СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса экологии 5-9 классы

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по экологии автор В.А.Самкова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса экологии 5-9 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса экологии 5-9 классы составлена на основе программы «5-9 классы. Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу» автор В.А.Самкова — М. : Академкнига/учебник, 2015. Программа разработана с учетом требований ФГОС основной школы и согласована с примерными программами основных учебных предметов.

Программа курса «Экология» ориентирована на учащихся 5 – 9 классов («Экология. Живая планета» - 5-й класс; «Экология: Природа. Человек. Культура» - 6 класс; «Экология: Среды жизни на планете» - 7 класс; «Экология: Экосистемы и человек» - 8 класс; «Экология: Город, в котором мы живем» - 9 класс) общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом уровне.

Рабочая программа учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Цель изучения предмета «Экология» - формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе, при соблюдение моральных и правовых норм.

Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих образовательных задач:

  • помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны - как лично значимую;

  • способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений) и отношений;

  • формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;

  • развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;

  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства.

Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности.

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Данный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего – применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями — ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Уникальность экологического образования заключается в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми. Согласно концепции программы образовательный процесс строится таким образом, что учащиеся должны соотнести полученные знания и навыки с собственными проблемами, интересами, задачами как на личном, так и на общественном уровне. Изучение экологии способствует тому, чтобы абстрактные понятия стали «рабочими» и помогали воплощать экологические принципы в реальной жизни.

Программа реализует принцип междициплинарной интеграции. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1:

  • биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;

  • география: сферы Земли, природные зоны, климат;

  • история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;

  • русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;

  • литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);

  • изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.

Построение Рабочей программы с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам личностно-ориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт.

В основу интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний с предметами эстетического цикла положен принцип актуализации познавательной функции искусства. Выдвижение на первый план когнитивной функции искусства закономерно, т.к. отвечает общей направленности курса на познание человека и природы в их взаимосвязи.

Принцип гуманизации применяется как к содержанию программы, так и к процессу обучения. В содержании программы идея гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек.

Выдвижение в центр содержания программы человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю возникновения жизни и человека на планете, как закономерный этап развития биосферы; с другой, — охарактеризовать роль человека в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1 на изучение экологии в 5-9 классах отводится 170 часов, 1 час в неделю.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса


Деятельность в обучении экологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

*Личностные: - ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);

- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.

*Метапредметные:

- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками информации, что включает в себя : поиск и отбор биологической информации (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания и Интернет) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной различной значимой форме, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

*Предметные: - экологическая культура личности,

-развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества.

- знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

- разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, - реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения,



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


5 класс. Экология: Живая планета

(34 ч; 1 ч в неделю)

Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (7 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Практические работы:

  1. Путешествие в прошлое: изобретаем колесо.

  2. В поисках источников энергии.



Тема 2. Основные понятия экологии (9 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.

Практические работы:

  1. Аквариум как модель экосистемы.

  2. Изучение и оценка экологического состояния микрорайона школы.


Тема 3. Сообщества и экосистемы (9 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Практические работы:

  1. Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме.


Тема 4. Экология нашего края (5 ч)

Краснодарский край, особенности географического положения, территория и границы. Природа края в прошлом. Изменение природы региона человеком, его причины. Современный рельеф.

Полезные ископаемые Кубани. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия Краснодарского края. Причины изменения климатических условий и погоды

Воздух, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Роль растений в защите воздуха от загрязнения.

Водные ресурсы Кубани, их значение в истории развития столицы. Река Кубань — главная река края. Зеленые насаждения края. Современное состояние, мероприятия по охране.Правила поведения в природе.


Заключение. Что зависит от нас с вами? (1 ч)

Резервное время – 3 ч.











6 класс

Экология: Природа. Человек. Культура

(34 часа; 1час в неделю)



Введение (2 ч)

Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.

Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществ.

Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человек.


Тема 1. Наши древние корни (4 ч) Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана. Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство). Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару.

Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов


Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры (5 ч)

Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.

Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.

Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От пиктографического письма к буквенному.

Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод пристального взгляда».

Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
Тема 3. Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов (5 ч) Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы. Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира. Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика. Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
Тема 4. Научные методы в экологии (4 ч)

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер).

Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях.

Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование.


