2016-2020 уч. г.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке».
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура.
Художники и зрители (обобщение темы).Художественный музей.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Форма и конструкции природных домиков.
Дом снаружи и внутри.
Внутреннее устройство дома.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Прогулка по родному городу.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны. Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре..
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Музеи в жизни города.
Картина- особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
№ радела темы | Содержание | Количество часов | Планируемые результаты |
1 класс | Содержание курса «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ» | 33 | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Развитие наблюдательности. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Лепка птиц и зверей. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | 9 | - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; - Находить и рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы; - Создавать изображения на плоскости графическими средствами (карандаши, фломастеры), красками; - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; - Изображать в объёме способами вытягивания и вдавливания | - Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; - Воспринимать и эмоционально оценивать выставку работ одноклассников; |
2.Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Развитие навыков работы красками, цветом .Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. | 8 | - передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; - понимать простые основы симметрии; - приёмам работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, монотипии; - находить в орнаментах природные и геометрические мотивы; -использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; | - создавать несложные украшения из цветной бумаги на основе алгоритма действий; - находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, фантастического существа средствами изобразительного искусства |
3. Ты строишь | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Первичные навыки структурирования пространственной формы. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью) Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. | 11 | - соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением; - основам конструирования из бумаги; - наблюдать постройки в природе, анализировать их форму, пропорции, конструкцию; - работать в группе, создавая коллективный макет. | - сравнивать различные архитектурные постройки; - пользоваться средствами художественного конструирования в собственной художественно -творческой деятельности; - анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. |
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Художественные приемамы работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Основные и составные цвета. Изображение различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции. Основные этапы работы в соответствии с поставленной целью. | 5 | - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; - различать виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; - создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве | - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; - продумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. |
2 класс | «ТЫ И ИСКУССТВО» | 34 | | |
1. Как и чем работает художник | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными цветами, с цветовым кругом. Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Итоговая выставка работ. | 8 | - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; - эмоционально-ценностно относиться к природе; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; | -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; |
2. Реальность и фантазия | Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи) их функциональность, пропорции. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. | 7 | - участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - способам и приёмам обработки различных материалов; - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; | - усвоить основы изображения на плоскости и в объеме; постройки или художественного конструирования на плоскости, в объеме и пространстве; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - выполнять орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. |
3. О чём говорит искусство (11ч) | Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни. | 11 | - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; - различать виды художественной деятельности (дизайн, декоративно-прикладное искусство) | - усвоить основы украшения или декоративной деятельности с использованием различных художественных материалов; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. |
4. Как говорит искусство . | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года. | 8 | - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; | - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов - выполнять простые рисунки, используя язык компьютерной графики в программе Paint. |
3 класс | « ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» | 34 | | |
1. Искусство в твоем доме . | Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времён. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие). Разнообразие посуды: её форма, силуэт, нарядный декор. Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Роль художников в создании обоев и штор. Повторяемость узора в обоях. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения. Знакомство с искусством росписи тканей. Орнаментальная роспись платка, цветовое решение. Геометрический и растительный орнамент. Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника. | 8 | - наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы - использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; - использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). | - давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам; - узнавать и называть произведения нескольких художников –иллюстраторов детских книг; - пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной Художественно-творческой деятельности; |
2.Искусство на улицах твоего города . | Знакомство с лучшими произведениями архитектуры – каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, московский Кремль, здание Адмиралтейства в С.-П. и др.). Бережное отношение к памятникам архитектуры. Виртуальная экскурсия. Автомобили разных времён. Разные формы автомобилей. Роль художника в создании образа машины. Связь конструкции автомобиля с природой (автомобиль – жук, вертолёт – стрекоза и т.д.) Витрины как украшение города. Реклама товара. Связь оформления витрины с назначением магазина, с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Обобщение представлений о роли художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно. | 7 | - сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения; - новым способам конструирования из бумаги; - давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; -выполнять простые макеты; | -изображать архитектуру родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм; - видеть проявления художественной культуры вокруг: архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице; |
3.Художник и зрелище . | Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, оформление арены. Цирк – образ яркого, красочного, развлекательного зрелища. Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, античный театр). Связь театра с изобразительным искусством. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Истоки развития кукольного театра. Разновидность кукол: перчаточные, тростевые, марионетки. Куклы из коллекции С. Образцова. Образ куклы, её конструкция и костюм. Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Особенности языка плаката: яркость, ясность, условность, лаконизм. Шрифт и его образные возможности. Элементы праздничного украшения города: панно, иллюминация, фейерверки, флаги и др. праздничный город как единый большой театр. | 11 | -различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;; - создавать объёмно –пространственные композиции; - моделировать маски из подручных материалов | - добиваться образного единства изображения и текста. - видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; |
4.Художник и музей . | Художественные музеи Москвы, С.-П., и других городов. Разнообразие музеев: художественные, литературные, исторические и т.д. Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Музеи родного края. Экскурсия Виртуальная Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А.Саврасова, Ф. Васильева, А. Куинджи и т.д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение а пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа по представлению. Знакомство с жанром портрета. Художники-портретисты: Ф.Рокотов, Л.Левицкий, В Серов и др. Роль позы и значение окружающих предметов. Создание портрета знакомых людей. Выражение настроения в натюрморте. Художники, работавшие в жанре натюрморта: В.Стожаров, В.Ван Гог, К. Петров –Водкин. Расположение предметов в пространстве картины. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животные главные темы в скульптуре. Использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Скульптурные памятники, парковая скульптура. Выставка лучших детских работ за год. Подведение итогов года. | 8 | - передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. -создавать средствами живописи образ человека: передавать на плоскости пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика; - узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; - называть художественные музеи России и своего региона. | -понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; - изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; |
4класс | КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). | 34 | | |
1.Истоки родного искусства . | Красота природы в произведениях русской живописи (И.Шишкин, А Саврасов, И.Левитан и др.) Образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Конструкция избы и назничение её частей. Украшения избы и их значения. Красота русского деревянного зодчества. Женский и мужской образы. Традиционная одежда. Роль головного убора. Образ русского человека в произведениях художников (В.Васнецов, В.Тропинин, Б.кустодиев и др. | 8 | - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; - узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие человека, -создавать средствами живописи, Декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; | -воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; |
2.Древние города нашей Земли | Образ древнего русского города. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его части. Кремль, торг, посад - основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек. Одежда и оружие воинов. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Общий характер и архитектурное разнообразие разных городов. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Богатое украшение городских построек. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. | 7 | -понимать роль постройки, изображения, украшения в при создании образа древнерусского города; - создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками; - понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык ДПИ | - выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; - изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
3.Каждый народ — художник . | Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиционные постройки. Храм-пагода. Образ женской красоты – орнамент росписи японского платья-кимоно. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Образ степного мира и конструкция юрты. Природные мотивы орнамента. Портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Здание мечети. Минареты. Орнаментальный характер культуры. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Древнегреческий храм. Искусство греческой вазописи. Скульптура. Красота человеческого тела. Образ готического храма. Витражи. Средневековая скульптура. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Единство форм костюма и архитектуры. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ –художник.» | 11 | - новым приёмам работы художественными материалами; -осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; - узнавать характерные черты нескольких ярких культур; - создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками. | - понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; -передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; |
4.Искусство объединяет народы | Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве Красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений мудрости, доброты. Портреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко и др. Изображение печали и страдания в искусстве. Создание рисунка с драматическим сюжетом. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве. Роль искусства в жизни человека. Вечные темы в искусстве. Творческий отчёт. | 8 | - передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа; - различать основные виды и жанры пластических искусств;. - эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма и т.д | - изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы; - понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; |