Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 им. Г. М. Шубникова
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 Руководитель ШМО __________________ _____________ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Н.Н. Ореховская Методист _____________Е.Б. Кучеренко ____________________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СШ № 1 им. Г.М. Шубникова _________ О.А. Гузикова ________________ 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Баскетбол»
(спортивно-оздоровительное направление)
на 2019/2020 учебный год
6-7 класс
Уровень образования основное общее
Срок реализации программы 2 года
Рабочую программу составил учитель физической культуры: Балтаев Е. Е.
г. Байконур
2019 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе курса обучения игре в баскетбол в общеобразовательной школе. Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол дают большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей, и создаёт уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов воспитания воли и характера, чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности её индивидуальности, творческого отношения к двигательной деятельности. Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Рабочая программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.
Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2010г.).
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Общая характеристика предмета
В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Цели и задачи
Обучения игре в баскетбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программный материал предполагает решение следующих основных задач:
- укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников, ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в баскетбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Данная программа рассчитана для обучающихся 5 -6 классов, с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие медицинский допуск врача. Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме урока во второй половине дня.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место курса в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Учебным планом ГБОУ СШ №1 им. Г.М. Шубникова примерными программами внеурочной деятельности курс «Творческая мастерская» описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Учебным планом ГБОУ СШ №1 им. Г.М. Шубникова, примерными программами внеурочной деятельности курс спортивно-оздоровительной направленности «Баскетбол» описывает спортивно-оздоровительную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 140 часовв год, по 4 часа в неделю.
Содержание курса
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение».М. 2012). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.
Основы техники и тактики игры.
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».
Сущность и назначение планирования, и его виды. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Контрольные игры и соревнования.
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Учебно-тематический план
№ | Разделы, темы | Рабочая программа |
всего | теория | практика |
1. | Развитие баскетбола в России | 2 | 2 | - |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 2 | 2 | - |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 58 | 2 | 56 |
4. | Основы техники и тактики игры | 58 | 2 | 56 |
5. | Контрольные игры и соревнования | 12 | 2 | 10 |
6. | Тестирование | 8 | - | 8 |
Итого: | 140 | 8 | 130 |
Планируемые результаты изучения курса
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
Знать:
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Уметь:
Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности:
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см).
Возраст | Пол | Оценка высоты прыжка |
средний | выше среднего | высокий |
12 лет | Д М | 25-30 28-33 | 31-35 34-38 | 36 и выше 39 и выше |
13 лет | Д М | 25-31 31-36 | 32-37 37-41 | 38 и выше 42 и выше |
14 лет | Д М | 31-34 34-38 | 35-40 39-42 | 40 и выше 43 и выше |
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
Класс | Девочки | Мальчики |
высокий | выше среднего | средний | высокий | выше среднего | средний |
12 лет | 3,8 и менее | 3,9-4,0 | 4,1 | 3,7 и менее | 3,8-4,0 | 4,0-4,3 |
13 лет | 3,7 и менее | 3,8-4,1 | 4,2-4,4 | 3,5 и менее | 3,6-3,8 | 3,9-4,1 |
14 лет | 3,5 и менее | 3,6-4,0 | 4,1-4,3 | 3,3 и менее | 3,4-3,7 | 3,8-4,1 |
Передачи и броски мяча.
№ п/п | Контрольные упражнения | Возраст |
12 | 13 | 14 |
1. | Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество). | 20 | 22 | 23 |
2. | 5 штрафных бросков (попаданий). | 2 | 2 | 3 |
3. | 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий). | 6 | 7 | 8 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
«Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
«Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
«Физическая культура», В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.: Просвещение,1998.
«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
«Теория и методика физической культуры Спб. издательство «Лань»,2003»
«Физическая культура »Н.В.РешетниковЮ.Л.КислицынР.Л.ПалтикевичГ.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
«Общая педагогика физической культуры и спорта » - М.:ИД «Форум» ,2007
Литература для детей и родителей
Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Просвещение, 1973. - С.79-81.
Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика физ. культуры . -1996.
Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. - М., 1987.