Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.Буслаева
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Занимательная грамматика»
2-в класс
Количество часов – 34
Учитель: Дронова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе программы «Занимательная грамматика» 1-4 классы / Волина В.В. - М.: Просвещение, 2013.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная грамматика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05 2015 №507);
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо МО и ПО РО «Об отмене приказа и направлении методических рекомендаций» от24.08.2015г. № 24/4.1.1 – 5183/м;
Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011г;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;
развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общая характеристика программы.
Программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Ценностные ориентиры содержания программы
«Занимательная грамматика».
Содержание программы определено по классам тематикой прохождения материала:
1кл. - «Путешествия по Стране Слов»;
2кл. - «Секреты орфографии»;
3кл. - «Занимательное словообразование»;
4кл. - «Занимательная лингвистика».
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к обучающимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеурочных обучающиеся мало пишут и много говорят.
Результаты освоения программы.
В результате изучения программы у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты.
Обучающиеся должны
знать:
правила правописания слов с изученными орфограммами;
признаки согласных и гласных звуков;
состав слова;
признаки родственных слов;
виды пересказа;
уметь:
различать приставки и предлоги;
писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;
разбирать слова по составу;
проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
писать НЕ с глаголами;
работать со словарем;
группировать и подбирать слова на определенные правила;
различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
составлять рассказы по картинке;
пересказать текст.
Личностные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Характеристика результатов, на которые ориентирована программа.
При организации внеурочной деятельности необходимо различать результат и эффект этой деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности- непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.
I уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
II уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
III уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. В самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать:
1класс- дети особо восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность- обеспечить используемыми простыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком I уровень результатов;
2-3 классы- набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом- благоприятная ситуация более сложными формами внеурочной деятельности достичь II уровня результатов;
4 класс- реальная возможность выхода в пространство общественного действия (обязательно в дружественную среду, свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены) - обеспечить используемыми самыми сложными формами внеурочной деятельности достижение ребенком IIIуровня результатов.
Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.
Место программы «Занимательная грамматика»
общеинтеллектуального направления в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение программы «Занимательная грамматика» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34учебные недели).
Последовательность изучения тем.
-
| Как обходились без письма? |
-
| Древние письмена. |
-
| Как возникла наша письменность? |
-
| Меня зовут Фонема. |
-
| Для всех ли фонем есть буквы? |
-
| «Ошибкоопасные» места. |
-
| Тайны фонемы. |
-
| Опасные согласные. |
-
| На сцене гласные. |
-
| «Фонемы повелевают буквами». |
-
| Когда ь пишется, а когда не пишется? |
-
| Ваши старые знакомые. |
-
| Правила о непроизносимых согласных. |
-
| Память и грамотность. |
-
| Волшебное средство - «самоинструкция». |
-
| Строительная работа морфем. |
-
| Где же хранятся слова? |
-
| Поговорим о всех приставках сразу. |
-
| Слова – «родственники». |
-
| Кто командует корнями? |
-
| «Не лезьте за словом в карман!» |
-
| «Пересаженные» корни. |
-
| В Клубе весёлых человечков. |
-
| Экскурсия в прошлое. |
-
| Полёт в будущее. |
-
| Занимательное словообразование. |
-
| Итоговое занятие. |
Содержание программы.
Как обходились без письма? (1ч).
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Древние письмена. (1ч).
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки».
Как возникла наша письменность? (1ч).
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Меня зовут Фонема. (1ч).
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Для всех ли фонем есть буквы? (1ч).
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
«Ошибкоопасные» места. (2ч).
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тайны фонемы. (1ч).
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Опасные согласные. (2ч).
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
На сцене гласные. (1ч).
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Фонемы повелевают буквами. (1ч).
Фонемное правило. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Когда ь пишется, а когда не пишется? (1ч).
Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Ваши старые знакомые. (2ч).
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Правила о непроизносимых согласных. (2ч).
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Память и грамотность. (1ч).
