СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- Курянин"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится пояснительная записка и ктп по внеурочке "Я- курянин".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- Курянин"»

Пояснительная записка

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед совре­менной школой, и одна из них - формирование целостной картины мира у обучающихся посредством включения их в разнообразные виды деятель­ности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеуроч­ной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов обучающихся, их родителей.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения ду­ховности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоя­щего своей “малой родины”, восстановления духовности для формирова­ния нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспо­рима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют зна­чительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Программа внеурочной деятельности обучающихся по краеведению «Я - курянин» составлена с учётом интересов детей, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообраз­ные познавательные интересы обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 2-4-х классов, дает при­мерное распределение часов по крупным разделам курса и последователь­ность их изучения - отражает географические, биологические, историче­ские, культурные аспекты изучения Курского края.

Данная программа выполняет две основные функции:

  • информационно-методическую- позволяет всем участникам образо­вательного процесса получить представление о целях, содержании, воспи­тании и развитии обучающихся средствами данного курса;

организационно-планирующую- предусматривает выделение этапов обучения, определение их количественных и качественных характеристик, структурирование учебного материала. Содержание программы достаточ­но универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также пу­тей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, раз­вития и социализации обучающихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творче­ской инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реа­лизации различных подходов к построению курса краеведения, формиро­ванию ключевых компетенций.

Программа «Я - курянин» составлена для работы с младшими школь­никами и направлена на его социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способ­ствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь обучающихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем от­крытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: ис­следовательскую активность самих обучающихся и самостоятельное при­обретение знаний.

В основе программы - развитие личности ребенка посредством зна­комства с историей семьи, родного края, родной страны.

Изучение родного края необходимо, чтобы обучающийся:

  • понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

  • осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  • интересовался жизнью края;

  • умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересо­вавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

  • участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Возможности данного курса позволяют объяснить обучающимся важ­нейшие нормы человеческой жизни - почему мы должны:

  • беречь природу и окружающую среду в целом, сохранять и приум­ножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;

  • беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гу­манно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, быть толе­рантными друг к другу.

Цель программы: формирование основ этнического самосознании школьника, расширение собственного культурного опыта, интереса к истории в целом и истории Курска и Курской области, в частности, воспитание патриота своей родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи программы: образовательные: формирование представлении

различных сторонах жизни своего края, ознакомление с историей и современной жизнью Курского края;

  • развивающие: развитие у детей наблюдательности, самостоятельно­сти, инициативы, умений проявлять свои теоретические, практические на­выки, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о род­ном крае, развитие интереса обучающихся к краеведению через тематиче­ские акции научного общества обучающихся, детских библиотек, конкур­сы, олимпиады, конференции и другие специализированные акции, адап­тация обучающихся к реальной деятельности, к местной социально- экономической и социокультурной ситуации, формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повсе­дневной жизни; видение своего места в решении местных про­блем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в буду­щем;

  • воспитательные: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей малой родине, формирование личностно­ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поли­культурности региона, укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой лите­ратуры, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих пе­ред местными жителями (все это объективно работает на укрепление от­ношений между представителями разных поколений в семье); формирова­ние экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уро­вень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально от­ветственного поведения в ней.



Основные принципы, положенные в основу программы:

  1. Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития.

  2. Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учи­теля и ученика.

  3. Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой.

  4. Принцип систематичности и последовательности - знания в про­грамме даются в определенной системе. Накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

  5. Принцип интеграции.

Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объе­диненных краеведческим подходом.

  1. Принцип вариативности.

В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в рас­пределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учиты­ваться особенности конкретного района, сложившиеся традиции.

  1. Принцип дифференциации и индивидуализации.

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подго­товки.

  1. Принцип поликультурной толерантности.

Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны, и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

  1. Антропологический принцип.

Человек является центром изучения краеведения, истории его духов­но-практического опыта, а политическая и экономическая история рас­сматриваются лишь как условия развития человека.

