Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
.
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2016 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2016 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2016 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2016 г.
Директор школы ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «История моего села»
5 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе краеведческого материала, собранного в историко-краеведческом музее «Истоки» (МКОУ «Пудемская СОШ), книги, написанной краеведами М.Н. Байбородовой и Р.П. Томиловой «Пудем: из века в век, из года в год». Историко-краеведческого очерка «Социально-экономическое развитие Пудемского завода 1759-1990 гг.» Сунгуровой И.А. и предназначена для учащихся 5 класса.
Изучение истории родного края является актуальной проблемой в наши дни. Важно для изучения истории Удмуртии, потому что раскрывает особенности исторического развития нашей страны на региональном уровне. Объектом изучения
Данная Программа предусматривает изучение истории села Пудем и Пудемского железоделательного завода с 1759 года (была выпущена первая продукция завода - чугун) до начала XXI века.
Важнейшей проблемой в реализации Программы является обеспечение мотивационной готовности к усвоению информации по истории села. Данное условие, может быть реализовано при соблюдении определенных требований: во-первых, учет возрастных, физиологических и психологических особенностей учащихся; во-вторых, умелая организация учебно-воспитательного процесса, адаптировоние Программы в условиях модернизации современной школы. Основным принципом построения курса является преемственность исторического развития села, взаимосвязь культур народов, населяющих Удмуртию.
Место учебного курса «История моего села» в 5 классе:
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения.
Содержание учебного курса.
Пудемский завод в системе промышленности Вятской губернии.
Из истории создания Пудемского завода. Хозяева завода. Условия труда на заводе. Социально-бытовая характеристика посёлка Пудемский завод. Образование и культура на Пудемском заводе 1759-1917 гг.
Место Пудемского завода в народном хозяйстве Удмуртии 1917-1945 гг.
Революционное движение в с. Пудем. Установление советской власти. Организация артели «Металлург». Трудовой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия. Посещение школьного краеведческого музея.
Боевые подвиги пудемцев. Боевой подвиг А.Ф.Иванова. Боевой подвиг П.Г.Владыкина. Образование и культура с.Пудем 1917-1945 гг.
Послевоенное развитие Пудемского завода 1945-1990 гг.
Социально-экономическая характеристика Пудемского завода 1945-1990 гг. От артели до завода. Здравоохранение в селе Пудем. Экскурсия в поликлинику. Работа центра социального обслуживания с. Пудем. Развитие образования 1945-1990 гг. Культура в селе Пудем 1945-1990 гг. Экскурсия в ДК «Металлург». Развитие библиотечного дел. Посещение детской библиотеки. Практическое занятие. Подготовка кроссвордов, викторин по истории села.
Развитие Пудемского завода и села Пудем 1990 – 2010 гг.
Развитие ПЛЗ. Развитие здравоохранения. Работа школы и садика. Практическое занятие. Подготовка кроссворд викторин по истории села.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры удмуртского и других народов России, дружба и согласие между народами, уважение государственных законов и символов, охрана природы, исторических и культурных памятников.
Учебный курс «История моего села» - это одно из направлений национально - регионального компонента в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, его национальной самоидентификации, формирует у учащихся чувство национального достоинства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В результате изучения курса «История моего села» у школьника будут сформировано:
• осознание своей идентичности как члена этнической и религиозной группы, гордость за свой народ, за своё село, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• осознание культурного и исторического многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни своих односельчан, их культуре в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с представителями другой национальности.
Предметные результаты
В результате изучения курса «История моего села» ученик научится:
• находить на карте свою Республику, район, своё село;
• определять влияние природных условий на образ жизни своих земляков, их занятиях, быте;
• описывать памятники истории и культуры своего села на основе рукописных текстов, информации краеведов;
• рассказывать (на основе дополнительных источников информации) о обычаях и традициях пудемчан;
• готовить небольшие сообщения о народных промыслах, защитниках Отечества, героях села Пудем;
• характеризовать духовно-нравственные черты своих односельчан, основываясь на фольклоре и других источниках;
Школьник получит возможность научиться:
работать с исторической картой
сравнивать исторические процессы, происходящие в селе Пудем, Удмуртии и России,
использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, Интернет) с целью поиска ответов, даты этапных событий.
