилактика простудных заболеваний. Основные принципы закаливания | Изучить понятие «простудные заболевания», специфическую и неспецифическую профилактику простудных заболеваний, укрепление иммунитета в т.ч. и с помощью закаливания, виды закаливания | Доклад обучающихся, обсуждение | | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
31. | Особенности режима дня. Гигиена труда и отдыха | Познакомиться с понятием «режим дня», какие основные моменты предусматривает правильная организация режима дня, какие виды работ противопоказаны для обучающихся в школе | Практическое занятие, обсуждение | Составит свой режим каждого дня недели. Отметить что получает, а что нет. Удается ли следовать режиму дня? Если нет, то почему? | Анкетирование по теме «Особенности режима дня» | |
32. | Вредные привычки: профилактика употребления ПАВ и нехимических зависимостей | Выяснить что такое вредные и полезные привычки, как они влияют на здоровье человека, что относиться к вредным привычкам, что такое нехимическая зависимость и что к ней относиться | Практическое занятие, обсуждение | Разработка буклетов, памяток по теме | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
33. | Ослепительная улыбка на всю жизнь | Сформировать у обучающихся представления о заботливом отношении к своим зубам. Расширить знания о том, что полезно и что вредно для зубов. Профилактика заболеваний и гигиена полости рта. Своевременное и систематическое посещение стоматолога | Практическое занятие, обсуждение | | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности | |
34-35 | Итоговое занятие | Подведение итогов | Рефлексия | | | |
10