Пояснительная записка
Танцы в наши дни являются одним из популярных и любимых видов деятельности многих детей. Занятия по хореографии помогают отвлечь и разгрузить детей от уроков, а также оказывают положительное влияние на организм и здоровье детей в целом: профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков; выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь; развитие пластичности, двигательной памяти.
Детская хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений. Занятия хореографией не только полезны для здоровья, они еще и дисциплинируют человека.
Рабочая программа по хореографии модифицированная (адаптированная), разработана автором на основе достижений и исследований музыкального творчества, педагогической практики, с использованием типовой программы М. С Боголюбской, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года.
Цель программы: развитие танцевальных способностей у детей.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- обучить названиям основных движений детского танца и правилам их исполнения;
- развить танцевальные способности: координацию, чувство ритма, двигательную память, внимание, артистизм, эмоциональные качества, выразительность, пространственную ориентацию, лёгкость, гибкость, силу мышц, красивую осанку;
- сформировать умения и навыки выступления перед зрителями.
2. Развивающие:
- развить интерес к занятиям хореографии;
- развить у детей активность и самостоятельность;
3. Воспитательные:
- сформировать навыки здорового образа жизни;
- привить трудолюбие, терпение, упорство в достижении цели;
- воспитать ответственность, собранность и дисциплину;
- воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Программа построена на принципах:
- Принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности;
- Принцип постепенности и последовательности в овладении хореографическим мастерством (от простого к сложному).
- Принцип соразмерности нагрузки уровню и состояния здоровья ребёнка.
- Принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков их развития и совершенствования.
- Принцип наглядности (показ движений педагогом).
- Принцип доступности.
- Принцип творческого развития.
Обучение детей 7-8–летнего возраста начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Большое значение принадлежит музыке. Именно поэтому на первом этапе обучения первоочередной задачей является приобретение координации слуховых и двигательных навыков и постепенное их осознание. Учитывая, что внимание детей этого возраста быстро притупляется (а оно необходимо при разучивании даже самых лёгких движений), следует подкреплять логическое восприятие образным. Все движения, шаги разучиваются с детьми через сравнения с каким-то животным, предметом.
При изучении хореографических постановок, необходимо постоянно делать акцент на следующие ценностные ориентиры: красота, добро, истина, творчество, ценность природы и человеческой жизни.
Набор детей в группу осуществляется свободно по их желанию. Занятия в 1-м классе проводятся 1 час 2 раза в неделю (66 в год).
Способы проверки результатов:
-текущий контроль (контрольные зачёты, выступление на школьных мероприятиях и концертах);
-итоговый контроль (отчётный концерт).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1)формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области хореографического искусства;
2)развитие самостоятельности в изучении танцевальных элементах;
3)формирование духовных и эстетических потребностей;
4)найти ответ на вопрос «зачем мне это нужно?»
5)отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
6) способствовать осознанию обучающимися связи изучаемого материала с жизнью и применения в других условиях;
7)проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении цели.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать, контролировать верно выполненное задание (упражнение) от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Самостоятельная постановка цели.
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• использовать выученные движения для разучивания танцев, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы и толерантности.
• Умение взаимодействовать с педагогом.
• Умение работать в паре.
• Умение работать в группе.
• Умение работать на публику (выступать на сцене).
Содержание
Программа по хореографии сочетает в себе тренировочные танцевальные упражнения (пластический тренаж), партерную гимнастику, элементы классического, народного, бального танцев, постановочную работу в соответствии с репертуаром.
Пластический тренаж
В этот раздел программы включены музыкально-ритмические упражнения, танцевальная разминка, движения современной пластики, имеющие целью развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации, пластичности. Для умения ориентироваться в пространстве, а также правильно выполнять движения с правой и с левой ноги, разучиваются танцевальные ходы в различных направлениях, рисунках (по диагонали, по кругу, по линиям). Если для первого года обучения это приставные, пружинящие, переменные шаги, подскоки, галоп, па польки, бег, то учащиеся постарше эти движения выполняют в более усложнённой форме (с добавлением работы рук, корпуса) и в более быстром темпе. Постепенно эти движения используются при постановке танцев. Посредством тренажа решаются следующие задачи:
1)Подготовка опорно-двигательного аппарата к предстоящей нагрузке.
2)Развитие необходимых физических качеств: гибкости, силы мышц, а также координации, чувства ритма, лёгкости движений, правильной постановки корпуса.
3)Подготовка занимающихся к освоению нового хореографического материала: разучивание отдельных элементов танцев, исполнение основных движений в новых сочетаниях с постепенным усложнением.
Определяя последовательность движений в разминке, используются основные дидактические правила: от лёгкого - к трудному, от простого - к сложному, от известного - к неизвестному. Занятие начинается с движений небольшой амплитуды, требующие умеренной работы определённых групп мышц: шея, плечи, корпус, бёдра, стопы. В конце разминки включаются движения, вызывающие единовременную нагрузку на все группы мышц - это прыжки, различные комбинации. При освоении комбинации применяется переход от медленного темпа к быстрому.
В начале освоения программного материала большое значение уделяется музыкально-ритмической деятельности, задачи которой:
-научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки;
-отмечать сильную долю такта хлопками, притопами;
-менять движения в соответствии музыкальным фразам.
Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания подражательного характера, упражнения игрового плана, что способствует созданию радостной атмосферы на занятии.
Проведение тренажа непрерывным методом мобилизует внимание и двигательные возможности занимающихся, что значительно повышает эффективность обучения, способствует быстрому развитию координации движений.
Примерные движения пластического тренажа.
-Поклон
-Разучивание движений танцевальной разминки;
-позиции ног (1, 2, 3, 6);
-Подскоки, марш, танцевальный бег, па польки, галоп, шаг «накрест», шаг с носочка, боковой шаг с разворотом стопы выворотно;
-соединение па польки с подскоками.
Партерная гимнастика
Партерная гимнастика позволяет с минимальными затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и позволяют выработать выворотность ног, развить гибкость, растяжку, эластичность стоп.
Партерная гимнастика включает в себя упражнения для:
-укрепление мышц спины, на исправление осанки.
-напряжения и расслабления мышц тела;
-упражнения для развития эластичности мышц голени и стопы;
-развития гибкости плечевого и поясничного суставов;
-укрепления мышц брюшного пресса;
-улучшения гибкости позвоночника;
-развитие натянутости ноги;
-улучшения гибкости коленных суставов;
-развития подвижности тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, эластичности мышц голени и стопы;
-развития выворотности ног;
-развития танцевального шага (шпагаты, махи ногами).
Элементы классического танца.
-Preparasion;
-Demi plie;
-Releve;
-пластика рук.
Постановка танца
Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебный процесс и имеет цель развития творческих и актёрских способностей учащихся, понимания содержательности танцевального образа. Дети приучаются к сотрудничеству, у них развивается художественное воображение, творческие способности, инициатива, умение передать музыку и содержание образа движениями.
Тематическое планирование