10 Принцип практической направленности курса.

Методы работы:

  • словесные методы, рассказ, беседа, сообщения - эти методы спо­собствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  • наглядные методы, демонстрация рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, использование мультимедийных презента­ций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышле­ния детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, проектов, практические работы. Практические методы позволяют вопло­тить теоретические знания на практике, способствуют развитию практических навыков и умений детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятии как экскурсии, занятия-встречи с информантами, занятия-размышления, занятия-открытия, практические, проектные, проектно-исследовательские, творческие работы. Такие формы работы позволяют детям почувствоватьt свою причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации занятий по краеведению является динамичность

их форм. Занятие из школьного кабинета можно переносить в ту среду, ко­торая изучается (парк, лес, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. п.). Предусматривается большое количество экскурсий, целевых прогу­лок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть не­обходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традици­онными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведче­ские и туристические технологии, проектные технологии.

Воспитательный эффект: формирование у обучающихся уважения к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску.

Воспитательный результат: развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Таким образом, в программе реализуются требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания по обеспечению «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».

Изучение краеведческого материала связано с проектно­исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребенку в освоении различных видов универсальных учебных действий. Задачи, метапредметные связи и ожидаемые результаты изучения курса «Я - курянин»






Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

В результате обучения по программе «Я - курянин» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, Познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится:

  • ориентироваться в важнейших для региона событиях и ф« прошлого и настоящего;

  • оценивать их возможное влияние на будущее;

  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Выпускник приобретет:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совес­ти - как регулятора морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свой край;

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с культурой Курской об­ласти;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земля­ков;

-эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыс­лительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, пла­нирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

-уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей­ствия при работе над проектом, исследованием, сообщением для выступ­ления на школьных научно-практических конференциях;

  • вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу реализа­ции проекта (исследования), так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить фак­ты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические фак­ты от вымыслов;

-узнавать символику Курской области, города Курска;

  • описывать достопримечательности родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопе­дии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с различного рода географическими картами;

  • работать с картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

-устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собствен­ной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить сообщения и выступать с ними;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельно­сти;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира че­ловека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах шко­лы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Результаты:

При работе в третий год обучения больше времени отводится на экс­курсионную работу по городу, области. Продолжается знакомство с био­графиями известных курян, их трудовым подвигом в годы Великой Отече­ственной войны и в настоящее время. Большое внимание уделяется гео­графическим сведениям о нашем крае. Значительная часть курса отведена для изучения современных тенденции развития города, области в различ­ных сферах. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, организуются выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскур­сии по достопримечательностям города и края, встречи с интересными людьми. Большое внимание уделяется выполнению обучающимися про­ектных, проектно-исследовательских, творческих работ.

  • Предполагаемые результаты программы «Я - курянин» включают следующие формы контроля: текущий контроль (беседы с обучающимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития города Курска и Курской области);

  • тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);

  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо-исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических спра­вок, устных и письменных сообщений, проектных работ).

Занятия по краеведению проходят в каждом классе 1 раз в неделю (34 часа в год). Продолжительность занятий 45 минут.

Срок реализации программы - 3 года.

  • Содержание программы ориентировано как на добровольные одно­возрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа)

ВВЕДЕНИЕ

Значение краеведения для современника. Цели, задачи изучения курса краеведения.

РАЗДЕЛ 1

ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КУРСКОГО КРАЯ

Курск географический.

Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф.

Биография и открытия Г.Шелихова.

Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимы Курска и Курской области.

КМА. Михайловский ГОК. Виды полезных ископаемых, встречаю­щимися на территории области. Железная руда, ее свойства.

Водное богатство края. Реки, протекающие по территории Курска и области, их география, особенности их флоры, фауны и пр.

Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде.