Тема 5. Человек изменяет природу (4 ч)

Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.

Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.

Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты.


Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве (4 ч)

Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.

Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.

Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство..

Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России.

Тема 7. Экология, человек, культура своей местности (6 ч)

Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Москвы и Московской области. Памятники древней славянской культуры на территории Москвы и Московской области. Охраняемые территории и памятники природы Москвы и Московской области. «Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории Москвы и Московской области. Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.



        1. 7 класс

Среды жизни на планете

(34 ч; 1 ч в неделю)


Введение (1 ч)

Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере: достаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый минимум минеральных или органических веществ, соленость (для водных организмов). Границы жизни.

Практическая работа: составление схемы "Распространение жизни в биосфере".


Тема 1. Окружающая среда и экологические факторы (5 ч)

Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.).

Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов.

Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности.

Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов.

Практические работы:

1. Работа с дидактическим пособием "Лесные экосистемы".

Демонстрации:

1. Моделирование процесса водной эрозии почвы.

2. Видеофильмы

Экскурсия в парк, на водоем или иную, близкую к природной, городскую экосистему с целью выявления и изучения различных экологических факторов.


Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни (8 ч)

Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты.

Своеобразие физико-химических свойств воды, делающее ее благоприятной для жизни организмов. Физические свойства воды: прозрачность, плотность, температура, давление, освещенность.

Химические свойства воды: соленость, минеральный состав, кислотность, насыщенность кислородом и углекислым газом. Вода — универсальный растворитель многих минеральных и органических соединений.

Скорость течения воды как экологический фактор.

Особенности условий жизни в водной среде. Приспособленность живых организмов к различным условиям водной среды обитания. Многообразие водных экосистем: реки, озера, моря и океаны. Экосистемы подземных водоемов.

Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека. Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей водных экосистем.

Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов.

Практические работы:

1*. Органолептические свойства воды: определение цвета, запаха и вкуса воды различных проб воды ( дистиллированной, минеральной, водопроводной воды и т.п.).

2. Определение прозрачности воды с использованием специальной шкалы.

3. Определение химического состава воды.

4. Простейший тест на жесткость воды.

5. Определение кислотности различных проб воды.

Демонстрации:

1. Определение мутности воды.

Экскурсия на водоем.


Тема 3. Наземно-воздушная среда обитания (8 ч)

Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность).

Климатические факторы.

Живые организмы осваивают воздушную среду: бактерии, споры и семена грибов и растений; крылатые беспозвоночные; птицы и млекопитающие. Приспособленность к полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в воздухе.

Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн".

Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ.

Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли.

Природоохранное законодательство об охране атмосферы.

Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика наземных экосистем своей местности.

Практические работы:

  1. Определение запыленности воздуха.

2*. Определение массы выбросов автомобильного транспорта.

3. Изготовление естественного барометра из сучка или шишки хвойного дерева (ель, сосна, можжевельник и др.).

4*. Биоиндикационные методы определения загрязнения атмосферы: индикация с помощью эпифитных мхов и хвойных растений.

Наблюдения:

1. Наблюдения за полетом различных животных: птиц и насекомых, рукокрылых млекопитающих.

2. Изучение распространения семян растений, переносимых ветром.

Тема 4. Почва как среда жизни (6 ч)

Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой. Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие.

Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные (простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.). Позвоночные животные — обитатели почвы.

Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы.

Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв.

Практические работы:

1. Изучение структуры почвы по образцам.

2. Определение механического состава почвы.

3*. Определение цвета почвы с использованием "Цветового треугольника".

4*. Определение влажности почвенных образцов.

5*. Определение кислотности почвы.

6. Определение содержания нитратов в пищевых продуктах.

7. Определение радиоактивного загрязнения почвы с помощью дозиметра.

Демонстрации:

1. Почвенные карты мира, России, своей местности.

2. Почвенные микроорганизмы под микроскопом.

3. Опыт по определению степени фитотоксичности почвы.

Экскурсии:

1. Местный краеведческий музей.

2. Сбор почвенных образцов.


Тема 5. Организм как среда обитания (3 ч)

Использование одних живых организмов другими в качестве среды обитания (эволюционный аспект).

Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Благоприятные особенности живого организма как среды обитания: присутствие для его обитателей обилия легкоусвояемой пищи, постоянство температурного и солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов. Неблагоприятные экологические условия данной среды обитания: нехватка кислорода и света, ограниченность жизненного пространства, необходимость преодоления защитных реакций организма-хозяина; сложность распространения от одной особи-хозяина к другой. Ограниченность данной среды обитания во времени жизнью хозяина.

Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является средой обитания для другого вида: наружный и внутренний паразитизм; случайный и обязательный паразитизм: полупаразитизм.

Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные циклы развития.

Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарно-гигиенические нормы и правила.

Практические работы:

1. Изучение поврежденных растений по гербарному материалу.

2. Изучение под микроскопом препаратов, демонстрирующих особенности строения различных организмов-паразитов.

Демонстрации:

1. Микропрепараты и влажные препараты паразитов животных и человека.

Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие (животноводческую ферму).


Тема 6. Среда жизни человека (3 ч)

Биосфера — оболочка Земли, где проявляется деятельность всего живого вещества: растений, животных, микроорганизмов и человечества.

Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы. Неразрывная связь человека с природой, его неотделимость от общих законов, присущих всему живому на планете.

Взаимодействие общества и природы: изъятие обществом из природы веществ и энергии; уничтожение и преобразование огромного количества видов живых организмов; переработка веществ; сброс отходов в окружающую природную среду; кардинальное преобразование природных комплексов и др.

Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем (в данном случае — получение соотношения элементов экосистемы, наиболее желательного в хозяйственном смысле) и восстановление разрушенных высокопродуктивных природных экосистем.

Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека.

"Экологические заповеди", составленные американским экологом Т.Миллером: что должен знать каждый, чтобы понять и сохранить природу.

Практические работы:

1. Тест "Я и Природа"

2. Выполнение иллюстраций к "Экологическим заповедям" и оформление выставки "Что должен знать каждый человек, чтобы понять и сохранить природу".

Демонстрации:

Карты экологического состояния различных территорий мира, России, своей местности.





8 класс

Экология: Экосистемы и человек

(34 часа, час в неделю)

Введение (1ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Биосфера и человек: противоречия, проблемы и перспективы взаимодействия. Проект «Биосфера-2»: история создания, цели, задачи. Полученные результаты: открытия, сделанные в ходе реализации проекта; проблемы технического, психологического, социального и иного характера. Неоднозначность оценки проекта.

Тема 1. Системное строение природы (9ч)

Понятие «система» в науке. Система как множество закономерно связанных друг с другом и взаимодействующих элементов. Целостность — основное свойство систем, не сводимое к простому набору элементов. Элементы системы, их взаимодействие. Интегративное (системное) свойство.

Связи между элементами в системе. Системные и несистемные связи. Значение связей в системах. Направленные потоки вещества, энергии или информации, благодаря которым возникает системное свойство.

Классификация — распределение каких-либо тел или явлений на группы (классы) на основе присущих им общих признаков. три основные функции классификации: систематизирующая, объяснительная, прогностическая. Основание классификации — существенный, главный признак. Задачи, которые решает теория систем.

Выделение различных классов систем в зависимости от состава, структуры и других особенностей: природные и искусственные, материальные и абстрактные; развивающиеся и неразвивающиеся системы; статичные и динамичные; закрытые и открытые; централизованные и нецентрализованные. При описании системы необходимо указывать, к каким классам она может быть отнесена по тем или иным признакам.

Системное устройство мира. Представления древних о Порядке и хаосе как о двух связанных понятиях, отражающих системность мира. Иерархия природных систем. Системы имеют разный уровень сложности, различные размеры (ранги). Понятие «ранг». Иерархия — расположение систем в порядке от высшего ранга к низшему. Надсистемы и подсистемы.

Понятие устойчивости системы. Устойчивое, неустойчивое и безразличное состояние систем, зависящее от способности реагировать на внешнее воздействие. Положительные и отрицательные обратные связи, их роль для устойчивости системы.

Теория систем — наука, формулирующая закономерности и принципы, общие для различных систем из самых разных областей познания.

Системный подход. Один из создателей теории систем — русский ученый А.А. Богданов. Моделирование как научный метод изучения систем. Математическое моделирование глобальных процессов.

Живые (биологические) системы с точки зрения теории систем. Основные свойства живых систем: саморегуляция, самовосстановление и самовоспроизводство. Уровни организации живого.

