СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Право 10 класс (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Право" для профильного уровня обучения учащихся 10 классов. Расчитана на 136 часов из расчета 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Право 10 класс (профильный уровень)»

Рабочая программа по праву

10 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10—11 классов общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и программы «Основы права. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2011.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов из расчета 2 час в неделю в 10 классе и 2 час в 11 классе.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных документов. Право. М., Дрофа, 2008г.

2.Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2004г.

3.Учебник А.Ф. Никитин. Право 10 класс. М., Дрофа, 2011 г.

4. Методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.- М.: Дрофа, 2006.

  1. Юридический словарь. – М.: Дрофа, 2014 г.

Содержание программы отвечает следующим основным условиям. Во-пер­вых, сохраняется преемственность с правовым содержанием общество­ведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «общее познание (обще­ствознание)» в старших классах. Во-вторых, профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и со­циально значимых проблем современного правоведения с учетом необ­ходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Перед курсом не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования. Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, со­циально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обя­занностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятель­ности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных за­дач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной ин­формации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источни­ков, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое

оценивание достоверности полученной информации, переда­ча содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать сужде­ния, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоя­тельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведе­ния, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и само­оценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, опре­деление собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою граждан­скую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Содержание программы учебного курса


ЧАСТЬ I

10 класс (70 ч)

Вводный урок. Курс «Основы права», его структура и особенность (1 ч)


Раздел 1. Из истории государства и права (15 ч)

Происхождение права и государства. Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители.

Право древнего мира. Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и рим­ское право.

Право средневековой Европы. Особенности средневеково­го права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей.

Становление права Нового времени. Основные черты буржуаз­ного права. Всеобщая дек­ларация прав человека. Основное содержание Кон­ституции США.

Развитие права в России в 9-начале 19 в. Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в разви­тии правовой системы. Па­мятники государственно-правовой мысли Руси - России XI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя Влади­мира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Сло­во о погибели Русской зем­ли», «Задонщина», «Сказа­ние о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.

Российское право в 19-начале 20 в. Политико-правовые воззре­ния декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права.

Советское право в 1917-1953 гг. Сущность диктатуры проле­тариата В.И.Ленина. Рево­люционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г.

Советское право в 1954-1991 г. Конституция 1977 г. Право­защитное, диссидентское движение.

Современное российское право. Основные цели экономиче­ских реформ 90-х г.г. в Рос­сии. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский ко­декс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.


Раздел 2. Вопросы теории государства и права (12 ч)

Государство, его признаки и формы. Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы госу­дарственного устройства. Формы правления. Полити­ческий режим.

Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.

Понятие и признаки правового государства. Правовое государство. Признаки правового госу­дарства.

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Верховенство закона в пра­вовом государстве. Закон­ность и правопорядок. Раз­деление властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Право и другие сферы общества. Право, мораль, их взаимо­связь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение пра­ва и политики. Влияние пра­ва на экономику. Связь права и культуры.

О российской философии права. Теория права. Философия права. Отечественная фи­лософия права. Соотноше­ние права и нравственно­сти. Право и верховное благо.

Раздел 3. Конституционное право (18 ч)

Понятие конституции, ее виды. Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Консти­туции. Виды конституций. Роль конституции как пра­вового документа. Консти­туционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «консти­туционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг.

Конституции в России. Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.

Общая характеристика Конституции РФ. Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя. Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.

Гражданство РФ. Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное граждан­ство: выгоды и трудности.

Федеративное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закреплен­ные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм.

Президент РФ. Процедура вступления Пре­зидента в должность. Ста­тус Президента. Полномо­чия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности.

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Роль органов представи­тельной власти в демокра­тических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государствен­ная Дума и ее полномочия.

Законотворческий процесс в РФ. Осуществление законода­тельной инициативы и соз­дание законопроекта. Со­держание законодательной деятельности Государст­венной Думы. Действия Со­вета Федерации и Прези­дента РФ в процессе при­нятия закона.

Правительство РФ. Высший орган исполнитель­ной власти. Состав прави­тельства РФ и его формиро­вание. Осуществление пра­восудия в России. Система судебной власти. Конститу­ционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полно­мочия Высшего Арбитражно­го Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции.

Местное самоуправление. Роль местного самоуправ­ления в системе власти в России. Способы осущест­вления гражданами местно­го самоуправления. Компе­тенция органов местного самоуправления. Статус органов местного само­управления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления.


