Рабочая программа
учебного курса
« Дагестанская литература » в 10 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по аварской литературе для 10 класса составлена на основе республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программа по аварской и Дагестанской литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Дагестанская литература - 10 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2008 г.: Авторы –составители А. Г. Гамзатов, С.М.Хайбулаев.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 10 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них на развитие речи - 8 часов, на внеклассное чтение – 6 часов.
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 10 классе изучается Дагестанская литература, расширяются сведения о биографии поэтов, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, поэтов, углубляется работа по осмыслению прочитанного, учатся комплексному анализу художественного текста.
Курс литературы в 10 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 10 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы и литературы народов Дагестана, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и национальной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 10классе.
_ выразительное чтение художественного текста.
_ составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения.
_ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать.
_ уметь выражать свою мысль письменно или устно по изученному одному или нескольким произведениям.
_ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде или об общественно-полезном труде людей своего края.
_ подготовить выступление по одному или нескольким произведениям для обсуждения.
_ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, спектаклю или телевизионной передаче.
Связь с родным языком.
_ написать сочинение на политическую и бытовую тему.
_написать доклад на политическую и другие темы на основе 2-3-х произведений.
_написать выборочное изложение по произведению повествовательного характера.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10-го класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
_ Основные исторические события и даты, происходившие и отражённые в литературе Х!Х века рассказать и найти их особенности;
_ Особенности поэтических произведений, их значение для развития родной литературы.
_ Уметь пользоваться полученными знаниями теории литературы на уроках русской литературы и сравнивать их с Т/Л Дагестанской литературы.
_ определить жанры произведения и их особенности.
_ дать оценку критическим статьям.
_ выучить наизусть предложенные по программе произведения
уметь:
прослеживать темы аварской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
--строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:
«Дагестанский адабият»: Хрестоматия 10 кл. авторы: А. Г. Гамзатов. С.М. Хайбулаев.2-е издание « Издательство НИИ педагогики», Махачкала 2008 г.-272 с.
Тематическое планирование по «Дагестанской литературе»
10 кл.
№ | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них на развитие речи, ч. | Из них на внеклассное чтение, ч. | Сочи- не- ния |
1. | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2. | Устное народное творчество. | 5 | | 1 | - |
3 | Дагестанская литература (письменная) 18-19 веков (обзор) | 2 | 1 | - | 1 |
4 | Аварская литература 50-90-х годов х1х века. Алигаджи из Инхо и аварские поэты его периода. | 20 | 1 | 1 | 1 |
5 | Литература народов Дагестана. Лезгинская литература | 7 | | 1 | 1 |
6 | Кумыкская литература.Кумыкская литература в конце Х!Х века. | 7 | 1 | | |
7 | Даргинская литература. | 6 | | 1 | 1 |
8 | Лакская литература. | 4 | 1 | | |
9 | Табасаранская литература | 4 | | | |
| | | | | |
| ИТОГО | 56 | 4 | 4 | 4 |
| | | | | |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 10 классе
на 2016-2017 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Дом. зад. |
1 | Введение. | 1 | | |
| Устное народное творчество. | 5 | | |
2 | Богатство устного поэтического творчества дагестанского народа, её углублённый мысль. | 1 | | |
3 | Исторические песни народов Дагестана. Борьба горцев против иноземных захватчиков. «Парту Патима » «Каменный мальчик» | 1 | | Стр.3-10 |
4 | «Прекрасная Бика», «Разгром Надир_шаха» | 1 | | Стр. 13-19 |
5 | Эпические песни народов Дагестана. «песня Бахтики», «Паризада! Гаджибала», «Бедность». | 1 | | Стр. 24-27 |
6 | Лирические песни народов Дагестана. Песни о любви, Песни- раздумья, Песни гнева, тюремные песни. | 1 | | Стр. 28-30 |
7 | Вн/чт. Баллады Народов Дагестана. «О Юсуп-хане», «Али, оставленный в ущелье», «Али с гор». | 1 | | |
| | | | |
| Дагестанская литература (письменная) 18-19 веков (обзор) | 2 | | |