Тема 2. Экологические системы: общие особенности организации (10ч)


Экосистема — центральное понятие экологии. Принципиальное отличие экосистем от живых систем более низкого уровня организации. характеристика экосистемы с позиции системного подхода. Компоненты экосистемы. Соотношение понятий «биоценоз», «биотоп», «экосистема». Системное свойство экосистемы — круговорот веществ. Экосистемное строение биосферы. Жизнь зародилась как экосистема. Методы изучения экосистем.

Классификация экосистем по различным основаниям: по размеру, по средам жизни, по происхождению (природные и искусственные). Наземные и водные, природные и антропогенные экосистемы. Микро-, мезо- и макроэкосистемы. Биосфера — экосистема высшего, глобального уровня. Понятие «биом».

Зональность экосистем. Проявление географической зональности в особенностях состава, структуры и распределения экосистем на уровне биомов. Вертикальная зональность в распространении экосистем, наблюдаемая при подъеме в горы, как «зеркальное» отражение географической зональности. Возможно ли полное со- впадение между экосистемами широтных поясов и высотных зон?

Структура экосистемы как совокупность связей и от- ношений между ее элементами. Описание структуры экосистемы с позиций: видового разнообразия; пространственно - временного размещения компонентов биоценоза на территории, занимаемой биотопом; многообразия экологических связей между видами и популяциями, в первую очередь пищевых (трофических).

Трофическая структура экосистемы. Классификация типов питания организмов по источнику углерода и энергии. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, симбиотрофы. Функциональные группы организмов по типу питания: продуценты, консументы и редуценты.

Энергия в экосистеме. Почему невозможен круговорот энергии? Пищевые цепи и сети, трофические уровни. Экологические пирамиды: пирамиды чсленности, биомассы и энергии. трофический уровень экологической пирамиды. Продуктивность экосистемы. Первичная продукция различных экосистем.

Круговороты веществ на Земле: геологический (большой) и биологический (малый). Биогеохимический круговорот (цикл). Круговороты веществ в экосистеме: круговорот углерода, круговорот кислорода, биотический круговорот. Взаимосвязь круговоротов.

Круговорот и устойчивость экосистем.

Динамика экосистем. Суточная, сезонная и многолетняя динамика. Экологические сукцессии: первичные (сукцессии развития) и вторичные (восстановительные).


Тема 3. Биологическое разнообразие и устойчивость экосистемы (6 ч)

Биологическое разнообразие — все многообразие живых организмов, обитающих на планете; многообразие экосистем суши, водных экосистем и составляющих их экологических комплексов; разнообразие внутри видов, между видами и экосистемами. разнообразие жизни как предмет изучения.

Уровни биологического разнообразия. Внутривидовое (генетическое), видовое и экосистемное разнообразие.

Биологическое разнообразие, созданное человеком. Каким образом человек увеличивает разнообразие некоторых видов живых организмов: искусственный отбор, скрещивание. Сорта культурных растений. Породы домашних животных.

Проблема сохранения биологического разнообразия. Причины поддержания биологического разнообразия.

Международная программа «Биологическое разнообразие». Научная программа «Диверситас». Международный день биологического разнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии России.

Дискуссия «Нужно ли сохранять все виды в природе?»


Тема 4. Разнообразие экосистем нашего края (5ч)

Экосистемы суши. Лес — основной тип наземных экосистем. Классификация лесов. Охрана и возобновление лесов.

Водные экосистемы. Классификация, общие принципы организации и функционирования. Пресноводные экосистемы: водоемы, водотоки.

Экосистемы морей и океанов.

Экосистемы болот.


Заключение (1ч)

Экологические проблемы человечества: успехи и неудачи в поиске решений.

Резервное время – 2 ч.






9 класс

Город, в котором мы живём

(34 ч, 1 ч в неделю)


Введение (2 ч)

Урбанизация - рост городов на планете. Человек в городе. Понятие “городская среда”. Аспекты рассмотрения городской среды: природный, технический, социальный и культурно-исторический. Экологический подход к изучению городской среды.

Город как объект изучения .Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Перспективы развития современных городов, учитывающие исторически сложившуюся большую приспособленность человека к жизни в сельской местности.


