СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа специального курса: "Основы психологии семейной жизни"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы по УМК «Основы психологии семейной жизни». – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол.Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа специального курса: "Основы психологии семейной жизни"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании МО

Гуманитарного цикла

протокол№____от__________2017г.

_____________ В.В. Попова


СОГЛАСОВАНО

« »________ 2017

Зам. директора по УВР _________И.Н. Холодова


УТВЕРЖДАЮ

« »________ 2017

Директор школы

________ Е.Е. Юрганова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По специальному курсу"Основы психологии семейной жизни"____________

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень обучения средне общее образование____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)


Класс (ы) 10 - 11_____________________________________________________


Количество часов 34__________________________________________________


Учитель Парпалес Любовь Викторовна__________________________________





























Пояснительная записка

Рабочая программа специального курса «Основы психологии семейной жизни» составлена на основе программы по УМК «Основы психологии семейной жизни». – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол. Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.

Реализация рабочей программы обеспечивается в соответствии с нормативными документами:

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

Основной образовательной программой среднего общего образования (учебным планом МБОУ Могоеновская СОШ на 2017 – 2018 учебный год).

Специальный курс «Основы психологии семейной жизни», входит в учебный план в раздел регионального компонента и ведется по запросам обучающихся и их родителей, что способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к семейной жизни, развитию личности, воспитанию будущего семьянина.

Учебное пособие: УМК «Основы психологии семейной жизни». – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол. Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.

Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством. В условиях семьи человек формируется физически, психологически, интеллектуально.

Характер семьи, ее духовное и нравственное здоровье о многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего человека и, в конечном итоге, развитие общества.

Актуальность программы курса обусловлена сложными процессами и кризисными явлениями в жизни современной российской семьи; деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно – семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.

Содержание программы курса включает важные аспекты:

- общесоциальный, раскрывающий общественную сущность брачно – семейных

отношений, о социальных ролях супругов и родителей;

- этический, включающий воспитание нравственных качеств;

- правовой: ознакомление с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;

- психологический: формирование понятий о психологии межличностных отношений, о психологических основах брака и семейной жизни, владение навыками общения;

- педагогический: формирование представлений о специфике семейного воспитания, сооружение знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.

По курсу «Основы психологии семейной жизни» ведется оценочная система, так как данный специальный курс по типу относится к предметно – ориентированному. Предназначен для обучающихся 10 – 11 классов и рассчитан на 34 часа в год (1 ч в неделю). Специальный курс «Основы психологии семейной жизни» ведется совместно с 10 – 11 классом из – за малой численности учащихся в классах: в 10 классе – 4 учащихся, в 11 классе – 2 учащихся.

Основная цель курса: формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно – семейных представлений; воспитание уважительного отношения к матери и отцу, к семье, ее духовным ценностям; формирование умения правильно строить внутрисемейные отношения.

Задачи курса: познакомить учащихся с основами института семьи и брака, с основными проблемами детско – родительских отношений, с правилами проявления родительской любви; раскрыть важность для молодежи подготовки к будущей семейной жизни; показать роль и значение конструктивного взаимодействия людей;

- способствовать развитию умения анализировать семейные конфликты, оценивать свое поведение в конфликте; формировать умения строить свои взаимоотношения.

- раскрыть значение ответственного отношения к выбору будущего супруга; способствовать воспитанию нравственных качеств: равноправного отношения к представителям другого пола, уважения к старшим, потребности в воспитании детей, чувства долга, ответственности, верности, честности, осознания моральных основ брачно – семейных отношений.


Тематическое планирование

Название раздела

Кол – во часов

1

Семья в свете духовно – нравственных и культурных традиций общества

4

2

Психология межличностных отношений юношества

8

3

Искусство быть супругами

6

4

Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности

9

5

Семья и дети. Детско – родительские отношения

6

6

Итоговое занятие «Семья и дети»

1


Итого

34


Требования к умениям и навыкам

- Знать роль семейных ценностей, нравственные нормы брака, современные психологические проблемы в области семейных отношений, типичные недостатки семейного воспитания, причины нарушения детско – родительских отношений;

- понимать роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери, особенности взаимоотношений молодых супругов, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения конфликтных ситуаций;

- уметь давать характеристику гармоничной и проблемной семье; различать взаимоотношения товарищеские и дружеские, дружеские и любовные, искать способы эффективного межличностного взаимодействия; дискутировать на тему проблем детско – родительских отношений, аргументированно доказывать свою точку зрения, рефлексировать;

- владеть навыками конструктивного взаимодействия с родителями и друг с другом с помощью самопознания, рефлексии и саморазвития; навыками бесконфликтного взаимодействия со сверстниками противоположного пола, с будущими супругами.

