СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа секции баскетбол

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы  секции баскетбол для ССузов

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа секции баскетбол»

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Приморский многопрофильный колледж»





ОДОБРЕНА

на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____ от «____»__________20____г.

Председатель комиссии

__________ Г.И.Шумейко

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

_______ А.А. Васильченко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


занятий секции спортивной игры «Баскетбол»

(тренер секции: руководитель физвоспитания Мохова Н.В. )


08.02.09 "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"

13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электро­механического оборудования"

23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта"

15.01.05 «сварщик»

23.01.03 «аВТОМЕХАНИК»










Партизанск

2016 г



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины

10


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12
















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(Секция «Баскетбол»)


1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС на основе которой разработана программа секции «Баскетбол» для обучающихся по специальностям и профессиям:

08.02.09 "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"

13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электро­механического оборудования"

23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

15.01.05 «Сварщик»

23.01.03 «Автомеханик»


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи занятий в секции – требования к результатам освоения спортивной игры - баскетбол:

В результате изучения спортивной игры баскетбол обучающийся должен:

знать:

- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

- основы физической культуры и здорового образа жизни;

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.


уметь:


- использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;


В результате освоения обязательного минимума содержания учебного процесса и правил игры в баскетбол обучающийся в течение 1-4 курсов должен овладеть умением:

Объяснять:

- роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;

- цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в
современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.


Характеризовать:

- индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;

- особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями профессионально-прикладной и оздоровительно корригирующей направленности;

- особенности обучения и самообучения двигательным действиям;

- особенности развития физических способностей на занятиях в секции по баскетболу;

- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристику их оздоровительной и развивающей эффективности.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на максимальную учебную нагрузку 60 часов; обязательную аудиторную учебную нагрузку – 44 часа; самостоятельную работу – 16 часа.



























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

занятий секции «Баскетбол»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

44

в том числе:


Теоретические занятия

4

Практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося

16















Спортивная игра «Баскетбол»


Спортивная игра «Баскетбол» является одной из разделов программы и представлена, как обязательный вид спорта в Государственном стандарте. Игра является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении.

В основе адаптированной программы – программа занятий спортивной секции по баскетболу.


Цель занятий - формирование физической культуры обучающихся


Задачи работы секции:


- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями игры «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;

-совершенствование функциональных возможностей организма;

- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;

- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

Содержание программы по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической;

- большое внимание уделяется специальной физической подготовки баскетболистов



Баскетбол – популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников.

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого является взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта и состоит из трех разделов.

В разделе 1 – теоретическое обоснование построения учебного процесса: история игры «Баскетбол», правила игры, оказание первой медицинской помощи при травматизме, характеристика базовых понятий, разновидности тактических действий в нападении и защите: индивидуальные, групповые и командные. Представлены комплексы подводящих и основных упражнений для каждого вида технико-тактических действий

В разделе 2 - обучение навыкам игры в баскетбол с учетом правил игры.

В разделе 3- обучение посвящено закономерностям обучения игровой деятельности.

Процесс занятий в секции опирается на некоторые общие положения – принципы. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.

Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:

- осмысление и понимание занимающихся сущности и сложной структуры изучаемого технического приема и тактического действия;

- самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном произведении;

- принцип наглядности предполагает создание у обучающихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения. Кроме традиционного объяснения и показа упражнений, пользоваться видео фильмами и плакатами. Ведущими средствами становятся физические упражнения на все основные группы мышц.

Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке уровня подготовленности и индивидуальных возможностей обучающихся.

Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала.

Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формируется в виде методологического правила от простого- к сложному, от легкого – к трудному

Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении.

Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности.


К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяются на вспомогательные и основные.

Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов программы : гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практических видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.

Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико- тактических действий, игровые противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности материала используют упражнения с выполнением игровых приемов целом и по частям (по разделениям).

По занятиям по баскетболу широко применяют подводящие упражнения

На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изучения технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоения тактики игры.

Упражнения по тактике составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию

Основная направленность занятий в секции «Баскетбол»



Основная направленность


Содержание занятия


1.На овладение техникой вперед, передвижений, остановок, поворотов и стоек


Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом, комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение)


2.На освоение ловли и передач мяча


Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). С пассивным сопротивлением защитника


3. На освоение техники ведения мяча


Ведение мяча в низкой, средней и высокой на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. С пассивным сопротивлением защитника.


4.На овладение техникой бросков мяча


Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3.60 м. То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4.80 м в прыжке. Броски одной и двумя руками в прыжке.


5.На освоение индивидуальной техники защиты


Вырывание и выбивание мяча. Перехват мяча


6.На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей


Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок


7.На закрепление техники перемещения мячом и развитие координационных способностей


Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом


8.На освоение тактики игры


Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0), без изменения позиций игроков, с изменением позиций. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину.

Нападение быстрым прорывом 1:0, 2:1, 3:2

Взаимодействие двух игроков (отдай мяч и выйди.) Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через заслон. Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка)


9.На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей


Игра по упрощенным правилам мини- баскетбола. Игры и игровые задания 2:1. 3:1, 3:2, 3:3

























2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Спортивная игра «Баскетбол»»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4


Раздел 1. Теоретическая часть


Основы теоретических знаний


История игры баскетбол. Правила игры в баскетбол. ОПМП, техника безопасности. Жесты судей


4







Раздел 2 . Практическая часть


36



Техническая и тактическая подготовка игры в баскетбол


Техника перемещения, Ловля и передача мяча. Броски мяча. Тактика нападения. Тактика защиты







Раздел 3 Соревновательный процесс


4



ОФП


Контроль двигательных качеств



3. условия реализации УЧЕБНОй дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, тренажерного зала, футбольного поля, спортивной площадки.

