СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа: секция волейбола 6-11 классы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа содержит сжатый курс обучения спортивной игры волейбол

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа: секция волейбола 6-11 классы»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

ДОД «Касторенский дом детского творчества»

Касторенского района Курской области



Утверждаю:

Директор Дома детского творчества

__________________ О.Т. Леденёва

«___» _______________2013 г.





Рабочая программа

дополнительного образования

занятие объединение (Волейбол)

(для учащихся 6-11 классов 12-17 лет)

на базе МКОУ «Ореховская СОШ»

на 2013-2014 учебный год



Авторы: Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н.

Адаптировал: педагог

дополнительного образования

Борзых Иван Владимирович







п. Касторное 2013 г.

Пояснительная записка

Волейбол – спортивная командная игра между двумя командами, на площадке, разделенной на две половины сеткой, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера, и всей команды в целом.

Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (ЗОНЕ 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных (ЗОНЕ 1,6,5)– игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности, учат занимающихся:

- подчинять свои действия интересам коллектива для достижения общей цели;

- действовать с максимальной отдачей сил и возможностей, преодолевать трудности, возникшие в ходе спортивной борьбы;

- постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

- доступности игры для любого возраста;

- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитание моральных и волевых качеств, использование как вида активного отдыха при организации досуга молодежи;

- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:

- чувства коллективизма;

- настойчивости, решительности, целеустремленности;

- внимания и быстроты мышления;

- способности управлять своими эмоциями;

- развитию и совершенствованию основных физических качеств.

Данная программа по волейболу направлена на приобретения учащимися теоретических сведений, овладение приёмами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:

- овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

- формирование навыков деятельности игрока совместно с партнером на основе взаимопонимания и согласования;

- приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;

- содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта.

Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:

  1. Общие основы волейбола.

  2. Изучение и обучение основам техники волейбола.

  3. Изучение и обучение основам тактики игры.

  4. Основы физической подготовки в волейболе.

  5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.









Цели и задачи программы:



Для всестороннего развития личности школьникам необходимо:

  1. овладеть основами физической культуры;

  2. развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движений, быстроту реакции);

  3. развить чувство ритма и такта игры, привить интерес к спорту;

  4. укрепить здоровье;

  5. приобрести красивый рельефный внешний вид;

  6. расширить базу теоретических знаний.

Для достижения этой цели используются следующие задачи:

  1. Оздоровительные:

  1. выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды (укрепление иммунитета);

  2. укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

  3. увеличение общей и специальной выносливости;

  4. поддержание всех мышц в тонусе;

  5. увеличение работоспособности.

  1. Образовательные:

  1. обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  2. развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движений, быстроту реакции, меткость);

  3. обучить технико-тактичесим приёмам игры;

  4. расширить теоретическую базу знаний.

  1. Воспитательные:

  1. выполнение сознательных двигательных действий;

  2. привить интерес, любовь к спорту;

  3. воспитание нравственных и волевых качеств;

  4. устранение вредных привычек;

  5. чувство ответственности за себя и за команду, а так же смелость, взаимопомощь, активность.

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100% учащихся, занимающихся по данной программе;

- победы на соревнованиях районного и областного уровня;

- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня I спортивного разряда;

- присвоение спортивных разрядов учащимся;

- устойчивое овладение умениями и навыками игры;

- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;

- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

- умение контролировать психическое состояние.



















Учебно-тематический план

120 занятий, 1 группа по 1 часу, 2 группа по 2 часа и того 360 часов

Изучаемые темы

Количество занятий

Количество часов

Всего

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

занятий

часов

1.

История развития волейбола. Общие основы волейбола.

1

1

1

2

2

3

2.

Правила игры и методика судейства. Терминология и общая характеристика технических элементов.

2

2

2

4

4

6

3.

Техническая подготовка волейболистов

3

3

3

6

6

9

4.

Физическая подготовка волейболистов

3

3

3

6

6

9

5.

Методика тренировки волейболистов

3

3

3

6

6

9


Изучение техники игры в волейбол

43

43

43

86

86

129


Техника нападения

29

29

29

58

58

87

6.

Стойки

2

2

2

4

4

6

7.

Перемещения

3

3

3

6

6

9

8.

Подачи

13

13

13

26

26

39

9.

Передачи

7

7

7

14

14

21

10.

Нападающие удары

4

4

4

8

8

12


Техника защиты

14

14

14

28

28

32

11.

Перемещения

3

3

3

6

6

9

12.

Прием мяча

7

7

7

14

14

21

13.

Блок

4

4

4

8

8

12


Изучение тактики игры в волейбол

18

18

18

36

36

54


Тактика нападения

9

9

9

18

18

27

14.

Индивидуальные действия

3

3

3

6

6

9

15.

Групповые действия

3

3

3

6

6

9

16.

