МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
руководитель ШМО зам директора школы директор школы
______ Степанова Н.Ф. ______ Богатырева Н.А. ______ Кухаренкова И.Н.
Протокол ШМО №1 от 28.08.2017г. Приказ № 64/1 от 31.08.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по всеобщей истории , 8 класс
Составитель: Степанова Надежда Федоровна,
учитель истории и обществознания
2017-2018 уч. год
Рабочая программа создана на основе:
1.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015. №1577)
2.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Предметные: получить целостное представление об историческом пути стран Запада и Востока в XIX веке, как о важном периоде истории, в течение которого происходило формирование и развитие , европейской, восточных цивилизаций; яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры истории государств XIXв; способность применять понятийный аппарат, уметь датировать важнейшие события и процессы в истории стран мира изучаемого периода, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития; умения читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника. Находить и показывать изучаемые историко-географические объекты; умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных представителей социокультурных групп обществ; умения соотносить единичные события всеобщей истории с явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья и Нового времени; умения анализировать и интерпретировать сюжеты художественных картин…; готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры, способствовать их охране.
Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории; умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеке, музеях, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, таблицы, планы, схемы, презентации с использованием ИКТ, проекты; способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России, стран мира.
Личностные: расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»; приобщение к всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, ; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Основное содержание
Всеобщая история. История Нового времени (28час.)
Введение. Новое время: XIX век – 1час.
Раздел I. Реакция и революции в европейском и мировом развитии – 4час.
Тема 1. Империя Наполеона I. Краткая характеристика положения Франции в конце XVIII в. Переворот 18 брюмера 1799 г. Провозглашение империи. Внутренняя политика Наполеона I. Завоевательные войны Наполеона и истоки его военных успехов. Тильзитский мир 1807г. и континентальная блокада.
Тема 2. Народы против Французской империи. Наполеоновская Франция и народы Европы. Захватническая политика империи.Неудачи французов в Испании. Подъем национального самосознания в странах Европы, реформы в Пруссии и Австрии. Династическая политика Наполеона и симптомы кризиса его империи. Противоречия между Францией и Россией.
Тема 3. Поход в Россию и крушение Французской империи. Война 1812 года, поражение Наполеона в России и крушение его империи. Реставрация во Франции. Сто дней Наполеона. Венский конгресс 1814-1815гг. и его решения. Священный союз, его цели и принципы политики.
Тема 4. Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-е годы. Реакция в Европе и революционное движение в Испании и Италии. Освободительное движение в Греции и позиция европейских держав. Революции 1830г. АО Франции и Бельгии. Священный союз и польское восстание 1830-1831гг.
Тема 5. Победа освободительного движения в Латинской Америке. Латинская Америка в начале XIXв. Освободительное движение в испанских колониях в годы Наполеоновских войн. Крушение колониальных империй Испании и Португалии. Священный союз и «доктрина Монро». Политика США в Латинской Америке.
Раздел II. Становление национальных государств в Европе – 4час.
Тема 6. Незавершенные революции 1848-1949гг. в Европе. Революция во Франции и провозглашение империи Наполеона III. Революционное движение в Германии 1848-1849гг. Революция в Австрии и причины ее поражения. Итоги революций 1848-1849гг. в Европе.
Тема 7. Начало воссоединения Италии и объединения Германии. Объективные предпосылки воссоединения Италии и объединения Германии и причины их раздробленности. Война 1859г. Франции и Сардинии против Австрии и революция в Италии. Дж.Гарибальди и объединение Севера и Юга Италии. О.Бисмарк и политика объединения Германии «железом и кровью». Австро-прусская война 1866г. и создание Северогерманского союза.
Тема 8. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Франция времен Наполеона III. Франко-прусская война 1870-1871гг. и ее итоги. Завершение воссоединения Италии и объединения Германии, провозглашение Германской империи. Парижская коммуна и условия мира между Германией и Францией.
Раздел III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги - 3ч.
Тема 9. Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX в. Достижения науки и техники первой половины XIXв. Использование энергии пара в промышленности, на транспорте. Развитие промышленного производства в странах Европы. Новый облик городов. Формирование рабочего класса и зарождение рабочего движения. Либеральные реформы и чартистское движение в Англии. Восстания ткачей в Лионе, рабочие выступления в Силезии.
