![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/23/s_5a16c8c39e0bb/752366_1.jpeg)
Рабочая программа кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в 5классе составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев(Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф»2011.
Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.
Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11 лет.
Сроки реализации программы кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1год. Количество часов в программе отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: театрализация, пение и разучивание игр. Занятия кружка проводятся еженедельно по ………..
2.Ожидаемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные
формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
осознание «Я» как гражданина России;
формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные результаты освоения курса :
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
структурирование знаний;
развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
умение строить доказательство;
структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Предметные результаты:
- формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование устойчивого интереса к истории родного края;
- формирование основ музыкальной культуры,в том числе на материале музыкальной культуры родного края;
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (2 ч)
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.
«Приметы и календарь» (4ч)
Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.
Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.
«Осень, осень, в гости просим» (12 ч)
Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.
Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.
Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»
Театрализация: праздник «Господин урожай»
«Хрустальный звон зимы» (20ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик идерево», игра «Пошел козел в огород».
Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»
Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.
Театрализация: «Святочные вечера».
5. «Февраль - вьюговей» (8ч)
Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).
Устный фольклор: колядки, былички, загадки.
Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».
Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».
Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».
6. «Весна - всему году ключ» (12 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.
Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.
Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».
Театрализация: праздник «Веселые потешки»
7. «Май – лошадку запрягай» (8 ч)
Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.
Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».
Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».
8. Итоговое (2 ч)
Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.
4.Календарно-тематическое планирование материала
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Дата проведения | Содержание занятия |
1 | Введение | 2 | 05.09 05.09 | Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала |
2 | «Приметы и календарь» | 4 | | |
| Приметы и календарь | 2 | 12.09 12.09 | Теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названиях месяцев в обычном и народном календарях |
| Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки | 2 | 19.09 19.09 | Подбор и анализ примет, пословиц, загадок о природе. Иллюстрация примет, пословиц, загадок . |
3 | «Осень, осень, в гости просим» | 12 | | |
| Праздники и приметы сентября | 2 | 26.09 26.09 | Осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки |
| День Сергия Радонежского | 2 | 03.10 03.10 | Беседа о Сергии Радонежском. Приметы и загадки про капусту.Иллюстрация примет, загадок про капусту. Игра «Куча мала» |
| Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком. Праздник Покрова. Народные приметы. | 2 | 10.10 10.10 | Роль праздника Покрова в быту крестьян. Приметы, связанные с праздников Покрова. Покровские ярмарки. Встреча Покрова у вепсов |
| Театрализация: праздник «Покров на землю сошёл» | 6 | 17.10 17.10 24.10 24.10 07.11 07.11 | |
4 | «Хрустальный звон зимы» | 20 | | |
| Зимний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах | 2 | 14.11 14.11 | Зимние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрация загадок, пословиц, поговорок. |
| Синичкины именины | 2 | 21.11 21.11 | Зимние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрация загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о зиме. Чтение и анализ сказки «Старик и море» |
| Зимние игры и забавы | 2 | 28.11 28.11 | Разучивание песен «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила». Игры со снегом. |
| Январь – зимы государь. Праздник Рождества. Рождественские колядки | 2 | 05.12 05.12 | Беседа об истории появления праздника. Рождества. Рождественские колядования. Разучивание колядок. Музыкально-фольклорная игра «Уж как шла коляда». Празднование Рождества у вепсов |
| Мастер-класс «Изготовление рождественской звезды» | 4 | 12.12. 12.12 19.12 19.12 | Рождественская звезда. Изготовление рождественской звезды |
| Приходила Коляда накануне Рождества. Театрализация: «Рождественские колядования « | 6 | 26.12 26.12 16.01 16.01 23.01 23.01 | Реконструкция рождественских колядований |
| «Святочные вечера» | 2 | 30.01 30.01 | Беседа о святках. Святочные гадания. Реконструкция святочных гаданий |
5 | «Февраль – вьюговей» | 8 | | |
| Власьевская неделя Фольклорные игры | 2 | 06.02 06.02 | Беседа о Власьевской неделе. История, обычаи, приметы. Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы Беседа о Власьевской неделе. История, обычаи, приметы. Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы |
| Театрализация «Широкая масленица» | 6 | 13.02 13.02 20.02 20.02 27.02 27.02 | История праздника. Приметы., обычаи празднования. Иллюстрации к празднику. Разучивание песен: «Ой, зимушка-зима», «Блины» |
6 | «Весна – всему году ключ» | 12 | | |
| Весенний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Веснянки | 2 | 06.03 06.03 | Весенние считалки, пословицы, скороговорки, загадки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок. Вепсские загадки о весне. Разучивание веснянок |
| «Сороки» (ожидание весны) | 2 | 13.03 13.03 | Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны. |
| Благовещенье – третья встреча весны. | 2 | 20.03 20.03 | История праздника, обычаи, приметы. Слушание: колокольный звон-Благовест. Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет» |
| «Вербное воскресенье» | 2 | 03.04 03.04 | История праздника. Обычаи и приметы Вербного воскресенья. Игра «Вербохлест» |
| Пасха. Мастер-класс «Пасхальное яичко | 4 | 10.04 10.04 17.04 17.04 | История, приметы и обычаи Пасхи. Слушание колокольных звонов В. Вилатова «Воскресение Христово». Оформление пасхальных яичек. . Игры «Катание яиц» . Празднование Пасхи у вепсов. |
7 | «Май – лошадку запрягай» | 8 | | |
| Народный календарь: приметы, загадки о мае | 2 | 24.04 24.04 | Народный календарь: приметы, загадки о мае. Разучивание хороводных песен. |
| «Зеленая неделя» | 2 | 08.05 08.05 | Обряд «Завивание березки». Разучивание хороводных песен. Роль березы в вепсском фольклоре |
| Егорьев день | 2 | 15.05 15.05 | История праздника. Обычаи, приметы праздника |
| Театрализация «Весенний Никола гонит всех на поле». | 2 | 22.05 22.05 | История праздника. Обычаи, приметы праздника |
8 | Итоговое занятие | 2 | 29.05 29.05 | |
| Итого | 68 | | |