Содержание программы

Раздел 1. «Семья в свете духовно – нравственных и культурных традиций общества» (4 часа). Зависимость семейного уклада жизни от социально – экономического уровня развития общества, нормы брака и их влияние на прочность семьи. Исторические изменения семьи и брака. Функции и основные ценности семьи.

Раздел 2. «Психология межличностных отношений юношества» (8 часов).

Психологические особенности межличностных отношений юношей и девушек, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте. Готовность к браку.

Раздел 3. «Искусство быть супругами» (6 часов).

Психологические особенности молодой семьи, причины и пути профилактики семейных конфликтов.

Раздел 4. «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности» (9 часов).

Мужские и женские роли в семье. Гендерная проблематика. Биологическая, социально – психологическая обусловленность различий в поведении и реализации жизненных планов мужчины и женщины.

Раздел 5. «Семья и дети. Детско – родительские отношения» (6 часов).

Незаменимость семьи в воспитании детей. Проблемы семейного воспитания. Вопросы, связанные с профилактикой нарушений детско – родительских отношений.

Итоговое занятие «Семья и дети» (1 час).

Для реализации основных целей и задач специального курса применяются разнообразные типы уроков:

-Урок овладения новыми знаниями.

- Занятие, на котором стараются найти комплексное применение полученным знаниям и умениям.

- Урок повторения и обобщения.

- Систематизация знаний и умений.

- Диагностическое занятие.

- Комбинированное занятие.


Методы обучения
Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности.

- Лекция;

- Тренинг;

- Ценностная ориентировка;

- Кейс-стади (метод разбора конкретных ситуаций);

- Ролевые игры;

- Деловая игра;

- Киноурок;

- Урок – практикум;

- Работа в парах;

- Метод рефлексии;

- Мозговой штурм;

- Тематические обсуждения;

- Консалтинг;

- Использование информационно-компьютерных технологий.





























Согласовано: Утверждаю:

Зам. Директором по УВР Директор школы

________/И.Н. Холодова / ________ Е.Е. Юрганова

«__» ___________ 2017 г. «__» ___________2017г.







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков специального курса «Основы психологии семейной жизни» на 2017 – 2018_____ учебный год__________________________________________________________________

Класс 10 - 11__________________________________________________________________

Учитель Парпалес Любовь Викторовна___________________________________________

Количество часов на 1 полугодие: всего 16 часов; в неделю 1 час____________________

На 2 полугодие: всего 18 часов; в неделю 1 час____________________________________

По программе на 1 полугодие: всего 16 часов; в неделю 1 час______________________

На 2 полугодие: всего 18 часов; в неделю 1 час___________________________________

Планирование составлено на основе Программы по УМК «Основы психологии семейной жизни». – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол.Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.________________________________________________________________

Программа, год, издательство, автор

Учебное пособие Учебно-методический комплекс по курсу«Основы психологии_______ семейной жизни» . – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол.Баранова О.В., Иванова М.В.,_____ Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.____________________________________________________

Название, автор, издательство, год издания



Кол – во часов

№ темы

Число часов по каждой теме

Количество плановых

Контрольных работ (сочинений)

зачетов

тестов

Лабораторных работ

Практических работ

1 четверть

8

1,2

4,4





1

2 четверть

8

2,3

4,4





1

3 четверть

10

3,4

1 ,9






3

4 четверть

8

4,5

8


1




Всего

34

5

34


1



5









Тематическое планирование составил(а) _______________ Парпалес Л.В.

Подпись расшифровка подписи




п/п



Тема урока


Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид

деятельности

обучающихся,

форма

занятий)



Элементы

содержания


Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)



Вид

работы на уроке


Элементы

дополнительного

содержания


Домашнее задание


Дата


план

факт

Раздел 1.Семья в свете духовно–нравственных и культурных традиций общества (4ч.)

1

Исторические изменения семьи и брака

1

Комбинированный

Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно – семейных отношений.

Знать понятие «семья». Историю возникновения семьи. Обусловленность форм брака.

Уметь определять тип семьи, ее структуры и функции.

Беседа, просмотр презентации


Краткое описание модели семьи.