Тема 10. Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XXв. Технический прогресс и модернизация промышленности. Концентрация производства и капитала. Возникновение монополий и экономические кризисы. Социальные последствия индустриализации. Развитие профсоюзного движения.
Тема 11. Консервативные, либеральные и социалистические идеи. Консервативные идеи и их особенности. Развитие и расцвет классического либерализма. Социалистические идеи первой половины XIXв. и анархизм. Возникновение и распространение марксистского учения. Марксизм и ревизионизм. Зарождение и развитие социал-демократического движения.
Раздел IV. Ведущие страны мира в середине XIX-начале XX в. – 5час.
Тема 12. Великобритания и ее доминионы. Британская империя. Политические и социальные реформы в Англии во второй половине XIXв. Возникновение лейбористской партии. Канада: особенности развития. Австралийский союз. Новая Зеландия.
Тема 13. США: причины и итоги Гражданской войны 1861-1865гг. Американское общество в первой половине XIX в. Истоки конфликта между Севером и Югом. Гражданская война в США. Восстановление Юга. США в конце XIX –начале XX в.
Тема 14. Страны Западной и Центральной Европы в конце XIX - начале XX в. Франция после поражения. Германская империя. Австро –Венгрия. Национальный вопрос в Австро-Венгрии.
Тема 15. Государства Южной и Юго -Восточной Европы. Италия после объединения. Испания на периферии Европы. Балканские страны после приобретения независимости.
Тема16. Япония на пути модернизации. Япония в середине XIXв. Реставрация Мэйдзи. Реформы в Японии. Модернизация в социально- экономической сфере. Переход к политике завоеваний.
Раздел V.Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX-начале XXв. - 5час.
Тема 17. Индия под властью англичан. Завершение покорения Индии. Экономические и социальные последствия колониального правления. Восстание сипаев и причины его поражения. Реформы системы управления Индией. Индия в конце XIX-начале XX в. Создание ИНК и его тактика ненасильственных действий.
Тема 18. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. Китай в XIX в. Развитие европейской торговли в Китае и «опиумные войны». Восстание тайпинов и его подавление. «Боксерское восстание» в Китае. Национально - демократическая революция 1911-1913 гг. и ее итоги.
Тема 19. Османская империя и Персия в XIX –начале XX в. Османская империя в XIX в. и обострение «восточного вопроса». Начало раздела турецких владений европейскими державами. Реформы в Турции. Турция и Крымская война 1853 -1856 гг. Преобразования 1870-х гг. Младотурецкая революция. 1908 -1909 гг. Революционное движение 1906 -1911 гг. в Персии и попытки проведения реформ.
Тема 20. Завершение колониального раздела мира. Мир к началу XXв. Колониальная империя Великобритании. Колониальные захваты Франции. Германия как колониальная держава. Колониальные владения малых стран. Колониальная политика США.
Тема 21. Колониализм: последствия для метрополий и колоний. Европейский колониализм. Традиционализм в колониальных и зависимых странах. Рост стремлений к освобождению и модернизации в странах Азии.
Тема 22. Латинская Америка в мировой индустриальной цивилизации. Латиноамериканские страны после освобождения. США и Латинская Америка. Проблемы модернизации в Латинской Америке. Революция 1910 -1917 в Мексике.
Раздел VI. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX –начале XX в. и Первая мировая война 1914 -1918 гг. – 4час.
Тема 23. Военно - политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX –XX вв. Обострение политики и интересов ведущих стран мира: США, Великобритании, Германии, России, Франции, Италии, Австро -Венгрии, Японии. Обострение противоречий между ними. Формирование Антанты и союза Центральныз держав. Последствия раскола Европы нп два противостоящих друг другу военных блока. Пацифизм и милитаризм.
Тема 24.Причины и начальный период войны. Причины и повод возникновения мировой войны. Политический кризис в Европе летом 1914г. Дипломатическая подготовка войны. Соотношение сил Центральных держав и стран Антанты и планы военных действий. Начальный период войны. Роль России в срыве германского плана молниеносного разгрома Франции. Вступление в войну Турции и Японии.