8 | Основоположники аварской письменной литературы их песни-наставления. Борьба горцев за свободу и независимость. Общественно-политическое положение Дагестана после присоединения к России. | 1 | | |
9 | Литература Х!Х века. Основная тема – борьба за свободу и независимость. Значение и роль русской культуры для развития дагестанской культуры и лит-ры. | 1 | | |
11 | Р/Р Изложение. | | | |
12 | Сочинение. | | | |
| Аварская лит-ра х1х века | | | |
13 | Алигаджи из Инхо-основоположник аварского литер-го языка «Море мудрости», «Не сидите без дела» | 1 | | Стр.42-49 |
14 | Лирика. «Смотри, любимая», «Лицо достигло соверщенной красоты», «Гнездо голубя» | 1 | | Стр. 50-51 |
15 | Сатира. «О спиртных напитках», «Для тех, кто хочет выдать дочь за богатого». | 1 | | |
16 | Философская лирика Алигаджи из Инхо. «мечта» «Седине». | 1 | | |
17 | Критический реализм в произведениях Алигаджи из Инхо. | 1 | | Стр. 60 |
18 | Р/Р Чтение и перевод произведения аварского поэта на русский язык. | | | |
19 | Анхил Марин Борьба за свободу- основная тема в произведениях автора. | 1 | | Стр. 67-69 |
20 | Бегилав из Гергебиля. Тема свободы и нищеты в произведениях.Муртазаалигаджи из Согратля «Письмо из Сибири» | 1 | | Стр.71-79 |
21 | Магомед из Чиркави «Ученики и чабаны». Эльдарилав из Ругуджа. «Девушке из Чоха» | 1 | | Стр. 79-85 |
| Чанка из Батлайч (Тажудин) | 5 | | |
22 | Жизнь и творчество. Распространение революционных идей в Дагестане. | 1 | | Стр. |
23 | Лирика любви. «Гулишат» | 1 | | Стр. 87-90 |
24 | «Араканинка» | 1 | | Стр. 91-94 |
25 | «Подняться бы мне в горы». | 1 | | Стр. 94-96 |
26 | «Шумайсат». Образ горянки в произведениях Чанки. | 1 | | |
27 | Вн / Чт. | | | |
| Махмуд из Кахабросо | 5 | | |
28 | Жизнь и творчество Махмуда. Развитие лирики любви «Сон» | 1 | | Стр. 97-104 |
29 | «Мать и дочь»Распространение поэзии Махмуда. | 1 | | Стр. 105-111 |
| «Письмо из казармы», «Пламя любви» | 1 | | Стр.112-116 |
30 | «Границы сердечного порыва рассходились» | 1 | | Стр. 116-119 |
31 | Критика . Г.Цадаса «Махмуд из Кахаб росо» Романтизм и реализмв творчестве Махмуда и Чанки. | 1 | | Стр. 123 |
| Поэты времен Чанки и Махмуда | 2 | | |
32 | Культура и быть аварского народа в конце 19 века. Этил Али «Другу», «Потерянной корове». | 1 | | Стр. 133-137 |
33 | Магомед из Тлоха. «Свобода». Курбан из Инхело «Песня о любви», «Кундухову». | 1 | | Стр.139-145 |
34 | Сочинение. | | | |
| Тестирование. | | | |
| Зачёт по итогам 1-го полугодия. | | | |
| Литература народов Дагестана Лезгинская литература. | 7 | | |
35 | Ятим Эмин. Жизнь и творчество. Развитие лезгинской литературы после Саида Кохчюрского | 1 | | Стр. |
36 | Переход от ашугской поэзии к литературе. Влияние Азербайджанской классической поэзии на творчество Эмина. | 1 | | |
37 | «Просьба о помощи». «Это мир». | 1 | | Стр.151- |
38 | «О, наша жизнь». «Завещание Эмина». | 1 | | Стр.150, 153 |
39 | «Друзьям» | 1 | | Стр.156. |
40 | Вн / Чт. | | | |
| Лезгинские поэты времен Ятима Эмина. | 2 | | |
41 | Мазали Али «Моя Родина» «Хану» | 1 | | Стр.157-158 |
42 | Гаджи из Ахты. «Письмо рабочего». «Скажите». | 1 | | Стр.159-160 |
43 | Р/Р. | | | |
| Кумыкская литература Ийрчи Казак | 7 | | |
44 | «Жизнь и творчество». «Песня пахаря». | 1 | | |
45 | «Рассказ о ёже». «Удача». | 1 | | |
46 | Из Сибирских писем. «Хитрость ханов». «Молитесь за нас». | 1 | | |
39 | «Каким должен быть мужчина». «Терпение мудрых». | 1 | | |
| Р\Р. | | | |
40 | Кумыкская литература ХIX в времен Магомеда – Эфенди Османова. «Кумыкская свободная песня» | 3 1 | | Стр.168-169 |
41 | Манай Алибеков «Заявление девушек из Аская». | 1 | | Стр.170-172 |
42 | Зайналабид Батырзаев. «Караван ушел» | 1 | | Стр.173-174 |
| Даргинская литература Омарла Батырая. | 5 | | |
43 | Батырай «На той высокой горе» | 1 | | Стр.178 |
44 | «О том, как я спою песню» | 1 | | Стр. 176 |
45 | «Да я пела песни» | 1 | | Стр.177 |
46 | «Пахарю». «Богатому». | 1 | | Стр. 179 |
47 | «Стекло как алмаз» | 1 | | Стр. 182 |
48 | Вн/Чт. | | | |
| Даргинская поэзия времен Батырая | 1 | | |
49 | Мунги Ахмед. «Мадам» «Суд Шамиля» | | | Стр. 185-186 |
50 | Сукур (Слепой) Курбан. «Бедная девушка» | | | Стр. 187 |
51 | Сочинение. | | | |
| Лакская литература | 4 | | |
52 | Гасан Гузунов. «Петух Юсуф – хана» | 1 | | Стр. 192 |
53 | Шаза из Куркли. «Мой дорогой ястреб» и др. стихии. | 1 | | Стр. 194-195 |
54 | Саид Габиев. «Желание», «Цель». | 1 | | Стр. 196-197 |
55 | Гарун Саидов. «Партизанская песня» | 1 | | Стр. 198 |
56 | Р/Р. | | | |
| Табасаранская литература. | 3 | | |
57-58 | Мирза из Калука. «Ответ хану», «Удивительный соловей», «Зов народу». | 2 | | Стр.222, 224 |
59 | Уруж из Татила, «Эй. бедняк» и Жигер из Кандика. «Трудное время». | 1 | | Стр. 224-226 |
60 | Обзорная лекция по изученному : | | | |
| Тестирование. | | | |
| Зачёт по итогам 2-го полугодия. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |