СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета "Технология" для 10 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Технологии для 10 класса, направлена на изучение проектных технологий

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета "Технология" для 10 класса»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Семейкинская средняя общеобразовательная школа - детский сад №31»




УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ / Осипенко Е.М./

«______» _________ 20____ г.




Рабочая программа

по предмету «Технология»

для 10 класса

(Базовый уровень)





Составитель рабочей программы:

Огиенко Яна Викторовна









2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по технологии для 10 класса составлена на основе следующей нормативной базы:


  1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).

  2. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».

  3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 05.05.2016 № 163 «Об утверждении Порядка приема в первый класс детей в возрасте младше шести лет и шести месяцев или старше 8 лет в общеобразовательные учреждения Луганской Народной Республики».

  4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

  5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

  6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  7. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».

  8. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15 июня 2017 г. №77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».

  9. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  10. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19.07.2017 № 87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».

  11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».

  12. ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».


Рабочая программа предмета «Технология» разработана на основе Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету «Технология» (X-XI классы, базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483)



Образовательная область «Технология» значима для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе.

Программа включает в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», « Творческая проектная деятельность».

Место предмета в базисном учебном плане:

В базисном учебном плане образовательная область «Технология» входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента.

На изучение программы в 10 и 11 классе отводится по 34 часа учебного времени, учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе и для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования.

Количество часов, предусмотренное для изучения технологии в Х-ХI классах, следующее:

Наименование уровня

Средняя (полная) школа

(часы в неделю)

Х класс

ХI класс

Базовый уровень

1

1

Программа направлена на усвоение обучающимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенции.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

· культура и эстетика труда;

· получение, обработка, хранение и использование информации;

· основы черчения, графики, дизайна;

· творческая, проектная деятельность;

· знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

· влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

· перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

  • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научнотехнических достижений;

  • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

  • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

  • возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности



Цели изучения предмета «Технологиия» в 10 классе на базовом уровне:

-освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; о научной организации производства и труда; о путях получения профессии и построения профессиональной карьеры.

-овладение умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями рациональной организации трудовой деятельности.

-развитие творческого мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов и услуг.

- воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе;

- формирование готовности к самостоятельной деятельности на рынке труд, товаров и услуг.

Основные задачи изучения предмета «Технологии» в 10 классе:

  • продолжение формирования культуры труда школьника;

  • развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

  • воспитание трудовых, гражданских качеств личности;

  • уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.

Используемые технологии : интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.

Методы:1.объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).2.частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.3.исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной, системы обучения.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы учебных занятий: ролевые игры, урок-лекция, семинары, лабораторные работы, практическое занятие, проектные работы., презентации.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.

При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение.

В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.

Содержание рабочей программы полностью соответствует примерной программе, представлено в календарно-тематическом планировании.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю нераздельного обучения мальчиков и девочек 10,11 класса.




Содержание учебного предмета


Учебно - тематическое планирование 10-11 классы.

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

10

11


  1. Производство, труд и технологии.

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры.

12


1

Влияние технологий на общественное развитие.

2


2

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

3


3

Технологическая культура и культура труда.

2


4

Производство и окружающая среда

4


5

Контроль знаний по разделу « Производство труд и технологии».

1



II. Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг.

22


1

Проектирование в профессиональной деятельности.

4


2

Информационное обеспечение процесса проектирования.

2


3

Определение потребительских качеств объекта труда.

2


4

Нормативные документы и их роль в проектировании.

2


5

Проектная документация.

2


6

Введение в психологию творческой деятельности.

3


7

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.


4


8

Анализ результатов проектной деятельности.

2


9

Контроль знаний по разделу» Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг.

1



Раздел 1 Производство, труд и технологии

Организация производства.




9

1

Структура современного производства


4

2

Нормирование и оплата труда.


2

3

Научная организация труда.


2

4

Контроль знаний по разделу


1


Раздел II Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг.




12

1

Функционально – стоимостный анализ.


2

2

Основные закономерности развития искусственных. систем


4

3

Защита интеллектуальной собственности.


4

4

Презентация результатов проектной деятельности.




2


Раздел Ш Профессиональное самоопределение и карьера.


6

1

Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования




3

2

Планирование профессиональной карьеры


3


Творческая ,проектная деятельность


7



34

34

Содержание учебного предмета 10 класс

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг

Проектирование в профессиональной деятельности

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации.1 Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки. Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения.

