Рабочая программа
по изобразительному искусству, 2 класс
УМК «Школа России»
разработанный под редакцией Канакина В. П., Горецкого В. Г., Бойкина М. В.
предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского
количество часов: 34
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом - отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание тем учебного курса «Изобразительное искусство»
Тема 1. Как и чем работает художник?
Три основных краски, строящие многоцветие мира.
Три основные краски создают многоцветие мира. Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Р.К. Цветы в творчестве Тюменских художников.
Пять красок — все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью. Р.К. В. Волков. Река. Поля.
Выразительные возможности аппликации
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) (по памяти и впечатлению).
Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Выразительность материалов для работы в объеме
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти. Р.К. Художники – анималисты тюменского края.
Выразительные возможности бумаги
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов. Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Тема 2. Реальность и фантазии
Изображение и реальность
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Р.К. Животный мир художницы Елены Самарской.
Изображение и фантазия
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры. Р.К. Г.П. Засекин. Птицы на дереве
Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазияБез фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов. Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник(обобщение темы) Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
Тема 3. О чем говорит искусство
Изображение природы в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.
Выражение характера изображаемых животных
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Выражение характера человека в изображении (женский образ)
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображаю
Выражение характера человека в изображении (мужской образ)
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
Образ человека и его характер, выраженные в объеме
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Р.К. Тюменский скульптор Николай Распопов.
Выражение характера человека через украшение
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
Выражение намерений через украшение
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы) Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.
Тема 4. Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Тихие и звонкие цвета
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
Что такое ритм линий?
Изображение весенних ручьев.
Р.К. Пейзажи В.П. Барашева.
Характер линий
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Ритм пятен
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.
Пропорции выражают характер
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.
Требования к знаниям и умениям концу изучения темы «Как и чем работает художник?»
Учащийся должен
знать /понимать:
- основные и составные цвета,
- особенности, свойства бумаги, пластилина; - иметь представление о разнообразии художественных материалов и их выразительных возможностях; уметь:
- составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
- учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
- работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, пастель, графитный карандаш) и техники (по - сырому, раздельный мазок, смешанные техники).
Требования к знаниям и умениям концу изучения темы «Реальность и фантазии»
Учащийся должен
знать/понимать:
- роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
- многообразие природных форм, их рациональность и красота;
уметь:
- смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
- сочетать объемы для создания выразительности образа.
Требования к знаниям и умениям концу изучения темы «О чем говорит искусство»
Учащийся должен
знать/понимать: - имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства; - выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.
- учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
- развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций; - уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается; - уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
- уметь сочетать объемы для создания выразительности образа.
Требования к знаниям и умениям концу изучения темы «Как говорит искусство» Учащийся должен знать/понимать:- основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные цвета, контрастные и нюансные цвета;
- цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
- уметь использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники
(по - сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
- подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Как и чем работает художник? | 8 |
1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира. Цветы в творчестве Тюменских художников. | 1 |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. | 1 |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. В. Волков. Река. Поля. | 1 |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме Художники – анималисты тюменского края. | 1 |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти) | 1 |
Реальность и фантазия | 7 |
9 | Изображение и реальность. Животный мир художницы Елены Самарской. | 1 |
10 | Изображение и фантазия. Г.П. Засекин. Птицы на дереве | 1 |
11 | Украшения и реальность | 1 |
12 | Украшения и фантазия | 1 |
13 | Постройка и реальность | 1 |
14 | Постройка и фантазия | 1 |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 |
О чем говорит искусство | 11 |
16 | Изображение природы в различных состояниях | 1 |
17 | Изображение характера животных | 1 |
18, 19 | Изображение характера человека: женский образ | 2 |
20, 21 | Изображения характера человека: мужской образ | 2 |
22 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Тюменский скульптор Николай Распопов. | 1 |
23 | Человек и его украшения | 1 |
24 | О чем говорят украшения | 1 |
25 | Выражение намерений человека через украшение | 1 |
26 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство» | 1 |
Как говорит искусство | 8 |
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 |
28 | Тихие и звонкие цвета | 1 |
29 | Что такое ритм линий? Пейзажи В.П. Барашева. | 1 |
30 | Характер линий | 1 |
31 | Ритм пятен | 1 |
32 | Пропорции выражают характер | 1 |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы) | 1 |
34 | Обобщающий урок | 1 |
| Итого | 34 |
9