Раздел 4. Права человека (18 ч)

Права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, со­ставляющие содержание Всеобщей декларации. Со­отношение прав и обязан­ностей. Соотношение прав человека и прав народов.

Международные договоры о правах человека. Международный билль о правах. Основное содержа­ние Факультативного прото­кола к Международному пакту о гражданских и поли­тических правах. Деклара­ция. Конвенция. Пакт. При­знание нашей страной при­оритета международного права.

Гражданские права. Содержание статьи 1 Все­общей декларации прав человека. Значение досто­инства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международ­ного права. Декларация о пытках. Презумпция неви­новности. Причины вынуж­денной миграции. Право на свободу совести. Ограниче­ние свободы вероиспове­дания.

Политические права. Свобода информации. Пра­во на объединение. Поли­тические партии и их значе­ние. Декларация, содержа­ние и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в эконо­мической сфере.

Экономические, социальные и культурные права. Условия для развития лич­ности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право чело­века на достойную, благо­получную жизнь. Деклара­ция об обязанностях чело­века.

Право на благополучную окружающую среду. Экологическое право. Эко­логическая угроза. Содер­жание экологического пра­ва. Экологические права человека. Основные на­правления выхода из эколо­гического кризиса.

Права ребенка. Конвенция о правах ребен­ка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процес­се реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний.

Нарушение прав человека. Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации на­циональных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека.

Защита прав человека в мирное время. Роль ООН в защите прав человека. Комитет по пра­вам человека и его дея­тельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав чело­века. Роль государственных органов в защите прав че­ловека.

Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитар­ное право (МГП). Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП.

Избирательное право. Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Из­бирательные права граж­дан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России. Законы, определяющие по­рядок выборов в России. Конституционные принци­пы, обеспечивающие един­ство правового пространст­ва в России.

Избирательный процесс. Избирательный процесс. Процедура выборов. Роль процедурных вопросов в избирательном процессе. Основные избирательные системы. Особенности про­порциональной системы. Мажоритарная избиратель­ная система. Джерримендеринг - «перекройка» из­бирательных округов.




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРАВУ


урока

Тема урока

План

Фа

кт

Элемент содержания


Требования к уровню подготовки

Характеристика учебной деятельности

Домашнее

задание

Тема 1. «История государства и права». (16 часов)

1

Курс «Основы права», его структура и особенность

1


н

е

д

е

л

я


Знакомство с курсом «Основы права»


Знать:

Цели и задачи изучения курса;

Уметь :

Анализировать учебный материал

Лекция с элементами беседы.


Записи в тетради

2

Происхождение государства и права


1


н

е

д

е

л

я


Практическая работа: «Теории происхождения государства»: Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители

Знать:

теории происхождения государства

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права

Составить таблицу «Теории происхождения государства»

Записи в тетради

3

Право древнего мира

2


н

е

д

е

л

я


Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи.

Лекция, работа с документами

Записи в тетради

4

Право древнего мира

2


н

е

д

е

л

я


Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право

Знать основные положения урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характеризовать роль римского права в истории европейского права

Лекция, работа с документами

Записи в тетради

5

Право средневековой Европы

3


н

е

д

е

л

я


Особенности средневекового права. Средневековые законодательства. Кодекс Юстиниана.

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом документов, выделять главное, ис­пользовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Лекция

Решение познавательных задач,

работа с документами

Записи в тетради

6

Право средневековой Европы

3


н

е

д

е

л

я


Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей.

Мусульманское право

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом документов, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Лекция

Решение познавательных задач,

работа с документами

Записи в тетради

7

Становление права Нового времени

4


н

е

д

е

л

я


Основные черты буржуазного права. Идеи просветителей. Всеобщая декларация прав человека.

Знать основные положения урока. Выделять отличительные черты права Нового времени от средневековых норм.

Умение работать с текстом документов, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Лекция

Решение познавательных задач,

работа с документами

Записи в тетради

8

Становление права Нового времени

4

н

е

д

е

л

я


Основное содержание Конституции США

Знать основные положения урока. Определять содержание и значение Консти­туции США. Называть, какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США.

Умение работать с текстом документов, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Работа с документами. Решение познава­тельных задач

Записи в тетради

9

Развитие права в России в IX - начале XIX вв.