Учебно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во (час) | Содержание | Вид занятий (количество часов) |
Контр. и проект. работы | Лаборатор. и практич. работы | Экскур-сии |
| Введение | 1 | Введение в содержание курса | | 1 | |
1 | Пудемский завод в системе промышленности Вятской губернии | 8 | Из истории создания Пудемского завода. Хозяева завода. Условия труда на заводе. Социально-бытовая характеристика посёлка Пудемский завод. Образование и культура на Пудемском заводе 1759-1917 гг. | 2 | 4 | 2 |
2 | Место Пудемского завода в народном хозяйстве Удмуртии 1917-1945 гг | 11 | Революционное движение в с. Пудем. Установление советской власти. Организация артели «Металлург». Трудовой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия. Посещение школьного краеведческого музея. Боевые подвиги пудемцев. Боевой подвиг А.Ф.Иванова. Боевой подвиг П.Г.Владыкина. Образование и культура с.Пудем 1917-1945 гг. | 2 | 8 | 1 |
3 | Послевоенное развитие Пудемского завода 1945-1990 гг. | 10 | Социально-экономическая характеристика Пудемского завода 1945-1990 гг. От артели до завода. Здравоохранение в селе Пудем. Экскурсия. Работа центра социального обслуживания с. Пудем. Развитие образования 1945-1990 гг. Культура в селе Пудем 1945-1990 гг. Экскурсия в ДК «Металлург». Развитие библиотечного дела. Посещение детской библиотеки. | 3 | 5 | 2 |
4 | Развитие Пудемского завода и села Пудем 1990 – 2010 гг. | 4 | Развитие ПЛЗ. Развитие здравоохранения. Работа школы и садика. Практическое занятие. Подготовка кроссвордов, викторин по истории села. | 2 | 1 | 1 |
| | | ИТОГО: 34 из них | 9 | 19 | 6 |
Календарно – тематический план по учебному курсу «История моего села»
Сроки провед | № урока | Раздел, тема урока, практическая или контрольная работа, содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 четв. | 1 | Вводный урок. Что изучает курс «История моего села» | Знакомиться с курсом истории моего села, с целями и задачами; понимать учебную задачу предмета и стремиться её выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел 1. Пудемский завод в системе промышленности Вятской губернии (7 ч.) |
| 2-3 | Из истории создания Пудемского завода. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить информацию из истории создания Пудемского завода; работать в паре: наблюдать и описывать; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 4-5 | Хозяева завода. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать какому принадлежал завод в различные исторические периоды; уметь: пользоваться дополнительной литературой формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 6 | Условия труда на заводе | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать условия труда на заводе, традиции; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 7 | Социально-бытовая характеристика посёлка Пудемский завод. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать Социально-бытовую характеристику посёлка Пудемский завод; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 8 | Образование и культура на Пудемском заводе 1759-1917 гг. | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Раздел 2. Место Пудемского завода в народном хозяйстве Удмуртии 1917-1945 гг. (11 ч.) |
| 9 | Революционное движение в с. Пудем. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о революционном движение в с. Пудем; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 10 | Установление советской власти. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о времени установления советской власти в селе Пудем; уметь: добывать информацию по теме; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 11 | Организация артели «Металлург». | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать об организация артели «Металлург», уметь работать самостоятельно; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 12-13 | Трудовой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о трудовом подвиге пудемцев в годы Великой Отечественной войны; уметь работать в паре; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 14-15 | Боевой подвиг пудемцев в годы Великой Отечественной войны. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать о боевом подвиге пудемцев в годы Великой Отечественной войны; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 16 | Боевой подвиг А.Ф.Иванова. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о боевом подвиге А.Ф.Иванова.; уметь работать в паре; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 17 | Боевой подвиг П.Г.Владыкина. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о боевом подвиге П.Г.Владыкина; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 18-19 | Образование и культура с.Пудем 1917-1945 гг. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о развитии образования и культуры с.Пудем 1917-1945 гг. ; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел 3. Послевоенное развитие Пудемского завода 1945-1990 гг. (10 ч.) |