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Волшебное средство – «самоинструкция». (1ч).
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Строительная работа морфем. (2ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Где же хранятся слова? (1ч).
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Поговорим обо всех приставках сразу. (2ч).
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Слова – «родственники». (1ч).
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Кто командует корнями? (2ч).
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Не лезьте за словом в карман! (1ч).
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
«Пересаженные» корни. (1ч).
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
В Клубе весёлых человечков. (1ч).
Экскурсия в прошлое. (1ч).
Полёт в будущее. (1ч).
Занимательное словообразование. (1ч).
Итоговое занятие. (1ч).
Олимпиада.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Сроки прохождения | Формируемые универсальные учебные действия |
-
| Как обходились без письма? | 1 | | Преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить рассуждения; слушать и понимать речь других; осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
-
| Древние письмена. | 1 | | Составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
-
| Как возникла наша письменность? | 1 | | Составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; осознавать роль языка и речи в жизни людей. знать историю возникновения письменности. знать элементарные сведения из истории родного языка, знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений; |
-
| Меня зовут Фонема. | 1 | | Вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания; понимать определение «фонема»; отличать гласные и согласные фонемы. |
-
| Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | | Определять расхождение в количестве звуков и букв в слове; определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова; определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм; различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения. |
-
| «Ошибкоопасные» места. | 2 | | Определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм; различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения. |
-
| Тайны фонемы. | 1 | | Знать чередование фонем; различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения; определять расхождение в количестве звуков и букв в слове. |
-
| Опасные согласные. | 2 | | Отличать сонорные звуки, согласные в слабой и сильной позиции; различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения; определять расхождение в количестве звуков и букв в слове. |
-
| На сцене гласные. | 1 | | Вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания; отличать гласные и согласные фонемы. |
-
| Фонемы повелевают буквами. | 1 | | Правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи; преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
-
| Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | | Различать твердые и мягкие согласные на основе их произношения; определять расхождение в количестве звуков и букв в слове. |
-
| Ваши старые знакомые. | 2 | | Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; объяснять, почему эти написания являются традиционными; образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями; различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки; находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч; подбирать примеры слов с такими сочетаниями. |
-
| Правила о непроизносимых согласных. | 2 | | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки, использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными на основе алгоритма проверки написания. |
-
| Память и грамотность. | 1 | | Применять полученные знания на практике; рассуждать, анализировать, сравнивать и сопоставлять. |
-
| Волшебное средство– «самоинструкция». | 1 | | Знать термин «самоинструкция», правила составления самоинструкции. Составлять самоинструкции, работать по самоинструкции. |
-
| Строительная работа морфем. | 2 | | Составлять наглядно-образные модели состава слова; называть части слова; находить корень слова, приставку, суффикс, окончание; подбирать однокоренные слова; |
-
| Где же хранятся слова? | 1 | | Работать со словарями, находить значение слова по словарю. |
-
| Поговорим о всех приставках сразу. | 2 | | Формулировать определения приставки; объяснять значение приставок в слове; выделять в словах приставки; образовывать слова с помощью приставки. |
-
| Слова – «родственники». | 1 | | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. |
-
| Кто командует корнями? | 2 | | Правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи; отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. |
-
| Не лезьте за словом в карман! | 1 | | Изменять форму слова; подбирать проверочные слова к изученным орфограммам; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
-
| «Пересаженные» корни. | 1 | | Работать со словообразовательным словарем; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осуществлять анализ и синтез. |
-
| В Клубе весёлых человечков. | 1 | | Разгадывать ребусы, задки, шарады; слушать мнения в группе, приходить к общему выводу, решению. |
-
| Экскурсия в прошлое. | 1 | |
-
| Полёт в будущее. | 1 | |
-
| Занимательное словообразование. | 1 | |
-
| Итоговое занятие. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Формируемые умения /личные качества (планируемые результаты обучения) |
план | факт | предметные умения | универсальные учебные действия |
1 | Как обходились без письма? | 1 | | | Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». | Уметь различать устную речь и письменную. | Формирование сознательных мотивов - интерес к новому. Самостоятельное выделение и Формулирование познавательной цели. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