Тема 1. Город и человек : взаимообусловленность существования (4 ч)

Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Первые поселения. Возникновение городов. Экологические связи города с прилегающими территориями.

Роль городов в истории развития человечества. Изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете.

Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов. Необходимость разумного регулирования потребностей людей в условиях городской жизни.

Деловая игра: "В поисках трех аргументов".


Тема 2. Город – сложная социоприродная система ( 8 ч)

Город - сложная многоуровневая открытая система. Социальные, технические и природные элементы города. Фундаментальные особенности города как системы: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, саморазвитие, историческая многослойность, противоречивость и проблемность.

Подсистемы города: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения.

Экосистемный подход к изучению городской среды.

Теоретические и эмпирические методы изучения состояния и динамики развития различных элементов и подсистем города. Экологическая экспертиза, экологический мониторинг, моделирование.

Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование.

Практические работы:

1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского ландшафта, городской среды в целом.

2. Изучение самоощущения человека в различных пространствах города. Выявление районов города, вызывающих топофильные и топофобные образы.

3. "Красота и индивидуальность нашего города": оценка качеств, определяющих индивидуальность города.

4. "Мой город сегодня и полвека назад": интервью дают старожилы.

5. Определение рейтинга экологических проблем города.


Тема 3. Экологические проблемы города (8 ч)

Основные экологические проблемы городов. Проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Кислотные дожди, парниковый эффект. Проблема деградации водных ресурсов. Проблема истощения энергетических ресурсов. Проблема утраты мест отдыха и живописных ландшафтов.

Загрязнение городской среды. Классификация загрязнений: физическое загрязнение (электромагнитное, радиоактивное, световое, тепловое, шумовое), химическое загрязнение (нефтяное, тяжелыми металлами, окислами и закислами веществ), биологическое загрязнение, механическое загрязнение, информационное загрязнение. Город как концентратор антропогенных воздействий. Проблема ресурсосбережения: вода в городе. Вода и водоснабжение. Загрязнение вод. Проблема ресурсосбережения: электроэнергия.

Основные потребители электроэнергии в городе: промышленные предприятия, бытовой сектор, транспорт. Перспективы энергетики: анализ основных тенденций решения энергетической проблемы.

Городской транспорт как источник загрязнения. Смог.

Практические работы: 1. Система снабжения города питьевой водой.

2. Анкета для всей семьи: «Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?» 3. Изучение мнения жителей города: «Угрожает ли нам энергетический голод?» 4. Разработка проектов нетрадиционных методов получения электроэнергии. Дискуссия : «Атомная энергия — неизбежный результат технического прогресса? (Экономические и социальные аспекты атомной энергетики.)»


Тема 4. Здоровье человека в городе ( 7 ч)

Понятие "здоровье". Модели здоровья. Особенности здоровья горожан.

Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе.

Высокая плотность городского населения: влияние на эпидемиологическую обстановку, частоту возникновения стрессовых ситуаций и т.д.

Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье горожан.

Образ жизни человека и его здоровье: причинно-следственные связи. Рациональное питание. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и наркотиков.

Установление корреляции между действием различных факторов и изменением состояния здоровья городского населения.

Практические работы:

1. Тест на индивидуальное восприятие различного уровня шума.

2. Социологический опрос жителей города о проблеме шумового загрязнения.

3. Нанесение на план города (района) выявленных источников химического и физического загрязнения.

3. Тест "Стресс". Определение индивидуальной устойчивости к стрессам.

4. "Проверьте свой образ жизни": таблица самоконтроля.

5. «Проверьте свой образ жизни»: таблица самоконтроля.

6. Практикум "Ваше питание". Составление "приходно-расходной" модели организма человека.

7. Курение как фактор риска (социологический опрос).

8. Анализ статистических данных об отрицательном воздействии алкоголя, табачного дыма на человека. Решение задач.

Психологический тренинг "Антистресс".



Тема 5. Город будущего — будущее города (5 ч)

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное восстановление природной среды, качества жизни, экологического равновесия и устойчивого развития.

Направления экологизации городов: экологизация существующих городов путем создания новых экологичных кварталов и микрорайонов; строительство новых экологичных городов - экосити (экополисов).

Экореконструкция и экореставрация городских ландшафтов.

