Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»
ОДОБРЕНА на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол №_____ от «____»__________20____г. Председатель комиссии __________ Г.И.Шумейко | | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР _______ А.А. Васильченко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий секции спортивной игры «Баскетбол»
(тренер секции: руководитель физвоспитания Мохова Н.В. )
08.02.09 "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"
13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"
23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта"
15.01.05 «сварщик»
23.01.03 «аВТОМЕХАНИК»
Партизанск
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(Секция «Баскетбол»)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС на основе которой разработана программа секции «Баскетбол» для обучающихся по специальностям и профессиям:
08.02.09 "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"
13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"
23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
15.01.05 «Сварщик»
23.01.03 «Автомеханик»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи занятий в секции – требования к результатам освоения спортивной игры - баскетбол:
В результате изучения спортивной игры баскетбол обучающийся должен:
знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы физической культуры и здорового образа жизни;
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
уметь:
- использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного процесса и правил игры в баскетбол обучающийся в течение 1-4 курсов должен овладеть умением:
Объяснять:
- роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;
- цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в
современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
- индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;
- особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями профессионально-прикладной и оздоровительно корригирующей направленности;
- особенности обучения и самообучения двигательным действиям;
- особенности развития физических способностей на занятиях в секции по баскетболу;
- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристику их оздоровительной и развивающей эффективности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на максимальную учебную нагрузку 60 часов; обязательную аудиторную учебную нагрузку – 44 часа; самостоятельную работу – 16 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
занятий секции «Баскетбол»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 44 |
в том числе: | |
Теоретические занятия | 4 |
Практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося | 16 |
Спортивная игра «Баскетбол»
Спортивная игра «Баскетбол» является одной из разделов программы и представлена, как обязательный вид спорта в Государственном стандарте. Игра является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении.
В основе адаптированной программы – программа занятий спортивной секции по баскетболу.
Цель занятий - формирование физической культуры обучающихся
Задачи работы секции:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями игры «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
-совершенствование функциональных возможностей организма;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
Содержание программы по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической;
- большое внимание уделяется специальной физической подготовки баскетболистов
Баскетбол – популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого является взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, уверенности в себе, чувства коллективизма.
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта и состоит из трех разделов.
В разделе 1 – теоретическое обоснование построения учебного процесса: история игры «Баскетбол», правила игры, оказание первой медицинской помощи при травматизме, характеристика базовых понятий, разновидности тактических действий в нападении и защите: индивидуальные, групповые и командные. Представлены комплексы подводящих и основных упражнений для каждого вида технико-тактических действий
В разделе 2 - обучение навыкам игры в баскетбол с учетом правил игры.
В разделе 3- обучение посвящено закономерностям обучения игровой деятельности.
Процесс занятий в секции опирается на некоторые общие положения – принципы. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.
Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:
- осмысление и понимание занимающихся сущности и сложной структуры изучаемого технического приема и тактического действия;
- самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном произведении;
- принцип наглядности предполагает создание у обучающихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения. Кроме традиционного объяснения и показа упражнений, пользоваться видео фильмами и плакатами. Ведущими средствами становятся физические упражнения на все основные группы мышц.
Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке уровня подготовленности и индивидуальных возможностей обучающихся.
Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала.
Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формируется в виде методологического правила от простого- к сложному, от легкого – к трудному
Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении.
Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности.
К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяются на вспомогательные и основные.
Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов программы : гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практических видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.
Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико- тактических действий, игровые противоборство.
При овладении техникой игры в зависимости от сложности материала используют упражнения с выполнением игровых приемов целом и по частям (по разделениям).
По занятиям по баскетболу широко применяют подводящие упражнения
На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изучения технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоения тактики игры.
Упражнения по тактике составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию
Основная направленность занятий в секции «Баскетбол»
Основная направленность | Содержание занятия |
1.На овладение техникой вперед, передвижений, остановок, поворотов и стоек | Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом, комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение) |
2.На освоение ловли и передач мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). С пассивным сопротивлением защитника |
3. На освоение техники ведения мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. С пассивным сопротивлением защитника. |
4.На овладение техникой бросков мяча | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3.60 м. То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4.80 м в прыжке. Броски одной и двумя руками в прыжке. |
5.На освоение индивидуальной техники защиты | Вырывание и выбивание мяча. Перехват мяча |
6.На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок |
7.На закрепление техники перемещения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
8.На освоение тактики игры | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0), без изменения позиций игроков, с изменением позиций. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Нападение быстрым прорывом 1:0, 2:1, 3:2 Взаимодействие двух игроков (отдай мяч и выйди.) Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через заслон. Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка) |
9.На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам мини- баскетбола. Игры и игровые задания 2:1. 3:1, 3:2, 3:3 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Спортивная игра «Баскетбол»»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретическая часть |
Основы теоретических знаний | История игры баскетбол. Правила игры в баскетбол. ОПМП, техника безопасности. Жесты судей | 4 | |
| | | |
Раздел 2 . Практическая часть | 36 | |
Техническая и тактическая подготовка игры в баскетбол | Техника перемещения, Ловля и передача мяча. Броски мяча. Тактика нападения. Тактика защиты | | |
| Раздел 3 Соревновательный процесс | 4 | |
ОФП | Контроль двигательных качеств | | |
3. условия реализации УЧЕБНОй дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, тренажерного зала, футбольного поля, спортивной площадки.
