Рабочая программа по предмету «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10—11 классов общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и программы «Основы права. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2011.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов из расчета 2 час в неделю в 10 классе и 2 час в 11 классе.
1.Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных документов. Право. М., Дрофа, 2008г.
2.Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2004г.
3.Учебник А.Ф. Никитин. Право 10 класс. М., Дрофа, 2011 г.
4. Методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.- М.: Дрофа, 2006.
Содержание программы отвечает следующим основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «общее познание (обществознание)» в старших классах. Во-вторых, профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Перед курсом не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования. Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое
оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
№ урока | Тема урока | План | Фа кт | Элемент содержания | Требования к уровню подготовки | Характеристика учебной деятельности | Домашнее задание |
Тема 1. «История государства и права». (16 часов) |
1 | Курс «Основы права», его структура и особенность | 1 н е д е л я | | Знакомство с курсом «Основы права» | Знать: Цели и задачи изучения курса; Уметь : Анализировать учебный материал | Лекция с элементами беседы. | Записи в тетради |
2 | Происхождение государства и права | 1 н е д е л я | | Практическая работа: «Теории происхождения государства»: Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители | Знать: теории происхождения государства Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права | Составить таблицу «Теории происхождения государства» | Записи в тетради |
3 | Право древнего мира | 2 н е д е л я | | Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи. | Лекция, работа с документами | Записи в тетради |
4 | Право древнего мира | 2 н е д е л я | | Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право | Знать основные положения урока Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характеризовать роль римского права в истории европейского права | Лекция, работа с документами | Записи в тетради |
5 | Право средневековой Европы | 3 н е д е л я | | Особенности средневекового права. Средневековые законодательства. Кодекс Юстиниана. | Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом документов, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Лекция Решение познавательных задач, работа с документами | Записи в тетради |
6 | Право средневековой Европы | 3 н е д е л я | | Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей. Мусульманское право | Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом документов, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Лекция Решение познавательных задач, работа с документами | Записи в тетради |
7 | Становление права Нового времени | 4 н е д е л я | | Основные черты буржуазного права. Идеи просветителей. Всеобщая декларация прав человека. | Знать основные положения урока. Выделять отличительные черты права Нового времени от средневековых норм. Умение работать с текстом документов, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Лекция Решение познавательных задач, работа с документами | Записи в тетради |
8 | Становление права Нового времени | 4 н е д е л я | | Основное содержание Конституции США | Знать основные положения урока. Определять содержание и значение Конституции США. Называть, какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США. Умение работать с текстом документов, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Работа с документами. Решение познавательных задач | Записи в тетради |
9 | Развитие права в России в IX - начале XIX вв. | 5 н е д е л я | | Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I | Лекция Работа с документами. | Записи в тетради |
10 | Развитие права в России в IX - начале XIX вв. | 5 н е д е л я | | Практическая работа: Памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI-XVIII вв.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. Законодательство Петра I, Петра III и Екатерины II. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I, Петра III и Екатерины II. | Составить таблицу: «Памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков» | записи в тетради |
11 | Российское право в XIX -начале XX вв. | 6 н е д е л я | | Политико-правовые воззрения декабристов. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Кодификация российского законодательства при Николае I. Появление Уголовного законодательства. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять результаты деятельности Николая I по кодификации законодательства. | Лекция. Письменные задания | записи в тетради |
12 | Российское право в XIX -начале XX вв. | 6 н е д е л я | | Правовые изменения времен правления Александра II. Становление судебной системы Российской империи. Манифест Николая II и «Основные государственные законы Российской империи». | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать правовые изменения времен правления Александра II, устройство судебной системы второй половины XIX века. Объяснять характер изменений в государственном устройстве после издания Манифеста Николая II 17 октября. | Лекция. | записи в тетради |
13 | Советское право в 1917 -1953 г.г. | 7 н е д е л я | | Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция СССР 1936г. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Лекция Составление словаря темы | записи в тетради |
14 | Советское право в 1954 -1991 г. | 7 н е д е л я | | Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области | Работа с документами. Составить кластер «Диссидентство» | Записи в тетради |
15 | Реформы российского права после 1991 г. | 8 н е д е л я | | Основные цели реформ 90-х г.г. в России. Принятие Конституции РФ 1993 г. и ее роль. Принятие новых правовых актов: Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Называть важнейшие правовые акты, принятые в этот период | Работа с нормативными документами. | Записи в тетради |
16 | ПОУ по теме: «История государства и права» | 8 н е д е л я | | основные понятия, идеи и учения, изученные в теме | Цели и задачи: Проверка знания основных понятий, идей, терминов и учений, изученных в теме Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме Уметь: работать с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | Записи в тетради. |
Тема 2. «Теория государства и права» (12 часов) |
17 | Государство, его признаки и формы | 9 н е д е л я | | Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал | Лекция. | Записи в тетради |
18 | Государство, его признаки и формы | 9 н е д е л я | | Признаки и функции государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал | Составление схемы «Формы государственного устройства» | |
19 | Понятие права. | 10 н е д е л я | | Право: понятие и признаки. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал | Лекция | Записи в тетради |
20 | Источники права. Система законодательства. | 10 н е д е л я | | Элементы системы права. Источники права. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал | Лекция | Записи в тетради |
21 | Правовая норма. | 11 н е д е л я | | Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы. Элементы содержания нормативно-правовых актов. | Знать основные положения урока. Называть виды правовой нормы, элементы системы права. Знать понятия темы | Работа со словарем темы, Составление таблицы «Виды правовой нормы» | Записи в тетради |
22 | Понятие и признаки правового государства | 11 не де ля | | Правовое государство. Признаки правового государства | Знать основные положения урока. Уметь, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства | Составление схемы «Признаки правового государства», кластера «Правовое государство» | Записи в тетради |
23 | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | 12 н е д е л я | | Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей | Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение | Лекция Составление схемы «Разделение властей» | Записи в тетради |
24 | Право и другие сферы общества | 12 н е д е л я | | Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали. | Лекция. | Записи в тетради |
25 | Право и другие сферы общества | 13 н е д е л я | | Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали. | Составление таблиц (по гр.): «Право и политика», «Право и экономика», «Право и культура» | Записи в тетради |
26 | О российской философии права | 13 н е д е л я | | Теория права. Философия права. Отечественная философия права. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права | Составить словарик темы, план вопроса «Отечественная философия права» | Записи в тетради, подготовка презентаций по индивидуальным темам |
27 | О российской философии права | 14 не де ля | | О российской философии права | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права | Просмотр и анализ презентаций | Записи в тетради |
28 | ПОУ по теме: «Теория государства и права» | 14 н е д е л я | | основные понятия, идеи и учения, изученные в теме | Цели и задачи: Проверка знания основных понятий, идей, терминов и учений, изученных в теме Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме Уметь: работать с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | Записи в тетради. |
Тема 3. «Конституционное право». (18 часов) |
29 | Понятие конституции, ее виды. | 15 н е д е л я | | Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения | Лекция, составление таблицы «Виды конституций» индивидуальный опрос | Записи в тетради |
30 | Конституционализм | 15 н е д е л я | | Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм». Символика России. Гимн, флаг | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения | Лекция, слушание и анализ сообщений | Записи в тетради, подготовка сообщений по индивидуальным темам |
31 | Конституция в России | 16 н е д е л я | | Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Знать, какие Конституции в России были приняты. Основные государственные законы и их значение. | Лекция Составить таблицу «Конституции России» | Записи в тетради |
32 | Конституция в России | 16 н е д е л я | | Конституции СССР 1936 и 1977 гг. | Знать, какие Конституции в СССР были приняты. Основные содержание и соответствие историческим реалиям и международным нормам Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом Конституции | Слушание и анализ докладов Составление схемы | Записи в тетради, подготовка сообщений по индивидуальным темам |
33 | Общая характеристика Конституции РФ | 17 н е д е л я | | Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г. | Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом Конституции | Работа с текстом Конституции. | Записи в тетради. |
34 | Основы конституционного строя | 17 н е д е л я | | Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составление схемы «Ветви гос. власти в России», работа с Конституцией РФ (преамбула) | Записи в тетради. |
35 | Гражданство в РФ | 18 не де ля | | Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности | Знать основные положения урока. Делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Лекция. Составление схемы «Двойное гражданство» | Записи в тетради. |
36 | Федеративное устройство | 18 н е д е л я | | Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закрепленные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Работать с картой | Составление схемы «Государственное устройство РФ», кластер «Сепаратизм». Работа с картой | Записи в тетради. |
37 | Президент РФ Полномочия президента | 19 н е д е л я | | Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом Конституции, выделять главное | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Полномочия Президента» | Записи в тетради. |
38 | Федеральное Собрание РФ. Совет Федерации. | 19 н е д е л я | | Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное. Систематизировать знания. | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Полномочия Федерального собрания: Совет Федерации» | Записи в тетради. |
39 | Федеральное Собрание РФ. Государственная Дума | 20 н е д е л я | | Формирование Государственной Думы и ее полномочия | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Полномочия Федерального собрания: Государственная Дума» | Записи в тетради. |
40 | Законотворческий процесс в РФ | 20 н е д е л я | | Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Умение работать с текстом Конституции, выделять главное | Лекция. Работа с Конституцией Составление схемы «Процесс принятия законов» | Записи в тетради. |