2

Функции семьи

1

Комбинированный

Репродуктивная функция. Воспитательная функция. Обучающая функция. Коммуникативная функция. Эмоциональная функция.

Знать виды функций семьи.

Уметь правильно выделять функции семьи.

Беседа, рассмотрение схем


Описать функции своей семьи.



3

Основные ценности семьи

1

Комбинированный

Виды ценностей семьи.

Знать: виды ценностей семьи.

Уметь выделять основные ценности семьи.

Беседа, работа с таблицей


Краткое описание ценностей семьи.



4

Ценностные ориентации личности

1

Комбинированный

Самопознание личности.

Знать понятие «ориентация». Основные ценностные ориентации личности.

Уметь: выделять фазы ориентации личности.


Беседа, тест


Эссе на тему: «Семья в свете духовно–нравственных и культурных традиций общества»



Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества (8 ч.)

5

Межличностные отношения юношей и девушек

1

Комбинированный

Психологические особенности юношеского возраста. Построение межличностных отношений в юношеском возрасте.

Знать понятие «юность», «юношеский возраст». Становление мировоззрения


тренинг, тест


Составить таблицу «отличия межличностных псих.особенностей юноши и девушки»



6

Межличностные отношения. Практическое занятие

1

Комбинированный

диагностики межличностных отношений Т. Лири

Уметь: определять межличностные взаимоотношения в коллективе


Беседа, практическая работа


Интерпретация теста



7

Дружба в юношеском возрасте

1

Комбинированный

Центральные новообразования. Отношение к себе.

Знать понятие «дружба». Потребности в юношеском возрасте.


Беседа, просмотр презентации


Источники тревожности в юношеском возрасте.



8

Дружеские взаимоотношения

1

Комбинированный

Система отношений. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимоотношения со взрослыми.

Знать виды взаимоотношений в юношеском возрасте.


Беседа, видеоролик, игра


Мини – сочинение «Мой внутренний мир».



9

Любовь в юношеском возрасте

1

Комбинированный

Психология любви.юношеская депрессия

Знать:

– понятие «любовь». Закономерности в отношении юношей и девушек к любви.


Беседа, просмотр презентации, видеоролик


Эссе «Любовь - это …»



10

Любовь как высшее человеческое чувство

1

Комбинированный

Величайшее приобретение человечества.

Знать: понятие «способность любить», «самоотдача в любви».


Беседа, видеоролик, работа с литературными произведениями

Создание декоративной композиции

Найти как писатели разных эпох относились к любви



11

Готовность к браку

1

Комбинированный

Социально – психологическое добрачное консультирование, как задача укрепления семьи

Знать понятие «брак», «готовность к браку». Подготовка молодежи к семейной жизни.

тренинг


Виды брака




12

Готовность к браку. Практическое занятие

1

Комбинированный

Изучить психологическую готовность к браку.

Знать психологическую готовность к браку.

Беседа, практическая работа


Степень готовности к браку.



Раздел 3. Искусство быть супругами (6 ч.)

13

Молодая семья

1

Комбинированный

Молодая семья, как новая ячейка общества.

Знать что такое молодая семья, ее задачи и особенности.


Беседа, ролевая игра


Ответить на вопросы



14

Психологический климат молодой семьи

1

Комбинированный

Психологический климат молодой семьи

Знать понятие «психологический климат».


Беседа, презентация


Основные факторы молодой семьи.



15

Семейный бюджет

1

Комбинированный

Вопрос о соотношении доходов и расходов.

Знать понятие «бюджет». Как оградить «семейную» лодку от пагубного влияния денежных проблем.


Беседа, работа с таблицей


Виды семейного бюджета



16

Семейные конфликты

1

Комбинированный

Причины конфликтов в молодой семье и способы их устранения.

Знать:

– понятие «конфликт»;

– понятие «семейный конфликт».


Беседа, видеоролик, игра


Способы разрешения конфликта.



17

Психологические причины конфликтов

1

Комбинированный

Психологические причины конфликтов

Знатькак не допустить конфликта в молодой семье.

Беседа, рассмотрение ситуаций


Алгоритм поведения в конфликте.



18

Поведение в конфликтной ситуации. Тренинг


Способы разрешения конфликтов.


Знать поведение в конфликтной ситуации. Уметь: разрешать конфликты.


Беседа, практическая работа


Эссе на тему: «Искусство быть супругами»



Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности (9 ч.)

