Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Могоеновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Гуманитарного цикла протокол№____от__________2017г. _____________ В.В. Попова | СОГЛАСОВАНО « »________ 2017 Зам. директора по УВР _________И.Н. Холодова | УТВЕРЖДАЮ « »________ 2017 Директор школы ________ Е.Е. Юрганова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По специальному курсу"Основы психологии семейной жизни"____________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения средне общее образование____________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Класс (ы) 10 - 11_____________________________________________________
Количество часов 34__________________________________________________
Учитель Парпалес Любовь Викторовна__________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа специального курса «Основы психологии семейной жизни» составлена на основе программы по УМК «Основы психологии семейной жизни». – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол. Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.
Реализация рабочей программы обеспечивается в соответствии с нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
Основной образовательной программой среднего общего образования (учебным планом МБОУ Могоеновская СОШ на 2017 – 2018 учебный год).
Специальный курс «Основы психологии семейной жизни», входит в учебный план в раздел регионального компонента и ведется по запросам обучающихся и их родителей, что способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к семейной жизни, развитию личности, воспитанию будущего семьянина.
Учебное пособие: УМК «Основы психологии семейной жизни». – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол. Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.
Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством. В условиях семьи человек формируется физически, психологически, интеллектуально.
Характер семьи, ее духовное и нравственное здоровье о многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего человека и, в конечном итоге, развитие общества.
Актуальность программы курса обусловлена сложными процессами и кризисными явлениями в жизни современной российской семьи; деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно – семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.
Содержание программы курса включает важные аспекты:
- общесоциальный, раскрывающий общественную сущность брачно – семейных
отношений, о социальных ролях супругов и родителей;
- этический, включающий воспитание нравственных качеств;
- правовой: ознакомление с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;
- психологический: формирование понятий о психологии межличностных отношений, о психологических основах брака и семейной жизни, владение навыками общения;
- педагогический: формирование представлений о специфике семейного воспитания, сооружение знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.
По курсу «Основы психологии семейной жизни» ведется оценочная система, так как данный специальный курс по типу относится к предметно – ориентированному. Предназначен для обучающихся 10 – 11 классов и рассчитан на 34 часа в год (1 ч в неделю). Специальный курс «Основы психологии семейной жизни» ведется совместно с 10 – 11 классом из – за малой численности учащихся в классах: в 10 классе – 4 учащихся, в 11 классе – 2 учащихся.
Основная цель курса: формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно – семейных представлений; воспитание уважительного отношения к матери и отцу, к семье, ее духовным ценностям; формирование умения правильно строить внутрисемейные отношения.
Задачи курса: познакомить учащихся с основами института семьи и брака, с основными проблемами детско – родительских отношений, с правилами проявления родительской любви; раскрыть важность для молодежи подготовки к будущей семейной жизни; показать роль и значение конструктивного взаимодействия людей;
- способствовать развитию умения анализировать семейные конфликты, оценивать свое поведение в конфликте; формировать умения строить свои взаимоотношения.
- раскрыть значение ответственного отношения к выбору будущего супруга; способствовать воспитанию нравственных качеств: равноправного отношения к представителям другого пола, уважения к старшим, потребности в воспитании детей, чувства долга, ответственности, верности, честности, осознания моральных основ брачно – семейных отношений.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол – во часов |
1 | Семья в свете духовно – нравственных и культурных традиций общества | 4 |
2 | Психология межличностных отношений юношества | 8 |
3 | Искусство быть супругами | 6 |
4 | Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности | 9 |
5 | Семья и дети. Детско – родительские отношения | 6 |
6 | Итоговое занятие «Семья и дети» | 1 |
| Итого | 34 |
Требования к умениям и навыкам
- Знать роль семейных ценностей, нравственные нормы брака, современные психологические проблемы в области семейных отношений, типичные недостатки семейного воспитания, причины нарушения детско – родительских отношений;
- понимать роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери, особенности взаимоотношений молодых супругов, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения конфликтных ситуаций;
- уметь давать характеристику гармоничной и проблемной семье; различать взаимоотношения товарищеские и дружеские, дружеские и любовные, искать способы эффективного межличностного взаимодействия; дискутировать на тему проблем детско – родительских отношений, аргументированно доказывать свою точку зрения, рефлексировать;
- владеть навыками конструктивного взаимодействия с родителями и друг с другом с помощью самопознания, рефлексии и саморазвития; навыками бесконфликтного взаимодействия со сверстниками противоположного пола, с будущими супругами.