Спортивное оборудование и инвентарь:
1. Тренажеры;
2. Конь гимнастический;
3. Секундомер;
4. Рулетка;
5. Штанги, гантели;
6. Брусья;
7. Канат;
8. Перекладина гимнастическая;
9. Гимнастические маты;
10. Спортивный инвентарь для занятий по гимнастике.
.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005.
Физическая культура: учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2007.
Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М., 2005.
дополнительная литература
Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006.
Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен уметь: выполнять индивидуально подобранные комплексы гимнастики; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности. | Тестирование, контрольные нормативы, выполнение обучающимися индивидуальных заданий. Зачёт |
1) для получения ощутимого эффекта занятий необходим трехразовый режим занятий в неделю со сменой комплекса упражнений через каждые 2–3 недели;
2) в подготовительной части урока рекомендуется использовать комплекс из 6–8 упражнений общего силового характера, а основная часть должна отличаться разнообразием средств и воздействием на большинство мышечных групп разных звеньев тела, при этом показатель моторной плотности данной части урока должен быть в пределах 80%;
3) желательно использование вспомогательных упражнений на уроке атлетической гимнастики: на гибкость, координацию, вращения, равновесие, релаксацию и другие, причем их местом может быть как окончание занятия, так и основная часть, когда необходимы активный отдых или двигательные переключения.
Образец План-конспект занятия секции «Баскетбол
Содержание | Дозировка | Методические особенности |
I. Подготовительная часть (6–10 мин.) |
1. Челночный бег вокруг двух-трех гимнастических скамеек. | 35–40 сек. | Пульсовая зона 120 уд./мин. |
2. Из стойки ноги врозь – наклоны вперед и назад с касанием руками носков и пяток. | 20–30 повторений | При наклоне назад небольшое сгибание ног в коленях. |
3. В парах, стоя лицом друг к другу, руки вперед – поочередные сгибания и разгибания рук с сопротивлением. | 10–12 раз | Сопротивление близкое к максимальному. |
4. У опоры – приседания на одной ноге, другая – вперед. | 8–10 раз на каждой | Помощь опорной рукой минимальная. |
5. В парах, из стойки ноги врозь, выпрямляясь после наклона вперед, бросок набивного мяча (1 кг) снизу. | 10–12 раз | Расстояние между партнерами 3–5 м. |
6. Из стойки руки вниз с мячом (см. упр. 5) бросок мяча вверх, поворот на месте на 360° и ловля мяча. | 8–10 раз | Чередование поворотов влево и вправо. |
7. Толчком двух ног прыжки через гимнастическую скамейку: вперед-назад или влево-вправо. | 12–14 повторений | Без остановок, темп умеренный. |
8. Из стойки руки вниз, набивной мяч в руках (1 кг), приседая, перекат назад в группировке, то же вперед в присед, прыжок вверх – руки с мячом вверх. | 6–8 раз | Мяч прижимать к груди, прыжок вверх максимальный. |
II. Основная часть (20–30 мин.) |
1. Лазанье по канату (3–4 м) с помощью рук и ног в два или три приема. | 3 подхода | Каждый подход без остановок, отдых между ними 30 сек. |
2. Конь (козел), высота 1 м – лежа на животе, ноги закреплены или зафиксированы партнером, руки за головой, в руках набивной мяч или гантеля (1 кг) – поднимание и опускание туловища. | 2 подхода по 10 раз | Регламентация: по весу отягощения или положению рук. |
3. Брусья параллельные – из упора на концах брусьев, толчком двух рук перескоки вперед вдоль жердей. | 3 подхода | Избегать сильного сгибания рук. |
4. Перекладина высокая – из виса подтягивание и подъем силой в упор с поочередным переводом рук в упор и медленное опускание вперед в вис. | 2 подхода по 8 раз | Оказание помощи или сопровождение при подъеме. |
5. Кольца – из виса поднимание прямых ног в вис согнувшись и опускание в вис сзади, затем обратный переход в вис. | 2 подхода по 6 раз | Возможны проводка и помощь при выполнении. |
6. Лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз с отягощением, например, партнер сидит на плечах. | 3 подхода | Подбор отягощений индивидуален. |
7. Круговая тренировка – шесть станций: – из приседа выпрыгивание вверх; – отжимание в упоре лежа, руки шире плеч; – поднимание прямых ног в висе; – прыжки через скакалку: два простых и один с двойным вращением; – из положения стоя ноги врозь, в руках отягощение (2,5 кг), наклон вперед, выпрямляясь, поднять руки вверх, и.п. – из положения лежа на спине сед согнувшись и вернуться в исходное положение. | 1–2 круга | Каждое задание выполняется без пауз в течение 30 сек., на смену станций – по 10 сек., возможна регламентация по темпу и продолжительности выполнения заданий. |
III. Заключительная часть (4–6 мин.) |
1. Стоя спиной у гимнастической стенки, руки хватом на уровне плеч – прогибание вперед и возвращение в и.п. | 4–6 повторений | Медленное движение с максимальным выпрямлением рук. |
2. Выпрямление и вытягивание в висе (на гимнастической стенке, перекладине, высоких брусьях и т.п.) с удержанием максимально прямого положения. | 2 подхода по 10–15 сек. | Движение произвольное или с отягощением. |
3. Стоя ноги врозь на гимнастической стенке, руки хватом на уровне пояса – наклон вперед со сгибанием в тазобедренных суставах, возвращение в и. п. | 6–8 раз | Сохранять прямое положение рук и ног. |
Разработчик:
КГБ ПОУ «ПМК» руководитель физического воспитания Мохова Н.В.