СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Занимательная грамматика" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Занимательная грамматика" 6 класс 0,5 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Занимательная грамматика" 6 класс»



Пояснительная записка

Задачи курса:

  • формирование грамотной и выразительной речи учащихся;

  • повышение речевой компетентности детей;

  • развитие интереса к читательской деятельности;

  • развитие интереса к научной деятельности;

  • подготовка обучаемых к успешному участию в олимпиадах по русскому языку;

  • обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского язык.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

На занятиях курса широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.

Программа включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.

Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.



Планируемые результаты освоения курса



Планируемые результаты освоения программы курса"Занимательная грамматика":

  • Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • Метапредметные результаты:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя:

  1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 2009

  2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

  3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  4. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

  5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2008.

  6. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

  7. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 2009.

  8. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

  9. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

  10. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007.



Литературы для учащихся:

  1. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

  2. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2009.

  1. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание.

  2. Казанский Б. В. В мире слов.

  3. Смолицкая Г. П. Занимательная топонимика.

  4. Суперанская А., Суслова А. О. О русских фамилиях.





Содержание курса «Занимательная грамматика»

Фонетика. Интонация. Разночтение слов в звучании и написании. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи.

Словообразование. Словообразовательная модель слова. словообразовательное гнездо. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями.

Происхождение имен и фамилий.

Лексика. Фразеология. На какие группы делится словарный состав русского языка. Многозначные слова и омонимы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Антонимы и синонимы русского языка. Фразеология в художественных произведениях.

Морфология. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические омонимы. Понятие о местоимении. Разряды местоимений.

Орфография. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. О//А в корн –зар/зор, гор/гар. Чередующиеся буквы. Ы/И после Ц.

Синтаксис. Какими бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ. Способы выражения подлежащего.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, между однородными членами предложения, между частями сложного предложения.

























Тематическое планирование курса «Занимательная грамматика» 6 класс

Тема

Количество часов

Дата по плану(номер недели)

Дата по факту

Примечания

ФОНЕТИКА. ИНТОНАЦИЯ

1

Разночтение слов в звучании и написании.

1




СЛОВОООБРАЗОВАНИЕ

2

Словообразовательная модель слова. словообразовательное гнездо.

1




3

Этимология слов.

1




ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

4

Многозначные слова и омонимы.

1




5

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

1




6

Антонимы и синонимы русского языка.

1




7

Фразеология в художественных произведениях.

1




МОРФОЛОГИЯ

8-9

Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга.

2




10-11

В чём секрет глагола и его форм.

2




12

Фокусы местоимений.

1




ОРФОГРАФИЯ

13

Путеводные звезды орфографии.

1




СИНТАКСИС

14

Какими бывают предложения.

1




15

В поисках подлежащего.

1




ПУНКТУАЦИЯ

16

Секреты пунктуации.

1




17

Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища.

1.




18

Что значит владеть языком? Проверочная работа.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!