Командные действия

3

3

3

6

6

9


Тактика защиты

9

9

9

18

18

27

17.

Индивидуальные действия

3

3

3

6

6

9

18.

Групповые действия

3

3

3

6

6

9

19.

Командные действия

3

3

3

6

6

9

20.

Игровой цикл

3

3

3

6

6

9

21.

Игра по правилам с заданием

40

40

40

80

80

120

22.

Сдача контрольных нормативов

4

4

4

8

8

12


Итого:

120

120

120

240

240

360













Содержание программы

занятия

Темы

Содержание занятия

1

История развития волейбола

Истоки волейбола. Становление волейбола как вида спорта. Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола.

2

3

Правила игры и методика судейства. Терминология и общая характеристика технических элементов.

Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. Терминология и жестикуляция.

4

5

6


Техническая подготовка волейболистов


Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. Определение и исправление ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость). Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовки. Контроль технической подготовки. Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. Особенности современной техники волейбола. Тенденции ее дальнейшего развития. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

7

8

9


Физическая подготовка

Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнении. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования.

10

11

12

Методика тренировки волейболистов

Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбор и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств, при обучении технике



Изучение техники игры в волейбол

техника нападения

13

14

Стартовые стойки

Устойчивая основная, статическая стартовая, динамическая стартовая стойка

15

16

17

Освоение техники перемещений, стоек волейболистов в нападении

Техника стоек , перемещений волейболистов в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места, толчком одной с разбега, с места)

Обучение технике подачи мяча

18

19

Обучение технике нижней прямой подачи

Подводящие и специальные упражнения для обучения нижней прямой подачи.

20

21

Обучение технике нижней боковой подачи

Подводящие и специальные упражнения для обучения нижней боковой подачи.

22

23

Обучение технике верхней прямой подачи

Подводящие и специальные упражнения для обучения верхней прямой подачи.

24

25

Обучение технике верхней боковой подачи

Подводящие и специальные упражнения для обучения верхней боковой подачи

26

27

Обучение укороченной подачи

Специальные упражнения для обучения укороченной подачи (подача на точность в зоны 2,3,4).

28

29

30

Обучение верхней силовой подачи с прыжка

Подводящие и специальные упражнения для обучения верхней силовой подачи с прыжка.

Обучение технике передачи мяча

31

32

Обучение технике верхних передач

Техника передачи двумя руками сверху, в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой.

33

34

Обучение технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).

Подводящие упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами, специальные упражнения в парах на месте в движении, упражнения в тройке, упражнения у сетки.

35

36

37

Обучение технике передач снизу

Подводящие упражнения с набивными мячами, имитационные упражнения с волейбольными мячами, специальные упражнения, индивидуально у стены, в парах, в тройках, в группах через сетку, упражнения для обучения одной снизу.

38

39

40

41

Обучение технике нападающих ударов

Подводящие упражнения с мячом, специальные, на месте, в движении, возле стены (индивидуально, в парах, в тройках возле сетки, через сетку).

Техника защиты

42

43

44

Освоение техники перемещений, стоек волейболистов в защите

Техника стоек перемещении волейболистов в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег). Выпады вперед, в сторону. Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте.

45

46

47

Обучение технике приема мяча

Общеразвивающие упражнения (в парах, с резиновым амортизатором), подготовительные упражнения (броски, на месте, в движении), подводящие (прием мяча, после набрасывания, подачи с 9 метров, с 16-17 метров; набрасывания над собой), специальные (прием мяча после подачи в определенную зону, прием мяча после нападающих ударов, жонглирование мячом одной двумя руками).

48

49


Обучение приему мяча с падением и перекатом на бедро и спину

Общеразвивающие упражнения (кувырки вперед и назад, перевороты вправо влево, и то же с продвижением вперед, в стороны). Подготовительные упражнения (лежа в группировке, перекаты вперед – назад, падение назад с перекатом на спину, бросок мяча вперед, с последующим падением и перекатом назад). Подводящие (имитация приема мяча снизу одной рукой в падении назад и перекатом стоя на месте; в падении в сторону на бедро и спину; прием мяча наброшенного партнером; прием мяча отскочившего от стены – сначала индивидуально, затем после броска партнером). Специальные (прием мяча снизу одной рукой в падении после передач партнера вперед - в стороны; прием мяча отскочившего от сетки; прием мяча от нападающего удара партнера с падением назад; парные упражнения)

50

51






















Обучение приему мяча одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим перекатом на грудь – живот




















