СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Предмета «История» 10-11 класс. Базовый уровень.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы  «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века» под  редакцией  Н. В. Загладина, Н.А. Симония.  М., «  Русское слово», 2010., авторской  программы  «Всеобщая история. XХ век» под  редакцией  Загладин Н.В. М., «  Русское слово», 2010.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Предмета «История» 10-11 класс. Базовый уровень.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шлиссельбургская средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»



Согласована Принята Утверждена

Школьным МО учителей педагогическим советом школы директором школы

социальных наук протокол от «_____»______2016 ___________/Черненко С.И./

Председатель МО Смирнова Г.Ю. №_______ приказ от «_____»______2016

Протокол от «_____»____2016 №___ №________


Рабочая программа

Предмета «История»

10-11 класс. Базовый уровень.

на 2013-2014 учебный год.


Составитель:

Смирнова Галина Юрьевна

учитель истории первой

квалификационной категории.





Шлиссельбург

2016 г.



1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века» под редакцией Н. В. Загладина, Н.А. Симония. М., « Русское слово», 2010., авторской программы «Всеобщая история. XХ век» под редакцией Загладин Н.В. М., « Русское слово», 2010.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по истории составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования2004 г.
- обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории в основной школе (базовый уровень) 2004 г.
- примерной программы основного общего образования по истории базовый уровень 2004 г.

Сведения о рабочей программе.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Содействует реализации единой концепции исторического образования.

Программа рассчитана на два года.

Внесение изменений в программу заключаются в следующем: мною внесены изменения в количество часов по основным темам, разделам, курсам, не нарушен при этом минимум часов, определяемый программой по предмету.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, изучение этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Цель изучения курса истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, в связи с этим предпочтительной формой текущего контроля является тестирование, по ключевым темам мониторинги, и итоговые контрольные работы.

2. Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
10 класс: ФБУП отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю, из них Всеобщая история – 22 ч, история России – 46ч. Мною уменьшено таким образом количество часов на изучение Всеобщей истории, не нарушен при этом минимум.

  • 11 класс: ФБУП отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю. Всеобщая история 23 часа, история России 45 часов.
    Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:
    ● эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
    ● формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
    ● образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизм смены власти и общества; тенденции и тупи преобразования общества; основные вехи политической истории;
    ● история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этнических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
    ● развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность);проблема войны и мира в истории.

    Основные содержательные линии рабочей программы в 10-11 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщей истории».
    Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная мировоззренческая задача курса «Истории России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи в ведущими процессами мировой истории.

    В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании обучающимися исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
    В рабочей программе предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной, в том числе региональной, и всеобщей истории, лучшей организации деятельности обучающихся.

3.Общая характеристика курса.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, истории родного края.

Изучение истории направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

4.Содержание учебного курса.

Раздел I. История с древности до середины XIX века.

Человечество на заре своей истории. Предцивилизационная стадия истории человечества, антропогенез, научные представления о формировании человека современного типа, периодизация предцивилизационной стадии развития человечества, проблемы социогенеза, праобщина, родовая община, неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока, роль великих рек в формировании цивилизаций, современные представления о факторах и формах возникновения государства, вождества, восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях, общество: социальная структура и социальные нормы. Зарождение античной цивилизации, от «темных веков» к классической Греции, античный полис: расцвет и кризис, эллинизм, цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н.э., Римская империя: расцвет, кризис, падение.

Европа и Азия в Средние века. Сущность и периодизация европейского средневековья, переход к средневековью, синтез позднеантичного и варварского укладов, государство франков, империя Карла Великого, средневековье и феодализм: соотношение понятий, сеньориальный строй, феод, община, города в средневековом обществе, социальная структура, сословное общество, этапы развития средневекового государства, сословно-представительная монархия, централизация и полицентризм, государство и церковь, политическая роль папства, христианская цивилизация, роль религии и церкви в средневековом обществе, европейское общество в XIV – XV вв.