РАЗДЕЛ 2

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО

История курских старинных усадеб (усадьба Нелидовых (с. Моква Курский район), усадьба И. Т. Викторова «Дворец для любимой» (село Сафоновка Кореневского района), усадьба А. А. Фета (с. Воробьевка, Зо- лотухинский район), усадьба Марьино, дворец Барятинских (Рыльский район), усадьба Мазепы (с. Ивановское Рыльский район) и пр.)

Духовное богатство нашего края, храмы, жизнь и деяния курян, по­святивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Серафим Саровский, священномученики Дами­ан, Онуфрий, матушка Мисаила и др.)

Познакомить с историей возникновения монастыря Коренная пус­тынь. Возрождение духовной обители.

Исторические события, происходящие в Курске в XX веке.

Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва.

Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.

РАЗДЕЛ 3

КРАЙ, КОТОРЫМ Я ГОРЖУСЬ

Герои-земляки.

Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Со­ветского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, при­несших славу городу, России на военном поприще (В. Александрюк, С. Булычев, В. Бочаров, Е. Зеленко, А. Боровых, К. Рокоссовский, А. Хмелев- ской - Герои Советского Союза, Российской Федерации, В. Кирпиченко - советский разведчик, А. Сергеев - герой русско-японской войны, М. Ше- хавцов - герой Отечественной войны 1812 года, А. Шейн - первый рус­ский генералиссимус и др.).

Знакомство с биографическими сведениями известных людей, про­славившихся в науке (М. Алисов - изобретатель наборной машины, В. Алехин - русский и советский геоботаник, степевед, флорист, Н. Алекса- польский - ученый-геодезист, М. Гуревич - советский инженер- авиаконструктор, В. Котельников - учёный, заслуженный изобретатель РСФСР, Ф. Семенов - русский астроном-любитель, А. Снегирев - изобре­татель управляемого аэростата, А. Уфимцев - советский изобретатель и авиационный конструктор, В. Шухов - великий инженер).

Курск современный. Тенденции развития города в области строитель­ства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, нау­ки, искусства, спорта и пр.

Достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.

Почетные I раждане города. Знакомство с их оиш рафиями.

Курская антоновка - символ нашей области.

Конкурс общественного признания «Курская антоновка». Человек го­да.

Курск - город будущего.





Тема занятий

Содержание занятий

Кол-во

часов

Да

та

1

Вводное занятие. Краеведение в моей жизни. Символика Государства и Курской области

Вводная беседа, цели, задачи изучения курса краеведения.

2

02.09

09.09

2

Курск географи­ческий

Практическая работа с картой.

Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф.

Творческая работа: макет «Рельеф моего края».

Экскурсия на участок местности, где можно показать рельеф, почву, почвенные слои и пр. (как вариант - целевая экскурсия в краеведче­ский музей, музей-заповедник «Стрелецкая степь»).

2

16.09

23.09

3

Колумб Россий­ский.

Занятие-портрет.

Познакомить учащихся с биографией Г. Шелехова.

Исследовательский проект: «По стопам Г. Шелехова».

Творческая работа: разработать тематиче­ский экскурсионный маршрут по Курску, Курской области.

1

30.09

4

«Ваши» достопримечательности Курска

Памятные места Курска и области по мнению обучающихся

1

07.10

5

Топонимика Курского края

Занятие - исследование.

Топонимика. Что изучает топонимика. Топо­нимы Курска и Курской области. Проектно-исследовательская работа: созда­ние топонимического словарика Курской об­ласти.

Исследовательский проект: «Тезки Курска на карте мира».

2

14.10

21.10

6

Богатство недр Земли курской. КМА

Виртуальная экскурсия на Михайловский ГОК.

Познакомить обучающихся с видами полез­ных ископаемых, встречающимися на терри­тории области.

Познакомить со свойствами железной руды. Долговременный проект на лето: создание коллекции полезных ископаемых, встречаю­щихся в каком-либо определенном месте (се­ле, деревне, дачном поселке, месте, где отды­хали обучающиеся и пр.)