Тема 25. На фронтах Первой мировой войны. Кампании 1915 и 1916 гг., их итоги и рост противоречий в воюющих странах. Борьба за новых союзников. Вступление в войну Болгарии, Италии, Румынии. Февральская революция в России и кампания 1917г. Приход к власти большевиков и выход России из войны. Вступление в войну США и кампания 1918 г. Капитуляция Германии и ее союзников.
Раздел VII. Наука, культура и искусство в XIX – начале XXв. –1час.
Тема 26. Технический прогресс и развитие научной картины мира. Истоки ускорения технического прогресса. Исследования на стыках наук. Сближение научного и технического прогресса. Достижения физики, химии, естествознания, медицины. Теория эволюции Ч.Р.Дарвина. Кризис механистических воззрений XIX в. и открытия В.Рентгена, Э. Розерфорда, А.Эйнштейна. Законы диалектики и появление социологии, политологии.
Развитие техники и строительства.
Тема 27. Художественная культура XIX-начала XX в. Классицизм революционной эпохи. Романтизм в духовной жизни Европы. Искусство и идеи национального освобождения. Критический реализм в живописи и литературе. Появление импрессионизма. Духовная жизнь индустриального общества на рубеже XIX -XXвв. Стиль модерн. Разнообразие стилей и направлений в искусстве (модернизм, экспрессионизм, примитивизм, дадаизм и т.д.) Истоки массовой культуры.
Итоговое повторение – 1час.
Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс
№ п.п. | Название темы | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Домашнее задание |
1 | Введение. Новое время: XIXвек. | 1 | | |
Раздел I. Реакция и революции в европейском и мировом развитии - 4час. |
2 | Империя Наполеона | 1 | Актуализировать знания по истории французской революции конца XVIIIв.; характеризовать международную ситуацию в Европе в начале XIXв.; анализировать события, связанные с приходом к власти Наполеона, его внутреннюю и внешнюю политику; оценивать последствия наполеоновских завоеваний | §1 |
3 | Народы против Французской империи | 1 | Показать противоречивый характер политики Наполеона в Европе; объяснять , почему время наполеоновских войн было периодом зарождения национального самосознания европейских народов, доказать это на конкретных примерах; раскрывать признаки кризиса внутренней и внешней политики Наполеона, причины внутренней слабости; анализировать причины обострения отношений Франции с Россией | §2 |
4 | Поход в Россию и крушение французской империи | 1 | Выделять основные этапы войны 1812г. и причины поражения армии Наполеона в России; рассказывать о ходе военных действий в Европе в 1813-1814гг. и их результатах; объяснять, почему стало возможным возвращение к власти наполеона после его отречения; давать оценку решениям Венского конгресса и политике священного союза | §3 |
5 | Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х гг. Освободительное движение в Латинской Америке в Iпол. XIXв. | 1 | Анализировать цели, принципы и политику Священного союза по отношению к революционному и освободительному движению в Европе; выделять основные этапы нац.-освободительной борьбы греческого народа за независимость; называть причины и итоги революций 1830г. во Франции и в Бельгии, а также восстания в Польше в 1830-1831гг. Выявлять особенности развития Латинской Америки; давать оценку политике Испании в колониях; называть причины и особенности национально-освободительного движения в этом регионе; характеризовать деятельность С.Боливара, Х. Сан-Мартина и др. героев национально-освободительного движения; анализировать политику США и последствия этой политики | §4,5 |
Раздел II. Становление национальных государств в Европе - 4час. |
6 | Незавершенные революции 1848-1849 годов в Европе | 1 | Выявлять причины и цели революций 1848-1849 гг. в Европе; давать оценку действиям правительств европейских стран по отношению к революциям; анализировать итоги революций, объяснять их незавершенный характер | §6 |
7 | Начало воссоединения Италии и объединения Германии | 1 | Выявлять предпосылки, причины объединения Германии и Италии в единые государства; показывать закономерности становления национальных государств, идущих по пути индустриального развития; характеризовать деятельность О.Бисмарка, К.Кавура, Гарибальди | §7 |