Особенности территориальной и этнической культуры, роль государства в византийской истории, православная церковь в византийском обществе; возникновение ислама, роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе, арабских халифат, историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.

Рост городов в Западной Европе: причины и последствия, конфликт светской и духовной власти, рыцарские ордена и инквизиция. Установление королевской власти в странах Западной Европы. Феодальная раздробленность на землях Священной Римской империи германской нации. Государства Азии в период европейского Средневековья.

Крестовые походы: причины, основные события, последствия. Столетняя война, крестьянские восстания.

Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII веке: кризис «старого порядка».

Новое время: эпоха европейского господства. Модернизация и революции Нового времени. Предпосылки и итоги буржуазных революций. Эпоха просвещения и просвещенный абсолютизм. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII в. Великая Французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848 – 1849 гг. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Новая система международных отношений в Новое время.

Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Русские земли и княжества в 13-15 веках. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Россия на пороге Нового времени. Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVIIв. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в 18 столетии. Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Российская империя в первой половине 19 века. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Раздел II. История – вторая половина XIX – начало XXI века.

Мир в индустриальную эпоху: конец XIX - середина XX в. Причины научно-технического развития, революция в естествознании и создание ядерного оружия, второй технологический переворот, возникновение монополий. Модернизация в странах Европы, США и Японии. Обострение противоречий мирового развития в начале XX века. Завершение колониального раздела мира. Колониальные империи, колониализм и его последствия. Особенности развития государств Латинской Америки. Первая мировая война: причины, характер, основные этапы, итоги. Социальные отношения и рабочее движение, развитие профсоюзного движения. Реформы и революции в общественно-политическом развитии. Фашизм в Италии и Германии, складывание тоталитарных государств, Холокост. На путях ко Второй мировой войне, очаги военной опасности. Антигитлеровская коалиция и ее победа во Второй мировой войне. Итоги Второй мировой войны, создание ООН.

Человечество на рубеже новой эры. Технологии новой эпохи. Основные черты информационного общества. Глобализация мировой экономики и ее последствия. Социальные перемены в развитых странах, новые маргинальные слои. Миграция населения и межэтнические отношения во второй половине XX – начале XXI века.

«Холодная» война: предпосылки, первые военно-политические конфликты, политика мирного сосуществования и военное соперничество, война во Вьетнаме, , итоги соперничества СССР и США, разрядка международной напряженности, новое политическое мышление и завершение «холодной» войны.

Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия: становление смешанной экономики, методы проведения социальной политики. Причины кризисов в развитых странах. Неоконсервативная революция 1980-х годов. Этапы развития социал-демократии. Интеграционные процессы в Западной и Восточной Европе, Северной Америке.

Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. Демократические революции в Восточной Европе. Государства СНГ в мировом сообществе. Вооруженные конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации. Падение колониальных империй., проблемы выбора пути развития, итоги первых преобразований. Китай и китайская модель развития. Япония и новые индустриальные страны. Послевоенное развитие Индии. Страны Центральной и Южной Африки. Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI века.

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Экологические проблемы. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка.

Духовная жизнь после Второй мировой войны.

Россия во второй половине XIX – начале XXв. Причины и предпосылки отмены крепостного права, основные положения крестьянской реформы, реформы 60-70-х гг. XIX века. Экономическое развитие России в пореформенный период (1860-1890-е гг.). Общественно-политическая жизнь России в 1860-1880 гг. (консерватизм, либерализм, революционный радикализм, народничество, рабочее движение). Россия и Европа, дальневосточная политика, присоединение Средней Азии, Россия и США, русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Население страны, особенности сословной структуры общества, национальный вопрос, экономическое развитие, деятельность С.Ю. Витте, аграрная реформа П.А. Столыпина. Государство и власть, образование оппозиционных партий, русско-японская война, революция 1905-1907 гг., политические партии и начало российского парламентаризма. Россия в Первой мировой войне: причины войны, боевые действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг., война и российское общество.