Общеразвивающие упражнения: падение вперед на руки из И.П. – стоя на коленях; то же из И.П. – стоя; акробатические упражнения; гимнастические упражнения. Подготовительные упражнения: из упора присев, падение нырком на согнутые ноги в упор лежа; то же, но усилием отталкивания ногой. С касанием руками пола, голову поднять вверх и согнуть ногу в коленях; то же, но усилить отталкивание руками, обеспечивая скольжение на груди – животе; то же, но с низкой стойки и после передвижение шагом и бегом; то же, но принимающий в И.П. – спиной к партнеру; то же, но скольжение через препятствие. Подводящие упражнения: имитация приема мяча с последующим падением вперед, то же после передвижения шагом и бегом; падение после мяча, наброшенного партнером; то же, но с изменением направления броска в сторону, удобную, для принимающего. Специальные упражнения по технике:1. В парах. Приём мяча в падении от передач партнера. 2. Прием мяча от нападающего удара партнера в условное место. 3. То же, но с имитацией нападающего удара. 4. То же, но с чередованием передач с нападающим ударом. 5. Страховка блока. Принимающий располагается сзади блокирующего игрока на расстоянии 3-4 м. Три четыре игрока выполняют «обманные» атакующие удары против блокирующего, поразив зону 3x4 м.

52

53

54

55

Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)

Упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; - имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); специальные упражнения (в парах, в тройках, без сетки, возле сетки).

Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения

56

57

58


Обучение индивидуальным действиям

Без мяча. Перемещение стартовой стойки (1. При выборе места для приема;2. При выборе места для передач; 3. При выборе места для нападения). С мячом. Выполнение приема (1. При выполнении подач; 2. При приеме подач; 3. При выполнении нападающего удара; 4. При выполнении вторых передач).

59

60

61

Обучение групповым действиям

Взаимодействие двух игроков внутри линий и между линиями; взаимодействия трех-четырех игроков внутри линий и между линиями; в три касания, в два касания; при ударе игрока зоны 4 (5); при ударе игрока зоны 2 (1); при ударе игрока зоны 3 (6).

62

63

64

Обучение командным действиям

Взаимодействия игроков при организации атак: 1. В нападении через игрока передней линии (со второй, с первой передачи и откидки), в нападении через выходящего игрока задней линии - со второй передачи. Из зоны 2, из зоны 3, из зоны4, выходящего из зоны 1,выходящего из зоны 3, выходящего из зоны 4.

Тактика защиты

65

66

67

Обучение индивидуальным действиям

Без мяча (перемещение стартовой стойки: при выборе места для приема подач; при выборе места для приема нападающего удара; при блокировании.) С мячом (выполнение приема: при само-страховке; при приеме нападающего удара; при одиночном блокировании.)

68

69

70

Обучение групповым действиям

Взаимодействие двух игроков внутри линий и между линиями; взаимодействие трех четырех игроков внутри линий и между линиями.1. при двойном и тройном блоке (зонном, подвижном); 2. При приеме нападающего удара (защитников между собой, защитников со страхующими, защитников с блокирующими) 3. При страховке (принимающих, блокирующих, нападающих).

71

72

73

Обучение командным действиям

Взаимодействие игроков при организации защиты против атаки противника; взаимодействие игроков при организации защиты против контратак противника: 1. В защите при страховке игроком передней линии; 2. В защите при страховке игроком задней линии. Одним игроком (из зоны 4,3,2; 1,5,6). Двумя игроками (из зоны 2 и 4; 5 и 1; 4 и 1; 2 и 5).

74

75

76

Игровой цикл

Ц

Подача

иклический образец игры при розыгрыше мяча после подачи. Изучение, анализ и применение в игровой деятельности.



Подготовка к защите после подачи







Подготовка к защите с атаки к защите)

Блок и прием мяча в падении









Организация атаки (переход от атаки к защите)





Атака и прикрытие



Прием подачи





Организация атаки после приема подачи







Атака и прикрытие



Организация атаки (переход от защиты к атаке)







Подготовка к защите (переход от атаки к защите)

Блок и прием мяча в падении






Игра по правилам с заданием

77

78

79

80

81

82

83

84

Обучение индивидуальным тактическим действиям в условии игры (нападающий удар, блок).

ОФП, СФП. Упражнения для увеличения прыгучести с использованием гимнастических скамеек, гимнастических матов, эспандеров и тд. Учебная игра. Корректировка ошибок.

85

86

87

88

89

90

91

92

Обучение групповым действиям, в условиях игры (нападение и защита, страховка, обманки (скидки)).

Подбор упражнений для развития взрывной силы, для отработки нападающих ударов из зон 2, 4,упражнения для группового блокирования из зон 2,3,4, подстраховка из зон 1,6,5, упражнения для приема мяча от сетки рикошета, блока, СФП. Учебная игра. Корректировка ошибок.

93

94

95

96

97

98

99

100

Обучение командным действиям в условиях игры (защита и нападение)

Закрепление и совершенствование тактики нападения и защиты, определение капитана команды, игрока либеро, ОФП, СФП. Корректировка тактических ошибок команды.

