МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
И.о. заместителя директора по УР Директор техникума
__________ Н.В. Бережная ___________ Н.В. Усова
« 29 » августа 2016г. « 30 » августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП. 03. Физика
для специальности 1302.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) .
2016
Программа учебной дисциплины «Физика» составлена на основе профильной программы для общеобразовательных организаций (Физика : 10-11 кл. : профильная программа для общеобразовательных организаций : / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 22 с.), рекомендованной Министерством образования и науки ДНР (приказ № 408 от 18.08.2015 г.).
Разработчик: Кулага Т. Ф., специалист высшей категории, преподаватель физики
Рецензенты:
1.Богданова Т.В специалист высшей категории, преподаватель ГПОУ «КИТ»
2. Леонова Т. П. специалист высшей категории, преподаватель
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией ___________________
протокол № 1 от «___»_________2016 г.
Председатель МК__________ Т.Ф.Кулага
Рабочая программа переутверждена на 20 / 20 учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 23 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программма составлена на основе профильной программы для общеобразовательных организаций (Физика : 10-11 кл. : профильная программа для общеобразоват. организаций : / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 22 с.), методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов в соответствии с требованиями государственных образовательныхстандартов среднего профессионального образования.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на профильном уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей cтудентов, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых преподавателем в аудитории, лабораторных работ, выполняемых студентами.
Указанные в программе лабораторные работы являются обязательными. В зависимости от условий конкретного учебного заведения преподаватель может заменять отдельные лабораторные работы равноценными, а также увеличивать их количество за счет введения кратковременных экспериментальных заданий. Отдельные лабораторные и практические работы могут выполняться при помощи компьютерных виртуальных лабораторий и т.п., а также предлагаться школьникам как учебные проекты.
Структура документа
Программа по физике включает три раздела:
пояснительную записку;
критерии оценивания учебных достижений студентов;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебной дисциплины, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от студентов самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление студентов с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика как наука. Методы научного познания природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает студента научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Место предмета в учебном плане
Курс физики построен по двум логично завершенным концентрам, содержание которых согласовано со структурой средней общеобразовательной школы:
в основой школе (7-9 классы) изучается логически завершенный базовый курс физики, который закладывает основы физического знания;
в старшей школе изучение физики происходит в зависимости от выбранного профиля обучения.
В Базисных учебных планах общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015-2016 г. отводится 350 часов для обязательного изучения физики на профильном уровне ступени среднего общего образования. В том числе в 10 и 11 классах по 175 учебных часов из расчета 5 учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Экспериментальная составляющая обучения физике реализуется через систему физического эксперимента, который эффективно реализует деятельностный подход к обучению физики. Поэтому учебный физический эксперимент как органическая составляющая методической системы обучения физике обеспечивает формирование у студентов необходимых практических умений, исследовательских навыков и личностного опыта экспериментальной деятельности. Одним из важнейших участков работы в системе обучения физике является решение физических задач. Задачи разных типов можно эффективно использовать на всех этапах усвоения физического знания: для развития интереса, творческих способностей и мотивации студентов к обучению физики, во время постановки проблемы, требующей решения, в процессе формирования новых знаний, выработка практических умений, с целью повторения, закрепления, систематизации и обобщения усвоенного материала, контроля качества усвоения учебного материала или диагностирования учебных достижений студентов. В условиях личностно ориентированного обучения важно осуществить соответствующий подбор физических задач, который бы учитывал познавательные возможности и наклонности студентов, уровень их готовности к такой деятельности, развивал бы их способности в соответствии с образовательными потребностями.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины». Этот раздел определяет результаты обучения и те формы и методы, которые будут использованы для их контроля. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В левой графе таблицы результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций. Компетенции соотнесены со знаниями и умениями. В правой графе таблицы формулируются формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится студентами. Они должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.
Критерии оценивания уровня учебных достижений студентов по физике
Во время определения уровня учебных достижений по физике оценивается:
уровень владения теоретическими знаниями;
уровень умений использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и т.д.);
уровень владения практическими умениями и навыками во время выполнения лабораторных работ, наблюдений и работ физического практикума;
содержание и качество творческих работ студентов (рефератов, проектов, творческих экспериментальных работ, изготовление приборов, компьютерное моделирование физических процессов и тому подобное).