Россия – Советская Россия – СССР. Нарастание социально-политического кризиса, февраль 1917 г. и его итоги, начало революции, деятельность Временного правительства, политические кризисы, провал корниловского мятежа, октябрьское вооруженное восстание. Гражданская война: причины, белое и красное движения, третья сторона в гражданской войне (зеленые). Укрепление Красной армии, политика «военного коммунизма».

НЭП: основные элементы и направления, экономические и политические итоги нэпа. Политическая ситуация в первые годы нэпа. Образование СССР, политическая система, коммунистическая партия и ее аппарат, этапы внутрипартийной борьбы. Советская модель индустриализации, политика «большого скачка» и ее итоги, трудовой подвиг народа. Политическая система 1930-х гг. Конституция 1936 г. Политические процессы и массовые репрессии. Основные проблемы и задачи внешней политики в 1920-е гг. Внешняя политика 1930-х гг., события на Востоке. Отношения с государствами Запада.

Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны, пакт Молотова-Риббентропа. Внутриполитическая ситуация в СССР в 1939-1941 гг. Основные события на фронтах Великой Отечественной войны: Московская, Сталинградская, Курская битвы. Блокада Ленинграда. Советский тыл в годы войны. «Новый порядок», коллаборационизм, Холокост, партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Завершающий период Великой Отечественной и Второй мировой войны. 10 сталинских ударов. Итоги Великой Отечественной войны.

Послевоенное восстановление хозяйства, политическая жизнь («ленинградское дело», «дело врачей»), начало «холодной» войны. Борьба за власть после смерти Сталина, XX съезд КПСС, оттепель. Нарастание экономического и политического кризиса в 1962-1964 гг. Начало кризиса в странах «социалистического лагеря», поиск союзников в странах «третьего мира», отношения с ведущими индустриальными странами Запада. Экономическая и общественно-политическая жизнь в СССР в 1965-начале 1980-х гг. Диссидентское движение. Обострение кризиса в странах социалистического лагеря., поддержка национально-революционных режимов в странах «третьего мира», война в Афганистане. От разрядки к новому витку напряженности со странами Запада.

СССР – Российская Федерация в конце XX – начале XXI в. Начало «перестройки» и политических реформ. Гласность. Национальные движения. Обострение общественно-политической и экономической ситуации в стране. Конец «перестройки», принятие Декларации о государственном суверенитете России. 1991 г. августовский путч. Распад СССР. ГКЧП. Распад социалистического лагеря. Отказ от военной помощи странам «третьего мира». Отношения с развитыми странами. Конец «холодной войны».

Начало радикальных экономических реформ. «Шоковая терапия», приватизация. Политическое противостояние в 1991-1993 гг. Особенности революционных преобразований в России. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Чечня как важнейший фактор внутренней политики России. Основные политические кампании 1993-1999 гг. Особенности функционирования политической власти. Отношения С США и НАТО. Политика России на Востоке, отношения со странами СНГ. Политическое развитие в начале XXI века. Борьба с терроризмом.

Культура Росси второй половины XIX века: просвещение, наука, искусство и архитектура. «Серебряный век» русской культуры. Культура, идеология и духовная жизнь советского общества в 1917-1930-е гг. Особенности культуры в годы Великой Отечественной войны. Место людей искусства в жизни фронтовиков, укреплении их боевого духа и победах в сражениях на фронтах войны. «Оттепель» в культуре в конце 1950-х гг.





Тематическое планирование

Темы, входящие в разделы программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел I. История с древности до середины XIX века.

    1. Человечество на заре своей истории

5

Раскрывать: понятие неолитической революции как переворота в жизни человека; понятие античной цивилизации, полиса как особой формы гос. Устройства; последствия Великой греческой цивилизации; причинно-следственный связи; понятие гражданина, его прав и обязанностей.

Выделять: периоды первобытности; факторы, способствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому; факторы, способствовавшие военным успехам фараонов, возвышению и расцвету Персидской державы.

