СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Гуманистические ценности, будучи связаны с ценностями христианскими, утверждают, прежде всего, значимость развития  человеческой личности. В основе ценностей христианских лежат Истина, Добро и Красота.

         Для решения поставленных задач нами использовался набор предельно обобщенных гуманистических ценностей, предложенный В.А.Караковским: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек (Караковский, 1993). По его мнению каждую из них можно охарактеризовать следующим образом:

 

Земля - общий дом Человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы;

 

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками;

 

Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности;

 

Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая серьезность человека;

 

Знания - результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Знания ученика - критерий труда учителя;

 

Культура - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в особенности, духовной жизни людей;

 

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества;

 

Человек - абсолютная ценность, “мера всех вещей”, цель, средство и результат воспитания.

 

        Достоинствами данной системы ценностей является ее ориентация на современную школу и современного педагога, общепризнанный характер содержащихся в ней ценностей, высокая степень обобщенности.

        Основные идеи, которые составили концептуальную базу программы, нашли воплощение в конкретном содержании организационных формах и методах работы педагогов, включенных в систему внеурочной деятельности и дополнительного образования.

       Стержнем этой системы является историко-культурологический компонент. Это позволяет достаточно гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности, а также избегать размывания основного ценностного ядра образования, имеющегося в нем гуманистического потенциала.

         В программе обращение к событиям, явлениям, проблемам подается через знакомство с людьми - выдающимися личностями - героями, художниками, мыслителями, - и теми, кто вроде бы не оставил особого следа в истории, но запомнился своим современникам добросовестным служением делу, добротой и честностью. Такой “персонифицированный” подход позволяет уйти от слишком общих и морализаторских рассуждений, а также  усилить эмоционально-образную составляющую воспитания.

         Таким образом, содержание программы - это “погружение” в историю и культуру разных времен и народов, попытка увидеть эпоху не только с героической, но и обыденной, комической сторон.

        Это знакомство с тем, как люди жили, во что верили, чему радовались и страдали. Это попытка “поговорить” через века, стремление понять другого человека, который жил совсем в другое время, но оказывается очень похож на наших современников. По сути дела в программе предпринимается попытка осуществить “диалог культур”, теоретически обоснованный выдающимися философами и культурологами (М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман,

Д.С.Лихачев, М.К.Мамардашвили, В.С.Библер)

         Предлагая взять за основу в работе с учащимися того или иного возраста определенный исторический и культурный пласт, мы не считаем нужным ограничивать педагога какими-то строгими рамками. Более того, программа является по сути своей открытой, т.е. стимулирующей творческую работу всех, кто в нее включился. Это подразумевает внесение определенных изменений в содержание работы, связанных с социокультурными особенностями территории, традициями школы, интересами детей и взрослых. Однако необходимо отметить, что “открытость” программы не означает подмену содержания или смещение основных акцентов, когда региональный компонент при всей его важности и необходимости, по сути дела вытесняет основные темы программы.

          Анализ опыта работы многих педагогических коллективов показывает, что, стремясь познакомить ребят с местными героями, художниками, подвижниками, забываются личности, имеющие общенациональное, общероссийское значение (преп. Сергий Радонежский, св. Кирилл и Мефодий и др.). Поэтому так важно продумывать содержание воспитательной деятельности, т.к. именно оно (а не различные педагогические технологии) оказывает основное влияние на формирование мировосприятия человека.