Содержание программы
Раздел 1. «Семья в свете духовно – нравственных и культурных традиций общества» (4 часа). Зависимость семейного уклада жизни от социально – экономического уровня развития общества, нормы брака и их влияние на прочность семьи. Исторические изменения семьи и брака. Функции и основные ценности семьи.
Раздел 2. «Психология межличностных отношений юношества» (8 часов).
Психологические особенности межличностных отношений юношей и девушек, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте. Готовность к браку.
Раздел 3. «Искусство быть супругами» (6 часов).
Психологические особенности молодой семьи, причины и пути профилактики семейных конфликтов.
Раздел 4. «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности» (9 часов).
Мужские и женские роли в семье. Гендерная проблематика. Биологическая, социально – психологическая обусловленность различий в поведении и реализации жизненных планов мужчины и женщины.
Раздел 5. «Семья и дети. Детско – родительские отношения» (6 часов).
Незаменимость семьи в воспитании детей. Проблемы семейного воспитания. Вопросы, связанные с профилактикой нарушений детско – родительских отношений.
Итоговое занятие «Семья и дети» (1 час).
Для реализации основных целей и задач специального курса применяются разнообразные типы уроков:
-Урок овладения новыми знаниями.
- Занятие, на котором стараются найти комплексное применение полученным знаниям и умениям.
- Урок повторения и обобщения.
- Систематизация знаний и умений.
- Диагностическое занятие.
- Комбинированное занятие.
Методы обучения
Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности.
- Лекция;
- Тренинг;
- Ценностная ориентировка;
- Кейс-стади (метод разбора конкретных ситуаций);
- Ролевые игры;
- Деловая игра;
- Киноурок;
- Урок – практикум;
- Работа в парах;
- Метод рефлексии;
- Мозговой штурм;
- Тематические обсуждения;
- Консалтинг;
- Использование информационно-компьютерных технологий.
Согласовано: Утверждаю:
Зам. Директором по УВР Директор школы
________/И.Н. Холодова / ________ Е.Е. Юрганова
«__» ___________ 2017 г. «__» ___________2017г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков специального курса «Основы психологии семейной жизни» на 2017 – 2018_____ учебный год__________________________________________________________________
Класс 10 - 11__________________________________________________________________
Учитель Парпалес Любовь Викторовна___________________________________________
Количество часов на 1 полугодие: всего 16 часов; в неделю 1 час____________________
На 2 полугодие: всего 18 часов; в неделю 1 час____________________________________
По программе на 1 полугодие: всего 16 часов; в неделю 1 час______________________
На 2 полугодие: всего 18 часов; в неделю 1 час___________________________________
Планирование составлено на основе Программы по УМК «Основы психологии семейной жизни». – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол.Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.________________________________________________________________
Программа, год, издательство, автор
Учебное пособие Учебно-методический комплекс по курсу«Основы психологии_______ семейной жизни» . – Иркутск: Оттиск, 2007 г.авт.кол.Баранова О.В., Иванова М.В.,_____ Ковалева Е.Б., Харченко В,Д.____________________________________________________
Название, автор, издательство, год издания
| Кол – во часов | № темы | Число часов по каждой теме | Количество плановых |
Контрольных работ (сочинений) | зачетов | тестов | Лабораторных работ | Практических работ |
1 четверть | 8 | 1,2 | 4,4 | | | | | 1 |
2 четверть | 8 | 2,3 | 4,4 | | | | | 1 |
3 четверть | 10 | 3,4 | 1 ,9 | | | | | 3 |
4 четверть | 8 | 4,5 | 8 | | 1 | | | |
Всего | 34 | 5 | 34 | | 1 | | | 5 |
Тематическое планирование составил(а) _______________ Парпалес Л.В.