Введение в психологию творческой деятельности

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Варианты объектов труда

Проектные задания школьников.

Функционально - стоимостный анализ

Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников.

Основные закономерности развития искусственных систем

Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научнотехнических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Практические работы

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы:

устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.

Защита интеллектуальной собственности

Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников.

Анализ результатов проектной деятельности

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников.

Презентация результатов проектной деятельности

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.



Темы проектов

Проекты:

1 Украшения и аксессуары своими руками (бисер, кожа, чеканка, макраме).

2. Каталог домашней библиотеки.

3. Стиль и мода.

4. Моя профессиональная карьера.

5. Этикет современного делового человека.

6. Бизнес-план ученической компании.

7. Проект «Мое собственное дело».

8. Вывеска «Моего офиса».

9. Дизайн школьного литературно-музыкального салона.

10. Профессиональная этика и культура труда.

11. Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

12. Реклама дополнительного образования для школы-комплекса.

Рефераты:

1.Истории забытых вещей.

3. Кухня народов Мира.

4. Ампельные растения в доме.

7. Вальс цветов вокруг школы.

8. Реклама и общество.

9. Влияние рекламы на личность.

10. Декор текстильных изделий.

11. Цвет и свет в моем доме.

12. Служебно-деловой этикет.

13. Профессиональное становление личности.

14. Экологический дизайн.


Требования к уровню подготовки.

В результате изучения технологии ученик должен:

Знать/понимать:

- влияние технологий на общественное развитие;

- составляющие современного производства товаров и услуг;

- способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

- основные этапы проектной деятельности;

- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь:

- оценивать потребительские качества товаров и услуг;

- составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

- использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;

- проектировать материальный объект или услугу;

- оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

- выбирать средства и методы реализации проекта;

- выполнять изученные технологические операции;

- планировать возможные продвижения материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

- уточнять и корректировать профессиональные намеренья;

Использовать полученные знания и умения выбранной области деятельности для:

- проектирования материальных объектов и услуг;

- повышение эффективности своей практической деятельности;

- организации трудовой деятельности при коллективной форме труда.

- решение практических задач в выбранном направлении технологической подготовки.

- самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.

- рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг.

- составление резюме и проведения самопрезентации.

Программа направлена на усвоение обучающимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенции.


Календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту


1.

Инструктаж по ТБ.

Влияние технологий на общественное развитие.

06.09



2.

Влияние технологий на общественное развитие.

13.09



3.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

20.09



4.


Современные технологии материального производства

27.09



5.


Современные технологии сервиса и социальной сферы

04.10




6.

Технологическая культура

11.10



7.

Культура труда

18.10



8.

Производство и окружающая среда. Природоохранные технологии.

01.11



9.

П/Р Природоохранные технологии.

08.11


тема

10.

Технология проектирования.

П/Р Инновационная деятельность

15.11



11.

Основные стадии проектирования технических объектов.

22.11



12.

Информационное обеспечение процесса проектирования

29.11



13.

Определение потребительских качеств объекта труда

06.12



14.

П/Р Технологические требования и экономические

13.12



15.

П/Р Стадии и этапы разработки

20.12



16.

П/Р порядок контроля и приемки

27.12



17.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация




18

П/Р Проектная документация




19.

П/Р Определение ограничений,

накладываемых на предлагаемое

решение нормативными документами.




20.

Роль документов в проектировании.




21.

Проектная документация.




22.

Состав проектной документации.




23.

Защита интеллектуальной собственности




24.

П/Р защита различных форм защиты проектных предложений



тема

25

Введение в психологию творческой деятельности.




26

Введение в психологию творческой деятельности.




27.

Введение в психологию творческой деятельности.




28.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений




29

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. «Мозговой штурм».



тема

30

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений

Метод фокальных объектов.




31

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

Морфологический анализ.




32

Анализ результатов проектной деятельности




33

Анализ результатов проектной деятельности




34

Контроль знаний по разделу



тема









Учебно-методическое обеспечение


Учебно – методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

Примерная программа предмета «Технология» для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по истории для V-IX классов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483)

Учебная литература



Дополнитель-ная литература










РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания № 1 31. 08. 2017 г.

МО учителей естественно-математического цикла



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР 31.08. 2017 г.

_________ / Я. В. Огиенко/






1

27