СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Здоровейка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Здоровейка» составлена на основе примерной основной образовательной программы по внеурочной деятельности образовательного учреждения МБОУ « Матвеевская ООШ»

 

Цели

-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

 

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются сле­дующие задачи:

> становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

> формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и свер­стниками в учебном процессе;

> духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее приня­тие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

> укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

 

 

 Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначен для обучающихся 2 класса, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:  -34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Здоровейка»»


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Здоровейка» составлена на основе примерной основной образовательной программы по внеурочной деятельности образовательного учреждения МБОУ « Матвеевская ООШ»


Цели

-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.


В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются сле­дующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и свер­стниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее приня­тие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.



Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначен для обучающихся 2 класса, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: -34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.


Содержание программы

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:

«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма-4ч.

«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого – 5ч.

«Мое здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата – 7ч.

«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона -6ч.

«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма- 4ч.

«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома- 4ч.

«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасно­сти летнего периода -4ч.

Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, •эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй -поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-

оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значи­мой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ россий­ской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные дей­ствия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предме­тов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности бу­дет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявле­ниях.


Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающиеся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровы ;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания, уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать "полезные" и "вредные" продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением .алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благода­ря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение поряд­ка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

1' Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результа­те вовлечения обучающихся в. здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раз­дела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы вне­урочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, на­копления материалов по типу «портфолио».

• Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зави­сит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, роле­вые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и под­держанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать про­цессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет зна­чимым участником деятельности.



Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений,, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участив в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


























Литература

1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного ком­плекса // Начальная школа - 2001 - № 12 - С 3-6.

3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Ар-тюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75-78.

7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 с.

8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школь­ников. - М: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 2007. - 134 с.

10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. 1.-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика дет-(, ского отдыха. *

11. Синягина, Н-Ю- Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установ­ки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112с








































УЧЕБНЫЙ ПЛАН «Здоровейка» 2 класс «Если хочешь быть здоров»

Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

Категория слушателей: обучающиеся 2 класса

Срок обучения: 1 год




В том числе


П II

Наименование разделов и дисциплин

4

Всего час.

лекции

практические занятия

Форма контроля

I

Введение «Вот мы*й в школе».

4-

1 •

3

КВН

Л

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

111

Моё здоровье в моих руках

7

з

2

За круглым столом

IV

Я в школе 'и дома

6

3

3

КВН


Чтоб забыть про докторов

4

1

3

«Разговор о

правильном

питании»

городской

конкурс

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2

Школьная научно -практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика


Итого:

34

16

18






























Календарно – тематическое планирование




В том числе



№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего час.

лекции

выездные занятия, стажиров ки,

деловые игры

практи­ческие занятия

Форма

контрол

я

Дата

проведения

По плану

По факту

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1


2




1.1

Что мы знаем о ЗОЖ

1



1




1.2

По стране Здоровейске

1



1




1.3

В гостях у Мойдодыра

1

1






1.4

Я хозяин своего здоровья

1



1

КВН



II

Питание и здоровье

5

3


2




2.1

Правильное питание - залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

1

1






2.2

Культура питания. Этикет.

1



1




2.3

Спектакль «Я выбираю кашу»

1

1






2.4

«Что даёт нам море»


1






2.5

Светофор здорового питания

1



1

викторина



III

Моё здоровье в моих руках

7

.4

-

3




3.1

Сон и его значение для здоровья человека

1

1






3.2

Закаливание в домашних условиях

1

1






3.3

День здоровья «Будьте здоровы»

1

1






3.4

Иммунитет

1



1




3.5

Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье".

1



1




3.6

Спорт в жизни ребёнка.

1

1






3.7

Слагаемые здоровья

1



1

за

круглым столом



IV

Я в школе и дома

6

3


3




4.1

Я и мои одноклассники

1

1






4.2

Почему устают глаза?

1

1






4.3

Гигиена позвоночника. Сколиоз

1



1




4.4

Шалости и травмы




1




4.5

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление


1






4.6

Умники и умницы




1

КВН



V

Чтоб забыть про докторов


1


3




5.1

С. Преображенский «Огородники»


1






5.2

Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)




1

круглый стол



5.3

День здоровья «Самый здоровый класс»




1




5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности




1

городск ой

конкурс



VI

Я и моё ближайшее окружение


2


2




6.1

Мир эмоций и чувств.

1

1






6.2

Вредные привычки

1

1






6.3

«Веснянка»

1



1




6.4

В мире интересного

1



1

Научн.-практич конфере нция



VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2


2




7.1

Я и опасность.

1

1






7.2

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

1



1




7.3

Первая помощь при отравлении

1

1






7.4

Наши успехи и достижения

1



1

диагност ика



Итого:

34

16


18