Основными видами оценивания являются: текущее, тематическое, итоговое за семестр, итоговое годовое оценивание и государственная итоговая аттестация. Текущее оценивание носит поощрительный, стимулирующий и диагностико-корректирующий характер, его необходимость определяется преподавателем.
Критерии оценивания уровня владения студентами теоретическими знаниями
Уровни учебных достижений | Отметка | Критерии оценивания учебных достижений |
Недостаточный | 1 | Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д. |
Начальный | 2 | Студент (студентка) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах преподавателя. |
Средний | 3 | Студент (студентка) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет физические явления, различает буквенные обозначения отдельных физических величин, знает единицы измерения отдельных физических величин и формулы из темы, которая изучается. |
Достаточный | 4 | Студент (студентка) может объяснять физические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию преподавателя. |
Высокий | 5 | Студент (студентка) свободно владеет изученным материалом, умело использует физическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа. |
Критерии оценивания учебных достижений стедентов при решении задач по физике
Определяющим показателем для оценки умения решать задачи является их сложность, которая зависит от:
1) количества правильных, последовательных, логических шагов и операций, осуществляемых студентом; такими шагами можно считать умение:
уяснить условие задачи;
записать его в кратком виде;
сделать схему или рисунок (по необходимости);
определить, каких данных не хватает в условии задачи, и найти их в таблицах или справочниках;
выразить все необходимые для решения величины в единицах СИ;
составить (в простых случаях выбрать) формулу для нахождения искомой величины;
выполнить математические действия и операции;
вычислять значения неизвестных величин;
анализировать и строить графики;
пользоваться методом размерностей для проверки правильности решения задачи;
оценить полученный результат и его реальность;
2) рациональности выбранного способа решения;
3) типа задачи (по одной или нескольким темам (комбинированная), типовая (по алгоритму) или нестандартная).
Уровни учебных достижений | Отметка | Критерии оценивания учебных достижений |
Недостаточный | 1 | Задача не решена. Студент (студентка) не умеет различать физические величины, единицы измерения по определенной теме, с помощью преподавателя не решает задачи на воспроизводство основных формул; не осуществляет простейшие математические действия. |
Начальный | 2 | Задача не решена. Допущены существенные ошибки в логических рассуждениях. Студент (студентка) различает физические величины и единицы измерения по определенной теме, с ошибками осуществляет простейшие математические действия. |
Средний | 3 | Студент (студентка) решает типовые простые задачи (по образцу), обнаруживает способность обосновать некоторые логические шаги с помощью преподавателя. В логических рассуждениях нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических действиях. |
Достаточный | 4 | Студент (студентка) самостоятельно решает типовые задачи и выполняет упражнения по одной теме, может обосновать избранный способ решения. В решении задачи допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. |
Высокий | 5 | Студент (студентка) самостоятельно решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, решает нестандартные задачи. |
Критерии оценивания учебных достижений студентов при выполнении лабораторных и практических работ
При оценивании уровня владения студентами практическими умениями и навыками во время выполнения фронтальных лабораторных работ, экспериментальных задач, работ физического практикума учитываются знание алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования (планирование опытов или наблюдений, сборка установки по схеме; проведение исследования, снятие показаний приборов), оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т.п.; вычисление погрешностей измерения (по необходимости), обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению.
Уровни сложности лабораторных или практических работ могут задаваться:
через содержание и количество дополнительных заданий и вопросов по теме работы;
через разный уровень самостоятельности выполнения работы (при постоянной помощи преподавателя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции);
организацией нестандартных ситуаций (формулировка учеником цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов).
Обязательно учитывать при оценивании соблюдение учащимися правил техники безопасности во время выполнения лабораторных работ и работ физического практикума.
