Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Занимательная грамматика" 6 класс»
Пояснительная записка
Задачи курса:
формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
повышение речевой компетентности детей;
развитие интереса к читательской деятельности;
развитие интереса к научной деятельности;
подготовка обучаемых к успешному участию в олимпиадах по русскому языку;
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского язык.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
На занятиях курса широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.
Программа включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения программы курса"Занимательная грамматика":
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя:
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 2009
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2008.
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 2009.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007.
Литературы для учащихся:
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2009.
Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание.
Казанский Б. В. В мире слов.
Смолицкая Г. П. Занимательная топонимика.
Суперанская А., Суслова А. О. О русских фамилиях.
Содержание курса «Занимательная грамматика»
Фонетика. Интонация. Разночтение слов в звучании и написании. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи.
Словообразование. Словообразовательная модель слова. словообразовательное гнездо. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями.
Происхождение имен и фамилий.
Лексика. Фразеология. На какие группы делится словарный состав русского языка. Многозначные слова и омонимы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Антонимы и синонимы русского языка. Фразеология в художественных произведениях.
Морфология. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы. Понятие о местоимении. Разряды местоимений.
Орфография. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. О//А в корн –зар/зор, гор/гар. Чередующиеся буквы. Ы/И после Ц.
Синтаксис. Какими бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ. Способы выражения подлежащего.
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, между однородными членами предложения, между частями сложного предложения.
Тематическое планирование курса «Занимательная грамматика» 6 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану(номер недели) | Дата по факту | Примечания |
ФОНЕТИКА. ИНТОНАЦИЯ |
1 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1 | | | |
СЛОВОООБРАЗОВАНИЕ |
2 | Словообразовательная модель слова. словообразовательное гнездо. | 1 | | | |
3 | Этимология слов. | 1 | | | |
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ |
4 | Многозначные слова и омонимы. | 1 | | | |
5 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | 1 | | | |
6 | Антонимы и синонимы русского языка. | 1 | | | |
7 | Фразеология в художественных произведениях. | 1 | | | |
МОРФОЛОГИЯ |
8-9 | Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. | 2 | | | |
10-11 | В чём секрет глагола и его форм. | 2 | | | |
12 | Фокусы местоимений. | 1 | | | |
ОРФОГРАФИЯ |
13 | Путеводные звезды орфографии. | 1 | | | |
СИНТАКСИС |
14 | Какими бывают предложения. | 1 | | | |
15 | В поисках подлежащего. | 1 | | | |
ПУНКТУАЦИЯ |
16 | Секреты пунктуации. | 1 | | | |
17 | Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. | 1. | | | |
18 | Что значит владеть языком? Проверочная работа. | 1 | | | |