2 | Древние письмена. | 1 | | | Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки». | Знать, что предложение выражает законченную мысль, что слова в предложении связаны по смыслу и форме. | Формирование познавательных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного. Выбор оснований для сравнения форм слова. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Целеполагание как постановка учебной задачи. |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | | | Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». | Знать историю воз-никновения письменнос-ти. | Формирование познавательных мотивов и интерес к способу решения и общему способу действия. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта. |
4 | Меня зовут Фонема. | 1 | | | Звуки- смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». | Уметь различать понятия звук и буква. | Формирование познавательных и учебных мотивов. Анализ звуков с целью выделения признаков. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
5 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | | | Путешествие в страну слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово». Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква - помощница Буквы - актёры. | Уметь подбирать слова на заданный звук, знать отличие лексического значения слов, отли-чающихся одним звуком. | Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений. Анализ звуков с целью выделения признаков. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта. |
6 7 | «Ошибкоопасные» места. | 2 | | | Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Шарады. Рассказ – загадка. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Игра «Орфографический мяч». Тренировочные упражнения. | Уметь узнавать буквы, требующие проверки, и проверять их. Знать алгоритм проверки. | Формирование познавательных и учебных мотивов. Анализ звуков с целью выделения признаков. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение слушать собеседника. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
8 | Тайны фонемы. | 1 | | | Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Правило оформления границ предложения на письме. | Уметь узнавать буквы, требующие проверки, и проверять их. Знать алгоритм проверки. | Формирование познавательных и учебных мотивов. Анализ звуков с целью выделения признаков. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение слушать собеседника. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
9 10 | Опасные согласные. | 2 | | | Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Звуки - «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». | Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их. | Стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Ориентация на партнера по общению. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
11 | На сцене гласные. | 1 | | | Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Звуки гласные, буквы, их обозначающие. Звуки согласные, буквы, их обозначающие. Различие слова и предложения. Разграничение речевых и неречевых звуков. Понятие слога как естественной произносительной единицы. Деление слов на слоги. Постановка ударения. | Уметь узнавать в слове безударную гласную, требующую проверки, и проверять её. Знать алгоритм проверки. | Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
12 | Фонемы повелевают буквами. | 1 | | | Фонемное правило. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Звуки гласные, буквы, их обозначающие. Звуки согласные, буквы, их обозначающие. | Уметь проводить фонетический разбор слова. | Формирование познавательной активности и учебных мотивов. Анализ звуков с целью выделения признаков. Умение слушать собеседника. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
13 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | | | Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Звуки гласные, буквы, их обозначающие. | Знать роль мягкого знака. Уметь писать слова с мягким знаком - показателем мягкости согласного звука. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение договариваться, находить общее решение. Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта. |
14 15 | Ваши старые знакомые. | 2 | | | Игры со словами с сочетаниями жи- щи. чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Звуки согласные, буквы, их обозначающие. | Знать о звуках [ж],[ш],[ц] как о твердых, о звуках [ч], [щ] как о мягких. Уметь прави-льно обозна-чать на письме сочетания этих звуков с гласными. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Использование общих приёмов решения задач. Умение слушать собеседника. Применение Установленных правил в планировании способа решения. |
16 17 | Правила о непроизносимых согласных. | 2 | | | Песенки - «напоминалки» Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Понятие слога как естественной произносительной единицы. Деление слов на слоги. | Уметь писать слова с непроизно-симыми согласными. | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой. Анализ звуков с целью выделения признаков. Умение договариваться, находить общее решение. Коррекция- внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта. |
18 | Память и грамотность. | 1 | | | Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. | Уметь: применять полученные знания на практике; рассуждать, анализировать, сравнивать и сопоставлять. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. Применение установленных правил в планировании способа решения. |
19 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 1 | | | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения.Смыслоразличительная роль ударения в словах. | Знать правила составления самоинструк-ции. | Формирование познавательных мотивов - интерес к новому. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