| 20-22 | Социально-экономическая характеристика Пудемского завода 1945-1990 гг. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать социально-экономическую характеристику Пудемского завода 1945-1990 гг.; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 23 | От артели до завода | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о пути, от артели до завода, о трудностях и подвигах рабочего класса; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 24-25 | Здравоохранение в селе Пудем. Экскурсия. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать о развитии здравоохранения в с. Пудем; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 26 | Работа центра социального обслуживания с. Пудем. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о работе центра социального обслуживания; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 27-28 | Развитие образования 1945-1990 гг. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о развитии образования и культуры с.Пудем 1945-1990 гг. ; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 29 | Развитие культуры в селе Пудем 1945-1990 гг. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о развитии культуры с.Пудем 1945-1990 гг. ; уметь находить информацию в рукописных текстах, интернете; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел 4. Развитие Пудемского завода и села Пудем 1990 – 2010 гг. (4 часа) |
| 30 | Развитие ПЛЗ 1990-2010 гг. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать о развитии завода на данном этапе; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 31 | Развитие здравоохранения села Пудем 1990-2010 гг. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать о развитии здравоохранения в 1990-2010 гг.; уметь находить информацию из рукописных источников; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 32 | Развитие образования в селе Пудем | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать о развитии образования в селе Пудем в 1990-2010 гг.; уметь находить информацию из рукописных источников; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 33-34 | Практическое занятие. Подготовка кроссвордов, викторин по истории села. | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература
1. Блинова Л.М., научный сотрудник ЦГА УР. – 18 л. (лекция).
2. Вершинин А. Яр – Фосфоритная. – «Сельская правда» от 07.09.72, с.2.
3. «Вятская губернская ведомость» №21 от 25.01.1915 г. – ЦГА УР, ф.5, оп.I, ед. хр. 170.
4. Доклад о 30-летии артели «Металлург» председателя артели Немкина П.П. 1958 г. – Музей ПСОШ, НВФ – №29.
5. Историческая справка: Завод 1940 – 1945 гг. Составлена Никитиным А.А., нач. плановой группы. – Музей ПСОШ, НВФ – №29.
6. Книга приказов артели «Металлург» за 1944 г., приказ №135 (архив Ярской администрации).
7. Очерки Удмуртской АССР. Т.I – Ижевск, 1958 г. С.243 – 249, 268 – 269.
Статьи из газет
31. М.Н. Байбородова, Начало // Сельская правда, 1999, № 29.
32. М.Н. Байбородова, Хозяева // Сельская правда, 1999, № 30.
33. М.Н. Байбородова, Условия труда рабочих //Сельская правда, 1999, № 33.
34. М.Н. Байбородова, Организация артели «Металлург» // Сельская правда, 1999, № 39.
35. М.Н. Байбородова, Сталь для победы // Сельская правда, 1999, № 46.
36. М.Н. Байбородова, От артели до завода // Сельская правда, 1999, № 50.
37. М.Н. Байбородова, «На пути к развитому социализму» // 1999, № 53.
38. Р.П.Томилова, М.Н. Байбородова, Пудем 100 лет назад // Сельская правда, 1999, № 12.
39. Р.П. Томилова, Церковь на Пудемском заводе //Сельская правда, 1999,
№ 36
40. Р.П. Томилова, Примечательные окрестности поселка // Сельская правда, 1999, № 48.
Планируемые результаты изучения учебного курса «История моего села»
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).