Описывать: ход биологической эволюции человека

Характеризовать: периоды первобытности; понятие расовых различий; понятия присваивающего и производящего типов хозяйства; систему функционирования римской республиканской

Анализировать: причины появления религиозных верований у древних людей; процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей; устройство общества, социальные группы, положение рабов, историческую карту с опорой на легенду.

Систематизировать: источники информации, давать простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме).

    1. Европа и Азия в Средние века

9

Высказывать: суждения о значении славянской письменности для культурного развития славянских народов

Классифицировать: факты по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.

Характеризовать: внешнюю политику стран, их отношения с соседями; влияние византийской науки и искусства на многие страны.

Анализировать: схему управления Франкским государством; карту завоеваний викингов с опорой на легенду.

Раскрывать: смысл, значение понятия «феодализм», натуральное хозяйство; значение торговли и городского финансового дела в развитии средневековой Европы.

Осуществлять самостоятельный поиск информационных источников.

Владеть различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическую беседу.

Систематизировать информацию по изучаемой теме.

Рецензировать результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.

    1. Новое время: эпоха европейского господства.

9

Разъяснять: причины Английской революции

Указывать: хронологические рамки и периоды английских революций.

Выявлять: мотивы поступков исторических лиц на примере конфликта короля и парламента и борьбы групп английского общества.

Высказывать: суждения о значении Вестфальского мира для развития отдельных государств Европы.

Раскрывать: смысл и значение понятий «Просвещение», «просвещенный абсолютизм».

Характеризовать: предпосылки распространения идей Просвещения в европейских странах.

Классифицировать: факты военных конфликтов по различным признакам.

Выделять: основные этапы освоения Америки и борьбы североамериканских колоний за независимость

Осуществлять структурный и смысловой анализ текста источника.

Сопоставлять альтернативные источники информации: критически анализировать источники в зависимости от вида, времени и обстоятельств их создания, полноты и достоверности фактов.

    1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь.

11

Раскрывать: причины образования Древнерусского государства.

Характеризовать: источники по российской истории; на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, их занятия.

Актуализировать: знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников; знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах.

Рассказывать: о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды» и «Устава» Владимира Мономаха.

Давать атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника.

Применять различные методы исторического анализа. Самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий.

    1. Русские земли и княжества в 13-15 веках

8

Раскрывать: причины и последствия раздробленности; : причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Рассказывать: на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты о Невской битве и Ледовом побоище.

Указывать: хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Характеризовать: отношения Москвы с Литвой и Ордой; взаимоотношения церкви с великокняжеской властью

Высказывать оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира.

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема и др.)

Применять различные методы исторического анализа.

    1. Россия в конце 15-начале 17 в.

9

Характеризовать: последствия Смуты для Российского государства; изменения в социальной структуре общества, личность и деятельность царей.

Выявлять: общее и особенное.

Систематизировать: исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».

Рассказывать: о положении разных сословий в годы Смуты, используя материал учебника и исторических источников.

Анализировать: отрывки из Соборного уложения 1649 г. При рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.

Излагать: содержащиеся в учебнике суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России.

Объяснять: смысл понятий «мелкотоварное производство», «мануфактура», «крепостное право».

Использовать мультимедийные, Интернет-ресурсы.

Систематизировать: источники информации, давать простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме).

Различать интерпретации фактов различными авторами учебников, первоисточников.

Использовать документальные и художественные фонды; кино- и видеозаписи по исторической тематике.

    1. Россия на пороге Нового времени

6

Систематизировать: источники информации, давать простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме).

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема и др.)

Применять различные методы исторического анализа. Самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий.

Осуществлять самостоятельный поиск информационных источников.

Владеть различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическую беседу.

    1. Россия в 18 столетии

7

Характеризовать: географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту; важнейшие преобразования Петра I; причины, участников и итоги восстаний; внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра I; внутреннюю и внешнюю политику Екатерины II, Павла I; общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в.

Использовать: историческую карту при рассказе о событиях Северной войны.