1

28.10

7

Водное богатст­во края.

Игра «Курский край и его природные богатства»

Обзорное занятие.

Познакомить обучающихся с реками, проте­кающими по территории Курска и области, их географией, познакомить с особенностями их флоры, фауны и пр.

Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде. Исследовательский проект: «Осторожно - вода!» (о загрязнении рек города), «Кур пол­новодный».

Творческая работа: конкурс на лучший пла­кат о бережном отношении к воде.

2

11.11

18.11

8

Старинные усадьбы Кур­ской губернии

Занятие-презентация.

Познакомить обучающихся с историей кур­ских старинных усадеб (усадьба Нелидовых (с. Моква, Курский район), усадьба И. Т. Вик­торова «Дворец для любимой» (село Сафоновка, Кореневский район), усадьба А. А. Фе­та (с. Воробьевка, Золотухинский район), усадьба Марьино, дворец Барятинских (Рыльский район), усадьба Мазепы (с. Ивановское, Рыльский район) и пр.)

Экскурсия в одну из усадеб.

2

25.11

02.12

9

Святые места Курского края

Занятие-презентация.

Ознакомление обучающихся с духовным бо­гатством нашего края, храмами, жизнью и деяниями курян, посвятивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодо­сий Печерский, преподобный Серафим Са­ровский, священном ученики Дамиан, Онуф­рий, матушка Мисаила и др.) Исследовательская работа: «Святые Курские места», «Куряне - подвижники Святого Ду­ха», «Святые и святыни Курской земли». Творческая работа: разработка маршрута экскурсии «По святым местам города Кур­ска», «Курск духовный».

2

09.12

16.12

10

Духовный центр России - Корен­ная пустынь

Экскурсия в Коренную пустынь.

Познакомить с историей возникновения мо­настыря. Возрождение духовной обители.

1

23.12

11

Игра «Чем знаменита Курская Земля»

Обобщение полученных знаний по нескольким темам

1

13.01

12

Курск в XX веке

Занятие-репортаж.

Познакомить обучающихся с историческими событиями, происходящими в Курске в XX веке.

Творческая работа: «Курск глазами моих родных (бабушек, дедушек, родителей, родст­венников)» ;

1

20.01

13

Суровые годы Великой Отече­ственной войны. Курская битва

Занятие-встреча с ветеранами, участниками ВОВ, детьми войны, историками, музейными работниками.

Познакомить обучающихся с событиями ВОВ. Оккупация, освобождение города. Ве­ликое танковое сражение.

Поисковая работа: создание папки «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Заменим вас в строю».

2

27.01

03.02

14

Дети войны

Беседа: жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.

Поисковая работа: «Дети войны. Очень рано они повзрослели», «Маленькие герои Кур­ской битвы».

1

10.02

15

Их имена навеч­но останутся в памяти народ­ной. Герои- земляки

Семинар.

Знакомство с биографиями уроженцев и жи­телей Курска, героев Советского Союза, Рос­сийской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще (В. Александрюк. С. Булычев, В. Бочаров, Е. Зеленко, А. Боровых. К. Рокос­совский, А. Хмелевской - Герои Советского Союза, Российской Федерации, В. Кирпичен- ко - советский разведчик, А.Сергеев - герой русско-японской войны, М. Шехавцов - герой Отечественной войны 1812 года, А. Шейн - первый русский генералиссимус и др.).

2

17.02

24.02

16

Астрономы, изо­бретатели, из­вестные ученые края

Занятие-открытие.

Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке (М.Алисов - изобретатель наборной машины, В. Алехин - русский и советский геоботаник, степевед, флорист, Н. Алексапольский - уче­ный-геодезист, М.Гуревич - советский инже­нер-авиаконструктор, В. Котельников- учё­ный, заслуженный изобретатель РСФСР, Ф.Семенов - русский астроном-любитель, А.Снегирев - изобретатель управляемого аэ­ростата, А.Уфимцев- советский изобретатель и авиационный конструктор, В.Шухов - ве­ликий инженер).

