Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 6 класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Студенокская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
Принято
на заседании
педагогического совета
Протокол
от « »___________2016 Г.
Рассмотрено
на заседании МО 2016 г.
гуманитарного цикла
Протокол №
от « »__________2016 г.
«Утверждено»
Протокол №____ от
« »_________2016 г.
Директор МБОУ «Студенокская СОШ»
_________________ Н.С. Доронин
Программа внеурочной деятельности
6 класс
«Познай тайны русского языка»
(2016-2017)
Тихих Инна Ивановна
учитель русского языка и литературы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- историю современного русского письма;
- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
- приёмы работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
- портреты учёных – языковедов;
Обучающие должны уметь:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;
- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и татарского народов.
Уметь пользоваться:
- научно-популярными книгами о русском языке;
- лингвистическими словарями;
- текстами художественных произведений;
- образцами рефератов, деловых бумаг;
- памятками «Работа над планом», «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
- материалами стенда «Учись учиться»;
Выполнять:
- олимпиадные задания и тесты
- рисунки и творческие работы
2. Содержание тем учебного курса
Тема 1. О русском языке
Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
Составление таблицы «Славянские языки».
Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и латинском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.
Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».
Тема 2. История языка
Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
Беседа «Письменность и книга на Руси»
Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
Тема 3. Фонетика и орфоэпия
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
Конкурс скороговорок.
Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.
Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
Тема 4. Лексика
Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
Устный журнал «Ты и твоё имя».
Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.
Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
Тема 5. Словообразование
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с английским языком).
Способы словообразования
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
Решение словообразовательных уравнений.
Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
Орфографическое словообразование
Тема 6. Морфология
Переход собственных имён существительных в нарицательные.
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Морфологические средства связи предложений в тексте.
Грамматический турнир.
Учебно- тематический план
№ | Тема раздела |
Количество часов |
1. | О русском языке | 7 |
2. | История языка | 3 |
3. | Фонетика и орфоэпия | 4 |
4. | Лексика | 9 |
5. | Словообразование | 6 |
6. | Морфология | 6 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема раздела |
план | факт |
| | | О русском языке |
1 | | | Введение. Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?» |
2 | | | Составление таблицы «Славянские языки». |
3 | | | Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение смысла понравившейся пословицы. |
4 | | | Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. |
5 | | | Писатели, учёные о русском языке. Подборка высказываний. |
6 | | | Языковые нормы. Ударение в словах. |
7 | | | Поэтическая гостиная «Осень пришла». |
| | | История языка |
8 | | | Этимологический словарь. Происхождение слов алфавит, азбука, букварь, грамота. |
9 | | | Беседа «Письменность и книга на Руси» |
10 | | | Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите. |
| | | 3.Фонетика и орфоэпия |
11 | | | Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении в русском литературном языке. |
12 | | | Конкурс скороговорок. |
13 | | | Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. |
14 | | | Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая творчеству курских поэтов. |
| | | 4.Лексика |
15 | | | Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам. |
16 | | | Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. |
17 | | | Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова». |
18 | | | Устный журнал «Ты и твоё имя». |
19 | | | Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. |
20 | | | Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов. |
21 | | | Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону). |
22 | | | Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм. |
23 | | | Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха). |
| | | 5.Словообразование |
24 | | | Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке . |
25 | | | Способы словообразования |
26 | | | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. |
27 | | | Решение словообразовательных уравнений. |
28 | | | Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес. |
29 | | | Орфографическое словообразование |
| | | 6.Морфология |
30 | | | Переход собственных имён существительных в нарицательные. |
31 | | | Конкурс. Части речи в загадках, фразеологических оборотах. |
32 | | | Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. |
33 | | | Морфологические средства связи предложений в тексте. |
34 | | | Турнир знатоков |
35 | | | Фестиваль талантов |
| |