Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №292
с углубленным изучением математики
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Рекомендовано к использованию Педагогическим Советом ОУ Протокол № _________ От________2015 г | УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от_______2015 Директор ГБОУ школа №292 ______________________/М. В. Пятышева/ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Проектное моделирование в среде ПервоЛого»
Направление: общеинтеллектуальное
5 класс
34 часа
Составитель: учитель информатики
Винцкевич В.В.
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
В условиях введения и реализации ФГОС ООО содержание рабочей программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Проектное моделирование в среде ПервоЛого» для 5 классов составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
Распоряжение Комитета по образованию СПб от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году».
Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования
в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 №03-20-2057/15-0-0.
Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения (образовательной организации) средней общеобразовательной школы № 292 с углубленным изучением математики Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год
Программы общеинтеллектуальной направленности соответствуют определенным интеллектуальным областям (научно-техническая, естественнонаучная, культурологическая).
Программы научно-технической области— направлены на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, освоение электронных информационных ресурсов; предназначены для детей с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
Программы естественнонаучной области направлены на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательскихспособностей обучающихсяс наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир).Формируют системный подход в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, сохранение живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
Актуальность программы
В каждом предметном разделе ФГОС отражена необходимость использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся: для поиска информации в сети Интернет и ее анализа, для работы с электронными компьютерными энциклопедиями и презентационными средами. Информационные технологии выступают и как инструмент межпредметного объединения в учебной деятельности детей, что необходимо учитывать как в преподавании предмета, так и при выборе направлений внеурочной деятельности .
Огромные потенциальные возможности средств ИКТ для организации образовательного процесса дают все основания для успешной реализации задач обновления образования.
Программа «Проектное моделирование в среде ПервоЛого» общеинтеллектуальной направленности соответствует научно-технической области и предназначена для получения младшими школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.
Одним из инновационных направлений в образовании является метод проектов. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Программа курса «Проектное моделирование в среде ПервоЛого» успешно решает данную проблему, так как в ней заложены начальные приёмы знакомства с компьютером на основе интегрированной графической среды ПервоЛого.
Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.
Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана и внеурочной деятельности, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.
Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сохранять заинтересованность обучающихся в освоении знаний, удерживать на достаточно высокой отметке показатели мотивации обучения.
Цель программы: организация учебно-познавательного процесса при помощи
проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры.
Основные задачи:
функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления;
В результате обучения учащиеся должны
Знать:
правила поведения в компьютерном классе;
основные сферы применения компьютеров;
основные команды управления «черепашкой»;
технологию создания личного альбома в среде ПервоЛого;
правила работы в сотрудничестве;
правила оформления проекта;
правила анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов);
правила использования монологической речи.
Уметь:
определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
действовать по заданному алгоритму, предложенному учителем;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
находить общий признак для группы предметов;
управлять объектами на экране монитора;
четко понимать сформулированные идею и цель проекта;
осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мир проектов»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно-тематический план программы
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
| Тема 1. Введение (3 часа) | 3 |
| Вводное занятие. Правила поведения в специализированном классе, техника безопасности при работе за компьютером. Интерфейс программы. Запуск и окно программы ПервоЛого | 1 |
| Необходимые понятия. Как создать свой альбом. Создание личного альбома в среде ПервоЛого | 2 |
| Тема 2. Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы, объекты (9 часов) | 9 |
| Инструменты ПервоЛого. | 1 |
| Закладки ПервоЛого. Закладка «Оглавление» | 1 |
| . Рисовалка. | 1 |
| Оформление проекта. | 2 |
| Защита проекта | 2 |
| Объект «Черепашка». | 2 |
| Тема 3 Работа с рисунком и формами Черепашки (10 часов) | 10 |
| Закладка «Формы» . | 1 |
| Создание новой формы. | 2 |
| Копирование форм черепашки. | 1 |
| Копирование части рисунка в форму | 1 |
| Размещение формы черепашки на лист. | 1 |
| Подготовка материала к проекту | 2 |
| Оформление проекта | 2 |
| Тема 4 Объекты, управление объектами | 12 |
| . Команды управления черепашкой. Закладка «Команды» . | 1 |
| . Применение готовых команд к черепашке .» | 3 |
| . Обучение черепашки | 2 |
| Подготовка материала к проекту | 1 |
| Оформление проекта | 3 |
+ | Защита проекта | 1 |
| Обобщающий урок | 1 |
| Итого | 34 |
ЛИТЕРАТУРА
Е.И. Яковлева, ЛогоМозаика: Сборник проектов.- М.: Институт новых технологий.
С.Ф. Сопрунов, А.С.Ушакова, Е.И.Яковлева. ПервоЛого3.0: Справочное пособие. – М.: Институт новых технологий.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.