Объяснять: в чем заключались предпосылки петровских преобразований; причины Северной войны; смысл понятий «протекционизм», «меркантилизм», приписные и посессионные крестьяне; причины и последствия дворцовых переворотов.

Составлять: описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников.

Называть: события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Анализировать: отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения.

Раскрывать: смысл понятия «просвещенный абсолютизм» на основе знаний из всеобщей истории.

Сопоставлять: экономическое развитие страны, социальную политику при Петре Iи Екатерине II

    1. Российская империя в первой половине 19 века

5

Характеризовать: территорию и геополитическое положение Российской империи к нач. XIX в.; основные цели внешней политики России; социально-экономическое развитие России в п.п. XIX в., основные положения теории официальной народности, основные направления внешней политики.

Анализировать: программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.

Объяснять: смысл понятий Негласный комитет, Государственный совет, либеральные проекты; причины участия России в антифранцузских коалициях.

Приводить и обосновывать: оценку роли России в европейской политике в нач. XIX в.

Определять и аргументировать: свое отношение к декабристам и оценку их деятельности.

Рассказывать: о преобразованиях в области государственного управления, о начале промышленного переворота, о военных кампаниях (используя историческую карту).

Сопоставлять: взгляды западников и славянофилов на пути развития России.

Давать развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации. Вести защиту своего реферата.

Раздел II. История – вторая половина XIX –начало XXI века.

    1. Мир в индустриальную эпоху:

Конец XIX - середина XX в.

8

Характеризовать: причины, повод, итоги и последствия Первой мировой войны; итоги мирных переговоров и Версальскую систему; модели государственного регулирования экономики, предпосылки распространения фашистских идей в европейских странах; происхождение и характер Второй мировой войны

Анализировать: карту территориальных изменений в Европе по решению мирных договоров 1919-1920 гг. с опорой на легенду; факторы, способствовавшие приходу Гитлера к власти в Германии в 1933 г.

Высказывать: оценки факта создания международной организации для урегулирования конфликтов и его значения для международной политики.

Аргументировать: свое отношение к историческим личностям, целям и методам их деятельности.

Приводить: оценки, изложенные в учебной литературе.

Выявлять: причины наступления мирового экономического кризиса.

Разъяснять: особенности взаимоотношений между мировыми державами в 1920-е гг.

Раскрывать: смысл понятий данного раздела.

Излагать: суждения о влиянии пропаганды на мысли людей в процессе коммуникации с одноклассниками

Классифицировать: факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу, на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления.

Формулировать и обосновывать: вывод о роли советско-германского фронта во Второй мировой войне.

    1. Человечество на рубеже новой эры

15

Характеризовать: Нюрнбергский процесс над военными преступниками, политику разрядки международной напряженности, усилия сторон по преодолению конфронтации двух политических систем.

Анализировать: карту военных конфликтов в 1950-1970-е гг.; факторы, способствовавшие успеху интеграции европейских стран после Второй мировой войны.

Классифицировать: факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу

Выявлять: причины и определять последствия «холодной войны» и системы двухполюсного мира для развития послевоенного мира; причины и предпосылки перехода ведущих капиталистических держав к постиндустриальному обществу.

Определять: роль держав-победительниц в развитии ФРГ, Италии, Японии.

Проводить: поиск и анализ информации о влиянии войны во Вьетнаме на американское общество в нескольких источниках.

Высказывать: суждения о значении интеграционных процессов для развития западной цивилизации; о недопустимости методов политической борьбы, применявшихся «красными бригадами» Италии.

Систематизировать: информацию о признаках и процессах в информационном обществе, представлять результат в виде плана, схемы, таблицы.

    1. Россия во второй половине XIX – начале XXв.

9

Характеризовать: предпосылки отмены крепостного права, экономическое развитие России в пореформенные десятилетия на основе информации исторической карты; внутреннюю политику Александра III, основные цели и направления внешней политики России;

Называть: основные положения крестьянской, земской, судебной, военной реформ.