1

03.03

17

Курск современ­ный

Беседа-обсуждение.

Познакомить обучающихся с тенденциями развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, обра­зования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.

Обозначить достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.

1

10.03

18

Почетные граж­дане города

Занятие-размышление:

Каких людей называют почетными?

Что нужно делать, чтобы стать почетным гражданином?

Познакомить с биографиями людей - почет­ных граждан города Курска.

1

17.03

19

Курская анто­новка. «Курская антоновка» - вашего поселка

Беседа по рассказу И.Бунина «Антоновские яблоки».

Познакомить обучающихся с символом на­шей области.

Конкурс общественного признания «Курская антоновка».

2

07.04

14.04

20

Курск - город будущего

Проектная работа: «Вперед, к 1000-летию города!»

Творческая работа: «Мой Курск через 100 лет».

Конкурс сочинений «Я родом из Курска».

1

21.04

21

Чудеса Курского края

Знакомство с природными и культурно­историческими достопримечательностями Кур­ской области (водяная мельница, плавающий остров, разноцветные озера, башня Шамиля, самый маленький цветочек, скифский колодец, половецкий воин).


2

28.04

05.05

22

Обобщающая игра «я –курянин»


Обобщить полученные знания.

2

12.05

19.05

23

Резерв



26.05
















Календарно-тематическое планирование


П/П

Дата урока

Тема раздела, урока

Элементы содержания урока

планируемая

фактическая

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)



Вводное занятие. Краеведение в моей жизни

Цели, задачи изучения курса краеведения.



Символика Государства и Курской области

Флаг, герб, гимн РФ и Курской области

ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КУРСКОГО КРАЯ (9 ч)



Курск географический

Курск на карте России и мира



Курская область :особенности климата, рельеф

Творческая работа: макет «Рельеф моего края».

Экскурсия на участок местности, где можно показать рельеф, почву, почвенные слои и пр.,как вариант - целевая экскурсия в краеведче­ский музей, музей-заповедник «Стрелецкая степь»).



Колумб Российский

Познакомить учащихся с биографией Г. Шелехова.

Творческая работа: разработать тематиче­ский экскурсионный маршрут по Курску, Курской области.



«Ваши» достопримечательности Курска

Представить памятные места Курска и области.



Топонимика

Топонимика. Что изучает топонимика.



Топонимика Курского края

Проектно-исследовательская работа: созда­ние топонимического словарика Курской об­ласти.

Исследовательский проект: «Тезки Курска на карте мира».



Богатство недр Земли курской. КМА

Виртуальная экскурсия на Михайловский ГОК.

Познакомить обучающихся с видами полез­ных ископаемых, встречающимися на терри­тории области.

Познакомить со свойствами железной руды.



Водное богатст­во края

Познакомить обучающихся с реками, проте­кающими по территории Курска и области, их географией, познакомить с особенностями их флоры, фауны и пр.

Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде. Творческая работа: конкурс на лучший пла­кат о бережном отношении к воде.



Игра «Курский край и его природные богатства»

Обобщить полученные знания

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО (10 ч)



Старинные усадьбы Кур­ской губернии

Познакомить обучающихся с историей кур­ских старинных усадеб : усадьба И. Т. Вик­торова «Дворец для любимой» (село Сафоновка, Кореневский район), усадьба Марьино, дворец Барятинских (Рыльский район), усадьба Мазепы (с. Ивановское, Рыльский район) и пр.)

Экскурсия в одну из усадеб.



Старинные усадьбы Кур­ской губернии

Занятие-презентация.

Познакомить обучающихся с историей кур­ских старинных усадеб (усадьба Нелидовых (с. Моква, Курский район), усадьба А. А. Фе­та (с. Воробьевка, Золотухинский район)

Как вариант - экскурсия в одну из усадеб.