Практические работы:

1. Проведение социологического опроса жителей о перспективах изменения экологической ситуации в городе.

2. "Тенденции". Описание динамики изменения экологических характеристик вашего города на основе анализа параметров, характеризующих его нынешнее экологическое состояние.

3. "Город будущего". Разработка проекта города будущего с учетом заданных параметров (численность населения, характер энергообеспечения, система общественного транспорта и т.п.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


5 класс

Введение в экологию: Живая планета


Тема Количество часов

Примерная программа


Рабочая программа


1.

История взаимоотношений человека и природы

7

7

2.

Основные понятия экологии

9

11

3.

Сообщества и экосистемы

9

10

4.

Экология нашего края

5

5


Заключение

1

1


Резервное время

3

-


Всего

34

34



6 класс

Экология: Природа. Человек. Культура



Тема

Количество часов


Примерная программа


Рабочая программа



Введение

2

2

1.

Наши древние корни

4

4

2.

Природа и человек: у истоков культуры

5

5

3.

Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов

5

5

4.

Научные методы в экологии

4

4

5.

Человек изменяет природу

4

4

6.

Отношение человека к природе в искусстве

4

4

7.

Экология, человек, культура своей местности (региональный компонент).

6

6

Всего:

34

34



7 класс

Экология: Среды жизни на планете



Тема

Количество часов

Примерная программа


Рабочая программа



Введение

1

1

1.

Окружающая среда и экологические факторы

5

5

2.

Вода – древнейшая среда жизни

8

8

3.

Наземно-воздушная среда обитания

8

8

4.

Почва как среда жизни

6

6

5.

Организм как среда обитания

3

3

6.

Среда жизни человека

3

3


Всего:

34

34





8 класс

Экология: Экосистемы и человек



Тема

Количество часов

Примерная программа


Рабочая программа



Введение

1

1

1.

Системное строение природы

9

9

2.

Экологические системы: общие особенности организации

10

10

3.

Биологическое разнообразие и устойчивость экосистем

6

6

4.

Разнообразие экосистем нашего края

5

7

5.

Заключение

1

1


Резервное время

2

-


Всего

34

34



9 класс

Экология: Город, в котором мы живем



Тема

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа


Введение

2

2

1.

Город и человек: взаимообусловленность существования

4

4

2.

Город - сложная социоприродная система

8

8

3.

Экологические проблемы города

8

8

4.

Здоровье человека в городе

7

7

5.

Город будущего - будущее города

5

5


Всего

34

34

Итого на изучение экологии в 5-9 классах за 5 лет обучения отводится 170 часов, по 1 ч в неделю






УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Литература:

Список литературы для учителя:

  1. Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета. 5 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010

  2. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 5 класс.: практикум. — М.: Академкнига/Учебник, 2011

  3. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек. Культура. 6 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010 .

  4. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Среды жизни на пла нете. 7 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  5. Самкова В.А. Экология. Экосистемы и человек. 8 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  6. Самкова В.А. Экология. Город, в котором мы живем. 9 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Список литературы для учащихся:

  1. Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета. 5 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010

  2. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 5 класс.: практикум. — М.: Академкнига/Учебник, 2011

  3. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек. Культура. 6 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010 .

  4. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Среды жизни на пла нете. 7 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  5. Самкова В.А. Экология. Экосистемы и человек. 8 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  6. Самкова В.А. Экология. Город, в котором мы живем. 9 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

2. Программное обеспечение:

2.1. Самкова В.А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному курсу . – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2015.


3. Медиаресурсы:

3.1. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

3.2. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные».

3.3. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ .Общая биология».

3.4. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»

3.5. Компакт-диск «экологические факторы. Влажность» (DVD)

3.6. Компакт-диск «Земля. История планеты» (DVD)

3.7 Компакт-диск «Земля. Происхождение человека (DVD)

3.8. Компакт-диск «Земля. Развитие жизни» (DVD)

3.9. Компакт-диск «Экологические факторы. Свет» (DVD)

3.10. Компакт-диск «Экологические факторы. Температура» (DVD)



4. Информационные электронные ресурсы

http://www.ug.ru Сайт «Учительская газета»

http://ict.edu.ru/lib/school-catalog

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

http://www.openclass.ru Открытый класс

http://metodisty.ru Профессиональное сообщество педагогов

http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт

http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»

http://www.ict.edu.ru Портал «Информационно-коммуника-ционные технологии в образовании»