8 | Франко-германская война и Парижская Коммуна | 1 | Оценивать внутреннюю и внешнюю политику французского императора Наполеона III; объяснять повод, причины франко-германской войны , ход военных действий и последствия поражения Франции; объяснять причины восстания в Париже, характеризовать деятельность Парижской Коммуны; оценивать условия мирного договора между Германией и Францией | §8 Повторить §§1-7 |
9 | Повторение-обобщение по разделу «Становление национальных государств в Европе» - письменная работа | 1 | Обобщать, систематизировать основные итоги развития национальных государств Европы; знать основные события, давать им оценку, называть их дату; объяснять термины, понятия, давать развернутые ответы на поставленные вопросы в письменной форме | |
Раздел III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги – 3час. |
10 | Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в Iпол. XIXв | 1 | Понимать значение технических изобретений I пол. XIXв.для развития промышленного производства; отмечать социальные последствия промышленной революции; характеризовать положение буржуазии и рабочего класса; выявлять особенности рабочего двтжени в Германии и Франции, причины и результаты чартистского движения в Англии; | §9 |
11 | Индустриальные страны во II половине XIX-начале Xxв. | 1 | Характеризовать значение научно-технических достижений ; объяснять значение овладения электрической энергией, сущность нового типа организации производства на примере системы Ф Тейлора; показать закономерность процесса концентрации производства, капитала и образования монополий; раскрыть социальные последствия индустриализации | §10 |
12 | Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке | 1 | Характеризовать основные идеи консерватизма, либерализма и социализма, называть основных идеологов этих направлений; понимать основные положения социалистической теории К.Маркса и Ф.Энгельса, ее влияние на рабочее движение; выявлять причины раскола социал-демократического движения, оценивать идеи ревизионизма | §11 |
Раздел IV. Ведущие страны мира в середине XIX –начале XX в. -5час. |
13 | Великобритания и ее доминионы | 1 | Объяснять особенности сложившейся в Англии двухпартийной политической системы; выявлять причины образования лейбористской партии; характеризовать политику Великобритании в «белых» колониях, экономические последствия колониальной политики; объяснять причины утраты Англией промышленного превосходства | §12 |
14 | США: причины и итоги гражданской войны 1861-1865гг. | 1 | Показать особенности экономического уклада и политического развития США в XIXв.; объяснять причину сохранения рабства на юге страны, причину конфликта между Севером и Югом США; оценивать политику президента А.Линкольна; выделять факторы экономического подъема США в конце XIXв. | §13 |
15 | Страны Западной и Центральной Европы. Государства Южной и Юго-Восточной Европы | 1 | | §14,15 |
16 | Япония на пути модернизации | 1 | Показать особенности географического положения, государственного устройства Японии, ее хозяйственного развития к начале XXв.; характеризовать положение основных сословий; давать оценку реформам императора Муцухито; называть причины экспансии Японии в дальневосточном регионе, итоги японо-китайской и русско-японской войн | §16 Повторить §§9-15 |
17 | Повторение-обобщение по разделу «Ведущие страны мира в середине XIX-начале XX в.- тестирование | 1 | Обобщать и систематизировать знания по разделу; знать основные события, давать им оценку, называть даты; объяснять термины, понятия, выполнять задания тестового характера | |
Раздел V. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX- начале XX в. – 5час. |
18 | Индия под властью англичан | 1 | Характеризовать географическое положение Индии, ее природные и климатические особенности; объяснять причину ранней колонизации Индии; давать оценку колониальной политике английских властей; | §17 |
19 | «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами | 1 | Оценивать политику самоизоляции, проводимой в Китае; объяснять последствия военно-экономической отсталости страны; характеризовать особенности традиционного уклада Китая, причины негативного отношения населения к иностранным товарам и порядкам; выявить причины усиления экспансии индустриальных стран в Китае, причины «опиумных войн» и их последствия; называть особенности народных движений, причины поражения восстания тайпинов и ихэтуаней; характеризовать причины и итоги революций 1911-1913гг. | §18 |