5


н

е

д

е

л

я


Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы.


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I

Лекция

Работа с документами.


Записи в тетради

10

Развитие права в России в IX - начале XIX вв.


5


н

е

д

е

л

я


Практическая работа:

Памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI-XVIII вв.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»,

Соборное уложение 1649 г.

Законодательство Петра I, Петра III и Екатерины II.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I, Петра III и Екатерины II.

Составить таблицу: «Памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков»

записи в тетради

11

Российское право в XIX -начале XX вв.

6


н

е

д

е

л

я


Политико-правовые воззрения декабристов. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Кодификация российского законодательства при Николае I. Появление Уголовного законодательства.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и сла­вянофилов на историю российского государства и права. Объяснять результаты деятельности Николая I по кодификации законодательства.

Лекция. Письменные задания

записи в тетради

12

Российское право в XIX -начале XX вв.

6


н

е

д

е

л

я


Правовые изменения времен правления Александра II. Становление судебной системы Российской империи. Манифест Николая II и «Основные государственные законы Российской империи».

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать правовые изменения времен правления Александра II, устройство судебной системы второй половины XIX века. Объяснять характер изменений в государственном устройстве после издания Манифеста Николая II 17 октября.

Лекция.

записи в тетради

13

Советское право в 1917 -1953 г.г.

7


н

е

д

е

л

я


Сущность диктатуры проле­тариата В.И.Ленина. Рево­люционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция СССР 1936г.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Лекция

Составление словаря темы

записи в тетради

14

Советское право в 1954 -1991 г.

7


н

е

д

е

л

я


Конституция 1977 г. Право­защитное, диссидентское движение

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области

Работа с докумен­тами. Составить кластер «Дисси­дентство»

Записи в тетради

15

Реформы российского права после 1991 г.

8

н

е

д

е

л

я


Основные цели реформ 90-х г.г. в России. Принятие Конституции РФ 1993 г. и ее роль. Принятие новых правовых актов: Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Называть важнейшие правовые акты, принятые в этот период

Работа с норматив­ными документами.


Записи в тетради

16

ПОУ по теме: «История государства и права»

8


н

е

д

е

л

я


основные понятия, идеи и учения, изученные в теме

Цели и задачи:

Проверка знания основных понятий, идей, терминов и учений, изученных в теме

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Уметь: работать с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ

Обобщающий тест в формате ЕГЭ

Записи в тетради.

Тема 2. «Теория государства и права» (12 часов)

17

Государство, его признаки и формы


9


н

е

д

е

л

я


Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал

Лекция.


Записи в тетради

18

Государство, его признаки и формы


9


н

е

д

е

л

я


Признаки и функции государства. Формы госу­дарственного устройства. Формы правления. Политический режим.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал

Составление схемы «Формы государст­венного устройства»



19

Понятие пра­ва.

10


н

е

д

е

л

я


Право: понятие и признаки.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал

Лекция

Записи в тетради

20

Источники права. Система законодательства.

10


н

е

д

е

л

я


Элементы системы права. Источники права.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал

Лекция

Записи в тетради

21

Правовая норма.

11


н

е

д

е

л

я


Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы. Элементы содержания нормативно-правовых актов.

Знать основные положения урока. Называть виды правовой нормы, элементы системы права. Знать понятия темы

Работа со словарем темы, Составление таблицы «Виды правовой нормы»

Записи в тетради

22

Понятие и признаки пра­вового госу­дарства

11

не

де

ля


Правовое государство. Признаки правового государства

Знать основные положения урока.

Уметь, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства

Составление схемы «Признаки правового государства», кластера «Правовое государство»

Записи в тетради

23

Верховенство закона. За­конность и правопорядок.

Разделение властей

12


н

е

д

е

л

я


Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Давать определение понятий. Объяснять, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение

Лекция

Составление схемы «Разделение властей»

Записи в тетради

24

Право и дру­гие сферы общества


12


н

е

д

е

л

я


Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали.

Лекция.

Записи в тетради

25

Право и дру­гие сферы общества


13


н

е

д

е

л

я


Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали.