Спортивное оборудование и инвентарь:


1. Тренажеры;

2. Конь гимнастический;

3. Секундомер;

4. Рулетка;

5. Штанги, гантели;

6. Брусья;

7. Канат;

8. Перекладина гимнастическая;

9. Гимнастические маты;

10. Спортивный инвентарь для занятий по гимнастике.

.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Основная литература


Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005.

Физическая культура: учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2007.

Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002.

Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М., 2005.



дополнительная литература


Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003.

Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006.

Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • - влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Тестирование, контрольные нормативы, выполнение обучающимися индивидуальных заданий.

Зачёт

1) для получения ощутимого эффекта занятий необходим трехразовый режим занятий в неделю со сменой комплекса упражнений через каждые 2–3 недели;

2) в подготовительной части урока рекомендуется использовать комплекс из 6–8 упражнений общего силового характера, а основная часть должна отличаться разнообразием средств и воздействием на большинство мышечных групп разных звеньев тела, при этом показатель моторной плотности данной части урока должен быть в пределах 80%;

3) желательно использование вспомогательных упражнений на уроке атлетической гимнастики: на гибкость, координацию, вращения, равновесие, релаксацию и другие, причем их местом может быть как окончание занятия, так и основная часть, когда необходимы активный отдых или двигательные переключения.



Образец План-конспект занятия секции «Баскетбол





Содержание

Дозировка

Методические особенности

I. Подготовительная часть (6–10 мин.)

1. Челночный бег вокруг двух-трех гимнастических скамеек.

35–40 сек.

Пульсовая зона 120 уд./мин.

2. Из стойки ноги врозь – наклоны вперед и назад с касанием руками носков и пяток.

20–30 повторений

При наклоне назад небольшое сгибание ног в коленях.

3. В парах, стоя лицом друг к другу, руки вперед – поочередные сгибания и разгибания рук с сопротивлением.

10–12 раз

Сопротивление близкое к максимальному.

4. У опоры – приседания на одной ноге, другая – вперед.

8–10 раз на каждой

Помощь опорной рукой минимальная.

5. В парах, из стойки ноги врозь, выпрямляясь после наклона вперед, бросок набивного мяча (1 кг) снизу.

10–12 раз

Расстояние между партнерами 3–5 м.

6. Из стойки руки вниз с мячом (см. упр. 5) бросок мяча вверх, поворот на месте на 360° и ловля мяча.

8–10 раз

Чередование поворотов влево и вправо.

7. Толчком двух ног прыжки через гимнастическую скамейку: вперед-назад или влево-вправо.

12–14 повторений

Без остановок, темп умеренный.

8. Из стойки руки вниз, набивной мяч в руках (1 кг), приседая, перекат назад в группировке, то же вперед в присед, прыжок вверх – руки с мячом вверх.

6–8 раз

Мяч прижимать к груди, прыжок вверх максимальный.

II. Основная часть (20–30 мин.)

1. Лазанье по канату (3–4 м) с помощью рук и ног в два или три приема.

3 подхода

Каждый подход без остановок, отдых между ними 30 сек.

2. Конь (козел), высота 1 м – лежа на животе, ноги закреплены или зафиксированы партнером, руки за головой, в руках набивной мяч или гантеля (1 кг) – поднимание и опускание туловища.

2 подхода по 10 раз

Регламентация: по весу отягощения или положению рук.

3. Брусья параллельные – из упора на концах брусьев, толчком двух рук перескоки вперед вдоль жердей.

3 подхода

Избегать сильного сгибания рук.

4. Перекладина высокая – из виса подтягивание и подъем силой в упор с поочередным переводом рук в упор и медленное опускание вперед в вис.

2 подхода по 8 раз

Оказание помощи или сопровождение при подъеме.

5. Кольца – из виса поднимание прямых ног в вис согнувшись и опускание в вис сзади, затем обратный переход в вис.

2 подхода по 6 раз

Возможны проводка и помощь при выполнении.

6. Лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз с отягощением, например, партнер сидит на плечах.

3 подхода

Подбор отягощений индивидуален.

7. Круговая тренировка – шесть станций:

– из приседа выпрыгивание вверх;
– отжимание в упоре лежа, руки шире плеч;
– поднимание прямых ног в висе;
– прыжки через скакалку: два простых и один с двойным вращением;
– из положения стоя ноги врозь, в руках отягощение (2,5 кг), наклон вперед, выпрямляясь, поднять руки вверх, и.п.
– из положения лежа на спине сед согнувшись и вернуться в исходное положение.

1–2 круга

Каждое задание выполняется без пауз в течение 30 сек., на смену станций – по 10 сек., возможна регламентация по темпу и продолжительности выполнения заданий.

III. Заключительная часть (4–6 мин.)

1. Стоя спиной у гимнастической стенки, руки хватом на уровне плеч – прогибание вперед и возвращение в и.п.

4–6 повторений

Медленное движение с максимальным выпрямлением рук.

2. Выпрямление и вытягивание в висе (на гимнастической стенке, перекладине, высоких брусьях и т.п.) с удержанием максимально прямого положения.

2 подхода по 10–15 сек.

Движение произвольное или с отягощением.

3. Стоя ноги врозь на гимнастической стенке, руки хватом на уровне пояса – наклон вперед со сгибанием в тазобедренных суставах, возвращение в и. п.

6–8 раз

Сохранять прямое положение рук и ног.



Разработчик:

КГБ ПОУ «ПМК» руководитель физического воспитания Мохова Н.В.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!