Уровни учебных достижений | Отметка | Критерии оценивания учебных достижений |
Недостаточный | 1 | Работа не выполнена. Студент (студентка) не может назвать приборы и их назначение, не умеет пользоваться большинством из них, с помощью учителя не может составить схему опыта. Отсутствует отчет о выполнении работы. |
Начальный | 2 | Работа выполнена менее чем наполовину. Студент (студентка) называет некоторые приборы и их назначение, демонстрирует умение пользоваться некоторыми из них Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении техники безопасности, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя. |
Средний | 3 | Студент (студентка) выполняет работу по образцу (инструкции) или с помощью преподавателя, результат работы студента дает возможность сделать правильные выводы или их часть. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которая исправляется по требованию преподавателя. Допущены одна или две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о выполнении лабораторной или практической работы. |
Достаточный | 4 | Студент (студентка) самостоятельно монтирует необходимое оборудование, выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием. Допущены одна или две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе. |
Высокий | 5 | Студент (студентка) определяет характеристики приборов и установок, осуществляет грамотную обработку результатов, рассчитывает погрешности (если требует работа), анализирует и обосновывает полученные выводы исследования, обосновывает наличие погрешности проведенного эксперимента или наблюдения. Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен с учетом правил техники безопасности; проявлены организационно-практические умения и навыки (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе). Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета. |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
1.1. Область применения программы
Профильная программа по физике предполагает более глубокое усвоение физических законов и теорий, овладение учебным материалом, необходимым для широкого применения в объяснении химических, геофизических, биологических, экологических и других природных явлений, целостного представления о естественно-научной картине мира, понимание значения и места физики в структуре естественных наук.
Ее содержание достаточно для продолжения изучения физики как учебного предмета в профессиональных образовательных учреждениях. Этот курс рассчитан на 294 часа и предусматривает 20 лабораторных работ и 2 обязательные контрольные работы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
управлять своей познавательной деятельностью;
проводить наблюдения;
использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;
использовать различные источники для получения физической информации;
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль физики в современном мире;
фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;
основные физические процессы и явления;
важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
методы научного познания природы;
как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 294 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося 99 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 225 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 69 |
в том числе: | |
систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); | 32 |
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; | 25 |
| 12 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.03
Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | Домашнее задание Учебник Г.Я. Мякишева Физика 10, 11 класс 2010 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира. | | 2 | 1 | Введение §1-2 |
Раздел 1. | Механика | 66 | | |
Тема 1.1. Основы кинематики | Содержание учебного материала | 20 | | |
Механическое движение и его относительность. | | 1,2 | §3-4 |
Способы описания механического движения. | §5 |
Материальная точка как пример физической модели. | |
Перемещение, скорость. Уравнение прямолинейного равномерного движения | §6-7 |
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном прямолинейном движении. | §8-10 |
Ускорение. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. | §11-13 |
Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном прямолинейном движении. | §14 |
Свободное падение тел. | §15 |
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. | §16-18 |
Вращательное движение твердого тела. | §19 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Основы кинематики». | | |
Лабораторные работы | 4 | 3 | |
1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. 2. Измерение коэффициента трения скольжения. | | |
Тематическая №1 | | | |
Тема 1.2. Основы динамики | Содержание учебного материала | 16 | | |
Взаимодействие тел в природе. Инерциальные системы отсчета. | | 1,2 | §20-21 |
Законы динамики Ньютона и границы их применимости. | §22-24, 26 |
Масса. Принцип суперпозиции сил. | §25 |
Принцип относительности Галилея. | §28 |
Пространство и время в классической механике. | §28 |
Силы тяжести, упругости, трения. | §33-35 |
Вес и невесомость. | §33 |
Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | §30-32 |
Лабораторные работы | 2 | 3 | |
3. Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости. | | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Основы динамики». | | |
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 14 | | |
Импульс и импульс силы. | | 1,2 | §39-40 |
Закон сохранения импульса. | |
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. | §41-42 |
Механическая работа. Мощность. | §43-44 |
Механическая энергия тела и ее виды. | §45-49 |
Закон сохранения энергии в механике. | §50 |
Момент силы. Условия равновесия твердого тела. | §52-54 |
Лабораторные работы | 4 | 3 | |
4. Изучение закона сохранения механической энергии. 5. Изучение равновесия тел под действием сил. | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике». | | |
Тематическая №2 | | | |
| Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение (в содержании учебного материала предлагаемые темы выделены курсивом); подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 16 | 3 | |
Раздел 2. | Молекулярная физика. Термодинамика | 44 | | |
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала | 8 | | |
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. | | 1,2 | §56-58 |
