СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "праздники, традиции и ремесла народов россии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА ПРИМЕРАХ, ТРАДИЦИЯХ НАШЕГО НАРОДА

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "праздники, традиции и ремесла народов россии"»


Рабочая программа кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в 5классе составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев(Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф»2011.


Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.



Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче.


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11 лет.


Сроки реализации программы кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1год. Количество часов в программе отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: театрализация, пение и разучивание игр. Занятия кружка проводятся еженедельно по ………..





2.Ожидаемые результаты


Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности.




Личностные

  • формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

  • осознание «Я» как гражданина России;

  • формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

  • развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).





Метапредметные результаты освоения курса :

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • структурирование знаний;

  • развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

  • рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

  • умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

  • умение строить доказательство;

  • структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

  • формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

  • развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;

  • развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

  • формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

  • приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.



Предметные результаты:

- формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование устойчивого интереса к истории родного края;

- формирование основ музыкальной культуры,в том числе на материале музыкальной культуры родного края;

3.Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Введение (2 ч)

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

  1. «Приметы и календарь» (4ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.

  1. «Осень, осень, в гости просим» (12 ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь -  «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор:  осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «Господин урожай»

  1. «Хрустальный звон зимы» (20ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь -  «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь -  «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик идерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».

5. «Февраль - вьюговей» (8ч)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна  - всему году ключ» (12 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март -  «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (8 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Итоговое (2 ч)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов.







4.Календарно-тематическое  планирование материала

п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата проведения

Содержание занятия

1

Введение

2

05.09

05.09

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала

2

«Приметы и календарь»


4




Приметы и календарь


2

12.09

12.09

Теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названиях месяцев в обычном и народном календарях


Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки


2

19.09

19.09

Подбор и анализ примет, пословиц, загадок о природе. Иллюстрация примет, пословиц, загадок .

3

«Осень, осень, в гости просим»


12




Праздники и приметы сентября


2

26.09

26.09

Осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки


День Сергия Радонежского


2

03.10

03.10

Беседа о Сергии Радонежском. Приметы и загадки про капусту.Иллюстрация примет, загадок про капусту. Игра «Куча мала»


Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком. Праздник Покрова. Народные приметы.


2

10.10

10.10

Роль праздника Покрова в быту крестьян. Приметы, связанные с праздников Покрова. Покровские ярмарки. Встреча Покрова у вепсов


Театрализация: праздник «Покров на землю сошёл»



6

17.10

17.10

24.10

24.10

07.11

07.11


4

«Хрустальный звон зимы»


20




Зимний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах


2

14.11

14.11

Зимние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрация загадок, пословиц, поговорок.


Синичкины именины


2

21.11

21.11

Зимние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрация загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о зиме. Чтение и анализ сказки «Старик и море»


Зимние игры и забавы


2

28.11

28.11

Разучивание песен «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила». Игры со снегом.



Январь – зимы государь.


Праздник Рождества.


Рождественские колядки


2

05.12

05.12


Беседа об истории появления праздника. Рождества. Рождественские колядования. Разучивание колядок. Музыкально-фольклорная игра «Уж как шла коляда». Празднование Рождества у вепсов


Мастер-класс «Изготовление рождественской звезды»


4

12.12.

12.12

19.12

19.12

Рождественская звезда. Изготовление рождественской звезды


Приходила Коляда накануне Рождества. Театрализация: «Рождественские колядования «


6

26.12

26.12

16.01

16.01

23.01

23.01

Реконструкция рождественских колядований


«Святочные вечера»


2

30.01

30.01

Беседа о святках. Святочные гадания. Реконструкция святочных гаданий

5

«Февраль – вьюговей»


8




Власьевская неделя

Фольклорные игры

2

06.02

06.02

Беседа о Власьевской неделе. История, обычаи, приметы.

Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы

Беседа о Власьевской неделе. История, обычаи, приметы.

Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы


Театрализация «Широкая масленица»

6

13.02

13.02

20.02

20.02

27.02

27.02

История праздника. Приметы., обычаи празднования. Иллюстрации к празднику. Разучивание песен: «Ой, зимушка-зима», «Блины»

6

«Весна – всему году ключ»


12




Весенний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Веснянки

2

06.03

06.03

Весенние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о весне. Разучивание веснянок


«Сороки» (ожидание весны)


2

13.03

13.03

Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны.


Благовещенье – третья встреча весны.


2

20.03

20.03

История праздника, обычаи, приметы. Слушание: колокольный звон-Благовест.

Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет»


«Вербное воскресенье»


2

03.04

03.04

История праздника. Обычаи и приметы Вербного воскресенья. Игра «Вербохлест»


Пасха. Мастер-класс «Пасхальное яичко

4

10.04

10.04

17.04

17.04

История, приметы и обычаи Пасхи. Слушание колокольных звонов В. Вилатова «Воскресение Христово». Оформление пасхальных яичек. . Игры «Катание яиц» . Празднование Пасхи у вепсов.

7

«Май – лошадку запрягай»


8




Народный календарь: приметы, загадки о мае


2

24.04

24.04

Народный календарь: приметы, загадки о мае. Разучивание хороводных песен.



«Зеленая неделя»


2

08.05

08.05

Обряд «Завивание березки». Разучивание хороводных песен. Роль березы в вепсском фольклоре


Егорьев день


2

15.05

15.05

История праздника. Обычаи, приметы праздника


Театрализация «Весенний Никола гонит всех на поле».

2

22.05

22.05


История праздника. Обычаи, приметы праздника

8

Итоговое занятие

2

29.05

29.05



Итого

68





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!