Рабочая программа по музыке в 3 классе составлена на основе начальной образовательной программы общего начального образования (ФГОС) МОБУ СОШ
Планируемые результаты освоения музыки
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:
Личностными результатами обучения музыки в 3 классе являются:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметными результатами обучения музыки в 3 классе являются:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметными результатами являются:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
–умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2.Содержание учебного предмета
( 1 час в неделю, 34 часа )
«Россия – Родина моя» (5 ч.)
Мелодия - душа музыки.
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Природа и музыка. Звучащие картины.
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
«Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава».
Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Кантата Прокофьева «Александр Невский».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Опера «Иван Сусанин».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Основная цель – воспитание художественного вкуса школьников на основе осмысления интонационно-образной природы искусства; развитие нравственно-эстетического восприятия произведений композиторов-классиков; формирование умения оценивать произведения разных видов искусства; развитие ассоциативно-образного мышления учащихся
«День, полный событий» (4 ч.)
Утро.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).
Основная цель – восприятие природы как эстетической, нравственной составляющей жизни человека сквозь призму выраженного в музыкальных, поэтических образах отношения композитора, художника, поэта к миру; воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
«Радуйся, Мария!» Богородице Деве – радуйся! Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Древнейшая песнь материнства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве
«Вербное Воскресенье». «Вербочки»
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
«Святые земли Русской». Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Основная цель – воспитание духовно – нравственных каеств; совершенствоание представлений о музыкальной культуре своей Родины, развитие толлерантности по отношению к культуре других стран и народов, формирование трепетных, нежгых чувств к матери.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Певцы русской старины. «Лель, мой Лель…»
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова).
«Звучащие картины». «Прощание с масленицей». Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
Основная цель – знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей
«В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Руслан и Людмила». «Увертюра»
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Опера «Орфей и Эвридика».
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Опера «Садко». «Океан – море синее».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Балет «Спящая красавица».
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
В современных ритмах (мюзиклы).
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Основная цель – продолжение знакомства с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами; постижение триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;
«В концертном зале » (5 ч.)
Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
« Сюита «Пер Гюнт».
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
«Героическая» (симфония). Мир Бетховена.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Основная цель – введение в мир музыки Л. Бетховена; формирование обобщенного представления об основных образно-эмоциональных, жанровых сферах музыки в творчестве одного композитора; понимание героических образов в социализации личности, преодоление жизненных невзгод и трудностей.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.)
«Чудо-музыка».
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Острый ритм – джаза звуки.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.
Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке.
Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского.
Прославим радость на земле.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
«Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года
Основная цель – осознание роли серьёзной и легкой музыки в жизни человека на основе восприятия джазовых композиций; формирование эстетических потребностей учащихся, развитие эмоциональной сферы на основе воплощения образного содержания музыки в собственном исполнении; осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных терминов и понятий.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| «Россия – Родина моя» | 5 |
1 | Мелодия - душа музыки. | 1 |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
3 | «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». | 1 |
4 | Кантата Прокофьева «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
| «День, полный событий» | 4 |
6 | Утро. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм» | 4 |
10 | «Радуйся, Мария!» Богородице Дево – радуйся! | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 |
12 | «Вербное Воскресенье». «Вербочки» | 1 |
13 | «Святые земли Русской». Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
14 | «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
15 | Певцы русской старины. «Лель, мой Лель…» | 1 |
16 | «Звучащие картины». «Прощание с масленицей». Обобщающий урок 2 четверти. | 1 |
| «В музыкальном театре» | 6 |
17 | Опера «Руслан и Людмила». «Увертюра» | 1 |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
19 | Опера «Снегурочка». | 1 |
20 | Опера «Садко». «Океан – море синее». | 1 |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 |
22 | В современных ритмах (мюзиклы). | 1 |
| «В концертном зале» | 5 |
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 3 четверти. | 1 |
26 | «Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
27 | «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 7 |
28 | «Чудо-музыка». | 1 |
29 | Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
30 | «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. | 1 |
31 | Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). | 1 |
32 | Прославим радость на земле. | 1 |
33 | «Радость к солнцу нас зовет». | 1 |
34 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. | 1 |