Краснодарский край
Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от __________ 2015 года протокол № 1
Председатель________Мартынова В.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Теория и практика написания сочинений»
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень образования (класс): среднее (полное) общее образование, 11 класс
Количество часов: 34
Автор: Колодяжная Елена Александровна, учитель русского языка и литературы
г. Армавир, 2015г
1. Пояснительная записка
В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» были внесены изменения, на основе которых выпускников школ РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по допуску к ЕГЭ. При этом задание 25 (сочинение-рассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку по-прежнему является значительной частью всего экзамена. Данные сочинения направленны на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся:
чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
выражение собственного мнения;
употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
уровень критического мышления;
владение языковыми тропами;
развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме.
В связи с этим для учащихся 11 классов введен элективный курс «Теория и практика написания сочинений».
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельно , ведь как писал древнеримский драматург Публий Теренций: «Сколько людей, столько и мнений».
Подготовка к написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 25 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой принадлежности.
Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении полученных знаний по литературе, развитии умений разностороннего анализа текстов, развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.
Задачами курса являются:
совершенствование навыков выражать собственное мнение;
формирование умений следить за логикой высказывания;
формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;
развитие исследовательских навыков;
Содержание программы элективного курса полностью соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы среднего общего образования по ФКГОС, срок реализации 2015-2016 уч.г.
Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, планируемый результаты освоения обучающимися программы элективного курса, тематическое планирование, содержание элективного курса, список литературных источников.
Элементы программы элективного курса частично отражают содержание программного материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература, риторика).
Данная программа реализуется за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Осуществляется в форме элективного курса, внесенного в расписание уроков.
Деятельность учащихся осуществляется на уроках-лекциях и уроках-практикумах. Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей учащихся.
В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с изучением теоретических сведений.
В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу художественных текстов и критических статей.
Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на заданную тему и по тексту.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Требования к учителю
Преподавание курса «Теория и практика написания сочинений» требует от учителя личного освоения содержания курса. Учитель должен при отборе и подаче материала быть предельно осмотрительным, учитывать возможную «болевую» реакцию на ту или иную изучаемую проблему.
В процессе преподавания курса учитель должен вести наблюдение за тем, как относятся старшеклассники к обсуждаемым вопросам и проблемам.
Одним из требований к преподаванию курса является как принятие учителем позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор, так и умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа / 1 час в неделю в первом полугодии в 11 классах. Программа элективного курса может быть использована для учащихся любого профиля.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
традиции школы;
особенности возраста, класса, индивидуальности детей;
материально-техническая база школы.
Система условий реализации основной образовательной программы
Имеющиеся условия: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-методические условия и ресурсы.
Кадровое обеспечение: 1 педагог, медицинский работник, работники пищеблока, вспомогательный персоналом.
Психолого-педагогические условия: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса с учётом специфики возрастного психофизического развития.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось:
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- завершённость учебной линии;
- обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ, фото-, аудио-и видеотехникой, интернетом.
Возможность распространения и использования программы:
Размещение программы на сайте ОУ позволяет распространить программу; участие в конкурсе программ станет позиционирование ее на региональном уровне. Программа дает возможность любому педагогу использовать их вариативно.
Реалистичность реализации программы элективного курса объясняется тем, что она выстроена на основе имеющегося опыта ОУ в обучении написания экзаменационных сочинений; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к познавательной деятельности.
2. Планируемый результаты освоения обучающимися программы элективного курса
По окончании изучения программы учащиеся должны знать / понимать:
требования к итоговому выпускному сочинению;
содержание изученных произведений;
такие теоретико-литературные понятия, как жанр, тема, идея, сюжет, персонаж, деталь, авторский замысел и т.д.
Уметь:
воспринимать и анализировать тексты художественных произведений и критических статей;
составлять тезисы по прочитанному;
выделять тему и идею изученных произведений;
выделять авторское отношение к героям;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных жанров и родов;
выражать свое отношение к прочитанному;
писать отзывы о прочитанных произведениях;
аргументированно отстаивать свою точку зрения;
составлять план будущего сочинения;
создавать развернутый ответ на вопрос;
свободно владеть устной и письменной речью с учетом норм русского литературного языка
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса
Познавательные УУД:
1. Умеет структурировать тексты.
2. Понимает смысловую нагрузку выражений.
3. Употребляет различные обороты речи.
4. Самостоятельно проводит анализ художественных текстов и критических статей.
Регулятивные УУД:
1.Обнаруживает и формирует учебную проблему.
2.Планирует пути достижения целей, отбирает методы.
3.Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Владеть устной и письменной в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
2. Определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью.
3.Адекватно использует выразительные средства языка.
4.Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
Личностные УУД:
1. Формирует чувства гордости за свою Родину посредством художественной литературы.
2. Становление гуманистических ценностных ориентаций на основе жизненного опыта героев художественных произведений.
3. Формирует уважительное отношение к иному мнению.