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей


http://zoomet.ruЗоомет.ру

http://pedsovet.org Педсовет.org

12-й Всероссийский интернет-педсовет

http://festival.1september.ru/articles/subjects/5 Фестиваль педагогических идей. Биология

http://batrachos.com Лекторий-библиотека Batrachos.com

http://biouroki.ru Биоуроки

http://files.school-collection.edu.ru

5. Наглядные пособия

5.1. Тематический гербарий: Морфология растений. Основные группы растений. Общая биология. Систематика растений. 5.2. Шлифы костей 5.3. Комплекты микропрепаратов/Гидра – поперечный срез, инфузория – туфелька, пыльца сосны, спирогира, эвглена, вольвокс, хвоя сосны, спорогоний кукушкина льна, циклоп, анатомия растений, набор по частной гистологии, набор по общей гистологии, соединительная ткань. 5.4. Наборы муляжей/Плоды, овощи, грибы. 5.5. Коллекции: Рак речной. Каменный уголь. Торф. Горные породы и минералы. Нефть. Хлопок. Шелк. Лён. Металлы. Семены важнейших культурных растений. Образцы коры и древесины.

5.6. Магнитные модели-аппликации/Биосинтез белка, Законы Г. Менделя 5.7. Объёмные модели/ДНК 5.8. Приборы и лабораторное оборудование. 5.9. Скелеты позвоночных животных: кролик, рыба, человека. 5.10. Таблицы тематические демонстрационные. 5.11. Чучела позвоночных животных: коршун.

6. ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

6.1. Программно-аппаратный комплекс с возможностью 3-х мерной визуализации.

7. Микроскопы.

8. Комплекты учебно – лабораторного оборудования.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ

В 5 классе:

- знать, что изучает наука экология;

- историю взаимоотношений человека и природы: занятия древних людей, присваивающее и производящее хозяйство ;

- основные понятия экологии: экосистема, сообщество, биосфера, среда обитания;

- структуру природных и искусственных экосистем, уметь приводить примеры;

- городские экосистемы и их влияние на здоровье человека;

- особенности своего края: географического положения, территория и границы Краснодарского края, полезные ископаемые, погодные условия, водные ресурсы Кубани.


В 6 классе:

- знать биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека;

- рождение Солнечной системы;

- религиозные и научные представления о происхождении человека;

- основные этапы эволюции человека;

- иметь представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов; - знать научные методы в экологии; - знать глобальные экологические проблемы, возникшие по вине человека; - экология, человек, культура в Краснодарском крае.

В 7 классе:

- знать экологические факторы и закономерности их действия;

- свойства воды и как древнейшую среду обитания;

- что такое наземно-воздушная среда жизни и её обитатели;

- почва как среда жизни;

- организм как среда обитания, приспособленность организмов к паразитическому образу жизни;

- знать, что такое биосфера и экологическая культура.


В 8 классе:

- знать понятие системы в естествознании;

- что такое биогеоценоз и экосистема как часть живой оболочки, структуру биосферы;

- знать методы изучения экосистем;

- состав и структуру экосистем, свойства экосистем.;

- взаимодействие компонентов в экосистеме;

- влияние деятельности человека на экосистемы;

- экосистемы и человек в Краснодарском крае.


В 9 классе:

- знать понятие “городская среда”;

- знать изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете;

- роль городов в истории развития человечества;

- знать фундаментальные особенности города как системы: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, саморазвитие, историческая многослойность, противоречивость и проблемность;

- знать о разнообразии городских экосистем, их структуры;

- проблемы водоснабжения города;

- общую классификацию отходов, способы избавления от отходов;

- загрязнение окружающей среды автомобилями;

- иметь представление о традиционных источниках энергии: запасы и потребление;

- знать факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе;

- иметь представление о городской квартире как экосистеме;

- каковы перспективы развития городов.



В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

















СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей химии, биологии, географии

МАОУ СОШ № 1

от ___________ 20__ года № 1

___________ Бельчич О.И.

подпись руководителя МО Ф.И.О.













СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ Рудченко Т.И.

подпись Ф.И.О.

______________ 20__ года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!