СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "История моего села"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе краеведческого материала, собранного в историко-краеведческом музее школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "История моего села"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»


.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2016 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2016 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2016 г.

протокол № ____


Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2016 г.

Директор школы ____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «История моего села»

5 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна







2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе краеведческого материала, собранного в историко-краеведческом музее «Истоки» (МКОУ «Пудемская СОШ), книги, написанной краеведами М.Н. Байбородовой и Р.П. Томиловой «Пудем: из века в век, из года в год». Историко-краеведческого очерка «Социально-экономическое развитие Пудемского завода 1759-1990 гг.» Сунгуровой И.А. и предназначена для учащихся 5 класса.

Изучение истории родного края является актуальной проблемой в наши дни. Важно для изучения истории Удмуртии, потому что раскрывает особенности исторического развития нашей страны на региональном уровне. Объектом изучения

Данная Программа предусматривает изучение истории села Пудем и Пудемского железоделательного завода с 1759 года (была выпущена первая продукция завода - чугун) до начала XXI века.

Важнейшей проблемой в реализации Программы является обеспечение мотивационной готовности к усвоению информации по истории села. Данное условие, может быть реализовано при соблюдении определенных требований: во-первых, учет возрастных, физиологических и психологических особенностей учащихся; во-вторых, умелая организация учебно-воспитательного процесса, адаптировоние Программы в условиях модернизации современной школы. Основным принципом построения курса является преемственность исторического развития села, взаимосвязь культур народов, населяющих Удмуртию.


Место учебного курса «История моего села» в 5 классе:

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения.


Содержание учебного курса.

Пудемский завод в системе промышленности Вятской губернии.

Из истории создания Пудемского завода. Хозяева завода. Условия труда на заводе. Социально-бытовая характеристика посёлка Пудемский завод. Образование и культура на Пудемском заводе 1759-1917 гг.

Место Пудемского завода в народном хозяйстве Удмуртии 1917-1945 гг.

Революционное движение в с. Пудем. Установление советской власти. Организация артели «Металлург». Трудовой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия. Посещение школьного краеведческого музея.

Боевые подвиги пудемцев. Боевой подвиг А.Ф.Иванова. Боевой подвиг П.Г.Владыкина. Образование и культура с.Пудем 1917-1945 гг.

Послевоенное развитие Пудемского завода 1945-1990 гг.

Социально-экономическая характеристика Пудемского завода 1945-1990 гг. От артели до завода. Здравоохранение в селе Пудем. Экскурсия в поликлинику. Работа центра социального обслуживания с. Пудем. Развитие образования 1945-1990 гг. Культура в селе Пудем 1945-1990 гг. Экскурсия в ДК «Металлург». Развитие библиотечного дел. Посещение детской библиотеки. Практическое занятие. Подготовка кроссвордов, викторин по истории села.

Развитие Пудемского завода и села Пудем 1990 – 2010 гг.

Развитие ПЛЗ. Развитие здравоохранения. Работа школы и садика. Практическое занятие. Подготовка кроссворд викторин по истории села.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

  • Патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры удмуртского и других народов России, дружба и согласие между народами, уважение государственных законов и символов, охрана природы, исторических и культурных памятников.

  • Учебный курс «История моего села» - это одно из направлений национально - регионального компонента в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, его национальной самоидентификации, формирует у учащихся чувство национального достоинства.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В результате изучения курса «История моего села» у школьника будут сформировано:

• осознание своей идентичности как члена этнической и религиозной группы, гордость за свой народ, за своё село, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

• осознание культурного и исторического многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни своих односельчан, их культуре в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с представителями другой национальности.

Предметные результаты

В результате изучения курса «История моего села» ученик научится:

• находить на карте свою Республику, район, своё село;

• определять влияние природных условий на образ жизни своих земляков, их занятиях, быте;

• описывать памятники истории и культуры своего села на основе рукописных текстов, информации краеведов;

• рассказывать (на основе дополнительных источников информации) о обычаях и традициях пудемчан;

• готовить небольшие сообщения о народных промыслах, защитниках Отечества, героях села Пудем;

• характеризовать духовно-нравственные черты своих односельчан, основываясь на фольклоре и других источниках;

Школьник получит возможность научиться:

  • работать с исторической картой

  • сравнивать исторические процессы, происходящие в селе Пудем, Удмуртии и России,

  • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, Интернет) с целью поиска ответов, даты этапных событий.










Учебно-тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности


п/п


Раздел, тема

Кол-во (час)

Содержание

Вид занятий (количество часов)

Контр. и проект. работы

Лаборатор. и практич. работы

Экскур-сии


Введение


1

Введение в содержание курса


1


1

Пудемский завод в системе промышленности Вятской губернии

8

Из истории создания Пудемского завода. Хозяева завода. Условия труда на заводе. Социально-бытовая характеристика посёлка Пудемский завод.

Образование и культура на Пудемском заводе 1759-1917 гг.

2

4

2

2

Место Пудемского завода в народном хозяйстве Удмуртии 1917-1945 гг

11

Революционное движение в с. Пудем. Установление советской власти. Организация артели «Металлург». Трудовой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия. Посещение школьного краеведческого музея. Боевые подвиги пудемцев. Боевой подвиг А.Ф.Иванова. Боевой подвиг П.Г.Владыкина. Образование и культура с.Пудем 1917-1945 гг.

2

8

1

3

Послевоенное развитие Пудемского завода 1945-1990 гг.

10

Социально-экономическая характеристика Пудемского завода 1945-1990 гг. От артели до завода. Здравоохранение в селе Пудем. Экскурсия. Работа центра социального обслуживания с. Пудем. Развитие образования 1945-1990 гг. Культура в селе Пудем 1945-1990 гг. Экскурсия в ДК «Металлург». Развитие библиотечного дела. Посещение детской библиотеки.