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Модель идеального газа. | §59-61 |
Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. | §64-67 |
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. | §62-63 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Основы МКТ». | | |
Тема 2.2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела | Содержание учебного материала | 10 | | |
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | | 1,2 | §68 |
Границы применимости модели идеального газа. | §69 |
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. | §70 |
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. | §71-72 |
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. | §73 |
Лабораторные работы | 8 | 3 | |
6. Изучение одного из изопроцессов. Опытная проверка закона Гей-Люссака. 7. Измерение влажности воздуха. 8. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 9. Определение модуля упругости пружины. | | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела». | | |
Тема 2.3. Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 10 | | |
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Работа в термодинамике. | | 2 | §75-76 |
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. | §78 |
Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. | §77 |
Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. | §80-81 |
Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. | §82 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Основы термодинамики». | | §75-82 повт |
Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Термодинамика». | 2 | 3 | §75-82 повт |
Тематическая №3 | | | |
| Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовить реферат на тему: «Тепловой двигатель и охрана окружающей среды»; подготовить реферат на тему: «Значение капилляров. Деформация их распространения и учет в технике»; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольной работы; подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 10 | 3 | |
Раздел 3. | Электродинамика | 66 | | |
Тема 3.1. Электростатика | Содержание учебного материала | 16 | | |
Элементарный электрический заряд. | | 1,2 | §84-85 |
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | §86-87 |
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | §88-91 |
Принцип суперпозиции электрических полей | §91-92 |
Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. | §97-98 |
Проводники в электростатическом поле. | §93 |
Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля. | §99-101 |
Диэлектрики в электростатическом поле. | §94-95 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Электростатика». | | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока. Электрический ток в разных средах | Содержание учебного материала | 18 | | |
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. | | 1,2 | §102-103 |
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | §104-105 |
Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Работа и мощность постоянного тока. | §106-108 |
Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Электрическая проводимость различных веществ. | §109, 117, 121-122 |
Электрический ток в металлах. | §111 |
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | §119-120 |
Плазма. | §123 |
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. | §113-115 |
Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. | §116 |
Лабораторные работы | 8 | 3 | |
10. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. 11. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 12. Определение удельного сопротивления проводника. 13. Измерение элементарного электрического заряда. | | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Законы постоянного тока». | | |
Тематическая №4 | | | |
Тема 3.3. Магнитное поле | Содержание учебного материала | 8 | | |
Магнитное поле тока. | | 1,2 | §1-2 |
Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы. | §3-5, 6 |
Электроизмерительные приборы. | §4 |
Магнитные свойства вещества. | §6 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Магнитное поле». | | |
Тема 3.4. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 6 | | |
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. | | 1,2 | §8-11 |
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. | §15-16 |
Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | §12, 16 |
Лабораторные работы | 2 | 3 | |
14. Изучение явления электромагнитной индукции. | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция». | | |
Тематическая №5 | | | |
| Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; подготовка реферата на тему: «Виды самостоятельного разряда и их применение»; подготовка реферата на тему: «Применение полупроводников в технике»; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 22 | 3 | |
Раздел 4. | Колебания и волны | 36 | | |
Тема 4.1. Механические колебания и волны | Содержание учебного материала | 8 | | |
Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Превращения энергии при гармонических колебаниях. Резонанс. | | 1,2 | §18-19 |
Математический маятник. Колебания груза на пружине. | §20-21 |
Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны | §42-44 |
Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны. | §46-47 |
Лабораторные работы | 2 | 3 | |
15. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. | | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Механические колебания и волны». | | |
Тема 4.2. Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | 10 | | |
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. | | 1,2 | §27-30 |
Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. | §31-35 |
Автоколебания. Генерирование электрической энергии. | §36 |
Трансформатор. | §38 |
Производство, использование и передача электрической энергии. | §37, 39-41 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания». | | |
Лабораторные работы | 2 | 3 | |
16. Изучение устройства и работы трансформатора. | | |
Тема 4.3. Электромагнитные волны | Содержание учебного материала | 8 | | |
Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца. Плотность потока электромагнитного излучения. | | 1,2 | §48-50 |
Принципы радиосвязи. | §51-53 |
Свойства электромагнитных волн. | §54 |
Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | §55-58 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Электромагнитные волны». | | |