19

Мужские и женские роли в семье

1

Комбинированный

Мужские и женские роли в семье.

Знать задачи мужчины и женщины в семье.


Беседа, просмотр видеоролика


Письменно доказать равенство между мужчиной и женщиной



20

Планета мужчин и женщин

1

Комбинированный

Планета мужчин и женщин

Знать психологию мужчины и женщины.


Беседа, работа с таблицей


Притчи о мужчинах и женщинах.



21

Гендерные стереотипы. Практическое занятие

1

Комбинированный


Гендерные стереотипы.

Знать понятие «гендерные стереотипы».


Беседа, практическая работа


Формы поведения.



22

Ожидания в семье и браке

1

Комбинированный

Сформировать представление о ожиданиях обоих супругов.

Знать современное представление брака


Беседа, просмотр видеоролика, разыгрывание ситуаций


История брака.



23

Искусство общения в семье

1

Комбинированный

Психология общения в семье

Знать правила счастливой семьи.


Беседа, ролевая игра


Различия между семьей и браком.



24

Распределение обязанностей в семье

1

Комбинированный

Распределение обязанностей в семье.

Знать: как распределить правильно семейные обязанности без конфликтов и обид.


Беседа, разыгрывание ситуаций


Мои обязанности в семье.



25


Жизненные сценарии семьи и личности

1

Комбинированный

Семейная жизнь.

Знать какое влияние семья оказывает на развитие личности ребенка.

Беседа, рассмотрение ситуаций


Виды семей.









26

История семьи. Практическое занятие

1

Комбинированный

История изучения семьи в разные времена

Знать виды семьи, историю семьи.семейный цикл. Структура семьи.функции семьи.


Беседа, практическая работа


История моей семьи



27

Семейные реликвии

1

Комбинированный

Семейные реликвии

знать: что относится к семейным реликвиям.


Беседа, просмотр презентации


Мини – сочинение «Наши семейные реликвии».



Раздел 5. Семья и дети. Детско – родительские отношения (6 ч.)


28

Незаменимость семьи в воспитании детей

1

Комбинированный

Роль родителей и ближайшего окружения в воспитании детей.

Знать: что такое семейное воспитание. Типы семейного воспитания.


Беседа, рассмотрение ситуаций


Содержание семейного воспитания



29

Проблема отцов и детей

1

Комбинированный

Проблема отцов и детей

Знать в чем суть проблемы отцов и детей.


Беседа , просмотр видеороликов, тест


Письменно ответить на вопрос «в чем суть проблемы отцов и детей?»



30

Отцы и дети в меняющемся мире

1

Комбинированный


Проблема отцов и детей в современном мире.

Знать различия между поколениями.

;

Беседа, ролевая игра


Мини – сочинение «Проблема отцов и детей в современном мире».



31

Детско – родительские отношения

1

Комбинированный

Детско – родительские отношения в семье

Знать соотношение детско – родительских отношений


Беседа, ролевая игра, рассмотрение ситуаций


Составить схему соотношения детско – родительских отношений.



32

Профилактика нарушений детско – родительских отношений

1

Комбинированный

Профилактика нарушений детско – родительских отношений

Знать профилактику детско – родительских отношений


Беседа, видеоролик


Расписать схему – свобода + нелбовь.



33

Социально – психологический тренинг «Семья и дети»

1

Комбинированный

тренинг «Семья и дети»

Знать незаменимую роль семьи в воспитании детей.


Беседа, практическая работа


Эссе на тему: «Семья и дети. Детско – родительские отношения»



34

Итоговое занятие

1

Комбинированный

Повторение пройденного материала


Беседа







Литература

Литература для обучающихся

1.Психология отношений мужчины и женщины. Рогов Е.И.М.: - СПб, 2007

2. Купер Д. Как научится управлять эмоциями. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: - СПб, 2005

4. Я познаю мир: детская энциклопедия: Психология. – М.: АСТ, 2001

5. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2009

6. Этика и психология семей ной жизни. / под ред. И.В. Гребенникова. – М.: Просвещение, 2005


Литература для учителя

1.Баранова О.В. и др. Основы психологии семейной жизни. – Иркутск.: Оттиск, 2007

2. Иванов Ю.М. Энциклопедия психотренинга. – СПб.: Издательство «Диля», 2004

3. Этика и психология семейной жизни. Под ред. И.В. Гребенникова – М.: Просвещение, 2007