20 21 | Строительная работа морфем. | 2 | | | «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Смыслоразличительная роль ударения в словах. | Знать различные способы образования новых слов. | Формирование учебных мотивов. Анализ звуков с целью выделения признаков. Умение договариваться, находить общее решение. Коррекция- внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта. |
22 | Где же хранятся слова? | 1 | | | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. Копилки слов. Как найти слово в словаре9 Лингвистика - наука о языке. Работа со словарями. | Уметь применять полученные знания на практике; рассуждать, анализиро-вать, сравнивать и сопоставлять. | Формирование познавательной активности н развитие творческих способностей. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
23 24 | Поговорим о всех приставках сразу. | 2 | | | Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. | Знать значение предлогов. Понимать роль предлогов для связи слов в предложении. | Формирование познавательных мотивов - интерес к новому. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
25 | Слова – «родственники». | 1 | | | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. | Знать признаки родственных слов. Уметь подбирать однокоренные слова и находить их общую часть. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Осознанное построение Речевого высказывания в устной форме. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
26 27 | Кто командует корнями? | 2 | | | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». В гости к Алфавиту. Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Игра «Исправь ошибки Незнайки». Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. | Знать признаки родственных слов. Уметь подбирать однокоренные слова и находить их общую часть. | Формирование интереса к новому духа соревнования, положительной мотивации. Осознанное построение Речевого высказывания в устной форме. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
28 | «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | | | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Непроверяемые гласные Проверочные слова. Игра - собирание слов «Доскажи словечко». | Знать признаки родственных слов. Уметь пересказывать текст, знать различные способы выражения мысли. | Формирование познавательных мотивов и творческих способностей. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
29 | «Пересаженные» корни. | 1 | | | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём Тренировочные упражнения. Игра «Помоги Незнайке». | Уметь применять полученные знания на практике. Уметь думать, находить верное решение. | Формирование учебных мотивов и интереса к новому. Поиск и выделение необходимой информации. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
30 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | | | Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. | Уметь различать слова, близкие и противоположные по смыслу. | Формирование учебных мотивов. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. |
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 | | | Устаревшие слова - архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. | Уметь различать архаизмы и историзмы. | Формирование восприятия картины мира как порождения трудовой деятельности человека. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта. |
32 | Полёт в будущее. | 1 | | | Рассказ учителя о неологизмах Игра «Угадай-ка». Узелки на память. | Уметь находить неологизмы. | Интерес к способу решения и общему способу действия. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Ориентация на партнера по общению. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
33 | Занимательное словообразование. | 1 | | | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | Уметь, используя загадки, игры и стихи, подбирать родственные слова, находить в них орфограммы и объяснять их правописание. | Формирование восприятия картины мира как порождения трудовой деятельности человека. Рефлексия способов и условий действия. Потребность в общении со взрослыми и сверстникам и. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
34 | В стране Занимательной грамматики. | 1 | | | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов. Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов- синонимов в тексте. | Уметь применять полученные знания на практике, думать, анализировать, находить верное решение. | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение слушать собеседника. Оценка- осознание качества и уровня усвоения. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение.
Пособия для учителя:
Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 2005.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 2011.
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург:АРГО, 2006.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 2006.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. –М.: Просвещение, 2010.
Голубь В.Т. Контроль и учет знаний учащихся. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж, 2014.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение, 1991.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах.1-4классы. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Программа «Занимательная грамматика» 1-4 классы / под ред. Волиной В.В. - М.: Просвещение, 2013.
Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
начальных классов _________ Волохова Г.Ю.
от 25 августа 2015 года №1 (подпись)
___________ Шаповалова Н.Н. ________________
(подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от 26 августа 2015 года № 1