Святые места Курской области

Ознакомление обучающихся с духовным бо­гатством нашего края, храмами, жизнью и деяниями курян, посвятивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодо­сий Печерский, преподобный Серафим Са­ровский, священном ученики Дамиан, Онуф­рий, матушка Мисаила и др.)



Святые места Курска

Ознакомление обучающихся с духовным бо­гатством нашего края. Исследовательская работа: «Святые Курские места», «Куряне - подвижники Святого Ду­ха», «Святые и святыни Курской земли». Творческая работа: разработка маршрута экскурсии «По святым местам города Кур­ска», «Курск духовный». (по выбору обучающихся).



Духовный центр России - Корен­ная пустынь

Экскурсия в Коренную пустынь.

Познакомить с историей возникновения мо­настыря. Возрождение духовной обители.



Игра «Чем знаменита Курская земля»

Обобщить полученные знания



Курск в XX веке

Познакомить обучающихся с историческими событиями, происходящими в Курске в XX веке.

Творческая работа: «Курск глазами моих родных (бабушек, дедушек, родителей, родст­венников)»



Суровые годы Великой Отече­ственной войны.

встреча с ветеранами, участниками ВОВ, детьми войны, историками, музейными работниками.

Познакомить обучающихся с событиями ВОВ. Оккупация, освобождение города.

Поисковая работа: создание папки «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Заменим вас в строю». (по выбору обучающихся).



Курская битва

Встреча с ветеранами, участниками ВОВ, детьми войны, историками, музейными работниками.

Познакомить обучающихся с событиями ВОВ. Ве­ликое танковое сражение.




Дети войны

Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.

Поисковая работа: «Дети войны. Очень рано они повзрослели», «Маленькие герои Кур­ской битвы».

Как вариант целевая экскурсия в музей "Юные защитники Родины": узнать о подростках, воевавших вместе со взрослыми против фашизма в 1941- 1945 гг.

КРАЙ, КОТОРЫМ Я ГОРЖУСЬ (12ч)



Герои-земляки

Знакомство с биографиями уроженцев и жи­телей Курска, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще (В. Кирпиченко - советский разведчик, А.Сергеев - герой русско-японской войны, М. Шехавцов - герой Отечественной войны 1812 года, А. Шейн - первый русский генералиссимус и др.).



Герои СССР и Российской Федерации

Знакомство с биографиями уроженцев и жи­телей Курска, героев Советского Союза, Рос­сийской Федерации (В. Александрюк. С. Булычев, В. Бочаров, Е. Зеленко, А. Боровых. К. Рокос­совский, А. Хмелевской - Герои Советского Союза, Российской Федерации



Астрономы, изо­бретатели, из­вестные ученые края

Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке (М.Алисов - изобретатель наборной машины, В. Алехин - русский и советский геоботаник, степевед, флорист, Н. Алексапольский - уче­ный-геодезист, М.Гуревич - советский инже­нер-авиаконструктор, В. Котельников- учё­ный, заслуженный изобретатель РСФСР, Ф.Семенов - русский астроном-любитель, А.Снегирев - изобретатель управляемого аэ­ростата, А.Уфимцев- советский изобретатель и авиационный конструктор, В.Шухов - ве­ликий инженер).



Курск современ­ный

Познакомить обучающихся с тенденциями развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, обра­зования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.Обозначить достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.



Почетные граж­дане города

Каких людей называют почетными?

Что нужно делать, чтобы стать почетным гражданином?

Познакомить с биографиями людей - почет­ных граждан города Курска.



Курская анто­новка

Беседа по рассказу И.Бунина «Антоновские яблоки».

Познакомить обучающихся с символом на­шей области.

Конкурс общественного признания «Курская антоновка».



«Курская анто­новка» - вашего поселка

Конкурс общественного признания «Курская антоновка».