Подпись расшифровка подписи
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид работы на уроке | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Раздел 1.Семья в свете духовно–нравственных и культурных традиций общества (4ч.) |
1 | Исторические изменения семьи и брака | 1 | Комбинированный | Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно – семейных отношений. | Знать понятие «семья». Историю возникновения семьи. Обусловленность форм брака. Уметь определять тип семьи, ее структуры и функции. | Беседа, просмотр презентации | | Краткое описание модели семьи. | | |
2 | Функции семьи | 1 | Комбинированный | Репродуктивная функция. Воспитательная функция. Обучающая функция. Коммуникативная функция. Эмоциональная функция. | Знать виды функций семьи. Уметь правильно выделять функции семьи. | Беседа, рассмотрение схем | | Описать функции своей семьи. | | |
3 | Основные ценности семьи | 1 | Комбинированный | Виды ценностей семьи. | Знать: виды ценностей семьи. Уметь выделять основные ценности семьи. | Беседа, работа с таблицей | | Краткое описание ценностей семьи. | | |
4 | Ценностные ориентации личности | 1 | Комбинированный | Самопознание личности. | Знать понятие «ориентация». Основные ценностные ориентации личности. Уметь: выделять фазы ориентации личности. | Беседа, тест | | Эссе на тему: «Семья в свете духовно–нравственных и культурных традиций общества» | | |
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества (8 ч.) |
5 | Межличностные отношения юношей и девушек | 1 | Комбинированный | Психологические особенности юношеского возраста. Построение межличностных отношений в юношеском возрасте. | Знать понятие «юность», «юношеский возраст». Становление мировоззрения | тренинг, тест | | Составить таблицу «отличия межличностных псих.особенностей юноши и девушки» | | |
6 | Межличностные отношения. Практическое занятие | 1 | Комбинированный | диагностики межличностных отношений Т. Лири | Уметь: определять межличностные взаимоотношения в коллективе | Беседа, практическая работа | | Интерпретация теста | | |
7 | Дружба в юношеском возрасте | 1 | Комбинированный | Центральные новообразования. Отношение к себе. | Знать понятие «дружба». Потребности в юношеском возрасте. | Беседа, просмотр презентации | | Источники тревожности в юношеском возрасте. | | |
8 | Дружеские взаимоотношения | 1 | Комбинированный | Система отношений. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимоотношения со взрослыми. | Знать виды взаимоотношений в юношеском возрасте. | Беседа, видеоролик, игра | | Мини – сочинение «Мой внутренний мир». | | |
9 | Любовь в юношеском возрасте | 1 | Комбинированный | Психология любви.юношеская депрессия | Знать: – понятие «любовь». Закономерности в отношении юношей и девушек к любви. | Беседа, просмотр презентации, видеоролик | | Эссе «Любовь - это …» | | |
10 | Любовь как высшее человеческое чувство | 1 | Комбинированный | Величайшее приобретение человечества. | Знать: понятие «способность любить», «самоотдача в любви». | Беседа, видеоролик, работа с литературными произведениями | Создание декоративной композиции | Найти как писатели разных эпох относились к любви | | |
11 | Готовность к браку | 1 | Комбинированный | Социально – психологическое добрачное консультирование, как задача укрепления семьи | Знать понятие «брак», «готовность к браку». Подготовка молодежи к семейной жизни. | тренинг | | Виды брака | | |
12 | Готовность к браку. Практическое занятие | 1 | Комбинированный | Изучить психологическую готовность к браку. | Знать психологическую готовность к браку. | Беседа, практическая работа | | Степень готовности к браку. | | |
Раздел 3. Искусство быть супругами (6 ч.) |
13 | Молодая семья | 1 | Комбинированный | Молодая семья, как новая ячейка общества. | Знать что такое молодая семья, ее задачи и особенности. | Беседа, ролевая игра | | Ответить на вопросы | | |
14 | Психологический климат молодой семьи | 1 | Комбинированный | Психологический климат молодой семьи | Знать понятие «психологический климат». | Беседа, презентация | | Основные факторы молодой семьи. | | |
15 | Семейный бюджет | 1 | Комбинированный | Вопрос о соотношении доходов и расходов. | Знать понятие «бюджет». Как оградить «семейную» лодку от пагубного влияния денежных проблем. | Беседа, работа с таблицей | | Виды семейного бюджета | | |
16 | Семейные конфликты | 1 | Комбинированный | Причины конфликтов в молодой семье и способы их устранения. | Знать: – понятие «конфликт»; – понятие «семейный конфликт». | Беседа, видеоролик, игра | | Способы разрешения конфликта. | | |
17 | Психологические причины конфликтов | 1 | Комбинированный | Психологические причины конфликтов | Знатькак не допустить конфликта в молодой семье. | Беседа, рассмотрение ситуаций | | Алгоритм поведения в конфликте. | | |