3

5

2

4

Развитие Пудемского завода и села Пудем 1990 – 2010 гг.

4

Развитие ПЛЗ. Развитие здравоохранения. Работа школы и садика. Практическое занятие. Подготовка кроссвордов, викторин по истории села.

2

1

1




ИТОГО: 34 из них

9

19

6





Календарно – тематический план по учебному курсу «История моего села»

Сроки провед

урока

Раздел, тема урока, практическая или контрольная работа, содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1 четв.

1

Вводный урок. Что изучает курс «История моего села»

Знакомиться с курсом истории моего села, с целями и задачами;

понимать учебную задачу предмета и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел 1. Пудемский завод в системе промышленности Вятской губернии (7 ч.)


2-3

Из истории создания Пудемского завода.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить информацию из истории создания Пудемского завода;

работать в паре: наблюдать и описывать;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


4-5

Хозяева завода.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать какому принадлежал завод в различные исторические периоды;

уметь: пользоваться дополнительной литературой

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



6

Условия труда на заводе

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать условия труда на заводе, традиции; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

Социально-бытовая характеристика посёлка Пудемский завод.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать Социально-бытовую характеристику посёлка Пудемский завод;

уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


8

Образование и культура на Пудемском заводе 1759-1917 гг.

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел 2. Место Пудемского завода в народном хозяйстве Удмуртии 1917-1945 гг. (11 ч.)


9

Революционное движение

в с. Пудем.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о революционном движение в с. Пудем; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


10

Установление советской власти.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о времени установления советской власти в селе Пудем;

уметь: добывать информацию по теме;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


11

Организация артели «Металлург».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать об организация артели «Металлург», уметь работать самостоятельно;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


12-13

Трудовой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о трудовом подвиге пудемцев в годы Великой Отечественной войны; уметь работать в паре;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


14-15

Боевой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать о боевом подвиге пудемцев в годы Великой Отечественной войны; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


16

Боевой подвиг А.Ф.Иванова.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о боевом подвиге А.Ф.Иванова.; уметь работать в паре;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


17

Боевой подвиг П.Г.Владыкина.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о боевом подвиге П.Г.Владыкина; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


18-19

Образование и культура с.Пудем 1917-1945 гг.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о развитии образования и культуры с.Пудем 1917-1945 гг. ; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел 3. Послевоенное развитие Пудемского завода 1945-1990 гг. (10 ч.)


20-22

Социально-экономическая характеристика Пудемского завода 1945-1990 гг.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать социально-экономическую характеристику Пудемского завода 1945-1990 гг.; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


23

От артели до завода

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о пути, от артели до завода, о трудностях и подвигах рабочего класса;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


24-25

Здравоохранение в селе Пудем. Экскурсия.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать о развитии здравоохранения в с. Пудем; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


26

Работа центра социального обслуживания с. Пудем.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о работе центра социального обслуживания; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


27-28

Развитие образования 1945-1990 гг.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о развитии образования и культуры с.Пудем 1945-1990 гг. ; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


29

Развитие культуры в селе Пудем 1945-1990 гг.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о развитии культуры с.Пудем 1945-1990 гг. ; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел 4. Развитие Пудемского завода и села Пудем 1990 – 2010 гг. (4 часа)


30

Развитие ПЛЗ 1990-2010 гг.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать о развитии завода на данном этапе; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


31

Развитие здравоохранения села Пудем 1990-2010 гг.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать о развитии здравоохранения в 1990-2010 гг.;

уметь находить информацию из рукописных источников;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


32

Развитие образования в селе Пудем

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать о развитии образования в селе Пудем в 1990-2010 гг.;

уметь находить информацию из рукописных источников; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


33-34

Практическое занятие. Подготовка кроссвордов, викторин по истории села.

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами





Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература

1. Блинова Л.М., научный сотрудник ЦГА УР. – 18 л. (лекция).

2. Вершинин А. Яр – Фосфоритная. – «Сельская правда» от 07.09.72, с.2.

3. «Вятская губернская ведомость» №21 от 25.01.1915 г. – ЦГА УР, ф.5, оп.I, ед. хр. 170.

4. Доклад о 30-летии артели «Металлург» председателя артели Немкина П.П. 1958 г. – Музей ПСОШ, НВФ – №29.

5. Историческая справка: Завод 1940 – 1945 гг. Составлена Никитиным А.А., нач. плановой группы. – Музей ПСОШ, НВФ – №29.

6. Книга приказов артели «Металлург» за 1944 г., приказ №135 (архив Ярской администрации).

7. Очерки Удмуртской АССР. Т.I – Ижевск, 1958 г. С.243 – 249, 268 – 269.


Статьи из газет


31. М.Н. Байбородова, Начало // Сельская правда, 1999, № 29.

32. М.Н. Байбородова, Хозяева // Сельская правда, 1999, № 30.

33. М.Н. Байбородова, Условия труда рабочих //Сельская правда, 1999, № 33.

34. М.Н. Байбородова, Организация артели «Металлург» // Сельская правда, 1999, № 39.

35. М.Н. Байбородова, Сталь для победы // Сельская правда, 1999, № 46.

36. М.Н. Байбородова, От артели до завода // Сельская правда, 1999, № 50.

37. М.Н. Байбородова, «На пути к развитому социализму» // 1999, № 53.

38. Р.П.Томилова, М.Н. Байбородова, Пудем 100 лет назад // Сельская правда, 1999, № 12.

39. Р.П. Томилова, Церковь на Пудемском заводе //Сельская правда, 1999,

№ 36

40. Р.П. Томилова, Примечательные окрестности поселка // Сельская правда, 1999, № 48.




Планируемые результаты изучения учебного курса «История моего села»

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Учащийся получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!