Раскрывать: цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в.;

Высказывать и аргументировать свою точку зрения; суждения о причинах и значении роспуска Учредительного собрания.

Осуществлять критический анализ фактических сведений источников и авторской позиции при освещении прошлого.

    1. Россия – Советская Россия – СССР.

22

Характеризовать: сущность и значение новой экономической политики красных и белых; жизнь людей в годы войны на основе информации исторических источников (в том числе воспоминаний); политическое развитие страны конца 1940-х-1950-х г.; идеологические кампании и развитие культуры; итоги борьбы за власть после смерти Сталина; период «оттепели» в общественной жизни, приводя примеры из литературных произведений; взаимоотношения СССР с государствами соцлагеря и странами «третьего мира».

Раскрывать: причины Гражданской войны и интервенции; смысл понятия «холодная война», железный занавес, общественный импульс и значение решений XX съезда КПСС на основе информации учебника и источников.

Анализировать: различные версии и оценки событий Октября 1917 г.

Проводить: поиск информации о событиях 1918-1921 гг., представлять ее в форме презентации, проекта.

Давать: общую характеристику причин и последствий кризиса в начале 1920-х гг.

Использовать для получения исторической информации возможности телекоммуникационных средств информации, электронных носителей, включая текущую информацию о событиях современности, о новостях исторической науки.

Называть: хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

Объяснять: в чем состояли причины поражения Красной Армии в начальный период войны; в чем состояли причины обострения противоречий между СССР и странами Запада в послевоенные годы.

Рассказывать: о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту; о жизни людей в послевоенные годы на основе воспоминаний представителей старших поколений.

    1. СССР – Российская Федерация в конце XX – начале XXI в.

13

Участвовать: в дискуссии о характере экономического развития страны в 1970-е гг.; вопросов о вводе советских войск в Чехословакию, Афганистан.

Раскрывать: в чем проявлялись противоречия культурной жизни в рассматриваемый период.

Объяснять: в чем состояла разрядка международной напряженности в 1970-е гг., благодаря чему она была достигнута; в чем состояли причины перехода к политике перестройки; в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, на основе свидетельства современников.

Характеризовать: сущность и значение преобразования политической системы; направления и ключевые события внешней политики в годы перестройки; события, ознаменовавшие становление новой российской государственности; ключевые события истории XXIв.

Излагать и аргументировать: суждения о сущности событий 1985-1991 гг. в СССР.

Анализировать: воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки, представлять их в виде презентации, проекта.

Рассказывать: об исторических условиях развития культуры в этот период.

Систематизировать: материал о национальных отношениях в 1990-е гг.; об основных направлениях и событиях внешней политики России в 1990-е гг.; об актуальных проблемах и событиях жизни современного российского общества.

Интегрировать знания из других предметов в ходе анализа исторического объекта.

Оценивать научную обоснованность исторических интерпретаций, версий и выводов, содержащихся в литературных и других источниках.

Решать социальные проблемы своей жизнедеятельности с использованием исторических знаний и умений познавательной работы.



Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Загладин Н.В. История. 10 класс. Учебник для ОУ. Москва. «Русское слово». 2010

  2. О.Н. Журавлева, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин. История России. 10 класс. Учебник для ОУ. Под общей ред. Члена-корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина. Москва, «Вентана-Граф». 2010.

  3. Р.В. Пазин. История России. 10 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Учебно-методическое пособие.

  4. О.Н. Журавлева. История России. Тестовые задания. 10 класс. Учебное пособие для учащихся ОУ. Москва. «Вентана-Граф». 2010.

  5. Н.В. Загладин. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в. Учебник для 11 класса ОУ. Рекомендовано МОН РФ. Москва. «Русское слово». 2010.

  6. В.С. Измозик, С.Н. Рудник. История России. 11 класс. Учебник для ОУ. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина. Москва. «Вентана-Граф». 2010.

  7. История России. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX- начало XXI в. Автор – составитель Н.Ю. Бухарева. Волгоград. «Учитель». В 2-х частях.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!