18 | Поведение в конфликтной ситуации. Тренинг | | Способы разрешения конфликтов. | | Знать поведение в конфликтной ситуации. Уметь: разрешать конфликты. | Беседа, практическая работа | | Эссе на тему: «Искусство быть супругами» | | |
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности (9 ч.) |
19 | Мужские и женские роли в семье | 1 | Комбинированный | Мужские и женские роли в семье. | Знать задачи мужчины и женщины в семье. | Беседа, просмотр видеоролика | | Письменно доказать равенство между мужчиной и женщиной | | |
20 | Планета мужчин и женщин | 1 | Комбинированный | Планета мужчин и женщин | Знать психологию мужчины и женщины. | Беседа, работа с таблицей | | Притчи о мужчинах и женщинах. | | |
21 | Гендерные стереотипы. Практическое занятие | 1 | Комбинированный | Гендерные стереотипы. | Знать понятие «гендерные стереотипы». | Беседа, практическая работа | | Формы поведения. | | |
22 | Ожидания в семье и браке | 1 | Комбинированный | Сформировать представление о ожиданиях обоих супругов. | Знать современное представление брака | Беседа, просмотр видеоролика, разыгрывание ситуаций | | История брака. | | |
23 | Искусство общения в семье | 1 | Комбинированный | Психология общения в семье | Знать правила счастливой семьи. | Беседа, ролевая игра | | Различия между семьей и браком. | | |
24 | Распределение обязанностей в семье | 1 | Комбинированный | Распределение обязанностей в семье. | Знать: как распределить правильно семейные обязанности без конфликтов и обид. | Беседа, разыгрывание ситуаций | | Мои обязанности в семье. | | |
25 | Жизненные сценарии семьи и личности | 1 | Комбинированный | Семейная жизнь. | Знать какое влияние семья оказывает на развитие личности ребенка. | Беседа, рассмотрение ситуаций | | Виды семей. | | |
| | | | | |
26 | История семьи. Практическое занятие | 1 | Комбинированный | История изучения семьи в разные времена | Знать виды семьи, историю семьи.семейный цикл. Структура семьи.функции семьи. | Беседа, практическая работа | | История моей семьи | | |
27 | Семейные реликвии | 1 | Комбинированный | Семейные реликвии | знать: что относится к семейным реликвиям. | Беседа, просмотр презентации | | Мини – сочинение «Наши семейные реликвии». | | |
Раздел 5. Семья и дети. Детско – родительские отношения (6 ч.) |
28 | Незаменимость семьи в воспитании детей | 1 | Комбинированный | Роль родителей и ближайшего окружения в воспитании детей. | Знать: что такое семейное воспитание. Типы семейного воспитания. | Беседа, рассмотрение ситуаций | | Содержание семейного воспитания | | |
29 | Проблема отцов и детей | 1 | Комбинированный | Проблема отцов и детей | Знать в чем суть проблемы отцов и детей. | Беседа , просмотр видеороликов, тест | | Письменно ответить на вопрос «в чем суть проблемы отцов и детей?» | | |
30 | Отцы и дети в меняющемся мире | 1 | Комбинированный | Проблема отцов и детей в современном мире. | Знать различия между поколениями. ; | Беседа, ролевая игра | | Мини – сочинение «Проблема отцов и детей в современном мире». | | |
31 | Детско – родительские отношения | 1 | Комбинированный | Детско – родительские отношения в семье | Знать соотношение детско – родительских отношений | Беседа, ролевая игра, рассмотрение ситуаций | | Составить схему соотношения детско – родительских отношений. | | |
32 | Профилактика нарушений детско – родительских отношений | 1 | Комбинированный | Профилактика нарушений детско – родительских отношений | Знать профилактику детско – родительских отношений | Беседа, видеоролик | | Расписать схему – свобода + нелбовь. | | |
33 | Социально – психологический тренинг «Семья и дети» | 1 | Комбинированный | тренинг «Семья и дети» | Знать незаменимую роль семьи в воспитании детей. | Беседа, практическая работа | | Эссе на тему: «Семья и дети. Детско – родительские отношения» | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | Комбинированный | Повторение пройденного материала | | Беседа | | | | |
Литература
Литература для обучающихся
1.Психология отношений мужчины и женщины. Рогов Е.И.М.: - СПб, 2007
2. Купер Д. Как научится управлять эмоциями. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: - СПб, 2005
4. Я познаю мир: детская энциклопедия: Психология. – М.: АСТ, 2001
5. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2009
6. Этика и психология семей ной жизни. / под ред. И.В. Гребенникова. – М.: Просвещение, 2005
Литература для учителя
1.Баранова О.В. и др. Основы психологии семейной жизни. – Иркутск.: Оттиск, 2007
2. Иванов Ю.М. Энциклопедия психотренинга. – СПб.: Издательство «Диля», 2004
3. Этика и психология семейной жизни. Под ред. И.В. Гребенникова – М.: Просвещение, 2007