101

102

103

104

105

106

107

108

Технические приемы в игровой деятельности

Закрепление и совершенствование всех игровых приемов нападения и защиты, технике подач, корректировка всех технических ошибок.

109

110

111

112

113

114

115

116

Игровая соревновательная деятельность


Внутри секционного объединения, обычные, комбинированные игры (девушки и юноши), по 6, по 4, по 2 человека в команде. Судейство, фото и видео съемка игр, для дальнейшей обработки.

117

118

119

120

Сдача контрольных нормативов

Представленных далее в программе, и их увеличение в несколько раз от высокого результата значения в таблице, совершенствование и чистота выполнения, всех технических приемов







































Задачи изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

  1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.

  2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.

  3. Технику и тактику игры, методы обучения.

  4. Правила соревнований, методику организации и проведение соревнований различного уровня.

  5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.

  6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.

  7. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

  8. Систему управления физкультурным движением в стране.

уметь:

  1. Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь прибывшим.

  2. Проводить с группой, классами, вводную, основную и заключительную часть занятия, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.

  3. Определять плотность проведенного занятия, эффективность данных физических нагрузок, воздействующих на занимающихся.

  4. Овладеть навыками судейства.

  5. Работать с литературными источниками.

  6. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.

  7. Провести занятие с разновозрастным контингентом занимающихся школьников.

  8. Выявлять и исправлять ошибки.

  9. Провести учебно-тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.

  10. Анализировать материал, полученный с помощью фото и видеосъемки игр.





Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе в группе дополнительного обучения

Контрольные нормативы


Оценка

Н

С

В

1

Верхняя передача мяча в стену на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юноши

12

14

16

Девушки

9

11

14

2

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юноши

9

11

14

Девушки

8

10

12

3

Передача мяча в парах, без потерь, расстояние 5-6 м (кол-во раз)

Юноши

17

20

25

Девушки

12

15

20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку

Юноши

5

10

15

Девушки

3

6

10

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юноши

2

3

4

Девушки

1

2

3

6

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6, из 5 попыток

Юноши

3

4

5

Девушки

3

4

5

7

Нижние передачи над собой

Юноши

15

20

25

Девушки

10

15

20

8

Верхние передачи над собой

Юноши

15

20

25

Девушки

10

15

20



Н – низкий показатель, С – средний показатель,

В – высокий показатель.



Заключение

Занимаясь волейболом в школе, учащиеся повышают теоретические знания в области спорта, получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.

Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах как общеразвивающие упражнения.

С точки зрения медицины, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя – это значит, что происходит увеличение общей выносливости, работоспособности. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Как показывает практика работы, основной контингент учащихся зачисляется в подготовительное отделение для занятий в группах ОФП и в группах, где обучение проводится по принципу совершенствования в избранном виде спорта. Школьники направляются в созданные группы в соответствии с их подготовленностью и, главное, с учетом желания заниматься тем или иным видом спорта.

Целесообразность занятий со спортивной направленностью подтверждена рядом экспериментальных педагогических и физиологических исследований. Поэтому, на ряду, с традиционными занятиями волейболом в группах ОФП, необходимо создавать специализированные группы по волейболу.





Литература

Основная:

  1. Волейбол / пер. с англ. Н.А. Чупеева. – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2012. -32 с.: ил. – (Спорт от А до Я).

  2. Волейбол в школе. Железняк К.Д. Слупский Л.Н. – М.: Просвещение, 1989

  3. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002.

Дополнительная

  1. Ахмеров, Э.К. Волейбол дпя начинающих / Э.К. Ахмеров. – Минск: Полымя, 1985. – 78 с.

  2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. М.: ФиС. – 2007. – 98 с.

  3. Беляев, А.В. Волейбол. Учеб. Для институтов и академий физической культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. – М.: ФОН 2000. – 131 с.

  4. Беляев, А.В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов / А.В. Беляев. – М.,1986. – 245 с.

  5. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под ред. Беляева А.В., Савина М.В., - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. – 368 с., ил.

  6. Вертель, А.В. Скоростно-силовые способности спортсменов-волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А.В. Вертель // Детский тренер (журнал в журнале) – М. ФИС,2006. - №1. С. 14.

  7. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192с.

  8. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю. М. Портнов. – М.: Академия, 2001.

  9. Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский /Под редакцией Ю.В. Питерцева. – М.: «Фаир-Пресс», 1998 – 336 с.

  10. Книжников А.Н.,Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. Пособие – Нижневартовск, 2001.

  11. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.; ООО «Издательство Астрель» (профессия тренер),2003. - 863 с.

  12. Фомин, Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов. Методическая разработка. – М., 1993. – 213 с.

  13. Хемберг, С. Пляжный волейбол. Руководство / С. Хемберг, А Папагеоргиу. – Терра-Спорт, 2004. -328 с.















































21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!