20 | Османская империя и Персия в XIX – начале XX в. | 1 | Характеризовать особенности географического положения и государственного устройства Османской империи; называть признаки кризиса государства, последствия военно-экономической отсталости страны ; разъяснять сущность «восточного вопроса» в международной политике, причины и результаты революционных конфликтов; объяснять причины и результаты младотурецкой революции; понимать особенности развития Персии XIX | §19 |
21 | Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний | 1 | Выявить особенности колониальной политики Англии, Франции, Германии, малых стран Европы, Японии; характеризовать признаки индустриальных, аграрно-индустриальных и аграрных стран; объяснять причины усиления борьбы индустриальных стран за колонии и сферы влияния в мире; давать оценку войнам за передел мира; выявить положительные и негативные последствия колониализма для метрополий и колоний, предпосылки модернизации стран Азии, роль иностранных капиталов и технологий для развития их промышленности; объяснять противоречивость этого процесса | §20,21 |
22 | Латинская Америка во II половине XIX –начале XXв. | 1 | Характеризовать внутреннее и внешнее положение независимых государств Латинской Америки, причины и результаты Тихоокеанских войн; давать оценку политике США в Латинской Америке; объяснять значение термина «панамериканизм»; знать историю мексиканской революции 1910-1917гг. | §22 |
Раздел VI. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX –начале XX в. Первая мировая война 1914-1918гг.- 4час. |
23 | Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX –XX вв. | 1 | Характеризовать принципы и цели внешней политики ведущих индустриальных стран, их военный потенциал; объяснять процесс формирования военно-политических блоков а Европе; анализировать общественное мнение по проблеме войны и мира, отмечать причины слабости пацифистского движения | §23 |
24 | Начало Первой мировой войны | 1 | Характеризовать «сараевское убийство» как повод к развязыванию войны; оценивать действия правительств Австро-Венгрии, Германии, Сербии, России, Франции в условиях международного кризиса лета 1914г.; объяснять военные планы противоборствующих сторон, определять характер начавшейся войны; рассказывать о военных событиях в начальный период | §24 |
25 | На фронтах Первой мировой войны | 1 | Анализировать планы сторон и военные действия в 1915 -1916гг, их результаты; показать рост экономических трудностей и политических противоречий в воюющих странах, влияние затяжной войны на настроения в обществе; объяснять причины вступления в войну США и выхода России из войны; анализировать итоги войны | §25,26 Повторить §§17-24 |
26 | Повторение-обобщение по разделам «Восток в орбите влияния Запада», «Обострение противоречий на международной арене» -тестирование | 1 | Обобщать и систематизировать знания по раздела; знать основные события, давать им оценку, называть даты; объяснять термины, понятия, выполнять задания тестового характера | |
Раздел VII. Наука, культура и искусство в XIX –начале XXв. – 1час. |
27 | Технический прогресс и развитие научной картины мира. Культурное наследие XIX –начала Xxв. | 1 | Выявлять факторы развития научного и технического прогресса; приводить примеры фундаментальных открытий, важных технических изобретений, новых средств транспорта и связи; показать влияние идей национального самосознания на развитие литературы и искусства, выделять особенности культуры индустриального общества, истоки массовой культуры | §27,28 повторить термины, понятия, даты |
28 | Итоговое повторение-обобщение курса 8класса. Промежуточная аттестация – защита проектов | 1 | Обобщать, систематизировать знания по курсу 8класса; знать основные события, давать им оценку, называть их дату; объяснять термины, понятия, давать развернутые ответы на вопросы | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. .Учебник « Всеобщая история. История нового времени XIX- начало XX в.» 8 класс ФГОС. Автор: Н.В.Загладин. Изд-во: М. « Русское слово» 2015
2.Программа курса «Всеобщая история. История нового времени» 8 класс. Авторы: Н.В. Загладин, Х.Т.Загладина Изд-во: М. «Русское слово», 2012г.
3. Методические рекомендации к учебнику Н.В.Загладина «Всеобщая история. История Нового времени» 8класс. Автор: И.А.Ермакова. Изд-во: М.Русское слово, 2009г.
4. КИМы: «История Нового времени. 1800-1900гг.» 8класс. Изд-во: М. ВАКО, 2014г.
5.Тесты по Новой истории 1800-1913гг. 8класс. Изд-во: М. «Экзамен», 2006г.
6.Интернет-ресурсы