Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Принята на педагогическом совете. Протокол №1 от 30.08 2017.год | Утверждён приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 ОТ 30. 08 2017 №260 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу для 9 «А» класса
«Теория и практика сочинений разных жанров»
Учитель: Тюликова
Галина Анатольевна
пгт Верхнеднепровский
2017
Программа учебного курса по русскому языку для 9 «А» класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г) с изменениями и дополнениями;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3;
Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку.
Пособий: Кобзарева Л.А. «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» 9класс. Волгоград. «Учитель» 2016
Тимошенко Т.Е. «Готовимся к экзаменам. Работаем над текстом» 9 класс М. «Дрофа» 2016.
Цели:
1.целенаправленная и качественная подготовка учащихся к выполнению части С (задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение)).
2. Повторение, обобщение и углубление знаний по вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению речевых произведений различных жанров.
3.Выработка умений передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. Развитие навыка самоорганизации и совершенствования. Готовность к осознанному выбору профессии
Задачи курса:
1. формировать навыка анализа текстов разных стилей и жанров;
2.обогащать словарный запас обучающихся;
3. развивать творческие способности ученика;
4. развивать коммуникативную компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения;
5. формировать навыки исследовательской работы
6.знакомить учащихся со структурными компонентами экзаменационного сочинения-рассуждения, технологией его написания;
7.систематизировать знания учащихся о нормах литературного языка (речевых и языковых), функциональных стилях, типах речи;
8. совершенствовать навыки редактирования собственного текста;
9. совершенствовать практическую грамотности учащихся;
10. развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
11. формировать у учащихся культуру устной и письменной речи;
12. психологически подготовить учащихся к процедуре ОГЭ.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Ученик научится:
-Хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Умение убедительно, ярко говорить и писать необходимо всем. Уметь определять тему и основную мысль текста, находить языковые средства, с помощью которых автор раскрывает основную мысль.
-Сознательно выбирать темы сочинения или «находить» ее, осознание и раскрытие в сочинении основной мысли, подготовка интересных, содержательных работ для стенгазеты или специального бюллетеня
- Анализировать образца редакторской правки, ученического сочинения, отбирать сочинения для бюллетеня (или стенда).
- Отбирать материал из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения и систематизировать собранный материал, составлять план, раскрывающий тему и основную мысль высказывания.
Ученик имеет возможность научиться:
- закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров;
- составлению плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
-написанию сочинения разных жанров (очерк, эссе, рецензия и др.) и иметь основные сведения о них;
- производить анализ текста.
- овладению знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий ЕГЭ.
Учебный курс рассчитан на 17 часов, предполагает различные виды уроков:
Основные формы организации занятий.
В основе обучения – органичное сочетание теоретической и практической форм работы с учащимися:
- занятие-лекция с элементами проблемного диалога (исследования);
- практические занятия (анализ текстов различных стилей и типов, тестовые задания, рецензирование сочинений-образцов, написание и редактирование сочинений-рассуждений);
- самостоятельная работа с учебной, справочной, художественной литературой;
- индивидуальные консультации.
- урок-лекция, урок-практикум, лабораторная работа, урок-исследование, урок-зачет, групповой практикум.
2. Содержание курса.
Вводное занятие. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы. 1 час
РАЗДЕЛ 1. Общие навыки работы с текстом. 10 часов
Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция. Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. Работа со средствами, обеспечивающие связность текста.
РАЗДЕЛ 2. Создание собственного текста. 4 часа
Работа над вступлением. Работа над основной частью. Работа над заключением. Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Абзацное членение. Речевые клише.
Оформление работы
РАЗДЕЛ 3. Редактирование собственного сочинения.2 часа
Анализ содержания с точки зрения единства текста и правильности текста.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы.
| 1 | 5.09 /12.09 | |
| РАЗДЕЛ 1. Общие навыки работы с текстом. | | | |
2 | Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция | 1 | 19.09/26..09 | |
3 | Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. | 1 | 310/10.10 | |
4 5 6
7
8 | Работа со средствами, обеспечивающие связность текста. Единая тема и последовательность микротем. Синтаксические и лексические средства связи: связь предложений в тексте (цепная, параллельная, смешанная); Контекстные синонимы и антонимы; | 5 | 17.10/24.10 7.11/14.11 21.11/28.11
5.12/12.12
19.12/26.12 | |
9 | Средства связи частей текста и цель использования. | 1 | 16.01/23.01 | |
10 | Лингвистический анализ текста | 1 | 30.01/6.02 | |
| РАЗДЕЛ 2. Создание собственного текста. | | | |
11 12 | Работа над вступлением Цель вступления. «Магнит» для вступлений | 2 | 13.02/20.02 27.02/6.03 | |
13 14 15 16
17 | Работа над основной частью Формулировка позиции автора. Выражение своего мнения Аргументирование своего мнения Оценочные слова и речевые клише. Заключение | 5 | 13.03/20.03 3.04/10.04 17.04/24.04 8.05/15.05
22.05 | |