Составление таблиц (по гр.):

«Право и политика», «Право и экономика», «Право и культура»

Записи в тетради

26

О российской

философии

права



13


н

е

д

е

л

я


Теория права. Философия права. Отечественная философия права.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права

Составить словарик темы, план вопроса «Отечественная философия права»

Записи в тетради, подготовка презентаций по индивидуальным темам

27

О российской

философии

права


14

не

де

ля


О российской

философии

права


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права

Просмотр и анализ презентаций

Записи в тетради

28

ПОУ по теме: «Теория государства и права»

14


н

е

д

е

л

я


основные понятия, идеи и учения, изученные в теме

Цели и задачи:

Проверка знания основных понятий, идей, терминов и учений, изученных в теме

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Уметь: работать с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ

Обобщающий тест в формате ЕГЭ

Записи в тетради.

Тема 3. «Конституционное право». (18 часов)

29

Понятие кон­ституции, ее виды.


15


н

е

д

е

л

я


Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения

Лекция, составление таблицы «Виды конституций»

индивидуальный опрос

Записи в тетради

30

Конституционализм

15


н

е

д

е

л

я


Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм». Символика России. Гимн, флаг

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения

Лекция, слушание и анализ сообщений

Записи в тетради, подготовка сообщений по индивидуальным темам

31

Конституция в России


16


н

е

д

е

л

я


Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Знать, какие Конституции в России были приняты. Основные государственные законы и их значение.

Лекция

Составить таблицу «Конституции России»

Записи в тетради

32

Конституция в России

16


н

е

д

е

л

я


Конституции СССР 1936 и 1977 гг.

Знать, какие Конституции в СССР были приняты. Основные содержание и соответствие историческим реалиям и международным нормам

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом Конституции

Слушание и анализ докладов

Составление схемы

Записи в тетради, подготовка сообщений по индивидуальным темам

33

Общая характеристика Конституции РФ

17


н

е

д

е

л

я


Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г.

Знать основные положения урока.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом Конституции

Работа с текстом Конституции.

Записи в тетради.

34

Основы конституционного строя

17


н

е

д

е

л

я


Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Составление схемы «Ветви гос. власти в России», работа с Конституцией РФ (преамбула)

Записи в тетради.

35

Гражданство в РФ


18


не

де

ля


Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности


Знать основные положения урока.

Делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Лекция.

Составление схемы «Двойное гражданство»

Записи в тетради.

36

Федеративное устройство

18


н

е

д

е

л

я


Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закрепленные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Работать с картой

Составление схемы «Государственное устройство РФ», кластер «Сепаратизм». Работа с картой

Записи в тетради.

37

Президент РФ

Полномочия президента

19


н

е

д

е

л

я


Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом Конституции, выделять главное

Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Полномочия Президента»

Записи в тетради.

38

Федеральное Собрание РФ.

Совет Федерации.

19


н

е

д

е

л

я


Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное. Систематизировать знания.

Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Полномочия Федерального собрания: Совет Федерации»

Записи в тетради.

39

Федеральное Собрание РФ.

Государственная Дума

20


н

е

д

е

л

я


Формирование Государственной Думы и ее полномочия

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное

Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Полномочия Федерального собрания: Государственная Дума»

Записи в тетради.

40

Законотвор­ческий про­цесс в РФ

20


н

е

д

е

л

я


Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государст­венной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Умение работать с текстом Конституции, выделять главное

Лекция. Работа с Конституцией

Составление схемы

«Процесс принятия законов»

Записи в тетради.

41


Исполнительная власть в РФ


21


н

е

д

е

л

я


Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач

Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Функции прави­тельства РФ»,


Записи в тетради.

42

Судебная власть в РФ

21


н

е

д

е

л

я


Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач

Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Система судебной власти»

Записи в тетради.

43

Судебная власть в РФ

22


н

е

д

е

л

я


Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом Конституции, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач

Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Система судебной власти»

Записи в тетради.

44

Местное са­моуправление




22


н

е

д

е

л

я


Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Лекция

Составление схемы

«Способы осуществления гражданами местного самоуправления»

Записи в тетради.

45

Местное са­моуправление


23


н

е

д

е

л

я


Компе­тенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Лекция

Составление схемы

«Местное само­управление»


Записи в тетради.

46

ПОУ по теме: «Теория государства и права»

23


н

е

д

е

л

я


основные понятия, идеи и учения, изученные в теме

Цели и задачи:

Проверка знания основных понятий, идей, терминов и учений, изученных в теме

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Уметь: работать с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ

Обобщающий тест в формате ЕГЭ

Записи в тетради.