Технологии, методики:
1. уровневая дифференциация;
2. проблемное обучение;
1. информационно-коммуникационные технологии;
2. модульное обучение;
3. здоровьесберегающие технологии;
4. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.
Формы промежуточного контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста.
Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 24.
Тематический план
Название раздела | Тема | Кол-во часов |
Лекц. | Практ. |
I. Теория и практика написания итогового выпускного сочинения. | Сведения и требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки. | 1 | |
Роды и жанры литературы. Анализ эпоса, лирики, драмы | 1 | |
Проблема, идея, сюжет, авторское отношение. | | 1 |
Простой и сложный план. Тезисы, аргументы, выводы. | | 1 |
Культура оформления сочинения. Цитаты. Эпиграф. | | 1 |
Особенности формулировок тем итогового выпускного сочинения. | 1 | |
Наблюдения и методы фиксации материалов для сочинения. | 1 | |
I направление* | | 1 |
II направление* | | 1 |
III направление* | | 1 |
IV направление* | | 1 |
V направление* | | 1 |
КР Написание итогового выпускного сочинения | | 2 |
II. Теория и практика написания 25 задания в ЕГЭ по русскому языку | Сведения и требования к 25 заданию (сочинение по данному тексту). Критерии проверки. | 1 | |
Разнообразие проблем, исходных текстов. Комментарии к проблемам. | 1 | 2 |
Контрольная работа по теме: «Проблематика исходного текста». | | 1 |
Авторская позиция: поверхностная или скрытая. | 1 | 1 |
Личная позиция как способ отражения собственной мысли. | | 1 |
Аргументация с опорой на художественные, публицистические и научные произведения. Фактологические ошибки. | 1 | 2 |
Контрольная работа по теме: «Авторская позиция. Аргументация на основе прочитанных произведений». | | 1 |
Жизненный опыт как способ аргументации. Этические нормы. | 1 | 1 |
Смысловая цельность и последовательность изложения при выражении мыслей. | 1 | |
Точность и выразительность речи. Типы речевых ошибок. | | 1 |
Орфографические и пунктуационные нормы русского языка. | | 1 |
Языковые нормы. Классификация языковых ошибок. | | 1 |
Контрольное сочинение по исходному тексту | | 2 |
Всего | 34 часа |
Содержание элективного курса
I раздел. Теория и практика написания итогового выпускного сочинения. (14 часов)
Сведения и требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки.
Роды и жанры литературы. Анализ эпоса, лирики, драмы.
Проблема, идея, сюжет, авторское отношение.
Простой и сложный план. Тезисы, аргументы, выводы.
Культура оформления сочинения. Цитаты. Эпиграф.
Особенности формулировок тем итогового выпускного сочинения.
Наблюдения и методы фиксации материалов для сочинения.
I направление*, II направление*, III направление*, IV направление*, V направление*.
Написание итогового выпускного солчинения
II раздел. Теория и практика написания 25 задания ЕГЭ по русскому языку. (20 часов)
Сведения и требования к 25 заданию (сочинение по данному тексту). Критерии проверки.
Разнообразие проблем, исходных текстов. Комментарии к проблемам.
Авторская позиция: поверхностная или скрытая.
Личная позиция как способ отражения собственной мысли.
Аргументация с опорой на художественные, публицистические и научные произведения. Фактологические ошибки.
Жизненный опыт как способ аргументации. Этические нормы.
Смысловая цельность и последовательность изложения при выражении мыслей.
Точность и выразительность речи. Типы речевых ошибок.
Орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Языковые нормы. Классификация языковых ошибок.
* содержательные составляющие могут меняться в зависимости от предложенных Министерством образования направлений.
Список литературных источников
Для учителей:
1. Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся // Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
2. Пишем сочинение по...: Серия книг с методическими рекомендациями по написанию сочинений на основе изучения произведений русской классической литературы. - М.: «Грамотей», 2007.
3. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007.
4. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 232 с.
Для учеников:
1. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - М.: Феникс, 2005 г. - 544 с.
2. Воронкевич А.С. Как писать вступительное сочинение. – М.: Просвещение, 1993.
3. Есакова М.Н. Русский язык и культура речи: нормы современного русского литературного языка: учеб. пособие / М.Н.Есакова, Ю.Н.Кольцов, Г.М.Литвинова, МГУ им.М.В.Ломоносова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 279 с.
4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М.: Просвещение, 1997.
5. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
6. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебнометодическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.
7. Сурикова Т.И. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Г.Я.Солганика, МГУ им.М.В.Ломоносова. - М.: Юрайт, 2013. - 239 с.
Интернет ресурсы:
http://sochinenie11.ru/novosti/302-napravleniya-2015-2016.html
http://капканы-егэ.рф/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/1791-temy-itogovogo-sochineniya-2016
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
http://rus.reshuege.ru
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания | Заместитель директора по УВР |
методического объединения | _________Г.Н. Колесникова |
учителей гуманитарного цикла | ______________2015 года |
от_____________2015 года № 1 | |
Руководитель МО | |
А.М. Осипян | |