Курск - город будущего

Проектная работа: «Вперед, к 1000-летию города!»

Творческая работа: «Мой Курск через 100 лет».

Конкурс сочинений «Я родом из Курска». (по выбору обучающихся).



Чудеса Курского края

Знакомство с природными и культурно­историческими достопримечательностями Кур­ской области (водяная мельница, плавающий остров, разноцветные озера, башня Шамиля, самый маленький цветочек, скифский колодец, половецкий воин).




Чудеса Курского края

Творческое задание: «Чудеса земли Курской на карте».



Обобщающая игра «Я -курянин»

Подведение итогов различных проектов.



Обобщающая игра «Я -курянин»

Обобщить полученные знания.



Резерв





























Литература

  1. Абрамов А.С. Мужество в наследство. - Свердловск: Средне- Уральское кн. изд-во, 1988.

  2. Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994.

  3. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения /А. И. Александров //Преподавание истории в школе. - 1982. -№ 3.

  4. Александров-Липкинг Ю.А. Далёкое прошлое Курского края. - Воро­неж: Изд-во ЦЧО, 1971.

  5. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Мето­дика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редак­цией Н. С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982.

  6. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: по­собие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

  7. Внутреннее пространство дома. Мифология народного быта: серия «Музей - школе» / Под ред. Н. И. Шатерниковой, О. А. Кравченко. - Бел­город: Изд-во «КОНСТАНТА», 2006.

  8. Гойзман Ш.Р. Михаил Иванович Алисов - изобретатель наборной ма­шины// Городские Известия. - 2004. -№106.

  9. Грива Т. Федор Семенов - курский астроном//У1Р. - 2006. - № 5(39).

  10. Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: "Молодая гвардия", 1985.

  11. История и современность Курского края: Региональное учебное посо­бие. / Под ред. Б. Н. Королева. - Курск: ООО «Учитель», 1998.

  12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

  13. Курск. Краеведческий словарь-справочник / Гл. Ред. Ю. А. Бугров — Курск. Изд. центр «ЮМЭКС» 1997.

  14. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткий спра­вочник.-М.: "Республика", 1995.

  15. Курский край в истории Отечества / Под ред. Л. С. Полнера. - Курск: изд-во Курский гос. тех. ун-т, 1996.

  16. Левченко В. В., Грива Т. А. Музеи и памятники Курской области. Справочник-путеводитель - Курск Сейм. 1996.

  17. Народные промыслы Курской губернии. Культура и культурно- историческое наследие: научно-популярная серия в 20 томах. Том XV / Под ред. Н. М. Кургузовой, Н. С. Степановой - Курск: ООО «Учитель», 2002.

  18. Окаев В. П. Решение проблем сохранения и возрождения материаль­ной народной культуры курской области. Декоративно-прикладное искус­ство и народные промыслы Курского края: сборник статей / Под. ред.

Н. К. Шабанова. - Курск, Изд-во КГУ, 2006.

  1. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Репин И.Е. Далекое близкое. - М.: Искусство, 1964.

  3. Светловидов Н. А. Театральная энциклопедия. - Т.4 - М.: Советская энциклопедия, 1965.

  4. Страницы истории города Курска. Важнейшие события и даты с древ­нейших времен до наших дней / Сост. Проф. П. В. Иванов - Воронеж Центр -Черноз. Книжн. изд-во, 1981.

  5. Улицы города Курска. Справочник по истории улиц и площадей горо­да. 1782-2000 г.г. / Сост. А. С. Травина. - Курск, 2000.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации.

  • М.: Просвещение, 2010.

  1. Холодова Е. В. Усадьбы Курской губернии: Историко-архитектурные очерки. Приложения: Свод загородных усадеб, храмов и монастырей Кур­ской области. - Курск: ТОО "Крона", 1997.

  2. Шумихин B.C., Борисов Н.В. Немеркнущий подвиг. Героизм воинов в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1985.