41 | Исполнительная власть в РФ | 21 н е д е л я | | Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Функции правительства РФ», | Записи в тетради. |
42 | Судебная власть в РФ | 21 н е д е л я | | Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Система судебной власти» | Записи в тетради. |
43 | Судебная власть в РФ | 22 н е д е л я | | Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Система судебной власти» | Записи в тетради. |
44 | Местное самоуправление | 22 н е д е л я | | Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Лекция Составление схемы «Способы осуществления гражданами местного самоуправления» | Записи в тетради. |
45 | Местное самоуправление | 23 н е д е л я | | Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Лекция Составление схемы «Местное самоуправление» | Записи в тетради. |
46 | ПОУ по теме: «Теория государства и права» | 23 н е д е л я | | основные понятия, идеи и учения, изученные в теме | Цели и задачи: Проверка знания основных понятий, идей, терминов и учений, изученных в теме Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме Уметь: работать с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | Записи в тетради. |
Тема 4. «Права человека» (19 часов) |
47 | Права и свободы человека и гражданина | 24 н е д е л я | | Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Права и обязанности» | Записи в тетради. |
48 | Международные договоры о правах человека | 24 н е д е л я | | Конвенция о рабстве. Международный билль о правах. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать НПА, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения | Слушание и анализ сообщений. Составить сравнительную таблицу по нормативным документам | Записи в тетради. |
49 | Международные договоры о правах человека | 25 н е д е л я | | Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права | Знать основные положения урока. Уметь анализировать НПА, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения | Слушание и анализ сообщений. | Записи в тетради, подготовка сообщений по индивидуальным темам |
50 | Гражданские права | 25 н е д е л я | | Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом НПА | Лекция. Тезисы. Работа НПА | Записи в тетради. |
51 | Гражданские права | 26 н е д е л я | | Декларация о пытках. Презумпция невиновности Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом НПА | Лекция. Тезисы. Работа НПА | Записи в тетради. |
52 | Политические права | 26 н е д е л я | | Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Лекция. Работа с Конституцией Составление таблицы «Политические партии и их значение» | Записи в тетради. |
53 | Экономические, социальные и культурные права | 27 н е д е л я | | Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благополучную жизнь. Декларация об обязанностях человека | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тезисы по статье 17-й Декларации Написание эссе | Записи в тетради, подготовка презентаций по индивидуальным темам |
54 | Право на благоприятную окружающую среду | 27 н е д е л я | | Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Лекция. Просмотр и анализ презентаций. | Записи в тетради |
55 | Право на благоприятную окружающую среду | 28 н е д е л я | | Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Составить кластер «Экологическое право». Сделать вывод | Записи в тетради |
56 | Права ребенка | 28 н е д е л я | | Конвенция о правах ребенка и ее значение. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом НПА, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тезисы Конвенции о правах ребенка | Записи в тетради |
57 | Права ребенка | 29 н е д е л я | | Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом НПА, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составить кластер «Права ребенка». Сделать вывод | Записи в тетради |
58 | Нарушения прав человека | 29 н е д е л я | | Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации национальных меньшинств. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Лекция Составить словарь темы. | Записи в тетради |
59 | Нарушения прав человека | 30 н е д е л я | | Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека Вопрос о смертной казни | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Написание эссе. | Записи в тетради |
60 | Защита прав человека в мирное время | 30 н е д е л я | | Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Составить таблицу «ООН и ее деятельность» Просмотр и анализ презентации | Записи в тетради, подготовка презентаций по индивидуальным темам |
61 | Защита прав человека в мирное время | 31 н е д е л я | | Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Просмотр и анализ презентации | Записи в тетради |
62 | Международная защита прав человека в условиях военного времени | 31 н е д е л я | | Международное гуманитарное право (МГП). Комбатанты. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Лекция. Составить кластер «Международное гуманитарное право» | Записи в тетради |
63 | Международная защита прав человека в условиях военного времени | 32 н е д е л я | | Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Характеризовать современное положение в области МГП | Лекция | Записи в тетради |
64 | Избирательное право. | 32 н е д е л я | | Нормы и принципы. Правовые основы. Единое правовое пространство. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Лекция. Дискуссия | Записи в тетради |
65 | Избирательный процесс. | 33 н е д е л я | | Избирательные системы. Мажоритарная система. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Лекция. Участие в игре. | Записи в тетради |
66 | Обобщающее повторение. Письменный опрос по теме: «Права человека» | 33 н е д е л я | | Основные понятия раздела. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Письменный опрос по основным вопросам раздела | Записи в тетради |
67 | Обобщение по курсу «Право» 10 класс | 34 н е д е л я | | тестовые контрольные задания по образцу ЕГЭ (в упрощённом варианте) | Знание основных понятий и терминов, изученных в теме. | Обобщающий тест в формате ЕГЭ. | Записи в тетради |
68 | Итоговый урок | 34 н е д е л я | | Обобщение пройденного материала по курсу. | Знание основных понятий и терминов, изученных в теме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.. | Дискуссия Устный опрос. | |
Итого 68 часов. |