Тематическая №6 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 14 | 3 | |
Раздел 5. | Оптика | 24 | | |
Тема 5.1. Геометрическая оптика | Содержание учебного материала | 6 | | |
Скорость света и методы его определения. | | 1,2 | §59 |
Закон отражения света. Закон преломления света. | §60-61 |
Полное внутреннее отражение. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. | §62-65 |
Оптические приборы. | §65 |
Лабораторные работы | 4 | 3 | |
17. Измерение показателя преломления стекла. 18. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. | | | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Световые волны». | | |
Тема 5.2. Волновая оптика | Содержание учебного материала | 6 | | |
Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. | | 1,2 | §66-72 |
Поляризация света. | §73 |
Виды излучений. Источники света. Виды спектров. Спектральный анализ. | §80-83 |
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн. | §84-86 |
Лабораторные работы | 2 | 3 | |
19. Измерение длины световой волны. | | | |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Электромагнитные и световые волны». | | |
Контрольная работа по теме: «Электромагнитные и световые волны». | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка реферата на тему: «Оптические приборы»; создание мультимедиа презентаций на тему: «Оптические явления в природе» изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольной работы; подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 10 | 3 | |
Раздел 6. | Элементы теории относительности | | 4 | | |
Тема 6.1. Элементы теории относительности | Содержание учебного материала | 4 | | |
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности. | | 2 | §75-78 |
Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. | §79 |
Тематическая №7 | | | |
Раздел 7. | Квантовая физика | 36 | | |
Тема 7.1. Световые кванты | Содержание учебного материала | 8 | | |
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. | | 1,2 | §87-88 |
Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. | §89 |
Корпускулярно-волновой дуализм. | §89-90 |
Давление света. Химическое действие света. | §91-92 |
Практические работы | 2 | 2 | |
Решение задач по теме: «Световые кванты». | | |
Тема 7.2. Физика атома и атомного ядра | Содержание учебного материала | 22 | | |
Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. | | 1,2 | §93 |
Квантовые постулаты Бора. | §94-95 |
Лазеры. | §96 |
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-излучения. | §97-100 |
Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. | §103-104 |
Закон радиоактивного распада. | §101-102 |
Ядерная энергетика. | §109 |
Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. | §112 |
Доза излучения. | 113 |
Элементарные частицы | §114 |
Фундаментальные взаимодействия. | §114-115 |
Лабораторные работы | 2 | 2,3 | |
20. Изучение треков заряженных частиц. | | |
Практические работы | 2 | |
Решение задач по теме: «Атомная физика». Защита реферата. | | |
Тематическая №8 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; создание мультимедиа презентаций на тему: «Радиоактивность» создание мультимедиа презентаций на тему: «Ядерная энергетика» создание мультимедиа презентаций на тему: «Влияние ионизирующей радиации на живые организмы» создание мультимедиа презентаций на тему: «Великие учёные-физики, изменившие мир» изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации. | 20 | 3 | |
Раздел 8. | Строение Вселенной | 16 | | |
Содержание учебного материала | 14 | | |
| Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. | | 1,2 | §116-117 |
Солнечная система. | §118 |
Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | §123 |
Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | §119 |
Солнце − единственная звезда Солнечной системы. | §120 |
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | §123-124 |
Строение и эволюция Вселенной. | §125-126 |
Практические работы | 2 | 3 | |
Защита реферата. | | |
Тематическая №9 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); создание мультимедиа презентаций на тему: «Звёзды и источники их энергии». | 8 | 3 | |
| | 3 | |
Экзамен | - | |
Всего: | 225 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
типовые комплекты учебного оборудования физики;
стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, психрометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика 10-11 кл.: книга для учителя. - М., 2004.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11кл. общеобразовательных учреждений. М., 2006.
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. - 399 с.
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике : 10 класс. – М.: Вако, 2007. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: Вако, 2006. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.
Дополнительные источники:
«Физика» научно- методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
описывать и объяснять физические явления и свойства тел | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - устный опрос |
отличать гипотезы от научных теорий | -письменная проверка - оценка результатов практических работ |
делать выводы на основе экспериментальных данных | - письменная проверка - оценка результатов практических работ - оценка результатов выполнения лабораторных работ |
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - оценка результатов практических работ |
приводить примеры практического использования физических знаний | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - устный опрос |
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д. | - устная проверка - письменная проверка |
применять полученные знания для решения физических задач | - письменная проверка - оценка результатов практических работ -тестовый контроль |
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле | - оценка результатов выполнения лабораторных работ - оценка результатов практических работ |
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей | - оценка результатов выполнения лабораторных работ |
Знания: | |
смысл понятий | - устная проверка - тестовый контроль |
смысл физических величин | - письменная проверка - оценка результатов практической работы |
смысл физических законов | - тестовый контроль - оценка результатов практической работы -устная проверка |
вклад российских и зарубежных ученых | - устная проверка |