Тема 4. «Права человека» (19 часов)

47

Права и сво­боды человека и гражданина

24


н

е

д

е

л

я


Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, со­ставляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные

Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Права и обязанности»

Записи в тетради.

48

Международ­ные договоры о правах че­ловека


24


н

е

д

е

л

я


Конвенция о рабстве. Международный билль о правах.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать НПА, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения

Слушание и анализ сообщений.

Составить сравни­тельную таблицу по нормативным доку­ментам

Записи в тетради.

49

Международ­ные договоры о правах че­ловека


25


н

е

д

е

л

я


Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать НПА, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения

Слушание и анализ сообщений.


Записи в тетради, подготовка сообщений по индивидуальным темам

50

Гражданские права

25


н

е

д

е

л

я


Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом НПА

Лекция. Тезисы.

Работа НПА


Записи в тетради.

51

Гражданские права

26


н

е

д

е

л

я


Декларация о пытках. Презумпция невиновности Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом НПА

Лекция. Тезисы.

Работа НПА


Записи в тетради.

52

Политические права

26


н

е

д

е

л

я


Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные


Лекция. Работа с Конституцией

Составление таблицы «Политические партии и их значение»

Записи в тетради.

53

Экономиче­ские, соци­альные и культурные права

27


н

е

д

е

л

я


Условия для развития лич­ности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благо­получную жизнь. Декларация об обязанностях человека

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Тезисы по статье 17-й Декларации

Написание эссе

Записи в тетради, подготовка презентаций по индивидуальным темам

54

Право на бла­гоприятную окружающую среду

27


н

е

д

е

л

я


Экологическое право. Эко­логическая угроза. Содержание экологического права.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные

Лекция.

Просмотр и анализ презентаций.

Записи в тетради

55

Право на бла­гоприятную окружающую среду

28


н

е

д

е

л

я


Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные

Составить кластер «Экологическое право». Сделать вывод

Записи в тетради

56

Права ребенка


28


н

е

д

е

л

я


Конвенция о правах ребенка и ее значение.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом НПА, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Тезисы Конвенции о правах ребенка

Записи в тетради

57

Права ребенка


29


н

е

д

е

л

я


Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом НПА, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Составить кластер «Права ребенка». Сделать вывод

Записи в тетради

58

Нарушения прав человека

29


н

е

д

е

л

я


Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации национальных меньшинств.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Лекция

Составить словарь темы.


Записи в тетради

59

Нарушения прав человека

30


н

е

д

е

л

я


Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека Вопрос о смертной казни

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Написание эссе.

Записи в тетради

60

Защита прав человека в мирное время


30


н

е

д

е

л

я


Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные

Составить таблицу «ООН и ее деятель­ность»

Просмотр и анализ презентации

Записи в тетради, подготовка презентаций по индивидуальным темам

61

Защита прав человека в мирное время


31


н

е

д

е

л

я


Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные

Просмотр и анализ презентации

Записи в тетради

62

Международ­ная защита прав человека в условиях военного вре­мени

31


н

е

д

е

л

я


Международное гуманитарное право (МГП). Комбатанты.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Лекция. Составить кластер «Международное гуманитарное право»

Записи в тетради

63

Международ­ная защита прав человека в условиях военного вре­мени


32


н

е

д

е

л

я


Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Характери­зовать современное положение в области МГП

Лекция

Записи в тетради

64

Избирательное право.

32


н

е

д

е

л

я


Нормы и принципы. Правовые основы. Единое правовое пространство.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Лекция.

Дискуссия

Записи в тетради

65

Избирательный процесс.

33


н

е

д

е

л

я


Избирательные системы. Мажоритарная система.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Лекция. Участие в игре.

Записи в тетради

66

Обобщающее повторение.

Письменный опрос по теме: «Права человека»

33

н

е

д

е

л

я


Основные понятия раздела.


Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Письменный опрос по основным вопросам раздела

Записи в тетради

67

Обобщение по курсу «Право» 10 класс

34


н

е

д

е

л

я


тестовые контрольные задания по образцу ЕГЭ (в упрощённом варианте)

Знание основных понятий и терминов, изученных в теме.

Обобщающий тест в формате ЕГЭ.

Записи в тетради

68

Итоговый урок

34


н

е

д

е

л

я


Обобщение пройденного материала по курсу.

Знание основных понятий и терминов, изученных в теме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы..

Дискуссия

Устный опрос.


Итого 68 часов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!